Рефераты. Шарль Морис Талейран






«Завоевательные войны Наполеона» на стр.292 есть информация о встрече в

Тильзите двух императоров очень полная (изложены все цели императоров,

результаты встречи), есть также упоминание, что главную роль в Тильзите

принадлежала Ш.М. Талейрану министру Наполеона. А в пункте «Крушение

Империи Наполеона» на стр.295 о Талейране и его деятельности есть

следующее упоминание: «По инициативе министра иностранных дел Франции

Ш.М. Талейрана, созданный Наполеоном сенат проголосовал за низложение

императора и восстановлении Бурбонов». В пункте о Венском конгрессе

информации почти нет, ни целей держав, ни результатов Конгресса нет.

-А.Я.Юдовская, П.А. Баранов «Новая история 1500-1800»М.,2000

Уч. Для 7-го Кл. ср. школы

-А.Я. Юдовская, П.А. Баранов «Новая история 1800-1918»М.,1998 Уч.

Для 8-го Кл. ср. школы

Учебники дополняют друг друга. Язык изложения доступен для учеников 7-

го и 8-го классов. Хочется отметить, что очень большое внимание уделено

зрительной опоре. Так цветом и специальными знаками выделены вопросы в

конце параграфа, тексты источников, таблицы, выводы. Используется большое

количество иллюстраций, на форзаце учебника есть таблицы важных дат и

событий.

В этом учебнике тема моей дипломной работы изложена лучше всего.

Здесь в главе II «Строительство новой Европы» есть неоднократное

упоминание о деятельности Талейрана. В параграфе 7 « Консульство и

образование наполеоновской империи» на стр.70 есть пункт «встреча двух

императоров в Тильзите» изложен довольно подробно: есть и цели, и ход

встречи, и результаты, а также упоминание о Ш.М. Талейране. В параграфе 8

«Разгром Империи Наполеона. Венский конгресс» на стр.74-75 в пункте

«Венский Конгресс 1814-1815. Священный союз» есть краткая биография

Ш.М.Талейрана.

- Р.Ю.Виппер «История Нового времени» М.,1999 Уч. Для старших классов

ср. шк.

Данный учебник представляет собой скорее справочник по истории Нового

времени, он отражает современный уровень развития исторической науки. Ряд

сложных проблем изложен очень доходчиво и на высоком научном уровне в

сравнении со всеми Европейскими странами, в которых произошли подобные

события (например, события во Франции освещаются параллельно с событиями

в Бельгии и Пруссии). Учебник написан живым образным языком, поэтому

учебник интересен для обучения. Но недостаток то, что нет разбивки на

параграфы и нет вопросов в конце каждого пункта, и это становится задачей

учителя.

В учебнике Виппера есть только информация о Венском Конгрессе, но о

деятельности Ш.М. Талейрана нет ни слова. Подробно описаны цели, ход и

результаты конгресса.

-Н.И.Ефимов «Новая история для 8-го класса средней школы» М.,1983

Учебник написан в духе классовой борьбы ,и поэтому в тексте параграфа

можно часто встретить упоминания об узурпаторах, об эксплуататорах,

национально-освободительной борьбе против буржуев.

В этом учебнике упоминания о Венском Конгрессе также ничтожны только

в главе III «Эпоха наполеоновских войн» в параграфе 17 в пункте

«100дней Наполеона. Венский Конгресс. Священный союз» говорится только о

том, что «на престол Франции была возвращена законная справедливая

династия Бурбонов, кто будет защищать интересы французских трудящихся».

-«Книга для чтения по Новой Истории 1640-1870» //Н.Е.Овчаренко

М.,1992 9-йКл

Это пособие представляет собой историко-художественные очерки по

наиболее важным вопросам первого периода новой истории и выступает как

дополнение к учебнику.

Здесь подробно описан Венский Конгресс, подробно описана

деятельность не только Талейрана, но и Каслри, и Меттерниха. Здесь, на

мой взгляд, информация о Венском Конгрессе самая интересная и подробная.

Прочитав стр. 102-113, ученики способны будут объективно оценить события

Венского Конгресса и дипломатическую деятельность Ш.М. Талейрана на этом

Конгрессе.

Это еще не предел всех учебников, которые выпущены у нас в России и

для учителя порой бывает трудно выбрать лучший среди этого множества.

Так, качество излагаемого материала зависит от авторского коллектива,

отвечающего за выпуск учебного пособия, а также от того времени, в

котором мы живем. Необходимо отказаться от использования учебников

выпущенных в советский и перестроечный период. Также необходимо «списать»

учебники, которые не отвечают требованиям школьной программы и имеют

искажения и неточности в тексте параграфа. Программа школьного курса по

истории предполагает изучение Новой истории в 7м или 8м классах, а также

в 10м классе, как повторительно-обобщающий курс.

Таким образом, в данных учебных пособиях упоминаний о Талейране

либо вообще нет, либо они столь ничтожны, что столь малая информация не

может раскрыть всю многогранность и выдающиеся способности Шарля-Мориса

Талейрана, а дать материал большего объема не позволяют рамки урока. Но

историю нового времени, а именно историю Франции, можно изучать сквозь

призму жизни и деятельности Талейрана. Проанализировав эти учебные

пособия с точки зрения использования материалов дипломной работы на

уроках по новой истории, я пришла к выводу, что возможно использование

отдельных глав дипломной работы:

Глава II пункт 1 «Епископ Отенский и революция»

Глава IV «Вершина дипломатической деятельности Талейрана. Венский

Конгресс».

Например, в первом параграфе учебника В.О. Пунского, А.Я.

Юдовской[216] «Франция в XVIII века» в пункте «Сословный строй» можно

рассмотреть сословия и дворянство на примере жизни Ш.М.Талейрана. Так

как он сам происходил из Дворянского сословия, но многие годы принадлежал

к духовенству, поэтому его биография изобилует множеством интересных

фактов, связанных с жизнью этих сословий.

При изучении темы «Крушение Империи Наполеона. Венский Конгресс», эта

тема присутствует во всех учебниках, я бы провела не совсем обычный урок

с опережающим заданием. Это урок - ролевая игра «Суд над судьбой

Франции».

Перед тем, как приступить к изучению темы, связанной с Империей

Наполеона, я бы предупредила детей, что будет проведен урок подобного

типа, который

будет и зачетным по теме уроком. Необходимо с самого начала разделить

детей на 4 группы, каждой группе дается определенное задание:

1 группа: Представители обвиняемой страны (подсудимые-защитники).

Здесь и Наполеон, и Талейран, и представители Бурбонов.

Задание: собрать все необходимые для защиты доводы. Ваша цель -

спасти страну, оставив ее неделимой любой ценой.

2 группа: Представители стран – победительниц (Обвинители) Здесь

представители России (Александр I), Австрии (Карл Гарденберг) и Англии

(Роберт Каслри).

Задание: Ваша цель доказать вину Наполеона и наказать страну за эту

провинность.

3 группа: Группа присяжных заседателей, кто должен вынести вердикт.

Здесь достаточно 4х человек.

Задание: Подготовить результаты Венского конгресса, объявив их также

в игровой форме.

Еще необходимое условие: каждый ученик должен участвовать на

«Конгрессе». Также если в школе есть театральный клуб, то можно данный

урок даже сделать костюмированным. Подобные уроки направлены не только на

изучение нового материала, но также на повышение мотивации изучения

истории, на развитие творческих способностей ребят, на Развитие умений

отстаивать свое собственное мнение.

Необходимо отметить, что материалы дипломной работы можно

использовать на протяжении всего изучения темы. Здесь надо помнить только

о том, чтобы не переборщить, и учитывать психологические способности

учащихся. Результативность подобного комбинирования информации диплома и

учебника во многом зависит от опыта, творческих способностей и желания

учителя разнообразить уроки истории новыми формами работы, новой

информацией, ведь жизнь этого талантливого человека не может не

заинтересовать учеников при правильном изложении материала.

2. Методика использования материалов дипломной работы в школьном

курсе «История России»

Некоторые моменты из жизни и деятельности Талейрана можно

использовать не только на уроках по Новой Истории, но также в школьном

курсе «история России ХIХ в », который проходится в 8м и 10м классах. По

истории Отечества существует также великое множество учебных пособий,

рекомендованных для обучения в общеобразовательной школе. Я смогла

обнаружить несколько учебников по истории России и проанализировала их.

Е.Н. Захарова «История России XIX – начала XX в » М.,1998 Уч. Для 8-

го класса средней школы.

Данный учебник очень интересен с точки зрения построения материала.

Много цветных иллюстраций, вопросы для обсуждения и тексты источников

выделены отдельным шрифтом (что удобно для зрительного восприятия). В то

же время курсивом выделены даты и понятия. Вопросы к каждому параграфу

помогают учащимся: 1) ставить цели и задачи урока, 2) задавать логические

задания и создавать проблемные ситуации, 3) выносить наиболее сложные

вопросы по мере необходимости в качестве письменных домашних заданий, 4)

проводить аналогии между отдельными событиями, 5) нацеливать на изучение

новых тем.

В главе I «Россия в первой половине XIX века» в параграфах 4 «Внешняя

политика. Начало войны 1812г.» и 5 «Отечественная война 1812г.»

рассмотрены русско-французские отношения в 1805-1807гг. и в 1812-1815гг.

Подробно рассмотрена встреча двух императоров в Тильзите, даже даны

выдержки дневника Александра I о ходе встречи. Подробно описаны цели

каждого из императоров, обстоятельства встречи, условия договора и

результаты переговоров. Хотя упоминания об имени Талейрана нет (только

говорится о том, что проект договора в Тильзите был составлен министром

иностранных дел Наполеона).

Учебник А.А Даниловой, Л.Г. Косулина «История России XIX в»

М.,2000 //для 8-го класса

Учебник предлагает на рассмотрение ряд проблем истории России 19-го

века; содержит выдержки из источников, краткие сведения об отдельных

исторических личностях, вопросы заставляют не только воспроизводить

материал учебника, но и обсуждать наиболее важные вопросы истории. В

конце каждого параграфа есть словарь слов и понятий, необходимых для

запоминания.

Информация и о Тильзите, и о Венском Конгрессе ничтожно мала.

Упоминание только о «добрых» намерениях Александра I, а на значительный

вклад в развитие русско-французских отношений Ш.М. Талейрана нет даже

намека.

И.А.Федосов «История Отечества 8 класс» М.,1991

Авторы учебника освещают историю XIX века. Хорошим помощником в

преподавании являются иллюстрации, разнообразные по содержанию, жанровой

принадлежности, технике исполнения. На форзацах учебника выделены

основные даты курса. В конце параграфа есть тексты источников для

обсуждения.

В главе I параграфе 1 «Внутренняя и внешняя политика самодержавия

1801-1812гг.» на стр.11 рассказывается о причинах заключения Тильзитского

мира и его последствиях для России, а вот о ходе переговоров, а

следовательно и упоминаний о деятельности Талейрана нет. В параграфе 4 «

Подъем народной войны. Наступление русской армии» есть только замечание,

что «в конце 1814г. в Вене был созван мирный конгресс, который должен был

определить послевоенные границы европейских государств». Больше никаких

упоминаний о деятельности Венского конгресса, не говоря о дипломатической

деятельности Ш.М. Талейрана.

«История России 1682-1861» // О.В.Волобуева М.,1996

Учебное пособие по истории России XVII – первой половины XIX века

содержит принципиально новые подходы к изучению и интерпретации событий

этого времени. Значительная часть вопросов и заданий ориентирована на

творческую работу с учебником, развитие исторического мышления

школьников, на формирование у них, предусмотренных программой умений и

навыков.

События первой половины XIX века рассмотрены в главе VI «Мечты и

реальность в царствование Александра I (1801-1825)». В параграфе 36

«империя против империи» на стр.352-353 очень обстоятельно рассмотрены

переговоры в Тильзите. И опять-таки о Талейране и его участии в этих

переговорах ни слова. А в параграфе 39 «Россия в Европе» довольно

подробно освещено подписание Парижского мирного договора, к которому

Талейран имел непосредственное отношение.

«История России с древнейших времен до середины XIX века» // В.А.

Федорова Учебник для 10го класса средней школы.

Авторы учебника очень подробно изложили историю России этого периода;

в основе изложения проблемный метод. В учебнике учтены новейшие

достижения исследовательской литературы по отечественной истории. Учебник

отличают новые подходы к трактовке исторических явлений и процессов.

Глава 2 посвящена событиям внутренней и внешней политике первой

половины XIX века. В параграфе 2 рассмотрены основные вехи внешней

политики того периода. На стр.52-53 подробно рассмотрена встреча в

Тильзите. Но никаких имен кроме Александра I и Наполеона опять-таки нет,

а вот на стр.54-55 даже есть пункт « Русско-французские отношения 1808-

1812гг.». Это единственное учебное пособие по истории России, в котором

есть упоминание о свидании двух императоров в Эрфурте и участии там Ш.М.

Талейрана. Упоминается имя Талейрана и при описании Венского Конгресса и

участии его при составлении Парижского Мирного Договора.

В.И. Буганов, П.Н.Зырянов «История России конец XVII-XIX века. 10

класс» М.,1997

Материал учебника доступен для понимания в 10м классе. Методический

аппарат составлен с учетом современных дидактических, психологических и

методических требований. Основная цель вопросов и заданий –

активизировать мыслительную деятельность учащихся - достигнута. Но ни

необходимые для запоминания даты, ни понятия никак не выделены в тексте

параграфа. В 10м классе дети должны научится анализировать предлагаемые

тексты, к сожалению ни одного текста источника в учебнике нет.

В главе VII «Россия в первой половине XIX века» в параграфах 56 - 57

«Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии» на

стр.141-142 есть пункт, посвященный Венскому Конгрессу, но опять

упоминаний о Талейране нет.

Проанализировав, я пришла к выводу, данные учебники отвечают

современным образовательным целям.

Если говорить о возможности использования материалов дипломной работы

в школьном курсе «История России», то она слишком мала. На уроке по

истории России можно использовать особенности русско-французских

отношений. Я вижу следующий план урока:

Урок-диспут с использованием художественной литературы.

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации

исторического материала и формированию у школьников ярких образов

прошлого. Художественная книга помогает поддержать внимание учеников,

способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений можно

привлечь для воссоздания колорита эпохи.[217]

Вопрос урока: Каков образ Франции в России? Образ Наполеона?

Изучение Русско-французских отношений на примере романа

Л.Н.Толстого «Война и мир». При подготовке к уроку учащимся я бы

предложила перечитать некоторые главы романа (том 3 главы 1,2 и том 4

эпиграф), в которых автор описывает Эрфуртское свидание Александра 1 и

Наполеона и заключение Священного союза, а также цели каждой из держав.

При подготовке к уроку необходимо учащимся предложить опорные вопросы

для работы с художественной литературой. Например:

Дети читают и анализируют историческое произведение с позиций

соответствия его исторической науке, рецензируют, самостоятельно работают

над текстом, подбирая примеры, составляя аннотации, отвечая на вопросы.

Например:

1. О каких исторических событиях описывает автор?

2. Что мы можем узнать из художественной литературы об этом

источнике?

3. Каково отношение автора к происходящим событиям?

На уроке обсуждаются результаты домашней работы.

2 вид урока - работа с источником.

В качестве источника я бы предложила «Парижский мирный договор»,

составленный Талейраном. Можно класс разделить на группы по странам

Россия, Франция, Австрия и Англия. Каждая из групп должна сначала найти,

пользуясь всеми другими источниками цели каждой из Великих Держав

(опережающее задание), а уже на уроке при работе с источником школьники

должны сначала выписать результаты конференции для каждой из держав,

потом представить их по каждой группе.

Таким образом, можно заключить, что материалы дипломной работы дают

широкую платформу для творческой работы и учеников и учителя.

3. Методические приемы использования материалов в курсе « История

мировых цивилизаций».

Любые знания – это строительный материал для создания индивидуальных

систем ценностей, которые основываются на общечеловеческих ценностях. И

чтобы знания действительно были полезны для человека, он должен их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.