губернском Совете, а т.ж. при крупных портах, в пограничной
полосе образовывались
ЧК. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК.
ВЧК наделялась правом ареста контрреволюционеров.
Постановлением
12
от 21.12 1917 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с общеуголовным
преступ- лением - спекуляцией , и она начинает приобретать черты
чрезвычайного органа. ВЧК занимался розыском, пресечением и
предупреждением прес-
туплений, передавая материалы для предварительного следствия в
след- ственную комиссию трибунала. Т.о., четко разграничивалась
компетенция органов ВЧК и следственных комиссий трибуналов.
Создавались нормаль- ные взаимоотношения между этими органами.
Результаты расследования передавались в трибунал для вынесения
приговора. Это нормальное по- ложение было нарушено наступлением
немецких войск, когда в приня- том в связи с этим
21.02. 1918 г. постановлении СНК «Социалистическое Отечество в
опасности» говорилось, что неприятельские агенты подележа- ли
расстрелу. Это постановление наделило ВЧК правом внесудебного
решения дел с применением высшей меры наказания – расстрела.
ВЧК становится чрезвычайным органом. Это затем привело к
злоупотреблениям
в данных органах, так как нарушалась общепринятая система
борьбы с преступностью, исчезли такие стадии, как
предварительное расследование и судебное разбирательство. Нарушались
такие демократические принципы ,
как отделение суда от администрации, следствия от суда. Органы
ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили
следствие и выноси- ли постановление, т.е. приговор, заменяя ,
т.о., следственные и судебные органы.
Какие же проблемы встали перед новой властью в отношении
армии?
Вооруженные силы страны составляли отряды Красной
гвардии, ра-
бочей милиции, старая армия, часть которой поддерживала
Советскую власть.
1).Советское государство осуществляло постепенную демобилизацию
старой армии.
2).Шел процесс демократизации старой армии. II Всероссийской
съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 26.10.1917 г.
предлагал всем ар-
миям создать временные революционные комитеты. Главнокомандующие
обязаны были подчиняться распоряжениям комитетов. Назначались
комис- сары II Всероссийского съезда, которые выезжали в армию.
В декрете СНК « о выборном начале и об организации власти
в армии» от 16.12.1917 г. отмечалось, что армия подчиняется
СНК. Вся полнота власти в войсковой части принадлежала
солдатским комитетам и Советам.
3).Сложная внутренняя и внешняя обстановка заставила перейти
к созда-
нию постоянной , регулярной новой армии. 15.01.1918 г. СНК
принимает декрет « О рабоче-крестьянской Красной Армии». Красная
Армия создава- лась на следующих основах :
а) создавалась она на классовом принципе – «из наиболее
сознательных и организованных элементов трудящихся классов».
б) новая армия комплектовалась на принципе добровольности.
Для вступления в армию необходимы были рекомендации войсковых
комите- тов или общественных демократических организаций,
стоявших на плат- форме Советской власти, партийных и
профессиональных организаций.
Верховным руководящим органом рабоче-крестьянской армии
являлся
СНК, а непосредственное руководство и управление армией было
сосре-
13
доточено в Комиссариате по военным делам и созданной при
нем Все-
Российской коллегии. 29.01. 1918 г. СНК принял декрет о
создении рабо- че- крестьянского Красного флота на т.ж.
основаниях, что и Красная Армия. В Армии вводился институт
военных комиссаров.
Весной 1918 г. обстановка в стране обострилась, началась
иностранная
военная интервенция. Декретом ВЦИК от 22.04.1918 г. вводилась
всеоб- щая воинская повинность, т.е. армия комплектовалась уже
не на принци- пе добровольности. Были взяты на учет граждане
в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного
военного обучения. Был сделан шаг к переходу от выборности
командиров к их назначению. Созданные на местах военные
комиссариаты осуществляли комплектование армии на новых
основах. В Конституции РСФСР, принятой 10.17.1918 г., закрепля -
лась обязанность всех граждан защищать социалистическое
Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако
почетное право защищать революцию с оружием в руках Кон-
ституция предоставила то- лько трудящимся, возложив на
нетрудовые элементы отправление иных воинских обязанностей.
Местные органы власти и управления.
Процесс слома старого и создание советского
государственного аппа-
рата на местах были взаимосвязанными и сравнительно
продолжительны- ми. Руководство этим процессом осуществляли
Всероссийские съезды Со- ветов, Петроградский ВРК, ВЦИК , НКВД и
др. органы.
II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских
депутатов пос-
тановил о переходе всей власти на местах к Советам
рабочих, солдат- ских и крестьянских депутатов, закрепив тем
самым принцип полновлас- тия и единовластия Советов на местах
в решении местных дел. Съезд т.ж. постановил о ликвидации
комиссаров Временного правительства на местах. Т.о., сразу же,
после победы Октябрьского восстания начался про- цесс слома
прежнего и создания нового аппарата на местах. Декретом ВЦИК и
СНК от 10.11.1917 г. упразднялись все сословия и сословные деле-
ния граждан и сословные организации и учреждения.
Власть на местах переходила к Советам. За короткое время
Советская власть была установлена в 90 губернских и др.
крупных городах. Начался процесс слияния Советов рабочих и
солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. В
соответствии с постановлением НКВД от 28.10. 1917 г. местные
Советы рабочих и солдатских депутатов получили право
создавать свои вооруженные формирования – отряды рабочей милиции,
что,
несомненно, усиливало власть местных Советов, особенно на первых
порах становления новой власти.
Во многих губерниях и даже уездах и волостях создавались
свои сове-
ты народных комиссаров. Нужно было унифицировать местные органы
влас- ти и управления, четко определить их компетенцию. В
обращении НКВД ко всем Советам депутатов « Об организации
местного самоуправления» и
14
Инструкции НКВД «О правах и обязанностях Советов», отмечалось,
что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны
Действо- вать в соответствии с нормативными актами центральных
органов и вы- шестоящих Советов. На Советы и их органы
возлагались задачи управле- ния и обслуживания всех сторон
местной жизни, административной, хозяй- ственной, финансовой,
культурной, воспитательной. На местные Советы воз- лагалась задача
проведения в жизнь декретов и постановлений централь-
ной власти. Они наделялись правом издавать постановления. Советы
из- бирали из своей среды исполнительный орган, на который
они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю
текущую работу по
управлению. Местные Советы могли производить реквизиции и
конфиска- ции, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы
печати, про-
изводить аресты. О всех принимаемых мерах и важнейших событиях
местной жизни Советы должны были докладывать центральной
Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах
упразднялись. Советы находились на государственном финансировании.
Учредительное собрание.
27.10.1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил
провести выборы в Учредительное собрание в назначенный срок
12.1917 г. Выборы
состоялись 12.11. 1917 г., по спискам, составленным еще до
революции, где левые и правые эсеры шли одним списком как
эсеры, хотя к момен-
ту выборов это были 2 партии с разным отношением к Советской
власти. Левые эсеры – поддерживали ее, а правые были против. В
списке в основ- ном были представлены правые эсеры. Данные о
результатах выбора –
различные. Так, по одним данным, в голосовании участвовало около
поло-
вины избирателей, по другим - 44 443 тыс. Было избрано 715
депутатов, по другим данным – 703. Эсеров было избрано 229, из них
39 левых, по другим данным – 412, из них 30 левых эсеров.
Большивиков было избрано
168 или 183. 20.12. 1917 г. СНК постановил созвать Учредительное
собра-
ние 5.01.1918 г. Накануне созыва Учредительного собрания
3.01.1918 г. ВЦИК принял постановление, где говорилось, что вся
власть принадле - жит Советам и советским учреждениям и
поэтому всякая попытка прис- воить функции государственной
власти будет рассматриваться как контр- революционное действие и
будет подавляться вплоть до применения во- оруженной силы. В
т.ж. день, чуть раньше ВЦИК принял «Декларацию
прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
Учредительное собрание начало свою работу 5.01.1918 г.
в Петрогра-
де в Таврическом дворце. Присутствовало около 410 депутатов.
Председа- телем был избран правый эсер В.М.Чернов, за которого
проголосовало 244
депутата. Я.М.Свердлов зачитал «Декларацию прав трудящегося и
эксплу- атируемого народа» и предложил собранию принять ее,
т.е. признать Со-
ветскую власть и ее важнейшие декреты : о мире, земле, и
т.д., а т.ж. передать власть Советам. Учредительное собрание
этого не сделало. Боль-
шевики покинули собрание. Перед уходом левых эсеров собрание
приня- ло постановление о том, что верховная власть в стране
принадлежит ему и что СНК должен подчиняться собранию. В 5
часу командовавший охраны анархист матрос А.Г.Железняков
предложил В.М.Чернову
15
прекратить работу собрания , заявив : «Караул устал». 6.01.1918 г.
в 4.40.
утра Учредительное собрание прекратило свою деятельность.
6.01.1918 г. ВЦИК принял декрет «О роспуске
Учредительного собра- ния. 18.01.1918 г. СНК принял декрет , в
котором предписывал из всех ранее изданных законов устранить
ссылки на Учредительное собрание.
10.01.1918 г. собрался III Всероссийский съезд Советов
рабочих и солдатских депутатов, на котором присутствовало 710
делегатов. 13.01.
1918 г. начал свою работу III Всероссийский съезд
крестьянских депу-
татов. Эти съезды объединились и в стране образовался единый
высший орган власти, что укрепило новую власть. Съезд одобрил
роспуск Уч- редительного собрания и постановил устранить во
всех новых изданиях нормативных актов ссылки на Учредительное
собрание. Т.ж. было решено снять в наименовании правительство
слово «временное».
На съезде была принята «Декларация прав трудящегося
и эксплуа-
тируемого народа», отвергнутая Учредительным собранием. Была т.ж.
при-
нята резолюция «О федеральных учреждениях Российской
Республики»,
согласно которой Российская Социалистическая Советская Республика
учреждалась на основе добровольного союза народов России
как феде -рация советских республик этих народов. Съезд т.ж.
принял закон «О социализации земли», основанный на декрете II
Всероссийского съезда «О земле».
2. Деятельность советского государства в области экономики.
Новая власть внесла серьезные изменения в аграрный
сектор эко- номики. Был принят декрет «О земле», согласно
которому помещичья
Собственность на землю отменялась немедленно без всякого
выкупа. Помещичьи имения , а т.ж. удельные монастырские,
церковные земли со всем живым и мертвым инвентарем,
усадебными постройками переходили в распоряжение земельных
комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов впредь до
Учредительного собрания. Руководствоваться при осуществлении
земельных преобразований следовало «Крестьянским нака-
зом о земле», составленным на основании 242 местных
крестьянских на- казов редакцией Известий Всероссийского Совета
крестьянских депутатов и опубликованный в номере 88 этих
Известий 19.08.1917 г. В «Наказе» содержались важнейшие положения:
-- право частной собственности на землю отменялось навсегда.
Земля не могла быть продаваема, покупаема, сдаваема в аренду
либо в залог.
-- вся земля обращалась во всенародное достояние и
переходила в по-
льзование всех трудящихся на ней. Все полезные ископаемые ,
а.ж. леса и воды, имеющие общегосударственное значение,
переходили в исключи- тельное пользование государства. Мелкие
озера, реки, леса переходили в пользование общин.
-- Земельные участки с высококультурными хозяйствами – сады,
планта-
16
ции, оранжереи и т.д. - не подлежали разделу, превращались в
показатель-
ные и передавались в исключительное пользование государства
или об-
щин, в зависимости от размера и значительности их.
-- Право пользования землей получали все граждане без
различия пола,
желающие обрабатывать ее своим трудом. Наемный труд не
допускался.
-- Земля распределялась по трудовой или потребительской
норме.
-- Вся земля после отчуждения поступала в общенародный
земельный фонд.
-- Распределением ее между трудящимися должны были
заниматься местные и центральные органы самоуправления. Формы
пользования зем- лей должны были быть совершенно свободными:
подворная, хуторская,
общинная, артельная ( как решит само население ).
В результате осуществления этих законов крестьяне
получили более
150 млн. га земли, освобождаясь от ежегодных арендных платежей
в сум- ме 700 млн. руб. золотом и от расходов на
приобретение земли в даль- нейшем. Крестьяне освобождались от
долга Крестьянскому поземельному банку. Крестьянам был передан
помещичий сельскохозяйственный инвен- тарь стоимостью 300 млн.
руб. Помещичье землевладение было ликвиди- ровано. Советская
власть получила мощную поддержку со стороны кресть- янства.
Стали создаваться коллективные хозяйства : сельскохозяйственные
артели, коммуны.
Мероприятия новой власти в области промышленности
начались с введения рабочего контроля. 14.11.1917 г. ВЦИК
утверждает «Положение
о рабочем контроле». В нем, в интересах планомерного
регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых,
банковых, сельско- хозяйственных, транспортных, кооперативных,
производительных товарище- ствах и др. предприятиях, имевших
наемных рабочих или дававших ра- боту на дом, вводился
рабочий контроль над производством, куплей, про- дажей продуктов
и сырых материалов, хранением их, а т.ж. над финан- совой
стороной предприятия. Этот контроль должны были осуществлять
рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения. В
каж- дом крупном городе, , губернии или промышленном районе
предписы- валось создание местного Совете рабочего контроля,
состоявшего из пред- ставителей профессиональных союзов. Создавался
Всероссийский Совет рабочих, в состав которых входили
представители различных Профсоюзов и Советов рабочих .
Органы рабочего контроля осуществляли наблюдение за
производст- вом, устанавливали минимум выработки предприятия,
принимали меры к
выяснению себестоимости продукции, устанавливали контроль над
деловой
перепиской, причем владельцы обязаны были предъявить органам
рабоче- го контроля всю документацию. Виновные в сокрытии
документации от-
вечали по суду.
Введение рабочего контроля являлось одним из основных
мероприя-
17
тий государства по созданию новой экономики. Его учреждение
давало
возможность решить несколько задач.
1). Устанавливался контроль над деятельностью хозяев предприятий,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5