Рефераты. Возникновение основ советского права






губернском Совете, а т.ж. при крупных портах, в пограничной

полосе образовывались

ЧК. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК.

ВЧК наделялась правом ареста контрреволюционеров.

Постановлением

12

от 21.12 1917 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с общеуголовным

преступ- лением - спекуляцией , и она начинает приобретать черты

чрезвычайного органа. ВЧК занимался розыском, пресечением и

предупреждением прес-

туплений, передавая материалы для предварительного следствия в

след- ственную комиссию трибунала. Т.о., четко разграничивалась

компетенция органов ВЧК и следственных комиссий трибуналов.

Создавались нормаль- ные взаимоотношения между этими органами.

Результаты расследования передавались в трибунал для вынесения

приговора. Это нормальное по- ложение было нарушено наступлением

немецких войск, когда в приня- том в связи с этим

21.02. 1918 г. постановлении СНК «Социалистическое Отечество в

опасности» говорилось, что неприятельские агенты подележа- ли

расстрелу. Это постановление наделило ВЧК правом внесудебного

решения дел с применением высшей меры наказания – расстрела.

ВЧК становится чрезвычайным органом. Это затем привело к

злоупотреблениям

в данных органах, так как нарушалась общепринятая система

борьбы с преступностью, исчезли такие стадии, как

предварительное расследование и судебное разбирательство. Нарушались

такие демократические принципы ,

как отделение суда от администрации, следствия от суда. Органы

ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили

следствие и выноси- ли постановление, т.е. приговор, заменяя ,

т.о., следственные и судебные органы.

Какие же проблемы встали перед новой властью в отношении

армии?

Вооруженные силы страны составляли отряды Красной

гвардии, ра-

бочей милиции, старая армия, часть которой поддерживала

Советскую власть.

1).Советское государство осуществляло постепенную демобилизацию

старой армии.

2).Шел процесс демократизации старой армии. II Всероссийской

съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 26.10.1917 г.

предлагал всем ар-

миям создать временные революционные комитеты. Главнокомандующие

обязаны были подчиняться распоряжениям комитетов. Назначались

комис- сары II Всероссийского съезда, которые выезжали в армию.

В декрете СНК « о выборном начале и об организации власти

в армии» от 16.12.1917 г. отмечалось, что армия подчиняется

СНК. Вся полнота власти в войсковой части принадлежала

солдатским комитетам и Советам.

3).Сложная внутренняя и внешняя обстановка заставила перейти

к созда-

нию постоянной , регулярной новой армии. 15.01.1918 г. СНК

принимает декрет « О рабоче-крестьянской Красной Армии». Красная

Армия создава- лась на следующих основах :

а) создавалась она на классовом принципе – «из наиболее

сознательных и организованных элементов трудящихся классов».

б) новая армия комплектовалась на принципе добровольности.

Для вступления в армию необходимы были рекомендации войсковых

комите- тов или общественных демократических организаций,

стоявших на плат- форме Советской власти, партийных и

профессиональных организаций.

Верховным руководящим органом рабоче-крестьянской армии

являлся

СНК, а непосредственное руководство и управление армией было

сосре-

13

доточено в Комиссариате по военным делам и созданной при

нем Все-

Российской коллегии. 29.01. 1918 г. СНК принял декрет о

создении рабо- че- крестьянского Красного флота на т.ж.

основаниях, что и Красная Армия. В Армии вводился институт

военных комиссаров.

Весной 1918 г. обстановка в стране обострилась, началась

иностранная

военная интервенция. Декретом ВЦИК от 22.04.1918 г. вводилась

всеоб- щая воинская повинность, т.е. армия комплектовалась уже

не на принци- пе добровольности. Были взяты на учет граждане

в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного

военного обучения. Был сделан шаг к переходу от выборности

командиров к их назначению. Созданные на местах военные

комиссариаты осуществляли комплектование армии на новых

основах. В Конституции РСФСР, принятой 10.17.1918 г., закрепля -

лась обязанность всех граждан защищать социалистическое

Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако

почетное право защищать революцию с оружием в руках Кон-

ституция предоставила то- лько трудящимся, возложив на

нетрудовые элементы отправление иных воинских обязанностей.

Местные органы власти и управления.

Процесс слома старого и создание советского

государственного аппа-

рата на местах были взаимосвязанными и сравнительно

продолжительны- ми. Руководство этим процессом осуществляли

Всероссийские съезды Со- ветов, Петроградский ВРК, ВЦИК , НКВД и

др. органы.

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских

депутатов пос-

тановил о переходе всей власти на местах к Советам

рабочих, солдат- ских и крестьянских депутатов, закрепив тем

самым принцип полновлас- тия и единовластия Советов на местах

в решении местных дел. Съезд т.ж. постановил о ликвидации

комиссаров Временного правительства на местах. Т.о., сразу же,

после победы Октябрьского восстания начался про- цесс слома

прежнего и создания нового аппарата на местах. Декретом ВЦИК и

СНК от 10.11.1917 г. упразднялись все сословия и сословные деле-

ния граждан и сословные организации и учреждения.

Власть на местах переходила к Советам. За короткое время

Советская власть была установлена в 90 губернских и др.

крупных городах. Начался процесс слияния Советов рабочих и

солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. В

соответствии с постановлением НКВД от 28.10. 1917 г. местные

Советы рабочих и солдатских депутатов получили право

создавать свои вооруженные формирования – отряды рабочей милиции,

что,

несомненно, усиливало власть местных Советов, особенно на первых

порах становления новой власти.

Во многих губерниях и даже уездах и волостях создавались

свои сове-

ты народных комиссаров. Нужно было унифицировать местные органы

влас- ти и управления, четко определить их компетенцию. В

обращении НКВД ко всем Советам депутатов « Об организации

местного самоуправления» и

14

Инструкции НКВД «О правах и обязанностях Советов», отмечалось,

что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны

Действо- вать в соответствии с нормативными актами центральных

органов и вы- шестоящих Советов. На Советы и их органы

возлагались задачи управле- ния и обслуживания всех сторон

местной жизни, административной, хозяй- ственной, финансовой,

культурной, воспитательной. На местные Советы воз- лагалась задача

проведения в жизнь декретов и постановлений централь-

ной власти. Они наделялись правом издавать постановления. Советы

из- бирали из своей среды исполнительный орган, на который

они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю

текущую работу по

управлению. Местные Советы могли производить реквизиции и

конфиска- ции, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы

печати, про-

изводить аресты. О всех принимаемых мерах и важнейших событиях

местной жизни Советы должны были докладывать центральной

Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах

упразднялись. Советы находились на государственном финансировании.

Учредительное собрание.

27.10.1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил

провести выборы в Учредительное собрание в назначенный срок

12.1917 г. Выборы

состоялись 12.11. 1917 г., по спискам, составленным еще до

революции, где левые и правые эсеры шли одним списком как

эсеры, хотя к момен-

ту выборов это были 2 партии с разным отношением к Советской

власти. Левые эсеры – поддерживали ее, а правые были против. В

списке в основ- ном были представлены правые эсеры. Данные о

результатах выбора –

различные. Так, по одним данным, в голосовании участвовало около

поло-

вины избирателей, по другим - 44 443 тыс. Было избрано 715

депутатов, по другим данным – 703. Эсеров было избрано 229, из них

39 левых, по другим данным – 412, из них 30 левых эсеров.

Большивиков было избрано

168 или 183. 20.12. 1917 г. СНК постановил созвать Учредительное

собра-

ние 5.01.1918 г. Накануне созыва Учредительного собрания

3.01.1918 г. ВЦИК принял постановление, где говорилось, что вся

власть принадле - жит Советам и советским учреждениям и

поэтому всякая попытка прис- воить функции государственной

власти будет рассматриваться как контр- революционное действие и

будет подавляться вплоть до применения во- оруженной силы. В

т.ж. день, чуть раньше ВЦИК принял «Декларацию

прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Учредительное собрание начало свою работу 5.01.1918 г.

в Петрогра-

де в Таврическом дворце. Присутствовало около 410 депутатов.

Председа- телем был избран правый эсер В.М.Чернов, за которого

проголосовало 244

депутата. Я.М.Свердлов зачитал «Декларацию прав трудящегося и

эксплу- атируемого народа» и предложил собранию принять ее,

т.е. признать Со-

ветскую власть и ее важнейшие декреты : о мире, земле, и

т.д., а т.ж. передать власть Советам. Учредительное собрание

этого не сделало. Боль-

шевики покинули собрание. Перед уходом левых эсеров собрание

приня- ло постановление о том, что верховная власть в стране

принадлежит ему и что СНК должен подчиняться собранию. В 5

часу командовавший охраны анархист матрос А.Г.Железняков

предложил В.М.Чернову

15

прекратить работу собрания , заявив : «Караул устал». 6.01.1918 г.

в 4.40.

утра Учредительное собрание прекратило свою деятельность.

6.01.1918 г. ВЦИК принял декрет «О роспуске

Учредительного собра- ния. 18.01.1918 г. СНК принял декрет , в

котором предписывал из всех ранее изданных законов устранить

ссылки на Учредительное собрание.

10.01.1918 г. собрался III Всероссийский съезд Советов

рабочих и солдатских депутатов, на котором присутствовало 710

делегатов. 13.01.

1918 г. начал свою работу III Всероссийский съезд

крестьянских депу-

татов. Эти съезды объединились и в стране образовался единый

высший орган власти, что укрепило новую власть. Съезд одобрил

роспуск Уч- редительного собрания и постановил устранить во

всех новых изданиях нормативных актов ссылки на Учредительное

собрание. Т.ж. было решено снять в наименовании правительство

слово «временное».

На съезде была принята «Декларация прав трудящегося

и эксплуа-

тируемого народа», отвергнутая Учредительным собранием. Была т.ж.

при-

нята резолюция «О федеральных учреждениях Российской

Республики»,

согласно которой Российская Социалистическая Советская Республика

учреждалась на основе добровольного союза народов России

как феде -рация советских республик этих народов. Съезд т.ж.

принял закон «О социализации земли», основанный на декрете II

Всероссийского съезда «О земле».

2. Деятельность советского государства в области экономики.

Новая власть внесла серьезные изменения в аграрный

сектор эко- номики. Был принят декрет «О земле», согласно

которому помещичья

Собственность на землю отменялась немедленно без всякого

выкупа. Помещичьи имения , а т.ж. удельные монастырские,

церковные земли со всем живым и мертвым инвентарем,

усадебными постройками переходили в распоряжение земельных

комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов впредь до

Учредительного собрания. Руководствоваться при осуществлении

земельных преобразований следовало «Крестьянским нака-

зом о земле», составленным на основании 242 местных

крестьянских на- казов редакцией Известий Всероссийского Совета

крестьянских депутатов и опубликованный в номере 88 этих

Известий 19.08.1917 г. В «Наказе» содержались важнейшие положения:

-- право частной собственности на землю отменялось навсегда.

Земля не могла быть продаваема, покупаема, сдаваема в аренду

либо в залог.

-- вся земля обращалась во всенародное достояние и

переходила в по-

льзование всех трудящихся на ней. Все полезные ископаемые ,

а.ж. леса и воды, имеющие общегосударственное значение,

переходили в исключи- тельное пользование государства. Мелкие

озера, реки, леса переходили в пользование общин.

-- Земельные участки с высококультурными хозяйствами – сады,

планта-

16

ции, оранжереи и т.д. - не подлежали разделу, превращались в

показатель-

ные и передавались в исключительное пользование государства

или об-

щин, в зависимости от размера и значительности их.

-- Право пользования землей получали все граждане без

различия пола,

желающие обрабатывать ее своим трудом. Наемный труд не

допускался.

-- Земля распределялась по трудовой или потребительской

норме.

-- Вся земля после отчуждения поступала в общенародный

земельный фонд.

-- Распределением ее между трудящимися должны были

заниматься местные и центральные органы самоуправления. Формы

пользования зем- лей должны были быть совершенно свободными:

подворная, хуторская,

общинная, артельная ( как решит само население ).

В результате осуществления этих законов крестьяне

получили более

150 млн. га земли, освобождаясь от ежегодных арендных платежей

в сум- ме 700 млн. руб. золотом и от расходов на

приобретение земли в даль- нейшем. Крестьяне освобождались от

долга Крестьянскому поземельному банку. Крестьянам был передан

помещичий сельскохозяйственный инвен- тарь стоимостью 300 млн.

руб. Помещичье землевладение было ликвиди- ровано. Советская

власть получила мощную поддержку со стороны кресть- янства.

Стали создаваться коллективные хозяйства : сельскохозяйственные

артели, коммуны.

Мероприятия новой власти в области промышленности

начались с введения рабочего контроля. 14.11.1917 г. ВЦИК

утверждает «Положение

о рабочем контроле». В нем, в интересах планомерного

регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых,

банковых, сельско- хозяйственных, транспортных, кооперативных,

производительных товарище- ствах и др. предприятиях, имевших

наемных рабочих или дававших ра- боту на дом, вводился

рабочий контроль над производством, куплей, про- дажей продуктов

и сырых материалов, хранением их, а т.ж. над финан- совой

стороной предприятия. Этот контроль должны были осуществлять

рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения. В

каж- дом крупном городе, , губернии или промышленном районе

предписы- валось создание местного Совете рабочего контроля,

состоявшего из пред- ставителей профессиональных союзов. Создавался

Всероссийский Совет рабочих, в состав которых входили

представители различных Профсоюзов и Советов рабочих .

Органы рабочего контроля осуществляли наблюдение за

производст- вом, устанавливали минимум выработки предприятия,

принимали меры к

выяснению себестоимости продукции, устанавливали контроль над

деловой

перепиской, причем владельцы обязаны были предъявить органам

рабоче- го контроля всю документацию. Виновные в сокрытии

документации от-

вечали по суду.

Введение рабочего контроля являлось одним из основных

мероприя-

17

тий государства по созданию новой экономики. Его учреждение

давало

возможность решить несколько задач.

1). Устанавливался контроль над деятельностью хозяев предприятий,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.