Рефераты. Григорий Распутин






Примерно так же поступали и другие министры, кроме тех, которые

принципиально не признавали Распутина. Комиссии Временного правительства не

удалось установить ни одного реального случая (а слухов об этом была тьма),

когда по запискам Распутина выполнялась просьба, идущая в нарушение закона.

Абсолютное большинство записок было с просьбой о помощи вдовам,

сиротам, больным и бедным, что и делалось путем предоставления им

различного пособия. Много записок было с просьбой устроить на работу,

включая рабочие профессии, помочь в повышении по службе и т.п.

Однако во многих случаях, особенно после 1912 года, эти ходатайства

Распутина только вредили делу. “Несчастные не знали, что менее всего могли

рассчитывать на успех, прося через него, так как все относились к нему

отрицательно... Все эти прошения, которые шли через Григория Ефимовича и

которые он привозил последние годы в карманах Их Величествам, только их

сердили; они складывали их в общий пакет на имя графа Ростовцева, который

рассматривал их и давал законный ход”.

Комиссия Временного правительства, допросившая многие десятки лиц,

посещавших Распутина, установила, что он нередко получал деньги от

просителей за удовлетворение их ходатайств. Как правило, это были лица

состоятельные, просившие Григория передать на Высочайшее имя свою просьбу

или ходатайствовать в том или ином министерстве. Деньги давали добровольно,

но он их на себя не тратил, а раздавал тем же просителям, только победнее,

- на пальто, на оплату врачей, на лекарства, детям на учебу и т.д.

Как показали допросы свидетелей, произведенные комиссией Временного

правительства, “Распутин категорически отказывался от каких-либо денежных

пособий, наград и почестей, несмотря на прямые обращения со стороны их

Величеств, предложения, как бы тем самым подчеркивая свою неподкупность,

бессеребреность и глубокую преданность престолу... Единственное, что

позволял себе Распутин - это оплату его квартиры из средств собственной Его

Величества канцелярии, а также принимал подарки собственной работы царской

семьи - рубашки, пояса и прочее”.

Как отмечается многими современниками, Распутин по природе был человек

широкого размаха, двери его дома всегда были открыты; там всегда толпились

многочисленные посетители. Если кто-то голодный приходил и просил есть, у

него не спрашивали имени - кормили тем, что было у самих хозяев. “Распутин

постоянно получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств,

широко раздавал эти деньги нуждающимся и вообще лицам бедных классов, к

нему обращавшимся тоже с какими-либо просьбами, даже нематериального

характера. Этим он создал себе популярность благотворителя и

бессребреника...” - писал член следственной комиссии Руднев. Когда

требовалась большая сумма, он писал записку тому или иному богатому

человеку, нередко богатым евреям, с просьбой выделить определенную сумму

нуждающемуся человеку. Это была их плата за помощь, которую Распутин иногда

оказывал богатым.

Раздавал он деньги не только в Петербурге, но и в Москве, и по дороге

своим случайным попутчикам, и, конечно, у себя на родине, в Покровском.

Анфиса Федотовна Моторина, 88 лет, рассказывает: как только Григорий

приезжал в село, дети бедных крестьян прибегали к нему, знали, что он

всегда угостит их конфетами, орехами или еще какими лакомствами, заведет

разговор. Как живете? Все ли у вас есть, есть ли сапоги, рубашки, платье?

Коль узнает, что нет, пишет записку лавочнику - он в том доме, где сейчас

почта, раньше располагался. С этой запиской летит детвора к лавочнику, и

тот подбирает нужную вещь. Ну а потом Распутин за все расплачивается. Таких

случаев было очень много. О них рассказывали практически все опрошенные.

Иванова Анна Федоровна, 93 лет, вспоминает, как у ее сестры Марины не было

ботинок, нельзя было в церковь на праздник пойти, а об этом узнал Распутин,

написал записку лавочнику; Киреевой Матрене Алексеевне дал на платье.

Но это не самое главное. Если кто у бедных женился, денег на свадьбу

давал Григорий.

Старушки передают сцену: приходит бедняк: “Помоги, Григорий Ефимович,

свадьба скоро”. - “А сколько надо?” - “Ну рублей 50” - “Что на 50 сделаешь,

бери 100”.

Почивалову Михаилу Григорьевичу построил на свои деньги дом. Другим

покупал то лошадь, то корову, давал деньги детям на учебу, на лекарства.

Многое делал Распутин для своего села вообще. Источники свидетельствуют,

что он регулярно жертвовал то 500, то 100, то 300 рублей на общественные

нужды, строительство общественных зданий, ремонт волостного правления,

которое размещалось рядом с его домом.

Часто Распутин выступает ходатаем по общественным делам. Однажды,

когда крестьяне села Покровского узнали, что у них отобрали озеро Большое,

богатое рыбой, то решили ходатайствовать по этому делу перед губернатором,

который в то время проезжал через село. Однако официальную делегацию

крестьян к губернатору не допустили, а Распутин сумел пройти к нему сам и

через некоторое время вернулся к крестьянам с бумагой, по которой озеро

снова возвратилось селу.

В общем, к деньгам Распутин относился по-философски: если их не было,

не горевал, а если появились, легко раздавал их. Как было установлено

следственной комиссией Временного правительства, после его убийства семья

осталась без гроша, так что его дети вынуждены были ходатайствовать пособия

у царя. В начале 1917 года царь перевел семье Распутина на банк в городе

Тюмени пособие 150 тысяч рублей.

Неоднократно делались различные попытки подкупить Распутина, дать ему

“отступного”, чтобы он уехал из Петербурга.

В 1913 году министр финансов Коковцев предложил Распутину 200 тысяч

рублей, с тем чтобы он навсегда покинул Петербург. Предложение это обидело

Григория. Он ответил Коковцеву, что если “Папа и Мама (то есть царь и

царица) хотят, то он, конечно, уедет, но зачем же его покупать?”

Бывший председатель Совета министров граф Витте, знавший Распутина

лично, был самого высокого мнения о его нравственных качествах и

интеллекте. По его мнению, Распутин был своего рода “сверхчеловеком”,

“силой природы”, которую нельзя мерить обыкновенной меркой холодного

рассудка.

Политику и многих политиканов Распутин глубоко презирал, имея в виду,

конечно, постыдное политиканство и интриганство, которые вершили люди,

подобные Гучкову, Милюкову, Родзянко, Пуришкевичу. “Вся политика вредна, -

говорил он, - вредна политика... Понимаешь? - Все эти Пуришкевичи,

Дубровины беса тешат, бесу служат. Служи народу... Вот тебе и политика... А

прочее - от лукавого... Понимаешь, от лукавого...”

До конца дней своих Распутин был малограмотен. Писем сам не писал. За

него их писал кто-то из почитателей. Они же читали письма, приходящие к

нему со всех концов России. Сам Распутин писал только телеграммы и короткие

записки. Все свои книжечки он диктовал кому-то из своих последователей, и

они слово в слово записывали все, что он говорил, даже если это казалось и

не совсем грамотным.

С ЦАРСКОЙ СЕМЬЕЙ

Трагедию Распутина невозможно понять без знания тех особых

взаимоотношений, которые сложились между ним и царской семьей. Все нападки,

клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самом деле

предназначались не ему, а царю и его близким. Нащупав самое тонкое, самое

нежное, самое интимное место в жизни царской семьи, враги царя и России

стали с методической старательностью и изощренностью бить в него, как в

свое время они били по Иоанну Кронштадтскому, находившемуся в дружеских

отношениях с Александром III.

В течение более десяти лет Григорий Распутин был для царской семьи

одним из самых близких людей, а в какие-то периоды даже самым близким. И

царь, и царица, и царские дети, безусловно, любили его и верили ему. Это,

конечно, не означало, что их вера была слепа. Существуют достоверные

сведения, что царь и царица неоднократно собирали информацию о нем и

проверяли те клеветнические сведения, которые довольно часто представляли

им, чтобы оттолкнуть их от Распутина.

Царь и царица не были религиозными фанатиками. Их религиозность носила

органичный, традиционный характер. Православие для них было ядром

существования. Идеалом - кристальная вера русских царей эпохи первых

Романовых, вера, неразрывно сплетенная с другими идеалами Святой Руси,

народными традициями и обычаями.

“Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа”, -

говорила царица, а царь считал, что Григорий - “хороший, простой,

религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с

ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и

спокойно”. Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах.

Царь с царицей уважительно называли Распутина “наш друг” или

“Григорий”, а Распутин их “Папой и Мамой”, вкладывая в это смысл “отец и

мать народа”. Беседовали друге другом только на “ты”.

В жизни царской семьи - по мнению Вырубовой - Распутин играл такую же

роль, как святой Иоанн Кронштадтский. “Они также верили ему, как отцу

Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили, и когда у них горе было, когда,

например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться” (из

протокола допроса Вырубовой А.А.).

Письма царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория

Распутина.

“Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, - пишет она, -

дают человеку силу все переносить. И наш Друг помогает нести твой тяжелый

крест и великую ответственность” (24 сентября 1914 г.).

“Нет, слушай нашего Друга, верь ему, его сердцу дороги интересы России

и твои. Бог недаром его нам послал, только мы должны обращать больше

внимания на его слова - они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь

не только его молитвы, но и советы!” (10 июня 1915 г.)

“Ах, милый, я так горячо молю Бога, чтоб он просветил тебя, что в нем

наше спасение: не будь его здесь, не знаю, что было бы с нами. Он спасает

нас своими молитвами, мудрыми советами. Он - наша опора и помощь” (10

ноября 1916 г.).

И наконец, незадолго до убийства Григория, 5 декабря 1916 года:

“Милый, верь мне, тебе следует слушаться советов нашего Друга. Он так

горячо, денно и нощно, молится за тебя. Он охранял тебя там, где ты был,

только Он, - как я в том глубоко убеждена... Страна, где Божий человек

помогает Государю, никогда не погибает. Это верно - только нужно слушаться,

доверять и спрашивать совета - не думать, что Он чего-нибудь не знает. Бог

все ему открывает. Вот почему люди, которые не постигают его души, так

восхищаются его умом, способным все понять. И когда он благословляет какое-

нибудь начинание, оно удается, и если он рекомендует людей, то можно быть

уверенным, что они - хорошие люди. Если же они впоследствии меняются, то

это уже не его вина - но Он меньше ошибается в людях, нежели мы: у Него -

жизненный опыт, благословенный Богом”.

Мы не имеем морального права комментировать эти слова, ибо еще так

мало знаем мир высших чувств, которыми жила царская семья. Спасение России

- в следовании народным традициям, основам и идеалам - было отвергнуто

большинством образованного общества. Мозг нации был болен недугом

чужебесия, при котором отечественные ценности представлялись мракобесием и

реакцией.

“Я твердо верю в слова нашего Друга, - писала царица супругу, - что

слава твоего царствования впереди. Всякий раз, когда ты, наперекор желанию

кого бы то ни было, упорствуешь в своем решении, мы видим его хороший

результат”.

Сегодня кто-то может усмехнуться, прочитав эти слова, но если

посмотреть на историю России с более высоких позиций, то можно истолковать

слова Распутина и так, что значение твоего царствования поймут в будущем. А

ведь так и есть. Период правления Николая Второго характеризовался

культурным и экономическим расцветом России. И только сегодня мы можем

спокойно оценить высокие достижения России. Это совсем не противоречит тем

катастрофическим событиям, которые последовали потом. Ядовитые плоды

антирусской революции, созревшие в царствование Николая Второго, начали

вызревать задолго до него. И то, что они созрели в его правление, - не его

вина, а его беда.

Царь и царица часто обращаются к Распутину за помощью и молитвой. Вот

довольно характерная строчка из письма царицы царю: “Я просила Аню

телеграфировать нашему Другу, что дело обстоит очень серьезно и что мы

просим его помолиться” (24 ноября 1914 г.).

Или: “Меня беспокоит твоя мысль о поездке в Литву и Польшу, не рано ли

едешь, - пишет царица супругу, - ведь настроение так враждебно России... Я

попрошу нашего Друга особенно за тебя помолиться, когда ты там будешь” (6

апреля 1915г.).

“Наш Друг благословляет твою поездку”, - нередко пишет царица царю.

Дело доходит до того, что царица видит особые свойства в вещах,

принадлежащих Распутину, рассматривает как своего рода святыню.

“Благословляю и целую, мой дорогой, не забудь причесаться маленькой

гребенкой”, - говорила царица супругу в особо ответственные периоды.

Гребенка эта была подарена царю Распутиным. Или в другом месте: “Не забудь

перед заседанием министров подержать в руке образок и несколько раз

расчесать волосы его гребнем” (15 сентября 1915 г.). После убийства

Распутина Николай Второй носил его нательный крест.

Царица старательно переписывает для царя телеграммы от Распутина.

“С принятием Св. Тайн умоляю Христа вкушая Тело и Кровь духовно

созерцание небесную красоту радости, пусть небесная сила в пути с вами

ангелы в ряды воинов наших спасение непоколебимых героев с отрадой и

победой” (20 октября 1914 г.).

“Ублажишь раненых Бог имя твое прославит за ласкоту и за подвиг твой”

(21 ноября 1914 г.) - “Так трогательно! - восклицает царица, - это даст мне

силы преодолеть мою застенчивость”.

“Увенчайтесь земным благом небесными венцами во пути с вами” (1

декабря 1914 г.).

“Крепость духа - буду на днях у вас, переговорим обо всем” (разговор

по телефону 16 декабря 1914г.).

“Что вас смущает, не бойтесь, покров Матери Божией над вами - ездите

во славу больницам, врачи пугают, верьте” (6 сентября 1915 г.).

“Не ужасайтесь, хуже не будет, чем было, вера и знамя обласкает нас”

(8 сентября 1915 г.).

“Не опоздайте в испытании прославит Господь своим явлением”.

Распутин еще на первых встречах с дядей царя Великим князем Николаем

Николаевичем по тону разговоров, которые велись в его окружении, понял,

какой замысел он скрывает в своей душе. Дело в том, что часть Дома

Романовых считала Николая Второго слабым царем, полагая, что укрепить

положение династии может только отречение его от престола и возведение на

него Великого князя Николая Николаевича (Николая Большого). Первоначально

поднимался вопрос о коронации Николая Николаевича на царствование в Польше

или Галиции. Распутин пишет царице, опасается, что царь пойдет на это.

“Григорий ревниво любит тебя, и для него невыносимо, чтобы Николай

(Николаевич.) играл какую-либо роль” (письмо от 20 сентября 1914 г.).

Неоднократно Распутин напоминает царю об этой опасности, усугубленной тем,

что назначенный верховным главнокомандующим, Николай Николаевич

сосредоточил в своих руках огромную власть, минуя царя, стал приглашать в

свою ставку для отчета министров, требовать назначения на посты министров

своих кандидатов. В этом намерении Николая Николаевича поддерживают не

только некоторые представители Дома Романовых, но и часть высших чиновников

государственного аппарата и высшего духовенства. 10 сентября 1915 года

царица пишет царю: “Когда в эти три постных дня читались молитвы за тебя,

то перед Казанским собором от синода было роздано 1000 портретов Николая

Николаевича. Что это значит? Они замыслили совершенно иную игру. Наш Друг

вовремя раскрыл их карты и спас тебя тем, что убедил прогнать Н. (Николая

Николаевича) и принять на себя командование”.

Смещение Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего

было неожиданным и спутало все планы заговорщиков. Реакция министров на его

отставку (они даже написали письмо царю с просьбой изменить свое решение)

показала, насколько велико было влияние Николая Николаевича и насколько он

был близок к цели в 1914-1915 годах.

Незадолго до своей смерти Распутин говорил царице, и это она

передавала царю в письме от 8 декабря 1916 года. “Наш Друг говорит, что

пришла смута, которая должна была быть в России во время или после войны, и

если наш (ты) не взял бы места Николая Николаевича, то летел бы с престола

теперь”.

Распутин безоговорочно не одобряет либеральную, масонскую струю,

которую вносил в Дом Романовых Великий князь Николай Михайлович, известный

как историк. В разговоре с царицей Распутин о нем однажды сказал так:

“Не проглянуло нигде милости Божией, ни в одной черте письма, а одно

зло - как брат Милюков, как все братья зла...”, “Человек он ничтожный,

добра-то он делает, а милости Божией и на делах нет, никто его не слушает,

а потом убедись на нем”. В то время эти слова могли быть смело отнесены ко

всему российскому либерализму.

Безусловно, царь прислушивался к советам Григория. Из царской

переписки видно, что царь с вниманием выслушивал предложения Распутина и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.