Рефераты. Екатерина Вторая Великая, история России






Екатерина Вторая Великая, история России

Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина

Реферат по истории

на тему:

"Императрица Екатерины II Великая"

Москва

2000

Содержание

1. Екатерина II: путь в Россию.

1. Начало царствования.

1. Забота о благе страны и народа.

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

1. Дела законодательства. Комиссия об Уложении. “Наказ”.

1. Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.

1. “Приватизация” земель: Генеральное межевание.

1. Административно-территориальное деление и местное управление.

1. Жалованные грамоты.

1. Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности.

1. Литература.

Екатерина II: путь в Россию

Екатерина II родилась 21/04(02/05)/1729 г. в немецком приморском

городе Штеттин, умерла 06(17)/11/1796 г. в Царском селе (г. Пушкин).

Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из

бедного немецкого княжеского рода.

Екатерина II была довольно сложной и безусловно незаурядной личностью.

С одной стороны она приятная и любвеобильная женщина, с другой крупнейший

государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок -

хитрить и притворяться.

В 1745 году Екатерина II приняла православную веру и была выдана замуж

за наследника российского престола, будущего Петра III. Попав в Россию

пятнадцатилетней девушкой, она задала себе еще два урока - овладеть русским

языком, обычаями и научиться нравиться. Но при всех способностях

приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки

со стороны императрицы (Елизаветы Петровны) и пренебрежение со стороны мужа

(Петра Федоровича). Самолюбие ее страдало. Тогда Екатерина обратилась к

литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила

русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала

массу книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды

по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Е. усвоила

идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного

деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве

законов в обществе.

В 1754 году у Екатерины родился сын (Павел Петрович), будущий

наследник русского престола. Но ребенка взяли от матери в апартаменты

императрицы.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На

престол вступил Петр III.

Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли,

целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным

честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную

женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму.

Ей был присущ особый талант - завоевывать общие симпатии.

Екатерина медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в

итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди

родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

28/06/1762 от лица Екатерины был составлен манифест, говорящий о

причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29/06/1762

Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с

готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако,

среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более

справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерина позволить

править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать

Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в

планы Екатерина. Чтобы заставить всех признать законность своей власти она

решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена

22/09/1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было

предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина хотела

быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала

богомолья, ходила на поклонение к святым местам.

Начало царствования

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути

утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая

судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, Екатерина II

проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча. В

итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались

на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей.

Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее

трудиться.

В начале царствования Екатерина еще не освоилась с новой для себя

ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в

предшествующее время, либо завершала ее. Отдельные новшества императрицы

носили частный характер и не давали оснований относить царствование

Екатерина к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.

Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные

обстоятельства, при которых она начала царствовать. “Финансы были истощены.

Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо

многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в

государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги;

морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было

недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и

законами руководствовались только в тех случаях, когда они

благоприятствовали лицу сильному”. Императрица, разумеется, сгустила

краски, но не настолько, чтобы считать ее характеристику положения страны

совершенно недостоверной.

Сразу после воцарения Екатерина была заметна кипучая деятельность в

государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное

участие императрицы в решении всевозможных вопросов.

С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина участвовала в

15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован:

он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и

под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом

контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной

инстанцией. Сенат лишился своей главной функции законодательной инициативы,

она фактически перешла к императрице.

Смерть Иоанна Антоновича (05/07/1764) избавила Екатерина от страха за

будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено

реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления,

появились замыслы реализовать новшества. Екатерина принадлежала к числу тех

государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и

управлять.

Интересна история с секуляризацией, начатой Петром III. Сначала

Екатерина II отменила секуляризацию, а затем была создана Комиссия,

высказавшая единодушное мнение о необходимости секуляризации. Указом от

26/02/1764 монастырские, архиерейские и церковные вотчины с населявшими их

крестьянами передавались в Коллегию экономии. Все повинности крестьян

заменялись денежным оброком из общей суммы которого 1/3 передавались на

содержание церковных институтов (монастырей и пр.).

Секуляризация имела важные следствия. Она лишила духовенство

экономической мощи. Теперь монастыри, епархии, рядовые монахи полностью

зависели от государства. Кроме того, были облегчены условия жизни крестьян,

ранее принадлежавших духовным помещикам. Это связано с заменой барщины

оброком, что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало

их хозяйственную инициативу. Крестьяне восприняли секуляризацию за благо и

прекратили неповиновение.

Екатерина II был подтвержден указ Петра III об упразднении Тайной

розыскных дел канцелярии, которая, собственно, умирала сама собой. Однако

орган такой остался, Тайную канцелярию заменили Тайные экспедиции при

Сенате в столице и при сенатской конторе в Москве. Е. вывела Тайную

экспедицию из ведения Сената и подчинила ее генерал-прокурору.

Забота о благе страны и народа.

Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица

должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого

правила.

Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы

России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало

царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный

Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого

времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в

нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые

доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили,

одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми,

способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был

открыт в Петербурге.

Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась

набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных,

которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви.

Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом

убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь

православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить

спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю

Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям

были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Здравохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно

заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый

заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка

оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу

сделавшаяся обязательной.

Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими

глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом,

она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии

училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкой. Императрица велела

открывать училища всюду: в больших городах - главные, в уездных - малые.

Это было новое дело.

Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама она также

писала (научную и художественную литературу).

Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в

Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал

элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные

начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего

народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу

бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших

покупателей.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного

абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования

идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые

наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону

буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом,

способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах,

получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях

разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада,

распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России

приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе

которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной

монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно

сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и

внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями

предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами,

выдающимися военными событиями и значительными территориальными

присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и

военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.

Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама

Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и

славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II

по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II

прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что

характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали

оживленные сношения ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые

денежные подношения им.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1.

Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый

порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать

законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно

способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно

сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. В

реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.

Дела законодательства. Комиссия об Уложении. “Наказ”.

Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из

существенных недостатков русской жизни является устарелость

законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а

жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела

необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II

решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных

ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что

далеко не все применимо к русской жизни.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с

потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было

созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для

выработки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для

составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить

правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты

новых, лучших законов.

Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатериной II в

Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от

каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых

инородцев. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина

для этой Комиссии составила “Наказ комиссии о составлении проекта нового

уложения”. Это были правила, на основании которых должно быть составлено

новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты. “Наказ”

был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в

юрисдикции Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над

“Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет. В “Наказе” Екатерина

говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и

прочих вопросах. “Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям.

Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к

человеку. “Наказ” был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина

требовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения

суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений”.

Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое

тело. Екатерина выступала против применения пыток. Она считала пытку

вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не

совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и

избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей.

“Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно

мудрое изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их

наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились

к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать

людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить

преступления - сделайте чтобы просвещение распространялось между людьми.

Также Екатерина казалось необходимым предоставить дворянству и

городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении

крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не

состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с

крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не

заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она

распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.