Рефераты. Защита потребителей







Диспозиция ст. 200 УК практически совпадает со ст. 1503 КОАП. Отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, а именно – по размеру ущерба, причиненного потребителю.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 200 УК, являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами товаров, работ, услуг.  С объективной стороны данное преступление состоит в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или ином обмане потребителя. Диспозиция этой статьи содержит примерный перечень способов обмана. Обязательным признаком объективной стороны является совершение обмана потребителей в значительном размере, под которым, в соответствии с примечанием к ст. 200 УК, понимается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть МРОТ.

Местом совершения преступления признаются предприятия торговли, общественного питания, бытового, коммунального и иного обслуживания независимо от форм собственности, любое иное место торговли или оказания услуг. Оконченным преступление считается с момента совершения любого из предусмотренного диспозицией деяния.

Субъективная сторона выражена прямым умыслом. Субъект преступления специальный: работники организаций, реализующих товар или оказывающих услуги, либо индивидуальные предприниматели.

Ч. 2 ст. 200 УК предусматривает ответственность за обман потребителей, совершенный:

-         лицом, ранее судимым за обман потребителей. Таковым считается  лицо, ранее осуждавшееся за преступление, предусмотренное ст. 200 УК, если судимость не снята или не погашена в соответствии со ст. 86 УК РФ,

-         группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Обман потребителей признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если он был осуществлен двумя и более лицами, заранее договорившимися о совместном его



      совершении.  Организованной, в соответствии с ч. 3 ст. 35 УК, признается  устойчивая   

      группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких

      преступлений,

-         в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 200 УК крупным размером признается ущерб в сумме не менее одного МРОТ.


       В марте 2001 г. в одном из кафе сотрудниками управления внутренних дел

       г. Коломны была произведена контрольная закупка. Стоимость заказа составила

      115 руб. Однако предъявленный  работником кафе счет составил более 200 руб.

       Составив протокол о нарушении прав  потребителей, следователь передал дело в

       прокуратуру. Последняя, в свою очередь, передала дело на рассмотрение суда,

       квалифицировав действия администрации кафе по ч. 2 ст. 200 УК «обман

       потребителей в крупном размере». Дело  находится на рассмотрении суда,

       решение по нему пока не вынесено.

Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» от  9 июля 1999 г.  в ст. 238 УК внесены изменения и дополнения, а именно:

-         изменено наименование статьи. Если раньше она называлась «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности», то теперь она называется «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»,

-         в соответствии с новым наименованием изменена редакция ч. 1,

-         исключено требование наступления последствия в виде неосторожного причинения вреда здоровью человека, как необходимого условия  наступления ответственности,

-         ч. 2 дополнена двумя пунктами,

-         вместо квалифицирующего обстоятельства  в виде причинения по неосторожности вреда здоровью двух и более лиц предусмотрено последствие в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти человека,

-         в ч. 2 исключен п. «в», содержащий выше представленную  формулировку,

-         в санкции ч. 2 максимальный срок лишения свободы увеличен с 5 до 6 лет, а также предусмотрена конфискация имущества[27].


Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК, является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта выступает право потребителя на безопасность товаров, факультативного – имущественное право потребителя, установленный законом порядок сертификации продукции, здоровье и жизнь потребителей. Предметом преступления выступают товары, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в производстве, хранении, перевозке, сбыте товаров,  не отвечающих требованиям безопасности. Причем ответственность за  хранение и перевозку наступает только в случае, если они осуществлялись в целях сбыта.

Состав данного преступления является материальным. Уголовная ответственность наступает в случае наступления преступных последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Неосторожность, в соответствии со ст. 26 УК, как форма вины состоит в совершении деяния по легкомыслию или небрежности. Сами действия совершаются умышленно, однако отношение к последствиям должно быть неосторожным, поскольку на это прямо указывается в ст. 238 УК. Субъект данного преступления является специальным.

Квалифицирующий состав ст. 238 УК включает 4 признака:

-         действия совершены в отношении товаров, работ, услуг, предназначенных для детей в возрасте до 6 лет,

-         совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,

-         совершение деяний неоднократно. Понятие неоднократности дано в ст. 16 УК. Неоднократность – совершение двух и более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК.

-         действия повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Согласно ст. 111 УК, под  тяжким вредом здоровью понимается такое повреждение, которое в момент причинения является опасным для жизни или повлекло утрату ряда функций организма или органов и другие тяжкие последствия.

Ч. 3 ст. 238 УК устанавливает ответственность за действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.


4.    Права потребителей как институт международного права


4.1.    Международные принципы защиты интересов потребителей



Во многих странах сравнительно давно действуют законы, направленные на защиту прав потребителей. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и 9 апреля 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты «Руководящие принципы для защиты прав потребителей» (далее - Принципы) в качестве основы для разработки правительствами политики в этой области.

Часто потребители находятся в неравном положении сточки зрения экономических условий, уровня образования. В связи с этим Принципы преследуют следующие цели:

1.      содействие странам в установлении и обеспечении защиты потребителей,

2.      способствование созданию независимых групп потребителей,

3.      расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей

и другие (ст. 1 Принципов).

Принципы закрепляют следующие права потребителей:

1.      право на безопасность;

2.      право на информацию;

3.      право на качество;

4.      право на потребительское образование;

5.      право на выбор;

6.      право на удовлетворение своих потребностей;

7.      право быть услышанным;

8.      право на возмещение ущерба[28].

Все эти права являются основными и нашли свое отражение и в российском законодательстве.


  Право потребителей на безопасность означает, что товар, работа, услуга, при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, безопасен для окружающей среды и не причинять вреда



имуществу потребителя.

Государства устанавливают обязательные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребителям. Эти требования содержаться в различных нормах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих стандартов возлагается, в основном, на государственные органы.

Лица, ответственные за выход товаров на рынок, должны следить, чтобы эти товары в период нахождения у них не стали опасными из-за неправильного обращения или хранения.  Изготовитель обязан приостановить производство товара, если будет установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации эти товары причиняют или могут причинить вред потребителю.  Если после выхода товара на рынок возникает опасность, изготовители, продавцы обязаны сообщить об этом в соответствующие органы. Продавцы обязаны проинструктировать потребителей о правильном использовании товара (п. 9-12 Принципов).

С правом потребителя на безопасность товара тесно связано право на возмещение вреда. Правительства государств, подписавших Принципы, должны разрабатывать правовые и/или административные меры, позволяющие потребителям получить компенсацию (п. 28 Принципов).

 Одним из основных критериев потребительского выбора  является информация. Только на основе достоверной и полной информации человек может товар, обладающий необходимыми ему свойствами. С правом на информацию связано право на потребительское образование и право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.

Правительства  разрабатывают программы просвещения и информирования потребителей. Просвещение потребителей должно быть неотъемлемой частью основной программы обучения в системе образования. Эти программы включают следующие аспекты защиты интересов потребителей:

1.      здоровье, питание, предупреждение заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами, и фальсификация продуктов питания,

2.      опасности, связанные с товарами,

3.      маркировка товаров,

4.      соответствующее законодательство о правах потребителя,

5.      информация о единицах мер и весов, ценах, качестве, условиях кредита и наличии товаров первой необходимости,

6.      при необходимости, загрязнение и окружающая среда (п. 33 Принципов).




4.2.    Законодательство стран – участников СНГ



Образование СНГ и принятие его членами актов о суверенитете способствовало развитию в этих странах собственного законодательства о правах потребителя. Первые законы в этой области были приняты в 1991г. в Украине и Казахстане, последний – в марте 1996 г. в Грузии. В РФ Закон «О защите прав потребителей» был принят 1 января 1992 г. и действует на данный момент в редакции Федерального закона 1999 г.

Анализируя законодательство стран СНГ, можно отметить различия в подходах к регулированию данного вопроса:

1.      Различия законов состоит в разной степени детализации механизмов реализации закона. Закон РФ подробно регламентирует все этапы реализации каждого из закрепленных в нем прав и не требует принятия дополнительных актов. А, например, закон Молдовы содержит значительное количество отсылочных норм.

2.      Следующее различие связано с тем, что большинство стран СНГ предпочли возложить функции по защите прав потребителя на уже действующие структуры. Лишь в Белоруссии были созданы специальные государственные органы для защиты интересов потребителей, а позднее в законе Украины появились нормы, регламентирующие создание и правовые основы деятельности специального государственного комитета по защите прав потребителей. Закон РФ же предусматривает двухуровневую систему защиты потребителей: федеральные органы и специальные органы при местной администрации.

В тех странах, где нет специального законодательства о защите прав потребителей, регулирование по-прежнему осуществляется общими нормами гражданского права. Ситуация осложняется еще и тем, что в большинстве этих стран действуют гражданские кодексы, принятые в 60-ые годы: они не содержат каких-либо положений, учитывающих специфику отношений с участием потребителей.

В каждом из законов стран СНГ есть как положительные, так и отрицательные стороны. Некоторые из этих законов отличаются излишней декларативностью, другие – чрезмерной детализацией.

За годы становления в странах СНГ потребительского законодательства к потребителю привыкли относится как к непрофессионалу  во всем: в выборе товаров, приобретении услуг, защите своих интересов и стали требовать от законодателя установления жестких рамок деятельности для сферы торговли и услуг. Именно поэтому



законодательство стран – участников СНГ одно из самых жестких в мире.

Для стран, где рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. На этом этапе самым важным для них является насыщение рынка товарами. Главная задача предпринимателей в это время – накопление капитала.  Культура рыночных отношений отсутствует. И то, что в странах с давними традициями рынка регулируется на уровне менталитета, здесь – при формировании рыночных отношений – требует законодательного закрепления. Жесткое потребительское законодательство является в этот период барьером для проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров.

Сегодня в ряде стран СНГ рынок уже насыщен товарами – начался другой этап. Одной из главных задач для многих фирм стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. У предпринимателя появились возможности привлекать потребителя не только и не столько ценами, сколько дополнительными услугами (по доставке, обслуживанию, гарантиям и т.п.). Что  касается потребителей, то они, пережив первый шок от вхождения в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и одновременно более осведомленными в том, что связано с защитой их интересов.

На этом этапе жесткая законодательная регламентация поведения предпринимателя становится тормозом для развития нормальных рыночных отношений. Все больше норм из разряда императивных, то есть не дающих сторонам права выбора, стало переходить в сферу договорных отношений. И это требует некоторого смягчения законодательства. Именно такое ослабление вмешательства государства во взаимоотношения между потребителями и предпринимателями и произошло в 1996 г. при принятии Закона РФ «О защите прав потребителей»[29].


Кроме внутреннего законодательства страны – участники СНГ подписывают и соглашения между правительствами.

Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г. (далее - Соглашение), в соответствии  с которым РФ и Украина должны координировать свою политику в целях:

-         формирования сфер производства и распределения, отвечающих потребностям и запросам потребителей,

-         поощрения высокого уровня этических норм предпринимательского поведения,

-         взаимодействия в борьбе с недобросовестной деловой практикой предприятий – изготовителей,


-         содействия созданию национальных общественных объединений потребителей,

-         расширения межгосударственного сотрудничества в области защиты прав потребителей (ст. 1 Соглашения).

Основными направлениями деятельности сторон Соглашения являются:

1.      реализация законодательства о защите прав потребителей в пределах компетенции государственных органов,

2.      проведение различных исследований по проблемам защиты прав потребителей,

3.      участие в международных организациях, соглашениях в данной области,

4.      применение обязательных норм безопасности и качества товаров, работ, услуг,

5.      проведение политики, направленной на эффективное производство и реализацию товаров и поощрение снижения цен,

6.      содействие и осуществление мер по развитию общественного движения потребителей,

7.      осуществление программ информирования и просвещения потребителей[30].

Направления деятельности не являются исчерпывающими и могут быть дополнены.

Кроме того, участники Соглашения осуществляют обмен информацией о формировании законодательной базы по защите прав потребителей, научной информацией, мониторинг, разрабатывают общие программы усиления защиты прав потребителей.












5.    Недостатки законодательства о защите прав потребителей




Проанализировав Закон можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в Законе присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.

В первую очередь следует обратить внимание на статьи, содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. ст. 12, 13, 23 и др. Закона). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, предъявить требования  к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина.. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.

Еще одно положение, которое, по моему мнению, в какой-то степени смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), - это норма п. 6 ст. 13 Закона, устанавливающая право суда взыскать с продавца (исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение прав потребителей. Следовало бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с нарушителей. Это же предложение касается и права федерального антимонопольного органа налагать штраф на изготовителя (продавца, исполнителя) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушения прав потребителей (ст. 43 Закона).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.