Рефераты. Актуальные проблемы современности и журналистика






Замглавы Росприроднадзора не исключил возможности кислотных дождей в районе Керченского пролива, сообщает newsru.com. «Выпадение кислотных дождей (может быть) связано с тем, что в море попало большое количество серы», – цитирует слова Митволя пресс-служба краевого управления МЧС РФ.

Сегодня на место ЧС прибудет премьер-министр Виктор Зубков. Как сообщили в пресс-службе правительства, премьер посетит порт «Кавказ» и проведет совещание с участием заинтересованных ведомств и служб. В программе визита запланирована встреча с премьер-министром Украины Виктором Януковичем. Накануне Владимир Путин поручил Виктору Зубкову срочно вылететь на место событий и разобраться в ситуации.

Напомним, что 11 ноября в результате сильного шторма в Керченском проливе и акватории Черного моря 13 судов класса река-море потерпели крушение. В результате затонуло 4 судна, были сорваны с якорей и сели на мель 6 судов, получили повреждения 2 танкера, одно судно находится на якоре. Произошел вылив около 1300 тонн мазута. На затонувших сухогрузах находится около 6800 тонн.

В ходе спасательной операции спасены 35 членов экипажа судов.

Накануне утром на берегу близ косы Тузла были обнаружены тела трех человек в спасательных жилетах, предположительно моряки с затонувшего сухогруза «Нахичевань». Судьба 5 оставшихся членов экипажа остается неизвестной.

Между тем проведение поисковой операции и сбор разлившихся нефтепродуктов в Керченском проливе осложнены неблагоприятными погодными условиями. Погода снова ухудшается. Во вторник объявлено новое штормовое предупреждение: ветер усиливается до 30 метров в секунду, а волны достигают 5 метров в высоту.

13 ноября на Таманский полуостров прилетел премьер-министр России Виктор Зубков. Осмотрев место ЧП, где в прошедшие выходные в результате шторма затонуло около десятка грузовых судов, Зубков провел совещание по вопросам ликвидации последствий шторма в Керченском проливе. По его словам, в течение недели будет подсчитан ущерб, причиненный окружающей среде, после чего судовладельцам, корабли которых находились в момент трагедии в водах Черного и Азовского морей, будет выставлен счет за ликвидацию последствий. Полный же порядок в проливе, заверил премьер, будет наведен через 40-45 дней. «Коммерсантъ» пишет, что МЧС сообщило, о том, что поиски пяти моряков с затонувшего сухогруза «Нахичевань» пока не принесли результатов: «Люди вряд ли смогли бы выжить без спасательных жилетов и других плавсредств в воде, где всего семь градусов тепла» («Русские моряки винят в гибели судов Украину»).

 Газета «Время новостей» пишет, что по словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олега Митволя, ситуация оценивается как экологическое бедствие. Но бедствие, если не принимать срочных мер, грозит перерасти в катастрофу. Главная причина надвигающейся экологической катастрофы - нефтепродукты, в основном мазут, попавший в воду из разломившегося на две части танкера «Волгонефть-139». Если накануне сообщалось, что из танкера в море попало около 1 тыс. 300 тонн мазута, то вчера в штабе по ликвидации последствий стихийного бедствия говорили уже о 2 тыс. тонн. Кормовая и носовая части танкера остаются на отмели. Другим судам подойти к ним и откачать топливо не удается из-за сильных волн. Судя по всему, мазут из разорванного танкера продолжает вытекать. Сейчас нефтепродукты, сбиваемые волнами в комки, движутся в сторону Азовского моря, и, по словам Митволя, остановить этот смертоносный для всей морской живности поток можно только одним способом - срочным строительством трехсотметровой дамбы, которая полностью перекроет пролив между островом Тузла и косой Тузла и образует залив. Причем, как подчеркивает Олег Митволь, просуществовать эта запруда должна будет не менее пяти лет («Дамба или амба»).

Митволь заявил газете «Ведомости», что расходы на ликвидацию последствий аварий еще не оценены. Позавчера называлась цифра около 3 млрд рублей. Платить придется тем, кого признает ответственным суд. Премьер-министр Виктор Зубков заявил, что в катастрофе виновата не только погода. Южная транспортная прокуратура уже начала проверку действий руководства портов и капитанов судов, а милиция возбудила уголовное дело по факту разлива нефтепродуктов («Заплатят за мазут»).

«Независимая газета» пишет, что, по мнению председателя экологической организации «За спасение Тамани», депутата Таманского сельского поселения Игоря Голубенкова, вина за катастрофу в Керченском проливе во многом лежит на компаниях, занимающихся перевалкой опасных грузов в «чрезвычайно ценном и уязвимом в природном отношении регионе». «Все произошло из-за того, что в 1998 году Россия, а в 2001 году – Украина решили организовать там перевалочный порт на воде. По примитивной технологии с борта на борт, в нарушение всех экологических норм, с речных судов на крупнотоннажные стали производить перевалку нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений. В день на рейде здесь стоит до 50 малых сухогрузов и танкеров. Между тем в сложном для навигации Керченском проливе, тем более во время шторма, такие суда совершенно не пригодны к эксплуатации», – говорит Голубенков («К Керченской катастрофе шли десять лет»).

«Новые известия» сообщают, что в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования заявили, что несколько тысяч тонн серы, попавших в Керченский пролив после кораблекрушения, могут привести к новым природным катаклизмам - кислотным дождям. Правда, специалисты в области химии и экологии говорят о том, что гораздо большую опасность для окружающей среды представляют нефтепродукты, которые в огромном количестве вылились в Черное и Азовское моря. Из-за них уже тысячами гибнут морские птицы («Мертвое море»).

 «Российская газета» пишет, что премьер-министр Украины Виктор Янукович еще до встречи двух премьеров успел сообщить, что Украина и Россия готовят совместный план ликвидации последствий экологической катастрофы в Керченском проливе. В работах по сбору мазута с поверхности моря задействованы четыре украинских и одно российское судно. Ожидается подход еще одного российского корабля. Мазут, который вынесет на берег приливом, будут собирать военнослужащие. По словам Януковича, масляное пятно удаляется от украинского берега. Тем не менее в связи со случившимся Киев уже готов предложить Москве пересмотреть судоходный режим в районе Керченского пролива, запретив проход судов, не имеющих двойных бортов. С предложением создать совместную рабочую группу по этому вопросу Янукович обратился к своему российскому коллеге («Расследование Зубкова»).

 Газета «Московский комсомолец» заявила, что по расчетам экспертов тонна нефти образует на морской поверхности пленку площадью около 9 кв. км. Если учесть, что из танкера вылилось в море уже около 2 тысяч тонн, то «поражение» поверхности моря (без работ по очистке) может составить около 18 тысяч квадратных километров - практически половину всей площади Азовского моря, которая составляет 37 605 кв. км («Пятна на море»)».

Со статьей, опубликованной в «Комсомольской правде» от 14.11.2007г., следует ознакомиться подробнее: «Азовское море станет мертвым? Министры и ученые выясняют, грозит ли России и Украине экологическая катастрофа». Авторы: Инна ЖУРАВЕЛЬ, Татьяна ЧЕРНИКОВА, Наталия НАЗАРЕНКО («КП» - Краснодар»), Антон СЕНЧЕНКО, Денис СИМОНЕНКО, Анастасия БУРОВА («КП» - Симферополь»), Надежда ИВАНОВА.  Статья начинается следующими словами: «Все Азово-Черноморское побережье - от Анапы до Керченского пролива - сейчас больше похоже на зону военных действий. Уже вторые сутки здесь летают самолеты, стягивается наземная техника. «КамАЗы», тракторы, грейдеры. Мазут с поверхности воды отсасывают с помощью специальных насосов, черпают ковшами на берегу.

Вчера из поселка Ильич, что недалеко от порта «Кавказ», вывезли 160 тонн мазута, сегодня - еще 390 тонн. К вечеру работать спасателям стало сложнее - ветер усилился до 30 метров в секунду, полил дождь, а на море опять поднялись высоченные волны.

Бойцы «Кубань-СПАС» здесь уже вторые сутки - вилами и лопатами закидывают на грузовики смесь ила, водорослей, мазута, трупов птиц и рыб.

Вчера днем в порт «Кавказ» приехали премьер-министр Виктор Зубков, глава МЧС Сергей Шойгу, министр регионального развития Дмитрий Козак, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Первым делом начальство проехалось по загрязненному берегу. Главный эмчеэсник страны раскрыл карту и показал чиновникам, где море загрязнено сильнее всего.

- И так по всему побережью. - Сергей Шойгу показал на огромное пятно мазута. - Птицы, рыбы - все в опасности.

Министры и чиновники тут же наклонились к водорослям, перепачканным мазутом, и, потрогав их, стали разглядывать черные от нефти пальцы.

- Мы будем продолжать ликвидацию нефтепродуктов, пока это возможно, невзирая на шторм, - отрапортовали премьеру дорожники в оранжевых жилетах. Хотя и признались, что работать в таких условиях крайне тяжело. И морально, и физически.

Будущее Азова под большим вопросом. Официально заявлено, что даже при хорошем раскладе на очистку моря уйдет как минимум год. А при плохом? Напомним, в минувшее воскресенье в воду попало около двух тонн мазута и еще шесть тонн серы.

И хотя Азов сразу же кинулись чистить спецтехникой и понаставили заграждений, птица и рыба продолжают гибнуть. По оценкам спасателей, на берегу уже нашли более 9 тысяч рыбьих тушек - хамсы, пеленгаса, бычков.

Специалисты сходятся в одном: сера не так страшна, а вот мазут - бомба замедленного действия.

- Сера присутствует в природе, она содержится в морской воде, - говорит доктор химических наук Александр ГОЛУБЕВ. - Другое дело - нефтепродукты. Они склеивают перья птице и жабры рыбе. А сейчас нерест идет...

Из морских птиц пострадали в основном лысухи (их зимовки пролегают через Керченский пролив), а также большие бакланы, чомга, утки, чайки. Те пернатые, которые прихватили нефтепродукты, получили «гроб в рассрочку»: они обречены, ведь мазут склеил перья, и они умрут от переохлаждения - не смогут взлететь.

Экологи считают, что в Азовском море вообще может исчезнуть рыба. Ведь через Керченский пролив проходит путь миграции рыбы между Азовским и Черным морями. Об этом заявил Андрей РУДОМАХА, активист организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу». По его оценкам, потребуются годы, чтобы восстановить в Азовском море жизнь. 



Если мазут не собрать как можно быстрее, он может постепенно осесть на дно. Тогда возникнет угроза гибели морских обитателей.

Не дает покоя экологам и затонувший в Керченском проливе сухогруз, на борту которого было почти 2 тысячи тонн серы. Некоторые эксперты высказывают мнение, что сера неплохо растворяется в морской воде. Из-за этого в пострадавших районах могут начаться кислотные дожди.

- Сера, по-моему, особой угрозы не представляет, - успокаивает Алексей ФРИДМАН, начальник отдела радиационной и химзащиты населения управления МЧС в Крыму. - По правилам перевозок она должна быть в металлических контейнерах. И сколько бы она ни лежала на дне, никакой опасности для экологии это не представляет. Серу будут доставать водолазы, они ждут, когда пройдет шторм...»

В статье также представлено свидетельство очевидца, повара сухогруза Нахичевань Анны Рей: «Из 11 членов экипажа траулера пока спасли троих. 29-летняя женщина - одна из трех человек, спасенных с «Нахичевани» во время катастрофы в Керченском проливе. Она и еще два моряка провели в открытом море 40 минут. Сама Анна, может, и рассказала бы «Комсомолке» о том, что ей довелось пережить, но журналистов к ней в больницу не пускают. Поэтому рассказ спасенной женщины нам передал ее брат Иван Рей.

- Перед тем как танкер «Нахичевань» пошел ко дну, Аня прислала мне SMS, - говорит Иван. - Написала, что два корабля уже разбились, а «Нахичевань» сорвало с якоря штормом. Мы тут же начали ей звонить. Но Аня успела только прокричать в трубку: «Мы тонем!» - и связь оборвалась.

Как сообщила Аня брату, ее и еще двоих моряков сухогруза смыла за борт огромная волна. Течение было сильным, людей быстро относило в сторону - туда, где шторм был не таким разрушительным. Аня видела, как остальную команду вместе с судном накрыло волной размером с двухэтажный дом. «Нахичевань» накренился, но что было потом, девушка уже не видела...

В море Аня и двое ее товарищей болтались минут 40. К счастью, на всех были спасательные жилеты. Замерзли безумно, волны кидали людей из стороны в сторону.

Спасли женщину и двух матросов украинские моряки с буксира «Нептуния». Сейчас все счастливцы находятся в больнице в Темрюке. Мужчины в реанимации. Аня чувствует себя получше.

 - У сестры сильное переохлаждение, - переживает Иван, - воспаление легких и множество ссадин. Но это ничего, главное, что жива!

На сухогруз «Нахичевань» Анна пошла полгода назад в качестве судового повара. А всего на флоте молодая женщина прослужила четыре года. Она с детства мечтала о море. Дома Анну ждет пятилетняя дочка. Ее женщина воспитывает одна.

В статье есть также раздел «Подробности» с заголовком «Ваня умолял взять его на корабль»: «Для 18-летнего Ивана Косенкова, пропавшего с судна «Нахичевань», этот трагический рейс был первым…Самым молодым членом экипажа сухогруза «Нахичевань», который затонул в Керченском проливе 11 ноября, был 18-летний Иван Косенков из Астрахани. Парень очень хотел пойти в море именно на отремонтированном ростовском судне. Это был его первый рейс.

- Ваня приезжал к нам и умолял не брать никого на место матроса, очень боялся потерять работу, - вспоминают в офисе компании ООО «ДонДизельСервис», к которой была приписана «Нахичевань». - Кажется, у него были какие-то проблемы с документами, но он их быстро решил и ушел в рейс. Их была группа студентов из Астрахани: Роман Радомский, Саша Горшков и Ваня Косенков. Двое спаслись, а вот Ваня - в числе без вести пропавших... Хороший такой парень, улыбчивый... Хоть бы выжил».

В российских СМИ также вышли более официальные статьи и публикации, посвященные рассмотрению катастрофы в Керченском проливе на межгосударственном уровне.  Так в «Российской газете» были опубликованы следующие материалы: «Виктор Зубков намерен разобраться не привел ли к катастрофе в Керченском проливе расчет "на русское авось"»/Елена Лашкина («РГ» от 13 ноября 2007г.) Стоило президенту Владимиру Путину выдать командировку в Керченский пролив, где еще в воскресенье прошел небывалый шторм, премьер-министру Виктору Зубкову, как глава Белого дома незамедлительно покинул Москву и отправился на место.

Навстречу Зубкову фактически одновременно выдвинулся и украинский премьер Виктор Янукович, чтобы согласовать действия по минимизации последствий шторма для окружающей среды. Зубков же прибыл в порт "Кавказ" не один. Из Москвы он взял с собой главу минрегионразвития Дмитрия Козака, главу МЧС Сергея Шойгу, замглавы Росприроднадзора Олега Митволя. Уже на месте к ним присоединился и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Именно с ними он провел совещание, на котором все же призвал не винить в кораблекрушениях в Керченском проливе только погодные условия. Больше всего он хотел бы услышать о действительных причинах кораблекрушений в Керченском проливе. "Надо сказать, что причина трагедии, конечно, неблагоприятные погодные условия, но на это сваливать всю вину, наверное, нельзя, - рассуждал премьер. - Надо разобраться: то ли это фатальная неизбежность, то ли это неоперативные и несвоевременные действия служб, или это расчет на русское авось".

Зубков заметил, что "произошедшее в Керченском проливе уже названо сегодня самым массовым кораблекрушением в истории современной России".

За ликвидацию последствий шторма взялись уже практически все. Госкомрыболовство создало штаб по оценке последствий экологической катастрофы в Керченском проливе. К месту катастрофы выехали ученые и специалисты ряда институтов комитета, чтобы оценить размер ущерба рыбной отрасли. "Это настоящая экологическая катастрофа", - лишь сказали в Госкомрыболовстве. В связи с этим и российские экологи забили тревогу, призывая ужесточить законодательство, связанное с перевозкой нефти по морю, и обновить парк танкеров, чтобы избежать в будущем катастроф, подобных случившейся в Керченском проливе. Представители Всемирного Фонда дикой природы считают, что "произошедшее в Керченском проливе может произойти и в других местах, где ходят танкеры типа "река-море": и на Балтике, и в Баренцевом море, и на Дальнем Востоке, не говоря уже про Каспий.

«Сегодня на Кубани возобновились работы по ликвидации последствий катастрофы в Керченском проливе»/ Иван Карасев («РГ» от 14 ноября 2007г.) В общей сложности задействовано 198 единиц специальной техники. Вертолеты МЧС проводят мониторинг загрязненной нефтепродуктами акватории и береговой линии, а экологические службы координирую применение сорбента, 11 тонн которого доставлено спецрейсом из Москвы. Ранее в место стихийного бедствия  уже было привезено семь тонн сорбента, ожидается доставка очередной партии, хранящейся на складах в Новороссийске.

Накануне из Краснодара в порт Кавказ доставлено автотранспортом 500 метров боновых заграждений. В зоне чрезвычайной ситуации также находятся пять специальных буксиров с боновыми заграждениями. В течение всего дня ими перекрывался пролив между косой и островом Тузла. На побережье Темрюкского района уже собрано 870 тонн нефтепродуктов, которые доставлены на специальную площадку в районе поселка Сенной для утилизации.

Несмотря, что численность спасателей, работающих на месте трагедии, увеличена, штормовая погода пока не дает им возможность заняться ликвидационными работами в полную силу.

- В среду утром в керченском проливе синоптическая ситуация несколько улучшилась, - сказала корреспонденту "РГ" начальник пресс-службы ГУ МЧС по Краснодарскому краю Татьяна Кобзаренко, - скорость ветра поутихла до четырех метров в секунду, но на море - зябь, которая, по словам моряков, также таит опасность, как и высокая волна. В любой момент погода может резко ухудшиться.

Как бы там ни было, но удалось благополучно откачать весь мазут, оставшийся на судне "Волгонефть-123", который получил пробоину во время шторма. Аналогичные работы начаты и на другом пострадавшем судне - "Волгонефть-249".

Пока нерешенным остается вопрос с местом захоронения погибшей птицы. После известных событий с птичьим гриппом могильник предполагалось открыть в районе поселка Берегового, однако сейчас новое руководство Темрюкского района выступило категорически против недавнего решения.

По мнению экологов, ситуация в Керченском проливе и Азовском море близка к критической. По информации, поступающей от местных экологов, мазутное пятно уже губит птиц и рыбу. Есть все основания считать, что существенная часть мазута уже попала в Азовское море, мелководный и закрытый водоем. Если это так, то, по мнению экспертов, на очистку уйдет гораздо больше времени, чем поначалу предполагалось. Дескать, на ликвидацию последствий экологической катастрофы в Керченском проливе уйдет не менее полугода, а в прибрежной части это займет десятки лет.

Есть также информация, что при шторме мазутные пятна выброшены и на украинскую сторону.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.