Рефераты. Анализ использования производственных мощностей предприятия






Входная производственная мощность — это мощность на начало отчетного или планируемого периода.

Выходная производственная мощность — это мощность предприятия на конец отчетного или планируемого пери­ода. При этом выходная мощность предыдущего периода является входной мощностью последующего периода. Вы­ходная мощность рассчитывается по формуле:

ПМвых = ПМвх + ПМт + ПМр + ПМиз + ПМнс – ПМвыб                  (1.2),

 где ПМвых — выходная производственная мощность; ПМвх — входная производственная мощность; ПМт — прирост производственной мощности за счет технического перевооружения производства; ПМр — прирост производ­ственной мощности за счет реконструкции предприятия; ПМиз – увеличение (уменьшение) мощности вследствие изменения номенклатуры (трудоемкости) продукции; ПМнс — прирост производственной мощности за счет рас­ширения (нового строительства) предприятия; ПМвыб — выбывающая производственная мощность.

По предприятиям, цехам, участкам, мощности которых введены в действие, но не освоены, за производственную мощность принимается введенная в действие проектная мощность.

Поскольку ввод и выбытие мощностей производится не одномоментно, а происходит на протяжении всего планируемого периода, то возникает необходимость расчета сред­негодовой производственной мощности. Среднегодовая мощность (ПМс) – это мощность, которой будет располагать предприятие, цех, участок в среднем за расчетный период или за год, она определяется по формуле:

                               (1.3),

где ПМс — среднегодовая производственная мощность; ПМiввод. — вводимая i-я производственная мощность; tiд — количество месяцев в году, в течение которых будет дей­ствовать i-я мощность; ПМjвыв — выводимая j-я производ­ственная мощность; tjб - количество месяцев в году, в течение которых не будет действовать j-я выводимая мощ­ность; 12 — количество месяцев в году.

Данную формулу можно рассматривать также как баланс производственной мощности. Баланс производственной мощности должен ежегодно разрабатываться на каждом предприятии для обоснования производственных программ производственными мощностями, специализации и кооперирования производства, а также определения необходимой величины реальных инвестиций.

После обоснования производственной программы оценивают возможности ее выполнения с учетом производственной мощности при ее нормативном использовании и проводят следующий расчет: планируемый объем выпуска (разработанный с учетом планов сбыта и заключенных договоров – Вплан) сопоставляют с возможным (Ввозм). При Ввозм > Вплан необходимо увеличить производственную мощность или улучшить ее использование, а при Вплан < Ввозм  следует предусмотреть догрузку мощности на основе дополнительных заказов, поиска рынка сбыта. В случае полного использования мощностей и отсутствия возможности ее увеличения необходимо предусмотреть уменьшение плана производственной программы. Степень использования производственной мощности предприятия характеризуется следующими показателями:

1. Коэффициентом использования мощности (Ки.м), являющимся наиболее обобщенным показателем использования мощности, который определяется по формуле:

Ки.м = Офакт/Мсрл                                                    (1.4),

где  Офакт – фактический объем выпуска продукции;

Мсрл – среднегодовая производственная мощность.

Коэффициент использования менее 0,5 говорит об отрицательном факте и необходимости выявления причин такой ситуации.    

2.  Коэффициентом освоения проектной мощности (Кос):

Кос =                                                                                               (1.5),

где V’ф – фактический выпуск продукции за год на введенных мощностях;

V’пл – годовой выпуск продукции, рассчитанный, исходя из норм освоения.

3.     Коэффициент интенсивной загрузки (Кинт):

Кинт =                                        (1.6),

4.     Коэффициент экстенсивной загрузки (Кэкст):

Кэкст =                                                            (1.7),

где  Фрв – фактический или плановый фонд рабочего времени,

РФрв – расчетный фонд рабочего времени, принятый при определении производственной мощности.

В ходе анализа изучается динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины изменений: например, ввод в действие новых и реконструкция старых предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей.

 Анализируется уровень использования производственных площадей предприятия: выпуск продукции в грн. на 1 м2  производственной площади.

 Показатели динамики (темпы роста) производственных мощностей исчисляются по отношению к предыдущему году, плановым данным. Процесс обновления производственных мощностей характеризуют размеры абсолютного прироста мощностей, коэффициенты прироста, обновления, выбытия и др., рассчитываемые на основе баланса мощности по формулам [3]:

1.  Индекс роста производственной мощности:

К1 =                      (1.8),

2. Коэффициент обновления производственных мощностей:

К2 =                 (1.9),

3. Коэффициент интенсивности обновления:

К3 =                         (1.10),

Если темпы роста основных фондов и производственных мощностей намного меньше темпов их выбытия, то это ведет к «старению» используемых мощностей.

4. Коэффициент масштабности обновления производственных мощностей:

К4 =                          (1.11),

5. Коэффициент стабильности производственных мощностей, характеризующий мощность, сохраняемую для дальнейшего использования:

К5 =                                            (1.12),

где ПМкг – величина производственной мощности на конец года,

ПМв – мощность, выведенная в отчетном периоде.

6. Коэффициент выбытия производственных мощностей:

К6 =                               (1.13),

Необходимым условием эффективного использования средств труда является построение системы машин на предприятии на основе принципа пропорциональности. Если нет пропорциональности, образуется разрыв в пропускной способности производственных мощностей подразделений.


РАЗДЕЛ  2. Анализ и оценка динамики использования производственных мощностей предприятия

2.1   Краткая общая и экономическая характеристика предприятия.

Устав предприятия зарегистрирован распоряжением Симферопольского Городского головы от 22 ноября 2000 г.

Юридический и фактический адрес предприятия:

Украина, АР Крым, г. Симферополь

Ул. Генерала Васильева 27-А

Форма собственности – коллективная.

ОАО «Симферопольский моторный завод» относится к отрасли машиностроения и подчиняется Министерству экономики Совета Министров АРК.

Сейчас территория предприятия составляет 8,5 га. Производственная площадь предприятия составляет 7154 м2. Основная недвижимость – это административное здание, основной цех, склады, несколько незначительных построек (маслоочистительная станция, водо-насосная станция).

 Все производственные процессы сосредоточены в основном цехе, который условно разделен на участки. Очевидный избыток свободной территории и площадей в административном здании и цехе представляет широкие возможности для расширения существующих производственных процессов, и даже организации новых.

С 2000 года, когда произошли резкие изменения в основном бизнесе и в целом на предприятии, Компания доказала, что она настойчиво ориентирована на успех, что наглядно подтверждается динамикой продаж предприятия. Начав с относительно ограниченного портфеля продукции, предприятие постепенно вводило их новые виды, которые характеризовались усложняющейся технологией, которая применялась при  производстве.

С 2000 года предприятие является абсолютно самостоятельным в планировании деятельности и принятии решений всех уровней и независимым от каких бы то ни было государственных ведомств. Поскольку размер организации относительно невелик, она может быть достаточно восприимчива к предложениям по улучшению и, поскольку она обладает гибкостью, результаты проведенных мероприятий будут более видимыми.

Несмотря на достаточно сильные положительные черты, такие как уверенная рыночная ориентация, гибкость, направленность персонала и руководства на результат и успех, профессионализм персонала, сочетающего опыт со способностью воспринимать новшества и т. д., предприятие имеет некоторые проблемные "зоны", которые видны при первом приближении. Здесь необходимо отметить следующие аспекты:

1. Управленческие функции четко не определены, они слишком сконцентрированы, что приводит к крайней перегруженности управления текущими вопросами и к низкому уровню делегирования полномочий среднему уровню управления;

2. В компании нет политики управления персоналом, которая бы базировалась на стратегических потребностях организации.

3. В настоящее время в компании нет структурного маркетингового подразделения; хоть определенные маркетинговые функции и выполняются разными работниками, эта работа не носит систематического характера и не является ведущей в организации;

4. Значительная неиспользуемая площадь, производственная инфраструктура;

5. Отсутствие системного подхода в финансово-экономическом планировании, в составлении отчетности;

6. Не разработана система основных финансово-экономических показателей для управленческих информационных потоков.

ОАО «Симферопольский моторный завод» не имеет полноценной, соответствующей требованиям менеджмента системы управленческого учета. В частности,  отсутствует  определение стратегической задачи предприятия  и ее последующее описание через систему контрольных финансово-экономических показателей. Эти показатели выступали бы индикаторами текущего состояния выполнения стратегической задачи.

Также на предприятии отсутствует системный подход в планировании производственной и финансово-экономической деятельности, а именно подготовка отчетных форм по движению сырья, материалов, готовой продукции и незавершенного производства, себестоимости плановой и фактической выпускаемых изделий. Затратные и доходные центры не выделены, это приводит к ведению бухгалтерского учета не для нужд руководства предприятия, а для контролирующих государственных органов.

  Результаты основных экономических показателей представлены в Таблице 1. Главными источниками информации, используемой в расчетных данных Таблицы 1, являются «Баланс» (Приложение А, Б) и «Отчет о финансовых результатах» (Приложение В, Г), служащими итоговыми видами годовой отчетности предприятия.

Таблица 2.

         Основные финансово-экономические показатели ОАО «СиМЗ» за 2003-2004 гг.

№п/п

Наименование показателей

2003

2004

2005

Отклонение (+/-)

2004 – 2003

2005 – 2004

сумма

%

сумма

%

1.



Чистый доход (выручка) от реализации

16357,0



15575,1



13213,5



-781,9



95,2



-2361,6



84,8



2.



Себестоимость реализованной продукции

13888,6



12943,0



10251,4



-945,6



93,2



-2691,6



79,2



3.

Валовая прибыль

2468,4

2632,1

2962,1

163,7

106,6

330

112,5

4.


Рентабельность продаж (%)

15,09


16,9


22,42


-


112


-


132,7


5.



Коэффициент износа основных средств (%)

50



51



52



-



102



-



102



6.


Чистая прибыль (убыток)

31,5


-95,9


380,8


-127,4


-304,4


476,7


-397


7.


Чистая рентабельность продаж

0,19


- 0,62


2,88


-


-319,2


-


-177,5


8.


8.1

8.2


8.3



Оборачиваемость в днях[1]:

запасов

дебиторской задолженности

кредиторской задолженности



85,59

30,65


1,68


93,96

36,61


1,88

122,8

50,5


4,02

8,37

5,96


0,2

109,78

-


112,33

28,84

13,89


2,14

130,7

-


213,52

Анализируя основные показатели деятельности ОАО «СиМЗ», необходимо отметить, что выручка от реализации сокращается ( по сравнению с 2003 г, где чистый доход составлял 16357 тыс грн, в 2004 он составил 15575 тыс грн, что говорит о сокращении чистой выручки на 4,8% в сумме 781,9 тыс грн; в 2005 г выручка составила 13213,5 тыс грн, что в сравнении с 2004 г составило сокращение в размере 2361,6 тыс грн , на 10,4%.Темпы сокращения в 2005 г (84,4%) в сравнении с темпами 2004 г (95,2 %) увеличились на 10,6 %, что может быть вызвано падением спроса на реализуемую продукцию, появлением на рынке более дешевой и качественной конкурентной продукции, повышением налоговых ставок и др.

Себестоимость реализованной продукции в течение двух лет также сократилась с 13888,6 тыс грн в 2003 г до 10251,4 тыс грн, что составило в общем снижение на 3637,2 тыс грн. В 2004 г себестоимость реализованной продукции составила 12943 тыс грн, что составило 93,2% в сравнении с 2003 г. В 2005 г себестоимость сократилась с 12943 тыс грн до 10251,4 тыс грн, что составило отклонение в размере 2691,6 тыс грн (20,8%). Такое сокращение может быть вызвано снижением производственной себестоимости, связанной с изменением общепроизводственных и сверхнормативных затрат, а также с увеличением объема незавершенного производства на конец отчетного периода, поскольку себестоимость реализованной продукции рассчитывается как незавершенное производство на начало периода плюс затраты на производство за вычетом незавершенного производства на конец периода.

Валовая прибыль в разрезе анализа 2003-2005 гг увеличивается. В 2003 г она составляет 2468,4 тыс грн, в 2004 г увеличивается на 163,7 тыс грн и составляет 2632,1 тыс грн, что составляет 6,6 % прироста. В 2005 г в сравнении с 2004 г валовая прибыль составила 2962,1 тыс грн, что составило 112,5%. Поскольку валовая прибыль находится как разница между чистым доходом и себестоимостью реализации, то ее увеличение вызвано соответствующим превышением чистого дохода отчетного периода над себестоимостью реализации.

Рентабельность продаж за анализируемые периоды возросла, составляя в 2003 г - 15,09, в 2004 г – 16,9, в 2005 г – 22,42. Прирост показателя рентабельности составил в 2004 г в сравнении с 2003 г 12%, в 2005 г в сравнении с 2004 г – 32,7%. Данный показатель является относительным и находится как отношение валовой прибыли к выручке от реализации. Поскольку за исследуемые периоды валовая прибыль возросла с 2468,4 тыс грн в 2003 г до 2962,1 тыс грн в 2005 г, а выручка от реализации сократилась с 16357 тыс грн в 2003 г до 13213,5 тыс грн в 2005 г, то это повлияло на увеличение искомого показателя рентабельности.

Коэффициент износа рассчитывается как отношение суммы начисленного износа (строка 032 Формы 1) к первоначальной стоимости основных средств на определенную дату (строка 031 Формы 1). Повышение коэффициента износа ( в 2003 г он составлял 50%, в 2004 возрос до 51%, а в 2005 г – до 52%) говорит о старении оборудования, но необходимо отметить, что данный показатель имеет среднее значение в согласно общепринятым нормативам.

Чистая прибыль (убыток) находится как разница между финансовым результатом от обычной деятельности до налогообложения и налогом на прибыль от обычной деятельности. В 2003 г данный показатель составлял 31,5 тыс грн, в 2004 г предприятие понесло убыток в сумме 95,9 тыс грн, что говорит о превышении суммы расходов над доходами, а в 2005 г получило прибыль в сумме 380,8 тыс грн. Данный показатель является в нашем случае довольно скачкообразным, что может быть связано с объективными сторонами экономической деятельности (освоение новых рынков сбыта, например, и быстрый их захват).

Оборачиваемость в днях является важным экономическим показателем, характеризующим среднее время одного оборота или за сколько дней обновляется средняя величина (например, запасы, основные средства). Анализируя данные по оборачиваемости в днях запасов, мы видим, что она возросла. В 2003 г она составляла 85,59 дней, в 2004 г увеличилась на 8,37 тыс грн и составила 93,96 дней, а в 2005 г достигла 122,8 дней (на 28,84 дня). Предприятию выгодно ускорение оборачиваемости, так как оно приводит к временному освоению средств, которые предприятие может расходовать на свои нужды. В данном случае оборачиваемость замедляется, количество дней оборота увеличивается, что является отрицательным фактом.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.