Рефераты. Анализ показателей здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии






Курение неоднократно характеризовалось как «один из факторов, представляющих наибольшую опасность для здоровья в настоящее время», а также как одна из основных причин случаев смерти, которые можно было бы предотвратить. Данные, полученные исследователями, свидетельствуют о том, что чем раньше человек начинает курить, тем больше вероятность развития у него таких опасных для жизни заболеваний, как хронический бронхит, эмфизема легких, сердечно-сосудистые заболевания т рак легкого.

Анализ ответов респондентов показал (табл.13): не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5 лет – 20,2+4,0% юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и 9,0+1,6% соответственно.


Таблица 13

Курение среди респондентов

 

Всего

Юноши

Девушки

абс.

p+m (%)

абс.

p+m (%)

Не курю

52

52,5+5,0

273

81,7+2,1

Курю менее 1 года

2

2,0+1,4

2

0,6+0,4

Курю 1 – 5 лет

20

20,2+4,0

21

6,3+1,3

Курю 6 – 10 лет

16

16,2+3,7

6

1,8+0,7

Курю более 10 лет

2

2,0+1,4

2

0,6+0,4

Курю нерегулярно

7

7,1+2,6

30

9,0+1,6

Всего

99

100

334

100


Из числа курящих юношей выкуривают менее полпачки 30,4+6,8%, девушек – 80,3+5,1%, одну пачку – 34,8+7,0% и 1,6+1,6% соответственно. Основная масса юношей начала курить после 15 лет – 73,9+6,5%, девушек – 58,7+6,2%. Одинаковое количество юношей начало курить в возрасте до 15 лет и после 20 лет – 13,0+5,0%. 12,7+4,2% девушек начали курить в возрасте до 15 лет, 28,6+6,0% - после 20 лет. Стаж курения у некоторых достиг уже более пяти лет. Юноши более часто курят, что является статистически достоверным (t=2, p<0,05).

Не менее опасна алкоголизация молодежи, нарастающая весьма высокими темпами. Причин для этого явления вполне достаточно: это неумение занять себя в свободное время, отсутствие клубов по интересам, частые праздники, поиск путей самоутверждения в обществе и подражание взрослым.

Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3+4,7% юношей, 41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц – 19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Впервые попробовали спиртные напитки в возрасте после 15 лет 74,4+4,8% юношей и 69,2+2,9% девушек, до 10 лет – 3,7+2,1% и 2+0,9% соответственно. Юноши наиболее часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно (t=3,2, p<0,001).

Проблему преодоления алкоголизации общества в целом и молодежи в частности, необходимо ставить на одно из первых мест в масштабе государства.

Из числа опрошенных не употребляют наркотические средства 98,0+1,4% юношей и 98,2+0,7% девушек. Изредка – 2,0+1,4% и 1,2+0,6% соответственно. В числе регулярно принимающих наркотики юношей не оказалось, девушек – 0,6+0,4%.

Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ (таблица 14).

Таблица 14

Причины вредных привычек

 

Всего

Юноши

Девушки

абс.

p+m (%)

абс.

p+m (%)

Стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ

52

52,0+5,0

134

49,4+3,0

Неустроенность быта и досуга

11

11,0+3,1

27

10,0+1,8

Отсутствие нормальных механизмов релаксации

22

22,0+4,1

47

17,3+2,3

Интерес

11

11,0+3,1

47

17,3+2,3

Семейные традиции

4

4,0+2,0

16

5,9+1,4

Всего

100

100

271

100


СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

Жизнь всех людей, независимо от их возраста, определяется условиями того общества, в котором они живут. Развитие людей, их социальное положение, характер их повседневной жизни, их стремления, возможности и здоровье – также зависят от природы общества, в котором они живут.

Возможно, молодые люди хотели бы изменить этот мир, в котором им приходится жить, однако, их собственная жизнь во многом уже предопределена и контролируется их социальным окружением.

Специальность медицинского работника по призванию выбрали 57,0+4,9 % юношей, 53,1+2,7% девушек, прочие – 24,0+4,3% и 22,6+2,3% соответственно.

Планы на будущее имеют 97,0+1,7% юношей и 94,3+1,3% девушек, не имеют планов - 1,0+1,0% и 3,9+1,1% соответственно, живут одни днем – 2,0+1,4% и 1,8+0,7% студентов соответственно.

Одна из проблем, которая вызывает большую озабоченность у студентов, - это безработица. Несмотря на то, что усовершенствование систем среднего и высшего образования привело к повышению уровня профессиональной подготовки молодых людей, их возможности найти работу весьма ограничены. Тем не менее 81,8+3,9% юношей-студентов и 83,2+2,0% девушек считают, что найдут работу по специальности, не уверены в этом – 7,1+2,6% и 11,4+3,0% соответственно, будут менять профессию – 8,1+2,7% и 2,1+0,8% соответственно, не хотят быть медицинским работником – 3,0+1,7% и 3,3+1,0% соответственно.

Нельзя забывать, что в личностном плане эмоциональное воздействие невозможности найти работу глубоко и имеет далеко идущие последствия, а часто оно привод человека к отчаянию. Среди безработных молодых людей часты случаи психических расстройств, из которых примерно три четверти приходится на долю депрессии.

Основными причинами нежелания работать медицинским работником студенты считают низкую заработную плату – 38,9+5,1% юношей и 37,4+3,1% девушек, неуважение к профессии со стороны общества и государства – 32,2+4,9% и 26,9+2,9% соответственно, риск профессиональных заболеваний – 16,7+3,9 и 24,8+2,8% соответственно, скользящий график работы с ночными сменами – 6,7+2,6% и 8,0+1,8% соответственно, тяжелый физический труд – 5,6+2,4% и 2,9+1,1% соответственно.

Среди студентов осведомлены о риске профессиональных заболеваний во время работы медицинскими работниками – 68,4+4,8% респондентов, имеют поверхностные знания – 31,6+4,8% по этому вопросу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях увеличивается социальная значимость высшего образования, обеспечивающего профессиональный уровень подготовки молодежи по индивидуальным возможностям и запросам. Учебные заведения особой формой и содержанием учебно-воспитательного процесса должны помогать студентам в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.

Хорошее здоровье необходимо студентам как ресурс душевных и физических сил для будущей работы по сохранению здоровья населения. Кроме того, перспективы развития системы здравоохранения и социальной сферы в целом требуют усиления работы по формированию общемедицинской и профессиональной культуры медицинского работника, воспитания устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности выпускники личным примером и собственным убеждением могли воздействовать на здоровье общества, несли принципы ЗОЖ в массы, стали активными борцами за оздоровление окружающей среды.

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья студентов и улучшению их физического развития необходимо исходить из признания того, что только совокупные действия таких условий воспитания, как здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности воспитателя и его деятельности, эффективная организация социального развития, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность воспитуемых может дать положительный воспитательный эффект и способствовать сохранению физического, нравственного и духовного здоровья. Усилия преподавателей медицинских учебных заведений должны быть направлены на подготовку компетентных, современных медработников, которые умеют правильно взаимодействовать с пациентами, их семьями и коллегами по работе.

Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни (характера питания, стрессов, условий жизни, учебы и профессиональной деятельности), поэтому изменения (улучшение) здоровья зависит от желания и умения выработать разумное поведение в соответствии с условиями существования. Учиться управлять своим здоровьем необходимо с момента рождения, а успех этой учебы зависит, кроме врачей, от знаний и умений родителей и учителей. Таким образом, на первое место необходимо выдвинуть формирование, сохранение и укрепление здоровья молодежи, и, в первую очередь, самими студентами.

 

ВЫВОДЫ


1. Среди опрошенных респондентов было выявлено 25,3+3,2% студентов, имеющих хронические заболевания. Из них 53,7+4,5% состоят на диспансерном учете. При этом, как показывают полученные данные, число студентов, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет – с 17,4% в 2003 году до 28,4% в 2004 году.

2. Из факторов, мешающих заниматься своим здоровьем, студенты отметили недостаток времени – 35,0+1,5%, материальные затруднения – 19,0+1,2%, отсутствие условий – 17,3+1,2%, и лень – 16,9+1,2%.

3. Задумываются о своем здоровье 17,0+0,8% опрошенных студентов, считают себя здоровыми 11,2+0,7%, занимаются спортом 8,7+0,6%, воздерживаются от вредных привычек 13,0+0,7%.

4. Анализ ответов респондентов показал: не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5 лет – 20,2+4,0% юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и 9,0+1,6% соответственно. Юноши курят более часто, что является статистически достоверным. Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3+4,7% юношей, 41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц – 19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Юноши более часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно. Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ.

5. Свободного времени у учащихся недостаточно. Большую часть свободного времени студенты предпочитают встречаться с друзьями – 21,1+1,1%, спать – 19,3+1,1%, т.е. досуг молодых людей не обеспечивает восстановление затраченных сил после учебной деятельности. Для оптимального восстановления сил молодежи необходимы занятия физкультурой и спортом, а из опрошенных студентов лишь 11,3+1,3% занимаются утренней гимнастикой. Ходят на занятия физкультурой 54,0+2,1% студентов, посещают спортивные секции 34,7+2,0%.

6. Питание студентов однообразное и беспорядочное. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время.

7. Что касается репродуктивного здоровья студентов, то 68,7+2,2% живут половой жизнью, причем большинство из них имеют постоянного полового партнера – 84,4+2,1%. Из живущих половой жизнью 82,9+2,2% применяют методы контрацепции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Аветисян, Л.Р. Изучения влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р.Аветисян, С.Г.Кочарова // Гигиена и санитария. – 2001. – №6. – С.48 – 49.

2.      Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании / Л.Н. Анисимов // Юридическая литература. – М., 1998. – С. 176.

3.      Белов, В.Б. Уровень образования и самооценки здоровья населения / В.Б.Белов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2003. – №1. – С. 14 – 19.

4.      Ботникова, Е.А. Комплексная оценка состояния здоровья школьников в процессе непрерывного наблюдения: автореф. дис. … канд. мед. наук / Е.А.Ботникова. – Ижевск, 2002.

5.      Ваганова, Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студен­ческой молодежи г. Челябинска / Л.И. Ваганова // Учащаяся моло­дежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. – Челя­бинск, 2000. – С 178 – 180.

6.      Ваганова, Л.И. Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Л.И. Ваганова. – Уфа, 2003.

7.      Вишняков, Н.И. Профилактика и диспансеризация студентов в современных условиях / Н.И. Вишняков, Л.В. Кочорова, Н.Ю. Колесникова, Ж.С. Деркун // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров. Материалы всероссийской научной конференции. – М., 2007. – С. 142 – 144.

8.      Горбач, Н.А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов / Н.А.Горбач, А.В.Жарова, М.А.Лисняк // Здравоохранение Российской Федерации. М. – 2007, №2 – С. 43 – 46.

9.      Гринина, О.В. Динамика социально-гигиенического статуса студенческой семьи / О.В. Гринина, Е.И. Русанова // Здоровье студентов: сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – С. 138 – 141.

10. Денисова, Д.В. Воздействие новых информационных технологий на здоровье студентов.: автореф. дисс. … канд. мед. наук / Денисова Д.В. – СПб, 2001. – 152 с.

11. Еремкин, А.И. Концепция здоровьесберегающих технологий в университете: Учебно-методическое пособие / А.И. Еремкин, С.И. Егорев, В.В. Костыгина, И.В. Матвеева. – Пенза: ПГУАС, 2006. – 32 с.

12. Ивахненко, Г.А. Особенности самосохранительного поведения московских студентов: социологический анализ / Г.А.Ивахненко // Социология медицины. М. – 2007, №2, – С. 56 – 58.

13. Игнатова, Т.Н. Изучение здоровья студентов многопрофильного вуза и анализ факторов его определяющих / Т.Н. Игнатова, Д.Г. Деря­бин, А.В. Котляров // Здоровье и образование в XXI веке: науч. тр. 4-й междунар. науч.-практ. конф. – М., 2003. – С 268 – 269.

14. Камаев, И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И.А.Камаев, О.Л.Васильева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. №1. С.26 – 29.

15. Камаев, И.А. Медико-организационные аспекты врачебной консультации абитуриентов высших учебных заведений / И.А.Камаев, О.Л. Васильева // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. №4. С.35.

16. Кучеренко, В.З. Отношение студенческой молодежи к созданию семьи во время обучения в зависимости от медико-социальных факторов, условия и образа жизни / В.З.Кучеренко, И.В.Розенфельд // Проблемы управления здравоохранением – М., 2004. № 3 (16) – С. 47 – 50.

17. Лисицын, Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю.П. Лисицын // Здравоохранение РФ. – 1998. – №4. – С. 49 – 52.

18. Лисицын, Ю.П. О концепции стратегии охраны здоровья / Ю.П.Лисицын // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003. – № 2. – С. 10.

19. Макарова, Т.Н. Образование и здоровье / Т.Н.Макарова // Материал Всеросс. научн.-практ. конф. – Пермь, 2002. – С.231 – 232.

20. Максимова, T.М Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодёжи / T.М. Максимова // Здравоохранение РФ – 2002. – №2. – С. 40 – 43.

21. Медик, В.А. Современные подходы к изучению заболеваемости населения / В.А.Медик // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2004, №1. – С. 6 – 9.

22. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (клинические описания и указания к диагностике) / ВОЗ. – СПб.: АДИС, 1994. – Т. 1,2.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.