Рефераты. Анализ производства и реализации







Анализируя данную таблицу заметим, что в хозяйстве в 2004, 2005 и 2006 году наблюдается экономия кормов, а использование кормов в 2006 году составило 86,7 % что на 24,1 % больше по сравнению с 2004 и на 4,9 % больше, чем в 2005 году.

Расход кормов наибольшего значения достиг в 2004 году (8205 ц/ед), а затем произошло его стремительное  сокращение и к 2006 году он составил 5944 ц/ед. В 2006 году экономия кормов составил 1025,2 ц/ед, снизившись на 2960,3 ц/ед по сравнению с 2004 и на 581,6 ц/ед по сравнению с 2005 годом.

Что касается затрат на основное  стадо, то они оказывают существенное влияние на экономическую эффективность производства и реализации продукции молочного скотоводства.


Таблица 2.4

Размер и структура затрат на основное стадо


показатели

Производственные затраты, тыс.руб.

2006г. в % к

2004

2005

2006

2004

2005

Оплата труда с отчислениями

1240

1393

966

77,9

69,3

Корма

2518

2371

1898

75,4

80

Содержание основных средств

469

403

219

46,7

54,3

Прочие затраты

3

3,8

3,8

126,7

100

Всего затрат. в т.ч.

4727

4831

3727

78,8

77,1

Отнесено на молоко

4354,3

4347,9

3354,3

77

77,1

Среднегодовой надой на 1 корову. кг.

2509,2

2428,7

2653

105,7

109,2

Себестоимость 1 ц. молока, руб.

463,62

548,7

569

122,7

103,7


Из данной таблицы видно, что наибольшие затраты на основное стадо хозяйство произвело в 2006 году, этому свидетельствует и наибольшая себестоимость 1 ц молока, которая составила 569 рублей.

Производственные затраты по всем показателям, кроме прочих  затрат, в 2006 году уменьшается. В связи с этим увеличилась и себестоимость 1 ц молока на 20,3 руб.  по сравнению с прошлым годом.

Среднегодовой надой на 1 корову в 2006 году составил 2653 кг, что на 5,7 % больше, чем в 2004 году и на 9,2 %, чем в 2005 году.


2.3.  Анализ реализации молока в СПК «Ферзиковский»


В современных условиях деятельности предприятия реализуется не вся полученная продукция. Часть ее используется на производственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой – рост товарности производства.

Рассмотрим уровень товарности молока за анализируемый период в СПК «Ферзиковский»  (таблица 2.5)

                                                                                                              Таблица 2.5

Уровень товарности молока

Показатели

Годы

Изменения (+/-) 2006 год к 2004

2004

2005

2006

Валовой надой, ц

8205

6776

5944

-2261

Количество реализованного молока, ц

7171

5752

5437

-1734

Уровень товарности, %

87,4

84,9

91,5

4,1


Из таблицы видно, что уровень товарности за анализируемый период увеличивается. Так в отчетном году он составил 91,5%, что на 6,6 % выше, чем в 2005 году.

Изменение уровня товарности в основном связано с изменением валового надоя и количества реализованного молока. В СПК «Ферзиковский»  на протяжении 2004-2006 годов происходило увеличение количества реализованного молока, так как в 2005 г. валовое производство уменьшилось, следовательно, и уменьшилось количество реализованного молока. В 2006 г. резко сократилось поголовье коров, следовательно, это привело к уменьшению валового надоя, но все же предприятие старалось продать как можно больше молока (уровень товарности составляет 91,5%). Количество реализуемой продукции находится в прямой зависимости от валового производства молока.

На товарность молока, немаловажное значение оказывает качество производимой продукции: содержание белка, жира, кислотности, бактериальной обсемененности, механической засоренности, сортам, абсолютным выходом масла и белка, наличием ингибирующих и нейтрализующих веществ.

На следующем этапе данной работы  рассмотрим экономическую эффективность производства и реализации молока (таблица 2.5).


                                                                                                      Таблица 2.5

Эффективность производства и реализации молока

Показатели

Годы

Изменения (+\-) 2006 года к

2004

2005

2006

2005

Количество проданного молока, ц

7171

5752

5737

-15

Средняя цена реализации 1 ц, руб.

463,5

548,7

570

21,3

Выручка от реализации, тыс. руб.

3400

3395

3271

-124

Полная себестоимость реализованного молока, тыс. руб.

3324

3156

3099

-57

Прибыль (+), убыток (-) от реализации, тыс. руб.

88,3

90,2

87,2

-3

Уровень рентабельности, %

2,3

7,6

5,5

-2,1


Из данной таблицы видно, что в отчетном году выручка от реализации молока составила 3271 тыс. руб., что на 124 тыс.  руб. меньше по сравнению с 2005 годом. Уменьшение размера выручки связано, прежде всего, с сокращением количества реализованного молока в 2006 г. на 15 ц по сравнению с 2005г.

В СПК «Ферзиковский» молоко производится хорошего качества, так как зачетная масса выше натуральной. В связи с этим увеличивается выручка, дополнительно полученная за счет сдачи молока жирностью выше базисной. Качество молока создается в процессе производства, а учитывается только при реализации и потреблении. Рентабельность является, характеризующим экономическим показателем, определяющим эффективность производства. В нем отражаются результаты затрат не только живого и прошлого труда, но и качество реализуемой продукции, уровень организации, производства и управления.

На протяжении 3 лет хозяйство получает прибыль от производства и реализации молока.

Молоко используется не только в натуральном виде, но и служит многокомпонентным сырьем для перерабатывающих предприятий. К качеству молока на всех стадиях предъявляют высокие требования. Сохранение его естественных свойств на пути от фермы до потребления дело не легкое, потому что молоко является питательной средой для развития бактерий.

В понятие качества молока включается его биологическая ценность, химический состав, санитарно- гигиеническое состояние, технические свойства. В частности, при заготовке коровьего молока контролируется содержание жира, бактериальная обсемененность, кислотность, чистота, температура. Для хозяйства сейчас большое значение имеет показатель жирности молока. В план сдачи засчитывается молоко с учетом базисной жирности, которая дифференцирована по регионам (так для Калужской области она составляет 3,4%).

Основным каналом реализации молока для хозяйства является продажа его Ферзиковскому молокозаводу Ферзиковского района Калужской области.

Процесс реализации молока хозяйством осуществляется с помощью договоров на закупку и доставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Производство организуется с единственной целью – реализовать производимый продукт. Реализация продукции с возвращением издержек в денежной форме является завершающим этапом деятельности сельскохозяйственного предприятия.

                                                                                                       Таблица 2.6

Характеристика канала реализации молока


Канал реализации

Объем продаж, ц

Цена реализации 1ц., руб.

Себестоимость 1 ц., руб.

Рентабельность, %

Ферзиковский молокозавод

5437

601,6

569

30,2


В 2006 году в хозяйстве реализовано 5437 ц молока по средней цене за 1 ц 601 руб. 60 коп. Себестоимость 1ц молока составила 569 руб. Следовательно, при реализации 1 ц молока хозяйство получило прибыль в размере 172 руб. Рентабельность молока составила 30,2 % (172 / 569), что является средним результатом.

Результат реализации организаций и предприятий зависит от того, какие цены будут установлены ими.

Внутри хозяйства реализация молока возможна лишь в небольших объемах.

Результат реализации в государственные фонды зачастую зависит от того, предоставляются дотации государством или нет.

Отсюда и вытекает необходимость переработки молока внутри колхоза, за счет чего можно расширить ассортимент продукции. Плюс оказывает влияние и большое число производителей, более широкие границы рынка, а так же то, что молоко реализуется напрямую потребителю, минуя дополнительные уровни распределения.

        Специфика сельскохозяйственного производства практически не позволяет обеспечить товарность продукции, равную 100%, но одна из важных задач сельского хозяйства – сократить неоправданное использование продукции внутри хозяйства. Т. к. затраты, произведенные на эту продукцию переносятся на продукцию, продаваемую хозяйством, что повышает, в свою очередь, себестоимость продукции и снижает прибыль, получаемую хозяйством от реализации товарной продукции. Практически вся продукция растениеводства остается в хозяйстве в виде кормов, которые занимают в структуре себестоимости животноводческой продукции около 70%.

Отрасль животноводства отличается высокой товарностью. Большая часть продукции реализуется по каналам реализации. При анализе использовании молока необходимо рассмотреть основные направления использования, влияющие на товарность продукции.


Глава 3. Основные направления повышения производства и реализации молока.


З.1. Резервы увеличения производства и реализации молока


Основным источником резервов увеличения производства продукции в животноводчестве является увеличение продуктивности животных.

Основным источником роста продуктивности животных является повышение уровня их кормления и сокращение сервис и сухостойного периодов.

                                                                                                       Таблица 3.1

Резерв увеличения продукции за счет повышения уровня использования кормов.


Показатели

Вид продукции: молоко

1.Фактический выход продукции, ц

5944

2.Плановый выход кормов на 1ц. продукции, ц к ед.

1,12

3.Расход кормов на фактический выход продукции по плановым нормативам, ц к ед.

6657,3

4.Фактический расход кормов , ц к ед.

6665,5

5.Перерасход кормов, ц к ед.

8,2

6.Возможный дополнительный выход продукции. ц.

9,2

7.Средняя цена реализации. 1 ц. руб.

570

8.Выручка от дополнительно полученной продукции. тыс.руб.

5244


Анализ данной таблицы показал, что перерасход кормов в 2006 году составляет 8,2 ц/ед, а это значит, что возможен дополнительный выход продукции, который составил 9,2 ц, что в свою очередь дает возможность получить выручку в размере 5244 рублей.

Рассмотрим следующий источник роста продуктивности животных – увеличение продукции за счет сокращения сервис-периода.


                                                                                                   

  Таблица 3.2.


Вид продукции

Среднегодовое поголовье коров

Период дней

Недобор продукции, ц.

факт

возможный

уменьшение

В натуре

От всего поголовья в ценах фактической реализации, тыс.руб.

За 1 день

От всего поголовья

      Сервис-период

молоко

224

69

90

11

1,3

86,1

51,7

Сухостойный период

молоко

224

120

60

60

0,5

49,5

29,7

Анализ таблицы показал, что при уменьшении сервис-периода на 11 дней, предприятие дополнительно может получить 86,1 ц молока, а в ценах фактической реализации 51,7 тысяч рублей. При уменьшении сухостойного периода на 60 дней, дополнительный выход составил бы 49,5 ц, или 29,7 тысяч рублей.

Рассмотрим следующий источник роста продуктивности животных – увеличение продукции за счет снижения яловости маточного поголовья.


                                                                                           Таблица 3.3.

Вид животных

Численность яловых коров

Получаемая продукция

Недобор продукции

от 1 головы, ц

от всего поголовья, ц

от всего в ценах фактической реализации, тыс. руб.

Коровы

15

молоко, ц

13,3

199,5

119,7

телята, гол.

2

47


Всего



15,3

246,5

119,7


Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что резервы увеличения продукции за чет ликвидации яловости маточного поголовья составляют 119,7 тыс. рублей.

 Проведем обобщение выявленных резервов по увеличению производства продукции животноводства.


                                                                                                       Таблица 3.4

Виды источников резервов

Молоко, ц.

Изменение продуктивности

- сокращение сервис-периода


86,1

- сокращение сухостойного периода

49,5

- снижение яловости поголовья

199,5

Улучшение использования кормов

9,2

Всего резервов

344,3

Цена реализации 1 ц. (гол), тыс.руб.

0,6

Стоимость дополнительной продукции. тыс.руб.

207,1

 

При обобщении выявленных резервов по увеличению производства продукции получили дополнительной продукции от всего поголовья коров 344,3 ц, что в ценах фактической реализации будет составлять 207,1 тысяч рублей.


3.2 Оценка эффективности рекомендуемых мероприятий при производстве молока.


На экономическую эффективность производства влияют следующие показатели: себестоимость продукции, прибыль и рентабельность.

Следовательно, достижение экономической эффективности производства происходит при снижении себестоимости продукции, увеличении прибыли и повышении уровня рентабельности.

Одним словом главных резервов себестоимости является увеличение объема производства. Данный резерв рассчитывается по формуле:


Р   С = Св – Сф  =    Зф + Здоп                              Зф                 

          VВПф + Р↑VВП              VВПф               (3.1)

Сф – фактический уровень себестоимости 1 ц продукции;

Св – возможный уровень себестоимости 1 ц продукции;

Зф – фактические затраты на производство продукции;

Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции;

VВПф – фактический объем производства продукции;

Р↑VВП – резерв увеличения производства продукции.

Так как при увеличении объема производства хозяйство несет дополнительные затраты на освоение резервов, прежде всего необходимо определить именно уровень дополнительных затрат:


Зд = Р↑VВП * З переменные                             (3.2)


При общем уровне переменных затрат, равная 2953 тысяч рублей на 1 ц молока их приходится 300 рублей.

Тогда дополнительные затраты будут составлять:


Зд = 344,3 * 0,3 = 103,3 тыс.руб.


Теперь можно рассчитать резерв снижения себестоимости:

 


Р   С = (3727+103,3) / (5944+344,3) – (3727/5944) = 0,609-0,627 = -0,018  тыс.руб. = -18 руб.


Таким образом, за счет увеличения объема производства молока себестоимость 1 ц снизится на 18 рублей. После определения резерва снижения себестоимости можно рассчитать резерв роста суммы прибыли за счет снижения себестоимости:

 


Р↑Пс = Р   С * (VВПф + Р↑ VВП)                                        (3.3)

Р↑Пс = 18 *( 5944+344,3) = 12,1 тыс. руб.


Итак, за счет увеличения объема производства молока себестоимость 1 ц снизится на 18 рублей. Изменение суммы прибыли за счет снижения себестоимости составит 12,1 тыс. рублей.

Теперь необходимо определить , на сколько предложенные резервы увеличивают уровень рентабельности. Основными источниками повышения уровня рентабельности являются: увеличение прибыли и снижение себестоимости.

Для подсчета резерва используют следующую формулу:


Р↑ R = Rв – Rф = Пф + Р↑П     * 100 – Rф                                    (3.4)

                            VРПв*Св


Где, Р↑R – резерв увеличения уровня рентабельности, %

Rв и Rф – возможный и фактический уровень рентабельности, %.


Р↑ R = (172+12,1) / (5449,1*0,63) * 100 –4,5=5,4-4,5 = 0,9 %


Таким образом, уровень рентабельности повысился на 0,9 %.

Обобщим рассчитанные резервы и предоставим их в следующей таблице.


                                                                                                      Таблица 3.6

Экономическая оценка эффективности предлагаемых мероприятий в молочном скотоводстве.


показатели

2005г

С учетом резервов

Себестоимость 1 ц. молока в руб.

569

551

Уровень рентабельности в %

4,5

5,4



Анализ данной таблицы показывает, что себестоимость 1 ц молока в 2006 году составила 569 рубля, а с учетом резервов она снизилась до 551 рублей, уровень рентабельности в 2006 году был равен 4,5 %, с учетом резервов повысился до 5,4 %.

Выводы и предложения.


На основе вышеизложенной информации можно сделать следующие выводы

1.                               Экономическая эффективность показывает конечный полезный эффект от применения средств производства и живого труда, другими словами, отдачу совокупных вложений. В сельском хозяйстве это получение максимального количества продукции с единицы площади при наименьших затратах живого и овеществленного труда.


2.                               В СПК «Ферзиковский» главной отраслью является животноводство, где удельный вес приходится на скотоводство (92 %). В 2006 году на первом месте стоит молоко – 48,7 %, на втором – продажа скота на мясо – 43,3 %, следовательно, хозяйство имеет молочно-мясное направление. Отрасль растениеводства является вспомогательной.

3.                               За последние три года в хозяйстве наблюдается постепенное увеличение уровня продуктивности. Так в 2006 году она составила 3595 кг, что на 12 % больше, чем в 2004 году и на 8% больше, чем в 2005 году. В результате этого объем производства молока тоже увеличился. В 2006 году он составил 9957 , что на 3,8 % больше, чем в 2004 и на 0,8 % больше, чем в 2005 году.

4.                               Уровень рентабельности производства молока в 2004 году самый большой по сравнению с другими годами – 10,3 %. В 2005 году он составил – 7,8 %, а в 2006 году – 4,5 %. Следовательно уровень рентабельности снижается с каждым годом, а значит влечет за собой значительные финансовые издержки.

5.                               Обобщающим результатом для оценки эффективности производства продукции является прибыль. Прибыль от реализации молока в отчетном году составила 326 тысяч рублей, что на 21 тысячу рублей меньше, чем в 2202 и на 47 тысяч рублей меньше, чем в 2005 году. Превышение денежной выручки над себестоимостью свидетельствует об окупаемости затрат более 100 % и факте получения прибыли. Так, в 2006 году, уровень окупаемости затрат составил 108 %, что на 2,3 пункта меньше 2004 и на 1,8 пункта меньше 2005 года. Норма прибыли в 2005 году составила 1,4 % , в 2004 – 1,4 %, и в 2006 году – 1,7 %. На норму прибыли влияет рациональная оснащенность хозяйства производственными фондами, их оптимальный размер и эффективное использование.

6.                               Основными источниками резервов увеличения производства продукции в животноводстве является увеличение продуктивности животных. Источником роста продуктивности является повышение уровня их кормления и сокращения сервис и сухостойного периодов.

Перерасход кормов в 2006 году, составил 8,2 ц. к. ед.,  а это значит, что возможен дополнительный выход продукции, который составит 7,3 ц, что в свою очередь дает возможность получить выручку в размере 3888, 7 тысяч рублей.

При уменьшении сервис-периода на 8 дней, предприятие                  дополнительно может получить 88,64 ц молока, а в ценах фактической реализации 47,2 тысяч рублей. При уменьшении сухостойного периода на 6 дней, дополнительных выход продукции составил бы 66,48  ц, или  35,4 тысячи рублей.

За счет увеличения объема производства молока себестоимость 1 ц молока снизится на 3 рубля. Изменение суммы прибыли за счет снижения себестоимости составит 30,3 тысячи рублей.

Себестоимость 1 ц молока составила в 2006 году – 492, 72 рубля, а с учетом резервов она снизится до 489,72; уровень рентабельности в 2006 году составил 8,1 %, с учетом резервов повысится на 8,7 %.

Список литературы


1.       Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – Минск, 2001г.

2.        Титаренко учебное пособие практика экономического анализа хозяйственно деятельности предприятия.

3.       Ораевская Г. А. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия. М.; Экономика 2003г.

4.       Осмоловский В.В Теория анализа хозяйственной деятельности, 2001г.

5.       Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятий М.; ЮНИТИ – ДАНА, 2001 г.

6.       Смирнов Н. А. – Наращивая производительность животноводства. Тула., «Приокское книжное издательство», 2000г.

7.       Павлусенко Ф. И., Брянцев С. С., Белов В. П. – Эффективность производства молока. 2003г.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.