Рефераты. Анализ туристских ресурсов и туристской индустрии Дмитровского района и их влияние на формирование т...






Именно по этой причине недостаточным является внимание, уделяемое программами развития туризма природным рекреационным ресурсам. При подходе, который существует сегодня нельзя серьезно говорить о большой позитивной роли природных рекреационных ресурсов при формировании турпродукта в Московской области, в общем, и в Дмитровском районе, в частности.


IV.2. Анализ историко-культурных и научных ресурсов


В соответствии с  программой  «Развитие индустрии туризма в МО на 2004-2007 годы» 20% всех туристских ресурсов России находятся в МО. Оценим, на сколько Дмитровский район соответствует данной характеристике.


Анализ историко-культурных и научных ресурсов

Историко-культурные ресурсы

Оценка

Особенности/Перспективы

Памятники культовой архитектуры

4

В нашем районе находится около 60 памятников культовой архитектуры. Прежде всего, это: Борисо-Глебский, Спасо-Влахернский и Николо-Пешношский монастыри, Введенский, Казанский, Троицко-Тихвинский храмы, Никольский собор и др. И, не смотря на то, что мы находимся рядом с такими туристскими центрами, как Сергиев Посад и Переславль-Залесский у нас есть потенциал для развития самостоятельного паломнического и религиозно-познавательного туризма.

Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы

2

На территории нашего района находится 12 усадеб, среди которых Ольгово, Подъячево,  Надеждино, Горки, Григорково и др. Этого вполне достаточно, чтобы формировать качественный и интересный туристу турпродукт, но для этого необходимо отреставрировать, а порой полностью перестроить большинство из этих усадеб. Только тогда мы сможем полностью использовать потенциал этого сегмента историко-культурных ресурсов.

Археологические памятники

3

Древнейшие археологические культуры, известные на территории нашего района: фатьяновская, дьяковская и льяловская. В качестве объектов туризма можно использовать городища, относящиеся к этим археологическим культурам, а также экспозицию музея «Дмитровский Кремль». Имеющиеся археологические памятники могут сыграть свою роль в рамках познавательного туризма, но их роль в формировании турпродукта не велика.

Научные и технические комплексы и сооружения

3

Этот ресурс представлен: экспериментальной базой института – МГТУ им. Баумана, каналом им. Москвы, Автополигоном, п. Рыбное. Интерес к научному туризму был характерной чертой советского времени. В наши дни научный туризм остается невостребованным.


Как мы можем видеть, наш район только частично соответствует данной характеристике. Анализ историко-культурных и научных ресурсов характеризует их, как благоприятные для формирования турпродукта. Наиболее благоприятны для развития турпродукта памятники культовой архитектуры. При формировании турпродукта мы можем использовать археологические памятники, а также научные и технические комплексы и сооружения. Наименее благоприятны для формирования турпродукта усадебные комплексы, которые требуют реставрации или частичной перестройки.

Проблемы, препятствующие формированию турпродукта, ориентированного на историко-культурные и научные ресурсы:

1. высокая степень износа или аварийное состояние потенциальных туристских объектов;

2. отсутствие интереса или не понимание со стороны собственников туристских объектов;

3. малая вероятность того, что найдется инвестор, который будет вкладывать деньги в объекты историко-культурного и научного туризма, не относящегося к списку быстро окупаемых.

IV.3. Анализ туристской индустрии Дмитровского района


В соответствии с формулировкой, которую федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации (принятого 4 октября 1996 г.) туристская индустрия характеризуется, как: «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов – переводчиков». В дальнейшем мы будем придерживаться этого определения.


IV.3.1. Транспортное обеспечение туристской индустрии


Начнем анализ туристской индустрии с анализа транспортного обеспечения туристской индустрии. На территории нашего района представлены: автомобильный и железнодорожный виды транспорта. Автомобильный вид транспорта на данный момент является наиболее перспективным. Почему это так, мы ответим после того, как охарактеризуем железнодорожный транспорт. Через Дмитров проходят две колеи Савеловского направления Московской железной дороги. По этому направлению преимущественно курсируют пригородные и местные поезда. За один день мимо Дмитрова проходит до 50 пар поездов. Движение поездов осуществляется в соответствии расписанием, которое меняется дважды в год (летнее и зимнее расписание). Часто происходят отмены, опоздания и изменения в расписании. Самым главным недостатком являются большие перерывы в движении между пригородными пассажирскими поездами. Они могут составлять от 1 до 3 часов. Теперь дадим краткую характеристику Дмитровского железнодорожного вокзала. В комплекс вокзального сооружения входят: зал ожидания, билетные кассы, служебные помещения. Не оборудованы пункты питания, нет вокзальных переходов (тоннелей, мостов, виадуков), поэтому пассажиры вынуждены по прибытии в город переходить железнодорожные пути. На вокзале нет камер хранения, не работает багажная служба. На самом вокзале не выделены зоны отправления и прибытия пассажиров, также стоит отметить отсутствие информационной службы. Угнетающим фактором является состояние прилегающей к железнодорожному полотну территории, вид которой производит на потенциального туриста угнетающие впечатление, еще до того, как он посетит наш город.

В результате мы не можем рассчитывать на железнодорожный транспорт при приеме и обслуживании туристов.

Как было отмечено выше – автомобильный транспорт является наиболее перспективным. Это вызвано особенностями автобусных и автомобильных перевозок. Автомобильные перевозки в туризме занимают 40% ( в 1994 г. около 50%). Минусы этого вида передвижения - невысокая вместимость и небольшая скорость движения сглаживаются тем, что мы работаем с небольшими группами туристов и перевозим их на небольшие расстояния. Развитию туристских перевозок препятствует отсутствие комфортабельных автобусов, поскольку большинство имеющихся в наличии машин можно отнести ко второй категории, в то время, как пригородные автобусы, которыми пользуются местные жители находятся вне категорий. Стоимость нового автобуса большой вместимости на сегодня составляет 2 миллиона рублей и выше[10]. Но в условиях, когда средний возраст автобуса в нашем районе 11 лет и учитывая[11], что это наименее требующий затрат способ формирования данного сегмента туристской индустрии вложенные средства оправдают себя. Имеет смысл размещение или создание авто-предприятия, которое будет специализироваться на туристских перевозках на территории нашего района. В этом случае субъектам туристского рынка Дмитровского района не придется нести дополнительные убытки, как при заказе автобуса из Москвы.

Транспортное обеспечение Дмитровского района образует частично благоприятные условия для формирования турпродукта, при этом мы не можем рассчитывать на большие группы иностранных туристов - наше транспортное обеспечение не соответствует высоким международным стандартам.


IV.3.2. Анализ туристских учреждений Дмитровского района


На данный момент на территории Дмитровского района функционирует свыше десятка туристских фирм. Международный опыт показывает, что оптимальное число туристских фирм к численности населения 1:10 тыс. ч[12]. При такой пропорции обеспечивается конкурентная борьба между фирмами не приводящая к конфликтным ситуациям. Часть этих туристских фирм идентифицируют себя, как туроператоры. Обратимся к Постановлению правительства Российской Федерации «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности»[13] В соответствии с этим постановлением в штате туроператора должно быть не менее 7 работников, 30% работников должны иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма, либо стаж работы в туризме не менее 5 лет. Эти требования в обязательном порядке распространяются на руководителя туроператорской фирмы. Теперь рассмотрим понятие туроперейтинг. Туроперейтинг – собственно туристское предприятие, ставящее своей целью формирование туристского продукта и продвижение его к потребителям[14]. Возможности оптового туроперейтинга оказывают влияние на распространение туристского предложения, на возможности его выбора, на конкурентные стандарты качества обслуживания туристов.

Как мы видим, по роду своей деятельности турфирмы функционирующие в нашем районе наибольшим образом подпадают под определение турагента. Появление фирм идентифицирующих себя, как туроператоры – результат недосмотра органов отвечающих за лицензирование.

В качестве гипотезы выдвинем тезис о том, что развитие составляющих индустрию туризма сегментов предопределит появление фирм занимающихся туроперейтингом – туроператоров. В этом случае мы будем иметь дело или с фирмой, которая придет на местный рынок, расширяя поле своей деятельности, то есть крупным и опытным туроператором, или с местным туроператором. Согласно областной целевой программе «Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002-2005», а также программе правительства МО «Развитие индустрии туризма в Московской области на 2004-2007 годы» основной целью является дальнейшее развитие индустрии туризма как одного из приоритетных видов деятельности экономики Московской области, а также создание современной конкурентоспособной индустрии туризма, способной обеспечить положение Московской области как ведущего российского региона в сфере туризма и рекреации. Наиболее приемлемым для нашего района сегодня является привлечение крупного оператора с опытом работы в сфере туроперейтинга. Только таким образом мы сможем достичь продвижения нашего района и нашего турпродукта (который только предстоит сформировать) на туристском рынке нашей области.

Туристские учреждения г. Дмитрова формируют частично благоприятные условия для формирования турпродукта.


IV.3.3. Система общественно питания Дмитровского района


Питание является одной из основных услуг в технологии туристского обслуживания. Туристская индустрия питания включает в себя: рестораны, бары, кафе, столовые, фабрики-кухни, фабрики-заготовочные, шашлычные, производственные магазины, киоски кулинарии.

Для того, чтобы система общественного питания соответствовала нуждам туристской индустрии необходимо иметь:

разнообразный ассортимент продукции;

квалифицированный персонал;

качество обслуживания (комфортность, этику обслуживания, эстетику)

Потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, в том числе и частных предпринимателей, предоставляются следующие услуги:

питание;

изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий;

организация потребления и обслуживания;

реализация кулинарной продукции;

организация досуга;

информационно-консультативные;

прочие.

Система общественного питания должна иметь сегмент, направленный на туриста. Только так можно достичь приемлемого уровня сервиса.

На данный момент система общественного питания в нашем городе представляет собой сеть кафе и ресторанов быстрого питания с одной стороны, с другой ряд ресторанов, ориентирующихся на состоятельного клиента. В первом случае мы не можем организовать питание для туристов (при наличии свободного времени турист будет заниматься этим самостоятельно), во втором стоимость нашего турпродукта становится значительно выше. Другая проблема – отсутствие квалифицированных и подготовленных к работе с туристом профессионалов, без которых нельзя достичь высокого уровня сервиса. Подобная ситуация образует негативный фактор для формирования турпродукта.

Система общественного питания формирует частично благоприятные условия для формирования турпродукта.


IV.3.4. Места размещения туристов в Дмитровском районе


На данный момент в г. Дмитрове работают три гостиницы: «Кристалл», «Дмитровский посад», «4 короны». Общая черта перечисленных гостиниц – высокая стоимость проживания (наибольшая в «4 коронах», наименьшая в «Кристалле») создает неблагоприятный фактор для формирования доступного широким массам населения турпродукта. Еще одним негативным фактором для развития туризма является отсутствие ориентации на определенный сегмент туристского рынка. При таком подходе невозможно достигнуть полного удовлетворения всех потребностей клиентов. Как не прискорбно этому практически не уделяется внимания, забывается, что некачественное обслуживание в средствах размещения (оно просто не может быть качественным) создает неблагоприятное впечатление о поездке в целом. В результате клиент не удовлетворен – цель путешествия не достигнута.

Свой гостиничный фонд имеется у горнолыжных баз, но в этом случае мы снова говорим о высоких ценах на проживание и об ориентации на состоятельного клиента.

При формировании турпродукта мы подразумеваем работу туроператора, которые формирует турпродукт, в данном случае покупая услуги средств размещения. Здесь появляется новая проблема: формируя турпродукт, туроператор производит оптовые закупки, так как при этом он получает значительные скидки, что позволяет ему при продаже турпродукта сохранять стоимость номера не выше той, которую пришлось бы заплатить клиенту при самостоятельном размещении, наши гостиницы таких скидок не предоставляют. В результате их номерной фонд часто остается без клиентуры, а туроператор продает турпродукт, в котором проживание обходится значительно дороже, чем это есть на самом деле, так как при формировании турпродукта он также несет ряд издержек. Турист, который второй раз посетит наш город, будет обращаться непосредственно в гостиницу, то есть будет действовать напрямую – без посредничества туроператора. Это одна из главных причин, по которым места размещения туристов в Дмитровском районе характеризуются, как частично благоприятные для формирования турпродукта.

IV.4. Анализ развития и потенциала видов программного туризма в Дмитровском районе

Анализ развития и потенциала видов туризма

Вид туризма

Дмитров/Дмитровский район

Оценка

Особенности/Перспективы

Агротуризм

2

Существует ресурс для формирования агротуризма в форме функционирующих в нашем районе опытных хозяйств, ставших плодом международного сотрудничества. Главной проблемой является отсутствие соответствующей инфраструктуры туризма и туристской направленности.

Деловой

2

Основное требование – гостиница в центре города, оборудованная конференц-залом, соответствующим номерным фондом, помещениями для работы, ориентированная на делового туриста, обеспечивающая широкий комплекс дополнительных услуг. На сегодняшний день деловой туризм не развит. В тоже время мировые тенденции развития туризма показывают, что деловой туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма в мире. Поэтому роль делового туризма в турпродукте нашего районе является недооцененной.

Молодежный

2

Главное требование – не дорогое проживание и питание. Характер предоставляемых услуг – спортивно-развлекательные. Также не развит, не смотря на то, что не требует больших капиталовложений

Научный

2

Научный туризм не относится к числу приоритетных или перспективных. Это вызвано тем, что интерес к научному туризму был характерной чертой советского времени. Для того, чтобы у объектов научного туризма было будущее необходимо включать в программы научного туризма развлекательные и анимационные моменты.

Обучающий

2

Обучающий туризм ограничен рамками спортивного туризма (обучение горнолыжному спорту).

Оздоровительный

2

В нашем районе есть ресурсы для развития оздоровительного туризма (Татищево), но отсутствует необходимая для этого инфраструктура. Чтобы развивать оздоровительный туризм потребуются усилия для формирования и совершенствования сопутствующих объектов инфраструктуры.

Паломнический

2

Для развития паломнического туризма необходимы общеизвестные и почитаемые святыни, известные святые. В данном случае мы не можем влиять на формирование данного сегмента турпродукта. Наше влияние заключается в формировании недорогих средств размещения и питания. Развитие паломнического туризма в нашем районе будет напрямую связано с крупным центром православной религии – Троице-Сергиевой лаврой.

Познавательный

3

Мы обладаем достаточными ресурсами для того, чтобы формировать турпродукт, который будет независим от других туристских центров, ориентированных на познавательный туризм. Для этого потребуется их планомерная и глубокая разработка. Важное место займет продвижение туристского продукта. Как не странно развитие познавательного туризма не всегда зависит от числа и уникальности культурно-исторических ресурсов.

Приключенческий

1

Сегодня у нас нет ресурсов для формирования подобного турпродукта.

Рекреационный туризм

3

Как показывает анализ природных рекреационных ресурсов, условия для формирования рекреационного туризма являются весьма благоприятными.

Религиозно-познавательный

3

Мы обладаем достаточными ресурсами для того, чтобы формировать турпродукт, который будет независим от других туристских центров. В данном случае мы более привязаны к инфраструктуре, чем в случае с паломническим туризмом. Потребуются не дорогие гостиницы и точки питания.

Спортивный

4

Наиболее развит спортивный зимний туризм. Этому способствует парк «Яхрома», «Сорочаны», «Волен». В настоящем времени ресурсы спортивного зимнего туризма далеко не исчерпаны, в то время, как горнолыжный туризм носит гипертрофированный характер. Спортивный летний туризм значительно отстает от зимнего.

Хобби

2

Опыт города Мышкина показывает, что для формирования такого вида туризма требуются не какие то особые рекреационные ресурсы, а смекалка и творческий подход. Хобби туризм при правильном подходе может возникнуть из ничего. В наших интересах развивать этот вид туризма, тем более, чужой опыт показывает, что он имеет неплохие перспективы. Для этого надо способствовать творческой активности граждан Дмитровского района, поощрять и содействовать инициативам отдельных граждан.

V. Заключение


Проведенный анализ дал нам возможность оценить влияние туристских ресурсов и туристской инфраструктуры на формирование турпродукта.

В результате можно сделать ряд выводов. Прослеживается большое влияние инфраструктуры, которая в условиях приближенности крупного мегаполиса создает все предпосылки для развития туризма, в значительной степени большие, чем культурно-исторические и природно-рекреационные ресурсы. И это, не смотря на то, что туристская индустрия в результате анализа показала, что ее влияние на формирование турпродукта носит частично благоприятный характер, тогда как туристские ресурсы оказывают благоприятное влияние на его формирование.

Недостаточное развитие инфрастуктуры туризма, отсутствие ориентации существующей инфраструктуры на туризм создают неблагоприятные факторы на формирование турпродукта. Как было выяснено в ходе анализа, значительной доработке могут быть подвергнуты природно-рекреационные ресурсы, не в удовлетворительном состоянии находятся ряд объектов культурно-исторического туризма.

Все это обуславливает то, что на данный момент весьма благоприятны условия для формирования турпродукта только в той сфере туризма, которая касается спортивно-зимнего сегмента.

Рассмотрим таблицу, где обобщим полученные в ходе анализа данные:


Природные рекреационные ресурсы

Рельеф

Водные объекты

Почвенно-растительный покров

Эстетическая оценка ландшафтов

Ландшафтно-рекреационный потенциал и ландшафтно-рекреационное зонирование.

4

2

2

4

3

4+2+2+4+3/5=3

Биоклимат

Режим солнечной радиации

Атмосферная циркуляция

Ветровой режим

Термический режим

Режим влажности и осадков

2

2

5

3

3

2+2+5+3+3/5=3

Историко-культурные и научные ресурсы

Памятники культовой архитектуры

Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы

Археологические памятники

Научно-технические комплексы и сооружения

4

2

3

3

4+2+3+3/4=3

Туристская индустрия

Транспортное обеспечение

Анализ туристских учреждений

Система общественного питания

Места размещения туристов

2

2

2

2

2+2+2+2/4=2

3+3+3+2/4=2.75


Если давать нашему району общую характеристику на основании проведенного анализа то его можно будет охарактеризовать, как частично благоприятный для формирования турпродукта.

Как отмечалось в начале работы природно-рекреационные и историко-культурные и научные ресурсы требуют всесторонней оценки хотя бы для расчета туристской ренты. Имеющихся на сегодня данных не хватает для подобной оценки. Имея более подробные данные можно со значительно большей точностью определить влияние туристских ресурсов и туристской индустрии на формирование турпродукта.

VI. Список изученной литературы и источников


1. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 288 с.: ил.

2. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. Пособие. – М.: Советский спорт, 1998.

3. Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий: Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 104 с.


Периодические издания:

Дмитровский вестник


Законодательные акты:

1. Областная целевая программа «Развитие индустрии туризма в Московской Области на 2002-2005 годы»

2. Постановление правительства Российской Федерации «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности»

3. Программа Правительства Московской Области «Развитие индустрии туризма в Московской  Области на 2004-2007 годы»


[1] -туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил (Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской федерации)

[2] Квартальнов В.А., Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 288 с.: ил.

[3] Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие для студентов, обещающихся по специальности «Менеджмент». – М., 1999.

[4] Шаховская А.Д. Природа Дмитровского края. Краткий краеведческий очерк. – М., Дмитровский Отдел Союза работников просвещения, 1923.

[5] Программа Правительства Московской области «Развитие индустрии туризма в Московской области на 2004-2007 годы» характеризует природно-климатические ресурсы, как благоприятные.

[6] Те же формулировки содержаться в программе Правительства Московской области «Развитие индустрии туризма в Московской Области на 2004-2007г»

[7] Пример горнолыжного курорта Сорочаны, где протяженность горнолыжных трасс была значительно увеличена за счет насыпи из песка.

[8] Широкое использование прудов и водохранилищ для пляжно-купального отдыха, расчистка и оборудование пляжей и др.

[9] Проведение санитарно-гигиенических мероприятий по очистке леса от захламленности и сухостоя.

[10] Дмитровский вестник. 12 апреля 2005 г. №41(137575). Интервью с директором автоколонны №1784.

[11] Там же

[12] По данным World Tourist Organization (WTO)

[13] от 11 февраля 2002 г. №95. (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.2002. №731)

[14] Квартальнов В.А., Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 97.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.