Приведенные выше зависимости позволяют проанализировать степень влияния объема производства (продаж) на изменение прибыли. Оказывается, что любое изменение объема производства вызывает еще более сильное изменение прибыли. А если предприятие убыточное, это означает, что при снижении объема производства (соответственно выручки) на 1% убытки увеличиваются на несколько процентов. Этот феномен называется эффектом производственного (или операционного) левериджа.
Производственный леверидж - это степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при колебаниях объема производства. Производственный леверидж оценивается отношением относительного изменения прибыли к относительному изменению выручки от реализации (объема производства или продаж).
Производственный леверидж показывает, на сколько процентов изменяется прибыль (убытки) при изменении выручки на 1%. Так как относительные изменения выручки и переменных затрат совпадают, то формула для расчета производственного левериджа имеет вид:
Лпр = (B - V)/П = (S+П)/П,
где В - выручка от реализации; V - переменные затраты на весь объем производства; S - постоянные затраты; П - балансовая прибыль от реализации (до выплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендов).
Из приведенной формулы видно, что чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при некотором объеме производства, тем выше производственный леверидж, а следовательно, тем большая опасность подстерегает предприятие при сокращении производства, например, вследствие падения спроса на выпускаемую продукцию.
Большие постоянные издержки имеют место на предприятиях, оснащенных дорогостоящим специализированным и автоматизированным оборудованием. Это неликвидные активы и сократить их без потерь при сворачивании производства невозможно. Поэтому чем больше доля постоянных расходов, тем больше предпринимательский риск. Работать с высоким производственным левериджем могут позволить себе только те предприятия, которые обеспечивают значительные объемы производства и сбыта и уверены в перспективе устойчивого спроса на свою продукцию.
Предприятия, которые наряду с собственными средствами используют заемные, испытывают не только предпринимательский, но и финансовый риск. Считается, что наибольший доход обеспечивается тогда, когда на долю собственных средств приходится 60-70%, а на долю заемных средств - 30-40% всех активов предприятия.
При этом структура капитала зависит также от объема продаж. Если объем продаж небольшой, предприятие может обойтись только собственными средства. Если же объем продаж превышает определенный уровень, то необходимо и целесообразно привлекать заемный капитал. Привлечение заемных средств повышает рентабельность собственного капитала, и в этом заключается эффект финансового левериджа.
Финансовый леверидж - это частное от деления относительного изменения дивиденда на одну акцию на относительное изменение прибыли, финансовый леверидж показывает, на сколько процентов изменяется дивиденд при изменение прибыли на 1%, т.е. он характеризует чувствительность дивиденда к изменению прибыли.
Зависимость дивиденда от доли заемных средств в общих активах предприятия довольно сложная. Вначале дивиденд возрастает по мере увеличения доля заемных средств. Это объясняется тем, что сумма платы за все виды кредитов вычитается из прибыли до налогообложения и, поэтому заемные ресурсы оказываются относительно дешевыми. Но по мере роста размера заемных средств процентные ставки за привлечение дополнительного капитала возрастают, что связано и с ростом финансовой неустойчивости предприятия. Налоговые выгоды от привлечения заемного капитала уменьшаются, в результате чего расчетный дивиденд на акцию снижается. При высоком финансовом леверидже малейшее снижение объема продаж вызывает многократно усиленное падение дивиденда на одну акцию со всеми вытекающими отсюда последствиями (падение курса акций, снижение рыночной стоимости капитала предприятия).
Полный (совокупный) леверидж равен произведению производственного левериджа на финансовый леверидж. Он показывает, на сколько процентов возрастает расчетный дивиденд при росте выручки или объема продаж на 1%.
Таким образом, мы рассмотрели два главных рычага, с помощью которых можно влиять на финансовое положение предприятия. Это нахождение оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами в структуре себестоимости продукции и выбор рациональной структуры капитала с точки зрения соотношения собственных и заемных средств. Применение даже простейших приемов кредитного анализа дает возможность избежать неплатежеспособности предприятия.
Расчет точки безубыточности можно производить аналитическим методом. Он заключается в определении минимального объема выручки от реализации продукции при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет больше 0%.
И пост* Т
T min = -----------------
Т –И пер
где T min – минимальный объем выручки, при котором уровень рентабельности больше 0%, тенге;
И пост – сумма условно-постоянных затрат, тенге;
И пер – сумма переменных затрат, тенге;
Т – выручка от реализации продукции, тенге.
Анализ влияния изменения суммы выручки на уровень себестоимости ОАО «Эмбамунайгеофизика» на прошлый год приведен в таблице №5.
Расчет степени влияния выручки на уровень себестоимости ОАО «Эмбамунайгеофизика»
Показатели
Прошлый год
Должно быть с учетом суммы выручки отчетного года
Отклонение
тыс. тенге
% к выручке
Выручка 105975 277415 +171440
Себестоимость 104252 98,4 275900 99,4 +1
в том числе
условно-
постоянные
затраты 15721 14,8 60289 21,7 +44568 +6,9
Переменные
затраты 88531 83,6 215611 77,7 +127080 5,9
Данные таблицы показывают, что уровень себестоимости ОАО «Эмбамунайгеофизики» в % выручки в прошлом году с учетом суммы выручки отчетного года составило 99,4%, в том числе по условно-постоянным затратам – 21,7% (60 289 : 277 415*100) и по переменным затратам - 77,7%. Рост выручки на 171 440 тыс. тенге повысило уровень себестоимости за счет условно-постоянных затрат на 46,6% (с 14,8% до 21,7%), а сумму себестоимости (46,6*277 415:100=129,275). Следовательно рост себестоимости за отчетный год составило 1% с 98,4% до 99,4%.
2.3. ПРИМЕНЕНИЕ ФАКТОРНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА
Полученная в результате финансового анализа система показателей позволяет выявить слабые места в экономике предприятия, охарактеризовать состояние дел данного предприятия (его ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность, отдачу активов и рыночную активность). Причем одни показатели могут находиться в критической зоне, а другие быть вполне удовлетворительными. Однако на основе такого анализа сделать однозначный вывод о том, что данное предприятие обязательно обанкротится в ближайшее время или, наоборот, выживет, обычно невозможно.
Выводы о вероятности банкротства можно делать только на основе сопоставления показателей данного предприятия и аналогичных предприятия, обанкротившихся или избежавших банкротства. Однако подыскать в каждом случае подходящий аналог для сравнения весьма затруднительно, или такого аналога может и не быть вообще.
Задача прогнозирования банкротства предприятия может быть решена методом дискриминантного анализа. Последний представляет собой раздел факторного статистического анализа, с помощью которого решаются задачи классификации, т.е. разбиения некоторой совокупности анализируемых объектов на классы путем построения так называемой классифицирующей функции в виде корреляционной модели.
В нашем случае речь идет о делении предприятий на два класса:
1) подлежащие банкротству;
2)способные избежать банкротства.
Для большей наглядности предположим, что факт банкротства определяется значениями двух показателей:
1) коэффициентом покрытия, т.е. отношением текущих активов к краткосрочным обязательствам;
2)коэффициентом финансовой зависимости, т.е. отношением заемных средств к общей стоимости активов;
Первый показатель характеризует ликвидность, второй, финансовую устойчивость. Очевидно, что при прочих равных условиях вероятность банкротства тем меньше, чем больше коэффициент покрытия и меньше коэффициент финансовой зависимости. И наоборот, предприятие наверняка станет банкротом при низком коэффициенте покрытия и высоком коэффициенте финансовой зависимости. Задача состоит в том, чтобы найти эмпирическое уравнение некой дискриминантной границы, которая разделит все возможные сочетания.
У предприятия, находящегося в состоянии финансового кризиса, наблюдаются низкие показатели деловой активности, рентабельности и отдачи имеющихся активов. Убыточность финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие находится под угрозой банкротства. Однако это не означает, что любое убыточное предприятие тут же должно обанкротиться.
Убыточность может быть временной, и не исключено, что руководство и менеджеры предприятия найдут эффективные решения и выведут предприятие из кризиса.
С другой стороны, наличие высокой рентабельности не исключает возможности банкротства.
В этом отношении интересные данные приводят французские специалисты. В выборке обследованных обанкротившихся предприятий убыточные предприятия составляли 38%, а остальные 62% были рентабельными предприятиями.
Обанкротившиеся рентабельные предприятия по своим характеристикам распределяются следующим образом (в % к общему итогу):
“уязвимые предприятия с низкой рентабельностью и финансово неустойчивые...............................................................................................…....30
“излишне амбициозные” предприятия, которые при низкой рентабельности наращивали объем производства………………………………………………..11
“солидные” предприятия, имевшие удовлетворительные показатели рентабельности и финансовой устойчивости, но проводившие рискованную товарную политику.................................……………………………………...….8
“молодые” предприятия с чрезмерно высокими темпами развития, низкой рентабельностью и ограниченными основными средствами................……….5
предприятия с хроническим недостатком ликвидных средств, имевшие удовлетворительные показатели рентабельности и неудовлетворительные показатели ликвидности и финансовой устойчивости...........…………………..4
предприятия с жесткой структурой управления, имевшие большие накладные расходы, удовлетворительные показатели рентабельности и финансовой устойчивости………………………..42
Непосредственные причины банкротства у приведенных групп предприятий были различные.
Убыточные и низко рентабельные предприятия становились банкротами от малейшего повода, например, от банкротства клиента, заминки в оплате долговых обязательств, потерь, связанных с конкретной сделкой, и т.д.
Рентабельные предприятия “прогорали” по следующим причинам:
1) вследствие серьезных неудач в осуществлении отдельных проектов и сделок, от приобретения убыточных предприятий, от ошибок в диверсификации производства и т.п.;
2) в результате негибкой ассортиментной, инвестиционной и технической политики, не учитывающей изменения конъюнктуры рынка;
3) по внешним, не зависящим от предприятия причинам (банкротство постоянного клиента, неблагоприятные изменения ставок налогов и таможенных тарифов, ужесточение условий кредитования и т.д.).
При диагностике банкротства необходимо проанализировать не только показатели ликвидности и финансовой устойчивости, но и показатели рентабельности, деловой активности и отдачи активов. Только комплексное обследование деятельности предприятия может дать полную картину его экономического состояния, выявить скрытые неблагоприятные процессы, которые могут повлечь за собой серьезные неприятности в ближайшей и отдаленной перспективе. Если неплатежеспособность и финансовая неустойчивость - индикаторы возможного наступления банкротства, то к неудовлетворительным показателям рентабельности и деловой активности нужно относиться как к факторам, усугубляющим финансовые трудности, повышающим вероятность банкротства, но не обязательно его предопределяющим.
Так, из приведенных выше данных видно, что из обанкротившихся предприятий 16% имели нормальную рентабельность, а 28% обеспечивали неуклонное наращивание объемов продаж.
Остановимся на основных показателях эффективности (отдачи) используемых ресурсов.
Отдача (оборачиваемость) всех активов - это отношение выручки от реализации продукции (работ, услуг) к средней за год сумме всех активов:
Выручка от реализации (без НДС и акцизов)
Отдача всех активов = ------------------------------------------------------- Среднегодовая сумма активов
При оценке отдачи активов нужно учитывать отраслевую специфику и, прежде всего фондоемкость производства. Например, фондоемкое производство автомобилей, требующее дорогостоящего сложного оборудования, определяет невысокую отдачу активов автомобильного завода в сравнении с предприятиями, производящими технологически несложные товары народного потребления.
Отдача основных фондов - отношение выручки от реализации к среднегодовой стоимости основных средств и нематериальных активов:
Отдача основных Выручка от реализации (без НДС и акцизов)
фондов = ----------------------------------------------------------
Среднегодовая стоимость основных
средств и нематериальных активов
Это широко распространенный в отечественной практике показатель фондоотдачи, характеризующий степень использования основных производственных фондов. Слабая загрузка основных фондов, особенно в фондоемком производстве, значительно повышает себестоимость и снижает рентабельность. Но, с другой стороны, снижение фондоотдачи может быть связано с введением новых мощностей или техническим перевооружением производства, и это со временем даст положительный результат.
Финансовые результаты предприятия во многом зависят от рационального использования и уровня обеспеченности оборотными средствами. Степень использования оборотных средств характеризуют показатели оборачиваемости, которые могут рассчитываться по всем оборотным средствам либо по отдельным их видам. Оценка показателей оборачиваемости по отдельным составляющим текущих активов (производственным запасам, дебиторской и кредиторской задолженности) дополняет и углубляет анализ показателей ликвидности.
Оборачиваемость оборотных средств - отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости оборотных средств или среднее число оборотов, совершаемых за отчетный период (год):
Оборачиваемость Выручка от реализации (без НДС и акцизов)
оборотных средств = ---------------------------------------------------------
Среднегодовые текущие активы
Оборачиваемость запасов - отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой стоимости производственных запасов:
Оборачиваемость запасов Затраты на производство
реализованной продукции = --------------------------------
Среднегодовые запасы и затраты
Оборачиваемость дебиторской задолженности - отношение выручки от реализации к среднегодовой сумме дебиторской задолженности:
Если рост дебиторской задолженности опережает рост выручки, то показатель оборачиваемости снижается. Аналогичным образом, путем деления выручки на среднегодовую кредиторскую задолженность рассчитывается оборачиваемость кредиторской задолженности. Для последующего внутреннего анализа полезными являются расчеты средних периодов оборота по элементам оборотных средств. Так, поделив 365 дней на показатель оборачиваемости запасов, находят средний период оборота запасов. Аналогично рассчитываются средние периоды погашения дебиторской и кредиторской задолженности.
Финансовое состояние предприятия, в конечном счете, предопределяется тем, насколько прибыльно оно работает в течение длительного периода времени. Поэтому очень важно оценить и проанализировать показатели рентабельности, непосредственно зависящих от размера получаемой прибыли.
Существует множество коэффициентов рентабельности. Все они построены по единой схеме: в числителе показана прибыль балансовая, чистая или от реализации, в знаменателе - активы (капитал), затраты или доходы (например, в виде выручки).
Рассмотрим наиболее распространенные показатели рентабельности.
Чистая рентабельность активов - отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всех активов предприятия.
Чистая рентабельность акционерного капитала - отношение чистой прибыли к уставному (акционерному) капиталу.
Данный показатель представляет особый интерес для акционеров и потенциальных инвесторов, так как за счет чистой прибыли идет выплата дивидендов. Показателем размеров дивидендов является коэффициент дохода акционеров, т.е. дивиденды, выплачиваемые на 1 руб. уставного капитала или номинальной стоимости акций.
Правда, не всегда уменьшение дивидендов связано с ухудшением финансового состояния предприятия. Может иметь место уменьшение доли чистой прибыли, направляемой на дивиденды, за счет увеличения доли этой прибыли, направляемой на развитие производства и осуществление перспективных проектов. Коэффициент дохода акционеров характеризует степень “Зрелости” предприятия. Обычно молодые, набирающие силу компании, выплачивают небольшие дивиденды, тогда как “Зрелые” компании в традиционных отраслях стремятся платить более высокие дивиденды.
Весьма распространенный показатель - это рентабельность продукции, т.е. отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации.
Показатель рентабельности продукции характеризует возможности ценовой политики предприятия. Если этот показатель очень низкий, то предприятие не может идти на снижение цен на свою продукцию, так как это обернется для него убытками.
В отечественной практике получил распространение показатель общей рентабельности производственных фондов.
Этот показатель характеризует степень использования производственных фондов и их эффективность. По нему инвесторы могут сделать вывод о том, насколько эффективна отдача вложений в производство на данном предприятии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9