Общее изменение рентабельности собственного капитала составляет -25%, в том числе за счет изменения по формуле (42):
удельного веса чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли
Δ ROЕ = 0,12*1,455*6,02*9,04 = -9,5%
мультипликатора капитала
Δ ROЕ = 0,55 *(-0,184)*6,02*9,04 = -5,5%
оборачиваемости капитала
Δ ROЕ = 0,55*1,271*(0,23)*9,04 = -1,45%
рентабельности продаж
Δ ROЕ = 0,55*1,271*5,79*(-2,01) = -8,14
Следовательно, доходность собственного капитала уменьшилась под влиянием снижения удельного веса чистой прибыли в общем объеме балансовой прибыли и за счет снижения рентабельности продаж.
В целом, финансовое состояние анализируемого предприятия можно охарактеризовать как абсолютно устойчивое. Однако в ходе анализа были выявлены некоторые факты, которые могут в перспективе привести к снижению экономических показателей. В связи с этим приведем следующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия:
1. В части улучшения эффективности использования оборотных средств рекомендуется провести мероприятия по повышению скорости оборачиваемости дебиторской задолженности, так как финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги.
Для этого необходимо:
провести инвентаризацию дебиторской задолженности;
вести учет дебиторской задолженности по срокам ее возникновения;
определить максимальный объем реализации товаров в рассрочку;
проводить систематический анализ дебиторской задолженности.
2. Рекомендуется периодически проводить анализ цен, устанавливаемых на аналогичную продукцию другими фирмами, в целях установления конкурентоспособных цен на товары розничной продажи. Одной из причин являются высокие цены на товары розничной продажи. В условиях насыщенности рынка товаром и большого числа продавцов на первый план выходит ценовая конкуренция.
3. Рекомендуется, в целях увеличения товарооборота расширение розничной торговой сети, а именно увеличение количества торговых точек.
В последнее время происходит резкое расширение розничной торговой сети коммерческими фармацевтическими предприятиями. При этом большой удельный вес в конкурирующих фирмах занимают аптечные пункты, располагающиеся в торговых залах магазинов и в лечебных учреждениях. Ассортимент товара в аптечном пункте состоит из 150-200 наименований готовых лекарственных препаратов, пользующихся наибольшим спросом у населения. С целью увеличения доли рынка и объема реализованной продукции предлагается открыть несколько дополнительных аптечных пунктов, расположенных в разных частях города. Выбор местоположения необходимо сделать с учетом отдаленности от торговых точек фирм-конкурентов.
4. Рекомендуется регулярное проведение рекламной кампании для привлечения внимания потребителей в целях повышения объема реализации продукции.
Одной из слабых сторон МТПП «Фармация», по сравнению с фирмами-конкурентами, является отсутствие рекламы своей продукции. Это очень серьезное упущение, так как реклама один из самых действенных инструментов в попытках предприятия привлечь внимание покупателей к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность. Поскольку у предприятия нет опыта по проведению рекламной кампании, целесообразно привлечь консультанта по рекламе со стороны.
Учитывая специфику торговой деятельности МТПП «Фармация», наиболее действенной будет реклама по местному телевидению и радио. Особенное внимание необходимо уделить информации о продаже новых препаратов, которые рекламируются по центральному телевидению и в прессе.
5. Рекомендуется проводить мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности МТПП «Фармация» одним из отрицательных факторов является нехватка стратегически необходимой информации: отсутствие базы данных по состоянию рынка лекарственных средств и отсутствие мониторинга за фирмами-конкурентами. В связи с этим, на предприятии необходимо организовать сбор и анализ необходимой информации и систематизировать поступающие данные. Именно на основе достоверной и оперативной информации должна строиться работа предприятия, направленная на достижение более высоких экономических результатов и укрепление конкурентных позиций.
Основные направления, согласно которым необходимо вести сбор и анализ информации, следующие.
1. Сведения о последних тенденциях рынка:
прогнозы консалтинговых компаний об изменении емкости рынка в предстоящих периодах;
рекламные программы фирм-производителей о выведении на рынок новых препаратов;
прогнозы об изменениях покупательской способности населения; а прогнозы Госсанэпиднадзора.
2. Анализ продукции, предлагаемой фирмами-конкурентами:
анализ ассортимента;
анализ ценовой стратегии;
наблюдение за уровнем сервисного обслуживания;
анализ финансового состояния фирм-конкурентов, с целью прогнозирования их возможностей вести борьбу за покупательский спрос посредством снижения цен.
3. Сведения о потребностях покупателей:
ретроспективный анализ покупательского спроса на продукцию в зависимости от сезона (проводится в целях предотвращения летнего спада продаж);
выявление потребностей покупателей на лекарственные средства и уровень сервисного обслуживания.
Таким образом, своевременное поступление достоверной информации позволит предприятию гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и разрабатывать мероприятия по решению возникающих проблем. Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия, направленную на достижение наивысших экономических результатов.
Во втором разделе проведена оценка финансового состояния МТПП «Фармация», в которой дается технико-экономическая характеристика предприятия, а так же рассмотрены основные финансово-экономические показатели работы предприятия за 2004-2005 годы. На основе методов и методик первой главы проведены анализы имущественного положения предприятия, эффективности и интенсивности использования капитала, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия, а также предложены рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия МТПП «Фармация».
В данной курсовой работе были выполнены следующие задачи:
изучение общетеоретических аспектов финансового анализа;
изучение информационной и нормативно-правовой базы финансового анализа;
изучение современных методов и приемов финансового анализа.
выполнен финансового состояния МТПП «Фармация» с использованием таких методов как метод сравнения, графический и табличный метод, а так же метод факторного анализа.
– даны рекомендации по улучшению финансового состояния данного предприятия.
Результаты выполненной работы даны в приложении 3, которые на основе поставленных задач, позволяют сделать следующие выводы:
более высокий темп роста выручки от реализации (121,37%) по сравнению с темпом роста стоимости имущества (114,77%) свидетельствует о рациональном регулировании предприятием своих активов;
удельный вес внеоборотных активов в общей стоимости имущества составляет 6,9%, а оборотных активов - 93,1%. Такое соотношение является совершенно приемлемым для предприятий, занимающихся преимущественно торговой деятельностью;
фондоотдача основных фондов имеет тенденцию к увеличению и на конец 2004 года составляет 43,33 руб. выручки от реализации на 1 руб. основных фондов;
структура оборотного капитала на данном предприятии стабильная, что свидетельствует об устойчивом, хорошо отлаженном процессе производства и реализации продукции;
коэффициент оборачиваемости оборотного капитала имеет тенденцию к увеличению, что привело к сокращению периода его оборачиваемости. Под влиянием ускорения оборачиваемости оборотного капитала балансовая прибыль увеличилась на 526,9 тыс.руб.
основным источником формирования имущества МТПП «Фармация» является собственный капитал, доля которого составляет 83% в общем объеме источников средств предприятия;
заемный капитал предприятия состоит из краткосрочной кредиторской задолженности, которая за отчетный период сократилась на 10%. Долгосрочные кредиты и займы отсутствуют;
отмечено резкое повышение уровня дебиторской задолженности. Об этом свидетельствует снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, и, как следствие увеличение периода ее погашения. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность, что создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;
высокий уровень рентабельности совокупного капитала достигается за счет высокого уровня рентабельности продаж. Снижение рентабельности совокупного капитала характеризует перенакопление активов и неэффективное использование предприятием своих производственных мощностей. Снижение рентабельности продаж свидетельствует об увеличении себестоимости продукции и сокращении ее сбыта;
баланс МТПП «Фармация» является абсолютно ликвидным. Коэффициент абсолютной ликвидности имеет тенденцию к повышению и составляет 1,3. Это значит, что долговые обязательства могут быть погашены в полном объеме и немедленно;
реальный объем собственного оборотного капитала составляет 1 8282 тыс. руб. и имеет тенденцию к увеличению. Но при этом необходимо отметить, что маневренность собственного оборотного капитала уменьшилась;
анализ финансовой устойчивости МТПП «Фармация» показал, что собственный капитал предприятия играет доминирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и превышает сумму привлеченных средств. Из этого следует, что предприятие работоспособно и обладает автономной производственной базой;
конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности МТПП «Фармация» является полученная прибыль в сумме 5006 тыс. руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно оценить финансовое состояние МТПП «Фармация» как абсолютно устойчивое.
Однако наличие некоторых негативных факторов может привести к ослаблению финансовой устойчивости предприятия, в связи, с чем были приведены рекомендации по повышению эффективности деятельности МТПП «Фармация» по следующим направлениям:
контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
установление конкурентоспособных цен на товары розничной торговли;
расширение розничной сети;
проведение рекламной кампании;
совершенствование информационного обеспечения.
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев – М.: Дело и сервис, 2000. - 254с.
2. Адамов, В.Е. Экономика и статистика фирм / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов – М.: Финансы и статистика, 1999. - 239с.
3. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т. Балабанов, - М.: Финансы и статистика, 1999. - 512с.
4. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко – М.: Финансы и статистика, 2000. - 205 с.
5. Волков, О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков – М.: Инфра-М, 2000. - 519с.
6. Ковалев, В.В. Финансовый анализ / В.В. Ковалев – М.: Финансы и статистика, 1999. - 511с.
7. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – М.: Проспект, 2001. - 420с.
8. Ковалев, В.В. Как читать баланс. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев, В.В. Патров – М.: Финансы и статистика, 1994. - 256с.
9. Крейнина, М.Я. Финансовое состояние предприятия / М.Я. Крейнина – М.: ИКЦ ДИС, 1997. - 221с,
10. Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева – М.: Юнити, 1999. - 490с.
11. Неруш, Ю.М. Логистика / Ю.М. Неруш – М.: Юнити, 2001.- 389с.
12. Никифорова, Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности / Н.А. Никифорова, Л.В. Донцева – М.: Дело и сервис, 1998. - 222с.
13. Прыкин, Б.В. Экономический анализ предприятия / Б.В. Прыкин – М.: Юнити, 2000. - 360с.
14. Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности предприятий / С.М. Пястолов - М.: Академический проект, 2002. - 573 с.
15. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая – М.: Инфра – М, 2001. - 335с.
16. Тренев, Н.Я. Управление финансами / Н.Я. Тренев – М.: Финансы и статистика, 2000. - 382 с.
17. Шеремет, А.Д. Экономический анализ / А.Д. Шеремет, М.Я. Баканов – М.: Финансы и статистика, 2001. - 688с.
18. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев – М.: Инфра – М, 2000. - 207с.
Организация МТПП «Фармация»
Идентификационный номер налогоплательщика 3528014670
Вид деятельности изготовление и реализация медикаментов
Организационно-правовая форма муниципальная
Единица измерения: тыс. руб.
Адрес 162602, г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д.36
АКТИВ
Код стр.
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
I.ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. Нематериальные активы (04,05) в том числе:
110
16
патенты, лицензии, товарные знаки, иные аналогичные активы
111
организационные расходы
112
-
деловая репутация организации
113
Основные средства (01, 02, 03), в том числе:
120
1492
1518
земельные участки и объекты природопользования
121
здания, машины, оборудование
122
Незавершенное строительство(07,08,16,61)
130
27
Доходные вложения в материальные ценности (03), В том числе:
135
имущество для передачи в лизинг
136
Имущество, предоставляемое но договору проката
137
Долгосрочные финансовые вложения (06,82), В том числе:
140
128
инвестиции в дочерние общества
141
инвестиции в зависимые общества
142
инвестиции в другие организации
143
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
144
прочие долгосрочные финансовые вложения
145
Прочие внеоборотные активы
150
ИТОГО по разделу I
190
1663
1689
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы, в том числе:
210
13058
13372
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16)
211
925
952
затраты в незавершенном производстве (20,21,23,29,30,36,44)
213
1
готовая продукция и товары для перепродажи (16,40,41)
214
12110
12396
товары отгруженные (45)
215
расходы будущих периодов (31)
216
22
24
прочие запасы и затраты
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)
220
2
Дебиторская задолженность, (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты),в т.ч.:
240
4121
5217
Покупатели и заказчики (62,76,82)
241
2903
3881
Векселя к получению (62)
242
Задолженность учредителей по взносам в уставный капитал (75)
244
Авансы выданные (61)
245
912
1027
Прочие дебиторы
246
306
309
Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82), в том числе:
250
займы, пре доставленные организациям на срок менее 12 месяцев
251
собственные акции, выкупленные у акционеров
252
прочие краткосрочные финансовые вложения
253
Денежные средства, в том числе:
260
5104
5629
Касса (50)
261
78
93
Расчетные счета (51)
262
4740
5536
Валютные счета (52)
263
Прочие денежные средства (55,56,57)
264
286
Прочие оборотные активы
270
ИТОГО по разделу II
290
22285
24219
Баланс (сумма строк 190+290)
300
23948
25908
Пассив
На начало отчётного периода
На конец отчётного периода
III. КАПИТАЛ и РЕЗЕРВЫ
Уставной капитал (85)
410
7
Добавочный капитал (87)
420
859
Резервный капитал (86)
430
В том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством
431
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
432
Фонд социальной сферы (88)
440
205
Нераспределённая прибыль прошлых лет (88)
460
18798
13761
Непокрытый убыток прошлых лет (88)
465
Нераспределённая прибыль отчётного года (88)
470
Х
7889
Непокрытый убыток отчётного года (88)
475
ИТОГО по разделу III
490
19891
22743
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты (92,95)
510
ИТОГО по разделу IV
590
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты (90,94)
610
Кредиторская задолженность,
620
4003
3126
В том числе: поставщики и подрядчики (60, 76)
621
1049
106
задолженность перед персоналом организации (70)
624
1119
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)
625
254
302
задолженность перед бюджетом (68)
626
166
53
авансы получены (64)
627
18
19
прочие кредиторы
628
1470
1527
Доходы будущих периодов (83)
640
54
39
ИТОГО по разделу V
690
4057
3165
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)
700
Вид деятельности изготовлен не и реализация медикаментов
Единица измерения тыс. руб.
Наименование показателя
код стр.
За отчёт- ный период
За аналогич-ный период предыдущего года
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
106813
79745
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
020
(74292)
(50327)
Валовая прибыль
029
32521
28943
Коммерческие расходы
030
(22805)
(18102)
Управленческие расходы
040
Прибыль(убыток) от продаж строки (010-020-030-040))
050
9716
11316
II. Операционные доходы и расходы
Проценты к получению
060
12
11
Проценты к уплате
070
(12)
(11)
Доходы от участия в других Организациях
080
Прочие операционные доходы
090
289
203
Прочие операционные расходы
100
(363)
(427)
III. Внереализационные доходы и расходы
Внереализационные доходы
Внереализационные расходы
(6)
Прибыль(убыток,) до налогообложения (строки 050+060-070+080+
+090-100+120-130)
9659
11109
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
(3205)
(2927)
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
160
6454
8182
IV.Чрезвычайные доходы и расходы
Чрезвычайные доходы
170
Чрезвычайные расходы
180
Чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода) (строки 160+1 70-180)
Итоговая таблица показателей финансового состояния предприятия
Показатели
2004 год
2005 год
Рекомендуемые
Рентабельность совокупного капитала (%)
41
30
Рентабельность продаж (%)
9
3
Коэффициент оборачиваемости капитала
6,02
5,79
10
Коэффициент общей ликвидности
3,5
5,6
> 1,0
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент срочной ликвидности
1,2
2,3
> 0,3
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,8
1,3
0,3 - 0,5
Ликвидность средств в обращении
0,3
0,4
0,6 - 0,9
Коэффициент материального покрытия
3,3
Коэффициент автономии
0,73
0,83
Коэффициент задолженности
0,36
0,20
<2
Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов собственным капиталом
0,09
0,08
<1
Соотношение оборотного и внеоборотного капитала
14,35
13,4
>2
Коэффициент маневренности собственного капитала
0,91
0,92
> 0,5
Уровень чистого оборотного капитала
0,67
0,76
0,1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6