Рефераты. Анализ деятельности предприятия






Прибыльность означает жизнеспособность организации в долгосрочной перспективе, но никак не ее способность погашать долги. Организация может быть прибыльной, но неплатежеспособной, и наоборот.

Однако исследование показателя прибыли во взаимосвязи с показателями выручки от продаж, затрат, активов, собственного акционерного (уставного) капитала представляет возможность оценить эффективность деятельности организации, привлечения дополнительного капитала и заемных средств. Показатели рентабельности (прибыльности) оценивают величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы и деятельность организации.

В экономическом анализе существует система показателей рентабельности, которые условно разделяют на две группы: показатели рентабельности деятельности организации и показатели рентабельности активов. При анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций. На основании значений показателей таблицы 11 деятельность организации оценивается как нерентабельная. Для определения причин неэффективности функционирования необходимо установить факторы, влияющие на финансовое положение организации и его компоненты, в том числе рентабельность.

 Анализ показателей рентабельности в динамике по данным бухгалтер-

ского баланса и отчета о прибылях и убытках приведён в таблице 11.


Таблица 11.

Анализ показателей рентабельности ООО «Альфа Сталь-РДО»

Наименование показателя

2001 год

2002 год

2003г

Абсолютное изменение (+,-)

2003г к

2001г

2003г к

2002г

Рентабельность основной деятельности

0,06

0,03

0,03

-0,03

-

Рентабельность продаж

0,06

0,03

0,03

-0,03

-

Рентабельность внеоборотного капитала

-0,02

-0,04

-0,02

-

0,02

Рентабельность оборотного капитала

-0,02

-0,04

-0,03

-0,01

0,01

Рентабельность совокупных активов

-0,01

-0,02

-0,01

-

0,01

Рентабельность собственного капитала

-0,03

-0,09

-0,07

-0,04

0,02


Рентабельность основной деятельности за предыдущий год показывает, что на рубль затрат организации приходится лишь 6 коп прибыли. В отчетном году значение показателя снизилось на 3 коп и составило 3 коп прибыли. На уменьшение показателя рентабельности повлиял опережающий рост себестоимости по сравнению с темпом роста прибыли от продаж. Вследствие неэффективности основной деятельности снижается показатель рентабельности продаж. Его значение свидетельствует о том, что на один рубль полученной выручки от продажи приходится 3 коп прибыли, что на три копейки меньше аналогичного показателя прошлого года.

Эффективность использования внеоборотного капитала в отчетном году хотя и несколько улучшилась по сравнению с предыдущим годом, но свидетельствует о неэффективном использовании внеоборотных активов на предприятии. Несмотря на то, что осуществлялись дополнительные финансовые вливания в основной капитал, он не стал приносить организации больше доходов.

Коэффициент рентабельности оборотного капитала, связанный с замедлением оборачиваемости активов, характеризует неэффективность использования, организацией своих оборотных средств, показывая, какой объем чистой прибыли обеспечивается каждым рублем активов. Снижение рентабельности акционерного и собственного капитала можно оценить как отрицательную тенденцию с определенной долей осторожности в аналитической оценке. Это связано, прежде всего, с различным экономическим содержанием этих показателей и их денежной оценкой на примере конкретной организации. Чистая прибыль организации - это динамичный показатель, который снизился в отчетном году.

На основании значений показателей таблицы 11 деятельность ООО «Альфа Сталь-РДО» оценивается как нерентабельная.

Как показал анализ финансовых результатов ООО «Альфа Сталь-РДО» это предприятие работает с убытками, хотя продукция и услуги, оказываемые предприятием, пользуются спросом и являются конкурентоспособными.

Чистая прибыль является основным абсолютным показателем безубыточности функционирования организации.

Результативность деятельности организации за ряд лет характеризует относительный показатель рентабельности, который может быть исчислен и проанализирован в динамике. Анализ показал, что на рассматриваемом нами предприятии существуют резервы увеличения прибыли и рентабельности. К ним относится увеличение объема производства и реализации продукции, снижение удельной себестоимости продукции и повышения ее качества.


2. Организация бухгалтерского учета материальных ценностей


2.1. Общие положения

В процессе хозяйственной деятельности наемные работники предприятия для достижения поставленных перед ними целей используют предметы труда, т.е. объекты, составляющие материальную основу продукции (работ, услуг), и средства труда, объекты, предназначенные для преобразования предметов труда и придания им необходимых потребительских свойств.

Предметами труда служат сырье, материалы, тара, запасные части, инвентарь (в обобщенном смысле просто материалы), а средствами труда - основные средства. Основные средства характеризуются длительными сроками использования. Они переносят свою стоимость на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение нескольких лет (за исключением малоценных предметов). Материалы относятся к категории одноразовых элементов производства: их стоимость одномоментно включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Это касается и малоценных предметов (инвентаря), которые непосредственно не выступают в качестве материальной основы продукции (работ, услуг), а близки по функциональному применению к средствам труда, но отличаются от них коротким сроком полезного использования - менее 12-ти месяцев. В бухгалтерском учете все виды материалов, в том числе и малоценные предметы, отражаются на счете 10 "Материалы".

В соответствии с методологией бухгалтерского учета материалы входят в состав более общей группы активов, которая именуется материально-производственными запасами, и включает в себя следующие три элемента:

материалы;

готовую продукцию предприятия;

товары, приобретенные для продажи.

Не относится к материально-производственным запасам незаконченная изготовлением продукция, называемая незавершенным производством.

Основным документом, регламентирующим учет материалов, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.07.2001 г. N 44н.

Главные задачи бухгалтерского учета материалов на предприятии ООО «Альфа Сталь-РДО» являются:

формирование рационального документооборота по заготовлению, поступлению, хранению и отпуску в производство, на реализацию указанных материальных ценностей;

обеспечение сохранности на всех этапах их движения;

определение норм запаса и выявление излишков;

 работа с поставщиками по обеспечению регулярности поставок в заданном объеме и с высоким качеством, а также по своевременному расчету с ними.

На большинстве коммерческих предприятий материалы являются объектами двух видов учета: управленческого (производственного) и бухгалтерского. В управленческом учете (на складах, в производственных помещениях и в экспедиции) они чаще всего отражаются количественно на специальных карточках, в бухгалтерском учете - в стоимостном выражении в мемориальном ордере или ведомости. В конце каждого месяца производится сверка обоих учетов, путем таксировки, т.е. путем денежной оценки остатков материалов на складе. Бухгалтер и кладовщик совместно проверяют остатки материальных запасов на складе. Затем в бухгалтерии по имеющимся ценам определяют сумму остатков. При несовпадении делаются корректировки. Не реже одного раза в год проводится инвентаризация ценностей, в том числе и производственных запасов.

На практике реализуются разные варианты сочетаний управленческого и бухгалтерского учета материалов. В малых организациях часто обходятся без управленческого учета.

Контроль сохранности и движения материалов может быть существенно облегчен, на предприятии ООО «Альфа Сталь-РДО» проводятся специальные организационно-технические мероприятия:

складские и другие аналогичные помещения для хранения ценностей оснащены прогрессивным погрузочно-разгрузочным оборудованием и механизмами;

места размещения объектов разделены на секции и ячейки, которые пронумерованы и поименно обозначены;

в секциях размещены точные измерительные и весовые приборы и приспособления;

приказом руководителя предприятия определены материально-ответственные лица, а также работники, которым предоставлено право получать и отпускать материальные ценности.

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, т.е. по сумме произведенных расходов при их приобретении, включающих в себя:

суммы, уплаченные поставщику;

вознаграждения, переведенные посредникам, в том числе за информацию, необходимую для приобретения данных материальных ценностей;

таможенные пошлины и иные таможенные платежи;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с покупкой материалов;

затраты по заготовке, погрузке, разгрузке, транспортировке и по содержанию заготовительно-складского аппарата предприятия;

расходы по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик с целью доведения заготовленной продукции до пригодного состояния;

прочие расходы, в том числе проценты по кредитам, связанным с приобретением материалов.

Особое место в составе фактических затрат занимают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Их объем может составлять около 10% от всей стоимости материалов. Для разных типов предприятий, использующих различные способы заготовки материалов, транспортно-заготовительные расходы могут либо включаться непосредственно в себестоимость материалов, либо учитываться отдельно. Это решение принимается руководством конкретной организации. Применение второго способа требует от бухгалтерии при передаче материалов в производство одновременно включать в себестоимость продукции (работ и услуг) соответствующую долю ТЗР.


2.2. Отражение жизненного цикла материалов

Как отмечалось выше, материалы являются основой для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. Это ткани, металл, дерево, мука, сахар, хлопок и т.п.

В ООО «Альфа Сталь-РДО» их учет ведется на соответствующих субсчетах счета 10 "Материалы", разграничивающих предметы по отдельным видам:

10-1сырье;

10-2 покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

10-3 топливо и горючее;

10-4 тару и тарные материалы;

10-5 запасные части для текущего ремонта основных средств;

10-6 прочие материалы;

10-8 строительные материалы;

10-9 инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы - это предметы, непосредственно участвующие в производстве продукции, и составляющие ее основу.

Вспомогательные материалы - это предметы, которые придают сырью, основным материалам и готовой продукции соответствующее качество.

Топливо - это горючие вещества, дающие тепло и являющиеся источниками энергии.

Горючее - это топливо для двигателей.

Покупные полуфабрикаты - это сырье и материалы, которые прошли предварительную обработку на других предприятиях.

Комплектующие изделия - это объекты, изготовленные по отдельным заказам организации другими предприятиями и предназначенные для оснащения выпускаемой продукции.

Тара и тарные материалы - это предметы, используемые для постоянного хранения материальных ценностей на складах, а также для их перемещения по предприятию и отправки покупателю.

Строительные материалы (цемент, кирпич, стекло, керамика, асбест и др.) - это специализированные предметы труда, применяемые предприятиями-застройщиками в процессе строительных и монтажных работ для изготовления строительных деталей, возведения и отделки конструкций, а также частей зданий и сооружений.

Запасные части - это предметы труда, используемые в процессе производства для замены и ремонта износившихся деталей и узлов основных средств.

Возвратные материалы - это сэкономленные остатки основных и вспомогательных материалов, топлива, тарных материалов и запасные части, пригодные для повторного применения по основному назначению или в качестве вспомогательных средств.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это предметы, участвующие в производственном процессе в качестве орудий труда, хозяйственного инвентаря или средств защиты персонала, имеющие срок службы (полезного использования) менее 12-ти месяцев. В их состав обычно входят:

1) инструменты и приспособления общего и специального назначения;

2) сменное оборудование и технологическая тара многократного производственного использования;

3) производственный и хозяйственный инвентарь;

4) специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления;

5) постельные принадлежности;

6) временные сооружения, затраты по возведению которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов.

Выделение такого количества субсчетов для ведения бухгалтерского учета материалов связано со спецификой хозяйственных операций по поступлению, хранению, использованию и налогообложению различных их видов. Эта специфика проявляется по-разному и в отдельных отраслях экономики (например: в строительстве, торговле и т.п.). Особое внимание следует уделять горючему, таре, инвентарю и сырью, передаваемому на переработку в другие организации.

В начале отчетного года бухгалтерия открывает у себя соответствующие карточки складского учета, регистрирует их в специальном журнале и передает под расписку кладовщикам (материально-ответственным лицам).

Жизненный цикл материалов состоит в их приемке на учет, хранении и отпуске в производство или на реализацию.

Поступление материалов на предприятие может происходить разными способами. Наиболее распространенным является их приобретение по договорам купли-продажи непосредственно у поставщиков или в оптовых магазинах при помощи подотчетных лиц или путем перечисления денежных средств на расчетный счет. На предприятие ООО «Альфа Сталь-РДО» установлено правило, по которому учетная стоимость материалов включает в себя ТЗР.

ООО "Промысел" в сентябре 2004 года отгрузило ООО " Альфа Сталь-РДО " 20 ящиков гаек на сумму 24 000 руб. (в том числе НДС – 3661,02 руб.). ТЗР составили 2000 руб. (в том числе НДС – 305,08 руб.)

ООО " Альфа Сталь-РДО " оплатило гайки. В бухгалтерском учете ООО " Альфа Сталь-РДО " будут сделаны следующие проводки.


Таблица 12.

Отражение поступления материалов на бухгалтерских счетах.                                                                               В рублях

№п/п

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма

1

оплачено поставщику материалов

60

51

24000

2

отражена стоимость материалов

 без НДС;

10

60

20338,98

3

учтена сумма НДС по приобретенным материалам

19-3

60

3661,02

4

оплачены транспортные расходы


76-5

51

2000,00

5

отражена сумма транспортных расходов без НДС

10

76

1694,9

6

учтена сумма НДС по транспортным расходам

19-3

76

305,08

7

предъявлена к зачету с бюджетом сумма оплаченного НДС

68-2

19-3

3966,10


где: счет 10 "Материалы", субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Если материалы покупаются через подотчетных лиц, делаются следующие проводки:

Таблица 12.

Отражение поступления материалов через подотчетных лиц на бухгалтерских счетах.                                                        В рублях

№п/п

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма

1

выдана сумма подотчетному лицу для покупки материалов

71

50

26000

2

отражена стоимость материалов без НДС;

10

71

20338,98

3

учтена сумма НДС по приобретенным материалам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.