Рефераты. Аналитическая работа в ОВД






Аналитическая работа в ОВД

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по теме: «Аналитическая работа в ОВД»


План

Вступительная часть

1. Система информации и информационное обеспечение управления в ОВД

2. Роль и значение социальной информации в деятельности ОВД.

3. Аналитическая работа в ОВД.

Заключительная часть (подведение итогов)

Введение


Успешное выполнение правоохранительных задач в условиях формиро­вания новой социально-экономической и политической ситуации в стране неразрывно связано с обеспечением эффективности управляемыми органами внутренних дел, способствующие созданию нормальных условий для функци­онирования всей инфраструктуры общества. Известно также, что стабиль­ный правопорядок в стране образует соответствующие общественные пред­посылки для социально-экономического и научно-технического прогресса, духовном и нравственном развитии.

Отсюда следует, что управление органами внутренних дел как разно­видность социального управления должно осуществляться на уровне совре­менных научных требований. Организация управления деятельностью орга­нов внутренних дел на научной основе означает разработку и реализацию правоохранительных функций путем теоретического изучения закономернос­тей возникновения и конкретно-исторического характера антиобщественных явлений и принятия соответствующих мер соответствующих мер управляюще­го воздействия на них с учетом многообразия их связей и взаимозависи­мостей с другими социально-экономическими тенденциями и процессами.

Таким образом научное управление органами внутренних дел означает сознательное и целенаправленное воздействие на определенный вид соци­альной системы (преступности либо ее составные элементы) например преступность несовершеннолетних, на основе использования познаний за­кономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функци­онирования и достижения поставленных целей и задач развития общества.

1.СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Значение информации в управлении органами внутренних дел трудно переоценить. Информация позволяет субъекту управления иметь достовер­ное представление о статичном и динамичном состоянии социальной систе­мы (ее элементах), достижении (недостижении) поставленных целей и за­дач, необходимости и целесообразности принятия определенных (в том числе и корректирующих) мер воздействия на систему (ее элементы) с тем, чтобы обеспечить реализацию тех или иных управленческих решений.

На современном этапе реорганизации органов государственной власти и управления, изменения организационной структуры, компетенции, функ­ций органов внутренних дел, дальнейшее повышение их эффективности в деятельности напрямую зависит от широкого внедрения достижений теории и практики социального управления, правильного применения научных ме­тодов сбора, обработки, анализа и оценки информации в процессе решения оперативно-служебных задач.

Организационная связь управления и информации состоит в том, что последняя, являясь атрибутом управления, основным условием и средством его реализации по существу, обеспечивает процесс управления.

Признание единства управления и информации, определяет виды и раскрывает содержание таких функций информации, как коммуникативная, научно-познавательная и социального регулирования. Отсюда следует, что управление в данном аспекте означает целенаправленную деятельность по организации информационных процессов в целях обеспечения взаимодейс­твия социальной системы с внутриструктурными элементами и внешней сре­дой.

Известно, что основным содержанием процесса управления является выработка, принятие и организация исполнения решений, которые в свою очередь должны иметь соответствующую основу, т.е. сведения и данные о внутреннем состоянии субъекта и объекта управления и внешней среде функционирования. Следовательно, чтобы принять оптимальное, научно обоснованное решение, крайне необходимо крайне необходимо располагать соответствующей информационной базой о состоянии, уровне, динамике преступности, о располагаемых конкретным органом внутренних дел силах и средствах, социально-экономических, географических, экономических и т.п. условиях, в которых формируются и существуют субъект и объект управления.

Иными словами как процесс управления в целом, так и каждая из его стадий предполагает создание систем (подсистем) информации и соответс­твенного информационного обеспечения.

Рассмотрение различных вопросов, связанных с системой информации и информационным обеспечением управления органами внутренних дел, из­начально предполагает определение понятий "информация" вообще и "соци­альная информация" в частности.

Научное понятие информации охватывает чрезвычайно широкие много­образия взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых матери­альных объектов и мыслительных процессов. Отсюда возникают сложности в его однозначном определении. В целом современная наука трактует это понятие, как правило в строго определенном аспекте рассмотрения: соци­альном, философском, психологическом, кибернетическом и т.д. Именно поэтому, по общему мнению ученых, единое универсальное понятие инфор­мации и единая теория информации вряд ли могут существовать, поскольку специалисты различных отраслей науки (философия, биология, технические науки) содержание этого понятия трактуют исходя из своего "отраслевого аспекта видения, и "оказывается для них предметом познания".

Теоретико-методологической основой изучения понятия информации и ее содержательных сторон является теория отражения, согласно которой информация представляет собой специфический отражательный процесс, форму проявления и интегративный результат отражения, полученный в сознании объекта в процессе восприятия окружающей объективной действи­тельности.

Первоначальное понимание информации как сумма сведений, описываю­щих те или иные факты, относится к 20-м годам 20 века. С развитием технических средств массовых и других коммуникаций (радио, телеграф, телефон и т.п.) и ростом объема передаваемых сообщений появилась необ­ходимость их изменения для улучшения условий передачи. Так появилась математическая теория информации (1948 г.) в которой ее основатели

К.Шеннон и У.Уивер использовали вероятностные методы для измерения ко­личества информации.

В вероятностной теории под информацией понимались не любые сооб­щения, которыми оперировали люди непосредственно по техническим кана­лам связи, а лишь такие, которые уменьшали неопределенность у получа­теля информации в результате этих сообщений. При этом неопределенность признавалась тогда, когда из-за неполноты информации субъекту управления предстоял выбор одной из двух или большего числа возможностей. Та­ким образом, выдвинутое Шенноном понятие информации отождествлялось с понятием количества информации и ее вероятности и применялось в ходе использования сведений, содержащих неопределенность.

В 1948 г. Н.Виннер обосновал "информационное введение информации как науки об управлении и связи в живых организмах, общества и маши­нах."Информация по определению Н.Винера, это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств.

Понимание информации стало с 60-70 гг. общенаучным, т.е. общим для всех частных наук, а информационный подход превратился в общенауч­ное средство исследования.

Процесс развития понятия информации в современной науки позволил такие ее характеристики и свойства, как количество, ценность, содержа­ние, достоверность, глубина, полнота, точность, убедительность, новиз­на, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность вырази­тельность, которые находят свое применение в рамках социальной теории. С помощью социальной информации т.е. информации, используемой в соци­альных системах, становится возможным познать и управлять общественны­ми процессами, действиями людей, оптимизировать общественные, группо­вые и личностные отношения.

Социальная информация в сфере деятельности органов внутренних дел

- это синтез различных видов экономической , политической, научно-тех­нической, оперативно-служебной и др. информации, используемой в про­цессе реализации правоохранительных и иных задач, возложенных на МВД.

Таким образом, в управлении органами внутренних дел наиболее ши­роко используется социальная информация, содержание которой может иметь как общий так и специфический характер.

Общий характер содержания социальной информации достаточно под­робно раскрыт в управленческой литературе с позиции теории отражения и трактуется как результат и форма проявления отраженного разнообразия внешнего мира (социальных отношений) в сознании субъекта управления. Иными словами, информация может быть представлена как отраженное раз­нообразие как разнообразие которое отражающий объект содержит об отра­жении.

Специфический характер содержания социальной информации определя­ется поставленными перед органами внутренних дел целями и задачами и отражает процессы функционирования и результаты воздействия данной социальной системы  как  на  внутриструктурном уровне,  так и на внешнюю среду.

Каждый из видов социальной информации, имея свои подвиды, направ­ленные на узкоспециализированное информационное обеспечение, не может существовать изолировано друг от друга или противопоставляется друг другу. Наоборот, на стадии выработки управленческих решений, каждый из этих условных видов и подвидов социальной информации находится в тес­ной взаимосвязи и путем взаимодополнения, взаимопроникновения дополня­ют и помогают субъекту управления составить более глубокое, разнооб­разное суждение о конкретном объеме управленческого воздействия.

В процессе социального управления наиболее часто находит свое вы­ражение информация социологического, криминологического, криминалисти­ческого, оперативно-розыскного и т.п.  характера.  При этом каждый вид информации качественно характеризует какую-либо сторону состояния опе­ративной обстановки или иного рассматриваемого объекта анализа.

Качественная характеристика условий и результатов работы органа внутренних дел, построенная на многофакторном анализе состояния право­порядка, является определяющей в оценке оперативной обстановки и слу­жит основой для принятия конструктивных, научно обоснованных управлен­ческих решений на перспективу.

В неразрывной связи с качественной стороной анализа негативных и позитивных явлений, процессов и тенденций в состоянии преступности на­ходится и количественная сторона, отражаемая в первую очередь статис­тической информацией. Этот вид информации выражается в цифровых дан­ных, образующихся в результате регистрации, учета и классификации тех или иных фактов (например, преступлений совершенных группой лиц).

Таким образом под информацией применительно к деятельности орга­нов внутренних дел можно понимать сведения, сообщения, данные характе­ризующие состояние и развитие субъекта и объекта управления (с учетом воздействия вышестоящих субъектов управления и внешней среды) т.е. ре­зультаты управляющих воздействий на объект управления.

Отсюда следует, что специфическое содержание социальной информа­ции используемой в органах внутренних дел, составляют "сведения, кото­рые отражают состояние преступности и охраны общественного порядка, характеризуют силы и средства органов внутренних дел, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздейс­твий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность органов внутренних дел.

К информации об объектах управляющего воздействия относятся све­дения:

- о преступности и правонарушениях (уровень,структура, динамика и т.д.);

- о контингенте лиц, попавших в сферу управляющего воздействия органов внутренних дел;

- о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.

Как видно приведенный перечень сведений раскрывает лишь основные черты специфики содержания социальной информации, используемой в сфере деятельности органов внутренних дел.

Теоретическая сложность формулировки общего, родового понятия ин­формации, неоднозначность понимания и обилие аспектов его рассмотрения обусловили аналогичные трудности в определении производных и смежных с ним понятий и в частности одного из наиболее важных - понятия "системы информации".

В научной литературе под понятием "система информации" понимается совокупность различных видов информации о конкретных объектах отраже­ния и функциях управления, соответствующих организации выполнения тех или иных оперативно-служебных задач, стоящих перед органами внутренних дел.

Система органа внутренних дел как аппарата управления характери­зуется рядом признаков.

Во-первых, она охватывает все необходимые виды и подвиды информа­ции, находящие применение в конкретной области управления. По сущест­ву, речь идет о совокупности сведений и данных используемых в основном для изучения оперативной обстановки, а точнее - для анализа и оценки состояния преступности и правопорядка, расстановки сил и средств орга­нов внутренних дел, разработки мер по предотвращению причин и условий способствующих совершению преступлений и других правонарушений.

Во-вторых о системе информации можно говорить лишь в том случае, если имеют место двусторонние информационные связи: прямая и обратная. Необходимость их осуществления объясняется в известном смысле, замкну­тостью процесса управления, механизм действия которого состоит в сле­дующем.

Субъект управления (например, руководитель ГОРОВД) как управляю­щий орган вырабатывает и направляет объекту управления (подчиненные службы) соответствующие управленческие решения. В свою очередь, объект управления, например служба охраны общественного порядка, представляет управляющему органу информацию о ходе и результатах выполнения реше­ния. По такой схеме и организуется прямой и обратный обмен информацией в системе управления.

В организации информационной работы, а в целом и в управлении ор­ганами внутренних дел, обратные связи имеют особое значение, поскольку они способствуют не только укреплению служебной и исполнительной дис­циплины, но и объективно указывают на обоснованность принятия тех или иных управленческих решений, а главное - на их эффективность.

И, наконец, в-третьих, система информации предполагает наличие в системе управления определенной организации информационных потоков, связывающих как составляющие ее элименты, так и систему управления с внешней средой.

Привести исчерпывающий перечень подобной информации как и дать ей всеобъемлющее определение вряд ли возможно и очевидно нецелесообразно. Получатели этой информации - субъекты управления в большей мере заин­тересованы в наличии конкретной информации, классифицированной по ос­нованиям, обеспечивающим выполнение оперативно-служебных задач и функ­ций. Иными словами специфическое содержание социальной информации должно быть адекватно тем объектам отражения, на которые оказывает свое управляющее воздействие субъект управления.

По существу речь идет о системах информации (информационных сис­темах), в основе построения которых положен тот или иной объект отра­жения - конкретный классифицированный признак.

Возникает вопрос, в каком соотношении находятся понятия "система информации" и "информационная система"? Ответ на него можно получить если признать ту или иную систему в качестве совокупности априорно вы­деленных подсистем, а в свою очередь систему информации - совокупности подсистем информации, каждая из которых и образует соответствующую ин­формационную систему.

Например, если понятие "система информации" охватывает всю инфор­мацию, используемую субъектом управления (например, информацию по ли­нии следственного комитета МВД Российской Федерации), то понятие "ин­формационная система" ограничивается либо региональными рамками дея­тельности следственных подразделений органов внутренних дел, либо от­дельными вопросами предварительного расследования преступлений.

В научной литературе по проблемам социального управления и инфор­матики проводятся определенные различия в понятиях "система информации" и "информационная система".

Так одни ученые под "системой информации" понимают совокупность различных видов информации, обеспечивающих взаимодействие между собой и выполняемыми системой управления задачами и функциями.

Сторонники противоположной точки зрения под системой информации понимают не информацию как таковую, а механизм ее функционирования. Применительно к управлению в органах внутренних дел эта позиция разде­ляется Г.А. Тумановым следующим образом: "Система информации в органах внутренних дел складывается из ряда взаимосвязанных элементов: источ­ников получения информации, каналов связи и передачи средств хранения и обработки.

По нашему мнению, систему информации нельзя ограничивать исключи­тельно функциональной частью (источники информации, методы и средства ее обработки и т.д.), она необходимо предполагает и содержательную сторону, т.е. собственно информацию.

Представляется что понятие системы информации включает как сово­купность видов информации, наполненных соответствующим содержанием, так и информационные процессы, связанные со сбором, обработкой, преоб­разованием, потреблением информации.

Такими объектами отражения ( а равно и классификационными призна­ками специфической социальной информации) в наиболее общем виде могут быть информационные системы, сконцентрированные в соответствии с ос­новными направлениями деятельности органов внутренних дел: криминаль­ная милиция, следствие, служба охраны общественного порядка, госавто­инспекция и т.д.).

Система информации как целое и информационные системы как ее сос­тавные части имеют сложную внутреннюю структуру, состоящую из источни­ков получения информации, носителей этой информации, технических средств сбора, обработки, анализа, выдачи информации, персонала, обес­печивающего интеллектуальное и техническое функционирование данной системы информации либо отдельной информационной системы.

Источниками поступления информации, используемой в процессе уп­равления органа и внутренних дел, являются граждане, органы государс­твенной власти и управления, общественные организации, периодическая печать, радио, иные средства массовой информации.

На современном этапе все большее распространение находит такой источник информации, как социологические опросы различных категорий населения, интервьюирование сотрудников органов внутренних дел по проблемам укрепления правопорядка.

Следует отметить что общественное мнение о деятельности органов внутренних дел крайне важно не только для коррекции управления, оно служит объективным источником информации о социальной реакции внешней среды на организацию и результативность борьбы с преступностью и охра­ны общественного порядка.

Источниками статистической информации являются первичные статис­тические учеты, различные формы статистической отчетности о работе ор­ганов внутренних дел либо иных государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений, за определенный период времени. Ценность и функциональное значение статистики как источника информации состоит в том, что она обеспечивает возможность провести сравнительный анализ результатов деятельности органа внутренних дел, выявить опреде­ленные тенденции в изменениях оперативной обстановки, дать количест­венную оценку состояния дел.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.