Одной из
особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то
есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений
формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему
подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов
наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала.
Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и
за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере
услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных
условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как
организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической
информацией и т.д.
Еще одна
особенность современной монополизации — усиление централизации капитала,
перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают
собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности,
содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к
структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят
прежде всего на межотраслевом уровне.
Процессы
монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь
общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем
сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных
объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом
пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия,
используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства,
обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что
увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу
продукции на 20%.
Таким образом,
монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с
максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя
преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат
производства и обращения.
С другой стороны,
количество негативных факторов существования монополий значительно больше и
первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены
отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и
одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу.
Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях
конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем
рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на
внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный
дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением
существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование
инфляционных процессов.
Еще одним
негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития
научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает
экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств.
Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы
постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности.
Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация
также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается
структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей.
В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу
монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение
ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут
содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им
соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии
фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом,
монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит
конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные
и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что
монополия наносит большой вред народному хозяйству.
Закон Украины “Об
ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в
предпринимательской деятельности”.
Данный Закон
определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма,
недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и
осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного
законодательства.
Для целей
настоящего Закона употребляются следующие термины:
- рынок товара
(товарный рынок) — сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в
пределах которой определяется монопольное положение;
- конкуренция —
состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия
ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации
товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается
потребитель;
- монопольное
положение — доминирующее положение предпринимателя, дающее ему возможность
самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию
на рынке определенного товара. Монопольным признается положение
предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%.
Решением Антимонопольного комитета Украины может определиться монопольным
положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара менее
35%.;
- монопольная
цена — цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное
положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав
потребителя;
- монопольная
деятельность — действия (бездеятельность) предпринимателя (предпринимателей)
при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы
предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия
(бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение,
существенное ограничение или устранение конкуренции;
- монопольное
образование — предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое
образование, занимающее монопольное положение на рынке.
- навязывание
таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или
дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе
навязывание товара, не нужного контрагенту;
- ограничение или
приостановление производства, а также изъятие из оборота товаров в целях
создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- частичный или полный
отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников
снабжения или сбыта в целях создания или поддержания дефицита на рынке или
установления монопольных цен;
- другие действия
в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода из рынка) других
предпринимателей;
- установление
дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права
отдельных потребителей.
Дискриминацией
предпринимателей органами власти и управления признается:
- запрещение
создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства
в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на
осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов
товаров в целях ограничения конкуренции;
- принуждение
предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке
товаров определенному кругу потребителей;
- принятие
решений о централизованном распределении товаров, что приводит к монопольному
положению на рынке;
- установление
запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;
- предоставление
отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, ставящих их в
привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям;
- ограничение
прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;
- установление
запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп
предпринимателей.
Недобросовестной
конкуренцией признается:
- неправомерное
использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а
также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование,
прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование
его имени;