При этом, в зависимости от какого количества избирателей идет подсчет голосов, различают три вида мажоритарной системы абсолютного большинства:
а) когда большинство голосов необходимо получить от общего числа зарегистрированных избирателей;
б) когда его нужно получить от общего числа поданных голосов;
в) от общего числа поданных действительных голосов.
При данной системе также утрачиваются голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение на выборах, и она является нерезультативной, ибо с первого раза зачастую ни один кандидат не набирает абсолютное большинство голосов. Приходится использовать метод перебаллотировки, когда во второй тур проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
При осуществлении выборов по мажоритарной системе квалифицированного большинства депутатом считается тот, кто на выборах получил большинство голосов, установленное законом, но обязательно превышающее абсолютное (2/3 голосов, 75%, 90% голосов и т.д.).
Система пропорционального представительства политических партий предполагает распределение мест в представительном органе между партиями, в зависимости от количества поданных за них голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, тем самым дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил. Это довольно демократично, однако создаёт сложные проблемы при формировании правительства.
Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуправления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей. Эта система позволяет партиям быть представленными в выборных органах в соответствии со своим влиянием в политической жизни страны и популярностью среди избирателей.
Распределение депутатских мест по пропорциональной системе осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов путем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ.
В некоторых странах" применяются определенные разновидности распределения оставшихся в избирательном округе мандатов на основании установленной квоты. Такие мандаты могут распределяться в соответствии с установленными правилами в масштабе объединения округов (например, в Австрии), а в Италии на выборах в палату депутатов эти места распределяются в общегосударственном масштабе. В целом ряде стран {Исландия, Дания, Швеция и т. д.) помимо мест, распределяемых по округам, также распределяется определенное число мест в общегосударственном масштабе. С целью более точного определения избирательной квоты применяют систему наибольшего среднего или систему Д'Ондта (по имени бельгийского математика - изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым списком, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков (в нашем примере до 3). Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 18 тысяч), является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов. В нашем случае партия А получит 3 мандата, партия Б - 1 мандат, партия В не получит ни одного. Помимо системы Д'Ондта применяются различные ее разновидности, дающие более или менее приближенный к пропорциональному соотношению голосов и замещаемых мест результат. Эти системы применяются в ФРГ, Италии, Португалии, Финляндии и т. д.
Особая разновидность пропорциональной системы, применяемая в практике многих стран, - система голосования по преференциям. Это означает, что внутри списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами свои преференции (1, 2, 3, 4 и т. д.), т. е. кого бы он хотел видеть избранным следующим, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов. Редко встречающейся разновидностью пропорциональной системы является панаширование, т. е. одновременное голосование за кандидатов из различных списков (Швейцария). Панаширование значительно искажает пропорциональную систему, поскольку главным в данном случае является не выбор между партиями и их платформами, а выбор между личными качествами кандидатов, вне зависимости от их партийной принадлежности. Как правило, панаширование используют избиратели, безразличные к характеру борьбы политических партий.
Также редко встречающейся разновидностью пропорциональной системы является система "единого передаваемого голоса" (Ирландия, Австралия, ряд индийских штатов). В данном случае голосование осуществляется по преференциям, и кандидат, набравший достаточное количество голосов по первым преференциям, объявляется избранным. Все остальные собранные им, но оказавшиеся излишними голоса передаются кандидату, который получил наибольшее после него количество отметок о преференции. Затем процедура может быть продолжена в отношении третьего кандидата и т. д. При этой математически довольно сложной системе голоса избирателей не пропадают, а передаются как бы "по цепочке" от одного кандидата к другому. В данном случае такая система создает условия для искусственного образования необходимой избирательной квоты.
Пропорциональная система и ее разновидности применяются в Скандинавских странах, в Бельгии, Греции, Италии, Австрии, Швейцарии, Израиле и т. д.
В некоторых странах наряду с применением пропорциональной системы действует законодательно установленный "заградительный пункт" или оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение ею не менее определенного процента голосов избирателей. Если партия не смогла обеспечить себе на выборах определенный процент голосов, она не допускается к участию в распределении мандатов. Такая система действует в Италии, Дании, ФРГ, Израиле, Швеции и других странах. В ФРГ, чтобы партия получила право принять участие в распределении мандатов, она должна собрать в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная "заградительная" оговорка) или победить не менее чем в трех одномандатных округах. Подобного рода оговорки являются искусственными и довольно сильно искажают пропорциональную избирательную систему.
Важное значение при пропорциональной избирательной системе придается распределению мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. Часть стран придерживается правил жестких списков, когда предложенные избирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в какой они перечислены в списке. В других странах (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) применяют систему полужестких списков, когда первое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее число преференций, даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандат. И, наконец, в ряде стран (Швейцария, Италия) действует правило свободных списков, при котором решающее значение придается преференциям, проставляемым избирателями, в соответствии с которыми и осуществляется распределение депутатских мандатов.
Пропорциональная система более предпочтительна для тех партий, которые имеют значительную поддержку избирателей, хотя распределение оставшихся мандатов по методу наибольших остатков не только искажает пропорциональную систему, но может и способствовать получению мест мелкими партиями.
Смешанная система сочетает в себе элементы мажоритарной и пропорциональной системы. Применяется смешанная система с целью избежать или существенно смягчить недостатки и соединить преимущества каждой системы.
Принципы избирательного права закреплены в ст. 71 Конституции Украины и статьях Закона Украины «О выборах народных депутатов». Из них следует, что выборы народных депутатов Украины являются свободными и проводятся на принципах всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы носят универсальный характер, они относятся ко всем видам выборов.
Всеобщность избирательного права - это важнейший демократический принцип. Он означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Однако это идеальный вариант, которого в жизни практически не бывает. Круг лиц, имеющих избирательные права, ограничиваются цензами, т.е. специальными условиями. Цензы обязательно должны быть предусмотрены Конституцией.
Первым таким условием в Украине является гражданство. В соответствии с законодательством, что право избирать и быть избранным в Украине имеют граждане Украины. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Украине, избирательного права не имеют. Кроме того, в Украине существует ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан, имеющих судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке (ст. 8 закона «О выборах»).
Следующий избирательный ценз - возрастной. Он означает признание за лицом избирательных прав по достижении определённого возраста. В Украине активное избирательное право предоставляется лицам, достигшим 18 лет, а пассивное избирательное право регламентируется несколько жёстче. Так, п. 1 ст. 8 Закона «О выборах народных депутатов Украины» гласит: «Депутатом может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса», а ст. 103 Конституции Украины устанавливает тридцатипятилетний возрастной ценз для кандидата в Президенты. Кроме того, добавляется ценз оседлости (т.е. проживание в Украине определённое время) для кандидата в народные депутаты пять лет, для кандидата в Президенты Украины - десять лет.
К пассивному избирательному праву относится и такое ограничение, как несовместимость. Оно заключается в том, что народные депутаты осуществляют свои полномочия исключительно на постоянной основе. Народный депутат Украины не может быть депутатом другого представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также находиться на государственной службе. Согласно Закону Украины «О статусе народного депутата Украины» статус депутата несовместим с занятием какой-либо иной деятельностью по совместительству с получением материального вознаграждения, за исключением преподавательской, научной работы и литературной, художественной и иной творческой деятельности в свободное от работы время. Принцип несовместимости закрепляется в украинском законодательстве исключительно с целью освободить народных депутатов для исполнения ими сложных и ответственных депутатских обязанностей.
По законам Украины права голоса не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Кроме вышеперечисленных, какие-либо ограничения избирательных прав граждан Украины в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий запрещаются. Конституционный Суд признал неконституционным положение нового Закона «О выборах народных депутатов Украины» 1997 г. о том, что осуществление избирательного права приостанавливается для лиц, которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы - на время пребывания в этих местах, и новый закон о выборах такого положения уже не имеет.
Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой форме. Избирателям обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании.[11]
Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Абсентеизм может быть как политическим, так и аполитичным. Аполитичным абсентеизм бывает, если избиратель не идет на выборы из-за болезни, отъезда, либо потому, что его это просто не интересует. Политическим абсентеизм бывает, когда избиратель использует своё неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидаты, их позиции, когда он считает, что выборы не могут быть честными и т.д.
Гарантией свободного волеизъявления гражданина при голосовании является и то, что в день голосования и во время подачи голосов в избирательных помещениях не допускается никакая выборная агитация.
Этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. Избиратель включается только в один список по одному избирательному округу, и каждый избиратель имеет один голос в многомандатном и один голос в одномандатном округах; обладает равным правом стать инициатором выдвижения кандидата; равным правом участвовать в предвыборной агитации.
Для соблюдения принципа равного избирательного права необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходится одинаковое число жителей (с учётом этой нормы образуются избирательные округа).
Избирательное право осуществляется на равных основаниях всеми гражданами независимо от их расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков.
Прямое избирательное право означает, что депутаты избираются непосредственно избирателями: каждый голосует лично (избирательные бюллетени выдаются только на основании списка избирателей и лишь по предъявлении документа, удостоверяющего личность), голосование за других лиц не допускается.
Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля над волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.[12] Ст.: Закона Украины «О выборах народных депутатов» гласит: «Голосование на выборах депутатов является тайным: контроль над волеизъявлением избирателей запрещается». Обеспечивается тайна голосования соответствующим порядком создания избирательных участков, формой избирательного бюллетеня, которая исключает возможность установить, какой бюллетень опустил в избирательную урну данный избиратель, а также то, что избиратель заполняет избирательные бюллетени в закрытой от посторонних взоров кабине, затем опускает бюллетень в избирательный ящик. Реализация принципа тайного голосования обеспечивается также закрепленной в Законе ответственностью лиц, которые нарушили тайну голосования.
Важным моментом в подготовке и проведении выборов является гласность и открытость избирательного процесса (ст. 12). Избирательные комиссии должны информировать граждан о своём составе, местонахождении, режиме работы, об образовании избирательских округов и участков, знакомить их со списком избирателей, избирательными программами (платформами) кандидатов в депутаты, партий и их избирательных блоков и т.д. Средства массовой информации объективно освещают ход подготовки и проведения выборов депутатов. Гласность предполагает не только объективное освещение избирательного процесса, но и участие общественности в контроле за ходом проведения выборов, введение практики официальных наблюдателей.
Официальными наблюдателями могут быть представители от иностранных государств и международных организаций, от общественных организаций Украины и кандидатов в народные депутаты. Положение о статусе официальных наблюдателей разрабатывается и утверждается Центральной избирательной комиссией, которая определяет порядок аккредитации официальных наблюдателей; полномочия и гарантии их деятельности во время проведения избирательной кампании.
Таким образом, избирательная система в Украине базируется на демократических принципах. Выборы являются свободным волеизъявлением народа. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.
Как любой юридический процесс, избирательный процесс - это и определенная деятельность, и система правовых норм, регулирующая эту деятельность. Цель избирательного процесса - обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствами и способами. Нам важна характеристика избирательного процесса как урегулированной законом деятельности людей, органов и организаций по проведению выборов в государственные органы власти и в органы местного самоуправления.
Избирательный процесс состоит из ряда стадий. Основными ста днями избирательного процесса в Украине являются:
1) составление и уточнение списков избирателей;
2) образование избирательных округов;
3) создание избирательных участков;
4) создание избирательных комиссий;
5) выдвижение и регистрация кандидатов;
6) проведение предвыборной агитации;
7) голосование;
8) подсчет голосов избирателей и определение итогов голосования;
9) определение результатов выборов и их официальное обнародование;
10) прекращение деятельности избирательных комиссий[15]
Если речь идет, например, о выборах президента, то здесь может иметь место второй тур голосования и окончательное определение и опубликование результатов выборов. А в целом, выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными и повторными. Они назначаются Верховной Радой Украины, принятием соответствующего постановления. Верховная Рада Украины принимает также постановление о назначении очередных и внеочередных выборов Президента Украины на основаниях, определенных Конституцией Украины и законом о выборах Президента, и постановления о назначении повторных выборов, на основании письменного заявления Центральной избирательной комиссии. Выборы Президента проводятся по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Украины.[13]
Немаловажным является определение тех важнейших демократических принципов, основываясь на которых и должен осуществляться избирательный процесс. Главными среди них являются:
1) соблюдение принципов избирательного права
2) принцип законности и запрета незаконного вмешательства в избирательный процесс;
3) принцип политического плюрализма и многопартийности;
4) принцип публичности и открытости;
5) принцип свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов и партий (блоков) – субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются политические партии;
6) принцип непредвзятости органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судей, предприятий, учреждений и организаций, их руководства, других должностных и судебных лиц к партиям (блокам) – субъектам избирательного процесса, кандидатам в депутаты.
Субъектами избирательного процесса в Украине являются:
1) избиратель;
2) избирательная комиссия, образованная в соответствии с законом Украины «О Центральной избирательной комиссии»;[20]
3) партия(блок), которая выдвинула кандидата в депутаты;
4) кандидат в депутаты, зарегистрированный в порядке, установленном законом;
5) официальный наблюдатель от партии (блока) - субъекта избирательного процесса.
Организацию подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также всеукраинских референдумов обеспечивает Центральная избирательная комиссия, которая является постоянно действующим государственным органом.
Согласно Закону Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 года комиссия осуществляет консультативно – методическое обеспечение выборов в городские советы, выборов сельских, поселковых и местных голов и проведение местных референдумов. Она возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для подготовки и проведения выборов и всеукраинских референдумов, направляет их деятельность.
Назначает на должность и прекращает полномочия членов Комиссии Верховная Рада Украины по представлению президента. Члены комиссии перед вступлением в должность приносят перед Верховной Радой Украины присягу. Срок полномочий члена комиссии составляет 7 лет.
В упомянутом выше законе определены полномочия Комиссия касательно подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов, всеукраинского референдума; она осуществляет финансовое обеспечение их подготовки и проведения. Закон также устанавливает правовой статус и полномочия членов комиссии, гарантии обеспечения деятельности Комиссии и ее членов.
Порядок организации и внутренней работы Комиссии определяется также регламентом, который утверждается на заседании Комиссии. Работу комиссии обеспечивает Секретариат.[18]
Центральная избирательная комиссия в установленном порядке обеспечивается законодательными и другими нормативно-правовыми актами, принятыми Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, а также официальными материалами, которые распространяются центральными органами исполнительной и судебной власти.
Заключение
Подводя итог всему сказанному, можно сделать определённые выводы.
Для определения результатов голосования используются специальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями. Традиционными и наиболее распространенными избирательными системами являются две: система пропорционального представительства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система. Большинство стран используют и ту и другую системы в зависимости от вида выборов.
Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного округа или страны в целом (если речь идет о выборах президента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избиратель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия выставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель голосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в целом. Партийный список, собравший большинство голосов, забирает все мандаты по данному округу.
Мажоритарная система предусматривает распределение мандатов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голосов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажоритарная избирательная система не в состоянии адекватно отразить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабильности существующей системы. Обычно мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного или относительного большинства. Мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает, что победитель на выборах должен получить больше половины (50% плюс один голос) всех признанных действительными голосов в данном округе. Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стране.
В Украине, как известно, еще до недавнего времени, в том числе на парламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применялась мажоритарная система абсолютного большинства. Ныне эта система сохранена только на выборах Президента Украины.
В Украине парламент избирается на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по -пропорциональной системе. Всего избирается 450 депутатов. В период с 2002 по 2006 год Верховная Рада Украины приняла большое количество законодательных актов непосредственно связанных с изменением формы правления государства на парламентскую республику. В свою очередь подверглась изменению и сама избирательная система Украины: произошел переход от мажоритарно-пропорциональной модели формирования парламента к пропорциональной, что не могло не повлиять на другие институты конституционного права, на основании которых в большей степени и обновилась законодательная база всего конституционного права Украины.
Список использованной литературы
1. Конституция Украины от 28.06.1996 года.- К.: Изд-во Верховной Рады Украины, 1996.c изменениями и дополнениями от 8.12.2004
2. Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М.В.Баглая и др. – М.: НОРМА, 2000. – 832 с.
3. Конституция Италии от 27.12.1947 г. // Конституции зарубежных государств / сост. В. Маклаков. – М.: БЕК, 1999. - 584 с.
4. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юрист, 2001. - 600 с.
5. Конституционное право зарубежных государств. В 4 томах. Т.1,2/ под ред. Б.Страшуна. – М.: БЕК, 1996. – 947 с.
6. Кривенко Л. «Історико-порівняльний погляд на проблеми парламенту». /Вісник Академії правових наук України/ №4-1999, с. 50 - 60,
7. Журавський В. Розвиток доктрини українського парламентаризму у XIX – на поч. XX ст.// Право України. – 2000. - № 5 – С.37-42
8. Закон "О выборах народных депутатов Украины" // Голос України, 2001, 11, 06.11.2001 N 205-206
9. Закон "О выборах Президента Украины" // Офіційний вісник України, 1999, № 12 (09.04.99), ст. 469
10. Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" // Відомості Верховної Ради України, 1998, N 3-4, ст. 15
11. Конституційне право України / за ред. В.Ф. Погорілка. - К.: Наукова думка, 1999.- 734 с.
12. Кривенко Л. «Регламентація діяльності парламенту і парламентська реформа в Україні». Юридический вестник №4. 1999. С.
13. Тодыка Ю. Основы Конституционного строя Украины. Харьков Факт, 1999, 239 с.
14. Конституційне право України / за ред. В.Я. Тація, В.Ф. Погорілка, Ю.М. Тодики - К.: Укр. Центр прав. студій, 1999. - 376 с.
15. Закон Украины «О выборах народных депутатов» от 25.03.2004
16. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: "Артикул", 1997. – 352 с.
17. Ведомости Верховной Рады Украины. – 2004. -№36. – ст. 448
18. Фрицький О. Ф. Конституційне право України: Підручник. – 3-є вид., перероб. і доп. – К.: Юрінком Інтер, 2006. – 512 с.
19. Гнилорибов В. В., Тихонов В. М. Г 56 Державне будівництво і місцеве самоврядування в Україні: Навчальний посібник. –Луганськ. – Видавництво – СНУ ім. В. Даля. – 2004 р. – 376 с.
20. Закон Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 г.
Страницы: 1, 2