Рефераты. Избирательная система в Украине






При этом, в зависимости от какого количества избирателей идет подсчет голосов, различают три вида мажоритарной системы абсолютного большинства:

 а) когда большинство голосов необходимо получить от общего числа зарегистрированных избирателей;

 б) когда его нужно получить от общего числа поданных голосов;

 в) от общего числа поданных действительных голосов.

При данной системе также утрачиваются голоса, поданные за кандидатов, потерпевших пораже­ние на выборах, и она является нерезультативной, ибо с первого раза зачастую ни один кандидат не набирает абсолютное большинство голо­сов. Приходится использовать метод перебаллотировки, когда во вто­рой тур проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При осуществлении выборов по мажоритарной системе квалифици­рованного большинства депутатом считается тот, кто на выборах полу­чил большинство голосов, установленное законом, но обязательно пре­вышающее абсолютное (2/3 голосов, 75%, 90% голосов и т.д.).

 

Общая характеристика пропорциональной избирательной системы


Система пропорционального представительства политических партий предполагает распределение мест в представительном органе между  партиями, в зависимости от количества поданных за них голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, тем самым  дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил. Это довольно демократично, однако создаёт сложные проблемы при формировании правительства.

Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуп­равления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей. Эта система позволя­ет партиям быть представленными в выборных органах в соответ­ствии со своим влиянием в политической жизни страны и попу­лярностью среди избирателей.

Распределение депутатских мест по пропорциональной сис­теме осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов путем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ.

В некоторых странах" применяются определенные разновидности распределения оставшихся в изби­рательном округе мандатов на основании установленной квоты. Такие мандаты могут распределяться в соответствии с установ­ленными правилами в масштабе объединения округов (например, в Австрии), а в Италии на выборах в палату депутатов эти места распределяются в общегосударственном масштабе. В целом ряде стран {Исландия, Дания, Швеция и т. д.) помимо мест, распреде­ляемых по округам, также распределяется определенное число мест в общегосударственном масштабе. С целью более точного оп­ределения избирательной квоты применяют систему наибольшего среднего или систему Д'Ондта (по имени бельгийского математи­ка - изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым списком, делят последова­тельно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков (в нашем примере до 3). Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 18 ты­сяч), является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов. В нашем случае партия А получит 3 манда­та, партия Б - 1 мандат, партия В не получит ни одного. Помимо системы Д'Ондта применяются различные ее разновидности, да­ющие более или менее приближенный к пропорциональному со­отношению голосов и замещаемых мест результат. Эти системы применяются в ФРГ, Италии, Португалии, Финляндии и т. д.

Особая разновидность пропорциональной системы, применя­емая в практике многих стран, - система голосования по префе­ренциям. Это означает, что внутри списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами свои преференции (1, 2, 3, 4 и т. д.), т. е. кого бы он хотел видеть избранным следую­щим, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов. Редко встречающейся разновидностью пропор­циональной системы является панаширование, т. е. одновремен­ное голосование за кандидатов из различных списков (Швейца­рия). Панаширование значительно искажает пропорциональную систему, поскольку главным в данном случае является не выбор между партиями и их платформами, а выбор между личными ка­чествами кандидатов, вне зависимости от их партийной принад­лежности. Как правило, панаширование используют избиратели, безразличные к характеру борьбы политических партий.

Также редко встречающейся разновидностью пропорциональ­ной системы является система "единого передаваемого голоса" (Ирландия, Австралия, ряд индийских штатов). В данном случае голосование осуществляется по преференциям, и кандидат, на­бравший достаточное количество голосов по первым преференци­ям, объявляется избранным. Все остальные собранные им, но ока­завшиеся излишними голоса передаются кандидату, который по­лучил наибольшее после него количество отметок о преференции. Затем процедура может быть продолжена в отношении третьего кандидата и т. д. При этой математически довольно сложной сис­теме голоса избирателей не пропадают, а передаются как бы "по цепочке" от одного кандидата к другому. В данном случае такая система создает условия для искусственного образования необхо­димой избирательной квоты.

Пропорциональная система и ее разновидности применяются в Скандинавских странах, в Бельгии, Греции, Италии, Австрии, Швейцарии, Израиле и т. д.

В некоторых странах наряду с применением пропорциональ­ной системы действует законодательно установленный "загради­тельный пункт" или оговорка, в соответствии с которой обяза­тельным условием участия партии в распределении мандатов яв­ляется получение ею не менее определенного процента голосов избирателей. Если партия не смогла обеспечить себе на выборах определенный процент голосов, она не допускается к участию в распределении мандатов. Такая система действует в Италии, Да­нии, ФРГ, Израиле, Швеции и других странах. В ФРГ, чтобы партия получила право принять участие в распределении манда­тов, она должна собрать в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная "загради­тельная" оговорка) или победить не менее чем в трех одномандат­ных округах. Подобного рода оговорки являются искусственными и довольно сильно искажают пропорциональную избирательную систему.

Важное значение при пропорциональной избирательной сис­теме придается распределению мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. Часть стран придерживается правил жестких списков, когда предложенные избирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в какой они пере­числены в списке. В других странах (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) применяют систему полужестких списков, когда пер­вое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее число преференций, даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандат. И, наконец, в ряде стран (Швейцария, Италия) действует правило свободных списков, при котором решающее значение придается преференциям, простав­ляемым избирателями, в соответствии с которыми и осуществля­ется распределение депутатских мандатов.

Пропорциональная система более предпочтительна для тех партий, которые имеют значительную поддержку избирателей, хотя распределение оставшихся мандатов по методу наибольших остатков не только искажает пропорциональную систему, но мо­жет и способствовать получению мест мелкими партиями.

Смешанная система сочетает в себе элементы мажоритарной и про­порциональной системы. Применяется смешанная система с целью избежать или существенно смягчить недостатки и соединить преимущества каждой системы.

Конституционные принципы избирательного права Украины


Принципы избирательного права закреплены в ст. 71 Конституции Украины и статьях Закона Украины «О выборах народных депутатов». Из них следует, что выборы народных депутатов Украины являются свободными и проводятся на принципах всеобщего, равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы носят универсальный характер, они относятся ко всем видам выборов.

 

Принцип всеобщности избирательного права


Всеобщность избирательного права - это важнейший демократиче­ский принцип. Он означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Однако это идеальный вариант, которого в жизни практически не бывает. Круг лиц, имеющих избирательные права, ограничиваются цензами, т.е. спе­циальными условиями. Цензы обязательно должны быть предусмотре­ны Конституцией.

Первым таким условием в Украине является гражданство. В соот­ветствии с законодательством, что право избирать и быть избранным в Украине имеют граждане Украины. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Украине, избирательного права не име­ют. Кроме того, в Украине существует ограничение пассивного избира­тельного права в отношении граждан, имеющих судимость за соверше­ние умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке (ст. 8 закона «О выборах»).

Следующий избирательный ценз - возрастной. Он означает призна­ние за лицом избирательных прав по достижении определённого воз­раста. В Украине активное избирательное право предоставляется ли­цам, достигшим 18 лет, а пассивное избирательное право регламенти­руется несколько жёстче. Так, п. 1 ст. 8 Закона «О выборах народных депутатов Украины» гласит: «Депутатом может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса», а ст. 103 Конституции Украины устанавливает тридца­типятилетний возрастной ценз для кандидата в Президенты. Кроме то­го, добавляется ценз оседлости (т.е. проживание в Украине определён­ное время) для кандидата в народные депутаты пять лет, для кандидата в Президенты Украины - десять лет.

 

Принцип несовместимости


К пассивному избирательному праву относится и такое ограниче­ние, как несовместимость. Оно заключается в том, что народные депу­таты осуществляют свои полномочия исключительно на постоянной основе. Народный депутат Украины не может быть депутатом другого представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также находиться на государственной службе. Со­гласно Закону Украины «О статусе народного депутата Украины» ста­тус депутата несовместим с занятием какой-либо иной деятельностью по совместительству с получением материального вознаграждения, за исключением преподавательской, научной работы и литературной, ху­дожественной и иной творческой деятельности в свободное от работы время. Принцип несовместимости закрепляется в украинском законо­дательстве исключительно с целью освободить народных депутатов для исполнения ими сложных и ответственных депутатских обязанностей.

По законам Украины права голоса не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Кроме вышеперечисленных, какие-либо огра­ничения избирательных прав граждан Украины в зависимости от про­исхождения, социального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий запреща­ются. Конституционный Суд признал неконституционным положение нового Закона «О выборах народных депутатов Украины» 1997 г. о том, что осуществление избирательного права приостанавливается для лиц, которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы - на время пребывания в этих местах, и новый закон о выборах такого положения уже не имеет.

 

Принцип свободных выборов


Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой форме. Избирателям обеспечиваются условия для свободного форми­рования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании.[11]

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Абсен­теизм может быть как политическим, так и аполитичным. Аполитич­ным абсентеизм бывает, если избиратель не идет на выборы из-за бо­лезни, отъезда, либо потому, что его это просто не интересует. Полити­ческим абсентеизм бывает, когда избиратель использует своё неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидаты, их позиции, когда он считает, что выборы не могут быть честными и т.д.

Гарантией свободного волеизъявления гражданина при голосовании является и то, что в день голосования и во время подачи голосов в избирательных помещениях не допускается никакая выборная агитация.

 

Равное избирательное право.


 Этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде все­го, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. Избиратель включается только в один спи­сок по одному избирательному округу, и каждый избиратель имеет один голос в многомандатном и один голос в одномандатном округах; обладает равным правом стать инициатором выдвижения кандидата; равным правом участвовать в предвыборной агитации.

Для соблюдения принципа равного избирательного права необхо­димо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на ре­зультат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы пред­ставительства: на каждого депутата должно приходится одинаковое число жителей (с учётом этой нормы образуются избирательные окру­га).

Избирательное право осуществляется на равных основаниях всеми гражданами независимо от их расы, цвета кожи, политических, религи­озных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхож­дения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков.

Прямое избирательное право означает, что депутаты избираются непосредственно избирателями: каждый голосует лично (избиратель­ные бюллетени выдаются только на основании списка избирателей и лишь по предъявлении документа, удостоверяющего личность), голо­сование за других лиц не допускается.

 

Принцип тайного голосования


Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего на­блюдения и контроля над волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.[12] Ст.: Зако­на Украины «О выборах народных депутатов» гласит: «Голосование на выборах депутатов является тайным: контроль над волеизъявлением избирателей запрещается». Обеспечивается тайна голосования соответствующим порядком создания избирательных участков, формой избирательного бюллетеня, которая исключает возможность установить, какой бюллетень опустил в избирательную урну данный избиратель, а также то, что избиратель заполняет избирательные бюллетени в закры­той от посторонних взоров кабине, затем опускает бюллетень в избира­тельный ящик. Реализация принципа тайного голосования обеспечива­ется также закрепленной в Законе ответственностью лиц, которые на­рушили тайну голосования.

 

Принцип гласности и открытости избирательного процесса


Важным моментом в подготовке и проведении выборов является гласность и открытость избирательного процесса (ст. 12). Избиратель­ные комиссии должны информировать граждан о своём составе, место­нахождении, режиме работы, об образовании избирательских округов и участков, знакомить их со списком избирателей, избирательными про­граммами (платформами) кандидатов в депутаты, партий и их избира­тельных блоков и т.д. Средства массовой информации объективно ос­вещают ход подготовки и проведения выборов депутатов. Гласность предполагает не только объективное освещение избирательного про­цесса, но и участие общественности в контроле за ходом проведения выборов, введение практики официальных наблюдателей.

Официальными наблюдателями могут быть представители от ино­странных государств и международных организаций, от общественных организаций Украины и кандидатов в народные депутаты. Положение о статусе официальных наблюдателей разрабатывается и утверждается Центральной избирательной комиссией, которая определяет порядок аккредитации официальных наблюдателей; полномочия и гарантии их деятельности во время проведения избирательной кампании.

Таким образом, избирательная система в Украине базируется на демократических принципах. Выборы являются свободным волеизъявлением народа. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.


Избирательный процесс и его основные стадии


Как любой юридический процесс, избирательный процесс - это и определенная деятельность, и система правовых норм, регулирующая эту деятельность. Цель избирательного процесса - обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствами и способами.
           Нам важна характеристика избирательного процесса как урегулированной законом деятельности людей, органов и организаций по проведению выборов в государственные органы власти и в органы местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из ряда стадий. Основными ста днями избирательного процесса в Украине являются:

1)     составление и уточнение списков избирателей;

2)     образование избирательных округов;

3)     создание избирательных участков;

4)     создание избирательных комиссий;

5)     выдвижение и регистрация кандидатов;

6)     проведение предвыборной агитации;

7)     голосование;

8)     подсчет голосов избирателей и определение итогов голосования;

9)     определение результатов выборов и их официальное обнародование;

10)                        прекращение деятельности избирательных комиссий[15]

Если речь идет, например, о выборах президента, то здесь может иметь место второй тур голосования и окончательное определение и опубликование результатов выборов. А в целом, выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными и повторными. Они назначаются Верховной Радой Украины, принятием соответствующего постановления. Верховная Рада Украины принимает также постановление о назначении очередных и внеочередных выборов Президента Украины на основаниях, определенных Конституцией Украины и законом о выборах Президента, и постановления о назначении повторных выборов, на основании письменного заявления Центральной избирательной комиссии. Выборы Президента проводятся по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Украины.[13]

Немаловажным является определение тех важнейших демократических принципов, основываясь на которых и должен осуществляться  избирательный процесс. Главными среди них являются:

1)     соблюдение принципов избирательного права

2)     принцип законности и запрета незаконного вмешательства в избирательный процесс;

3)     принцип политического плюрализма и многопартийности;

4)     принцип публичности и открытости;

5)     принцип свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов и партий (блоков) – субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются политические партии;

6)     принцип непредвзятости органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судей, предприятий, учреждений и организаций, их руководства, других должностных и судебных лиц к партиям (блокам) – субъектам избирательного процесса, кандидатам в депутаты.

Субъектами избирательного процесса в Украине являются:

1)                 избиратель;

2)                  избирательная комиссия, образованная в соответствии с законом Украины «О Центральной избирательной комиссии»;[20]

3)                 партия(блок), которая выдвинула кандидата в депутаты;

4)                 кандидат в депутаты, зарегистрированный в порядке, установленном законом;

5)                 официальный наблюдатель от партии (блока) - субъекта избирательного процесса.


Организацию подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также всеукраинских референдумов обеспечивает Центральная избирательная комиссия, которая является постоянно действующим государственным органом.

Согласно Закону Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 года комиссия осуществляет консультативно – методическое обеспечение выборов в городские советы, выборов сельских, поселковых и местных голов и проведение местных референдумов. Она возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для подготовки и проведения выборов и всеукраинских референдумов, направляет их деятельность.

Назначает на должность и прекращает полномочия членов Комиссии Верховная Рада Украины по представлению президента. Члены комиссии перед вступлением в должность приносят перед Верховной Радой Украины присягу. Срок полномочий члена комиссии составляет 7 лет.

В упомянутом выше законе определены полномочия Комиссия касательно подготовки и  проведения выборов Президента Украины, народных депутатов, всеукраинского референдума; она осуществляет финансовое обеспечение их подготовки и проведения. Закон также устанавливает правовой статус и полномочия членов комиссии, гарантии обеспечения деятельности Комиссии и ее членов.

Порядок организации и внутренней работы Комиссии определяется также регламентом, который утверждается на заседании Комиссии. Работу комиссии обеспечивает Секретариат.[18]

Центральная избирательная комиссия в установленном порядке обеспечивается законодательными и другими нормативно-правовыми актами, принятыми Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, а также официальными материалами, которые распространяются центральными органами исполнительной и судебной власти.


Заключение

Подводя итог всему сказанному, можно сделать определённые выводы.

Для определения результатов голосования используются спе­циальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голо­сования и порядок распределения мандатов между партиями. Тра­диционными и наиболее распространенными избирательными сис­темами являются две: система пропорционального представитель­ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система. Большинство стран ис­пользуют и ту и другую системы в зависимости от вида выборов.

Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан­дидат должен получить большинство голосов избирателей данно­го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези­дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира­тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы­ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го­лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це­лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира­ет все мандаты по данному округу.

Мажоритарная система предусматривает распределение ман­датов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голо­сов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажо­ритарная избирательная система не в состоянии адекватно отра­зить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабиль­ности существующей системы. Обычно мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного или относительного большин­ства. Мажоритарная система абсолютного большинства предусмат­ривает, что победитель на выборах должен получить больше по­ловины (50% плюс один голос) всех признанных действительными голосов в данном округе. Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра­не.

В Украине, как известно, еще до недавнего времени, в том числе на парламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применялась мажоритарная система абсолютного большинства. Ныне эта система сохранена только на выборах Президента Украины.

В Украине парламент избирается на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по -пропорциональной системе. Всего избирается 450 депутатов. В период с 2002 по 2006 год Верховная Рада Украины приняла большое количество законодательных актов непосредственно связанных с изменением формы правления государства на парламентскую республику. В свою очередь подверглась изменению и сама избирательная система Украины: произошел переход от мажоритарно-пропорциональной модели формирования парламента к пропорциональной, что не могло не повлиять на другие институты конституционного права, на основании которых в большей степени и обновилась законодательная база всего конституционного права Украины.

Список использованной литературы

1.       Конституция Украины от 28.06.1996 года.- К.: Изд-во Верховной Рады Украины, 1996.c изменениями и дополнениями от 8.12.2004

2.       Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М.В.Баглая и др. – М.: НОРМА, 2000. – 832 с.

3.       Конституция Италии от 27.12.1947 г. // Конституции зарубежных государств / сост. В. Маклаков. – М.: БЕК, 1999. - 584 с.

4.       Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. -  М.: Юрист, 2001. - 600 с.

5.       Конституционное право зарубежных государств. В 4 томах. Т.1,2/ под ред. Б.Страшуна. – М.: БЕК, 1996. – 947 с.

6.       Кривенко Л. «Історико-порівняльний погляд на проблеми пар­ламенту». /Вісник Академії правових наук України/ №4-1999, с. 50 - 60,

7.       Журавський В. Розвиток доктрини українського парламентаризму у XIX – на поч. XX ст.// Право України. – 2000. - № 5 – С.37-42

8.       Закон "О выборах народных депутатов Украины" // Голос України, 2001, 11, 06.11.2001 N 205-206

9.       Закон "О выборах Президента Украины" // Офіційний вісник України, 1999, №  12 (09.04.99), ст.  469

10.   Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" // Відомості Верховної Ради України, 1998, N   3-4, ст. 15

11.   Конституційне право України / за ред. В.Ф. Погорілка. - К.: Наукова думка, 1999.- 734 с.

12.   Кривенко Л. «Регламентація діяльності парламенту і парламентська реформа в Україні». Юридический вестник №4. 1999. С.

13.   Тодыка Ю. Основы Конституционного строя Украины. Харь­ков Факт, 1999, 239 с.

14.   Конституційне право України / за ред. В.Я. Тація, В.Ф. Погорілка, Ю.М. Тодики - К.: Укр. Центр прав. студій, 1999. - 376 с.

15.   Закон Украины «О выборах народных депутатов» от 25.03.2004

16.   Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: "Артикул", 1997. – 352 с.

17.   Ведомости Верховной Рады Украины. – 2004. -№36. – ст. 448

18.   Фрицький О. Ф. Конституційне право України: Підручник. – 3-є вид., перероб. і доп. – К.: Юрінком Інтер, 2006. – 512 с.

19.   Гнилорибов В. В., Тихонов В. М. Г 56    Державне будівництво і місцеве самоврядування в Україні: Навчальний посібник. –Луганськ. – Видавництво – СНУ ім. В. Даля. – 2004 р. – 376 с.

20.   Закон Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 г.




Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.