Рефераты. Инстинкт и его роль в жизни человека






Второй подход в изучении инстинкта представляет К. Г. Юнг. Карл Густав Юнг -  швейцарский психолог, врач, основатель аналитической психологии. В ранние годы находился по значительным влиянием З. Фрейда, но позже создал свою собственную школу аналитической психологии, называемую иначе “психологией самости”.  Юнг освободился от пансексуализма, присущего Фрейду в определении бессознательного.

  В психологии Юнга понятие “архетип” родственно понятию “инстинкт”, но под инстинктами понимаются не врожденные поведенческие стереотипы, а врожденные первообразы, обусловливающие поведение [19, с. 97-99].

Юнг  изменил значение термина “либидо”. В работе “Либидо, его метаморфозы и символы” Юнг дает вместо описательного определения, которым пользовался Фрейд, определение генетическое (то есть рассматривает, каково происхождение либидо).

Либидо, по Юнгу - название психической энергии вообще, а не энергии полового влечения, как в теории Фрейда [26, С.138].

 Архетипы - это матрицы, “скелет”, способ структурирования  образов, появляющихся во сне, в грезах, фантазиях, произведениях искусства. Конкретное содержание образов “наполняется” уже реальностью, индивидуальным и групповым опытом.

Архетипы основаны на врожденных первообразах. Первообразы имеются у младенцев в утробе матери. Еще до появления на свет ребенок сосет палец, при этом действии в его психике рождается некий чувственный образ. При соприкосновении с реальностью (после рождения) первообразы трансформируются в архетипические образы. Так же, как инстинкты животных, архетипы - результат предшествующего эволюционного опыта вида  Homo sapiens.  Архетипы подобны матрицам  психических представлений, они стереотипны, а конкретное содержание архетипических образов  может варьировать. Так как матрицы одинаковы, то и образы, навеянные архетипами, будут похожи у разных людей [24, с. 16-18].

Совокупность архетипов была названа Юнгом коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное слагается из “обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений, изначальных образов бессознательного, совпадающих повсеместно и на протяжении всей истории повторяющимися мотивами”, - излагает идеи Юнга отечественный  лингвист Е.Шелестюк.

В своих работах Юнг выделял такие архетипы: Великой матери, Вечного ребенка, Тень, Мудрый старик, Мудрая старуха  и архетип Самости. Через  архетип Самости в человеке от природы заложено стремление  к духовному совершенству, к единству,  целостности и самоактуализации. Архетип Самости отражает процесс личной эволюции, называемой Юнгом процессом индивидуации. Индивидуация - выделение индивидуального сознания из слоя коллективного бессознательного. Процесс индивидуации отражен в архетипах. Великая мать символизирует бессознательное, Дитя - пробуждение сознания, Тень - оставшуюся за порогом сознания бессознательную часть личности, Мудрый старик и Мудрая старуха - архетипы, символизирующие гармонию сознательного и бессознательного, высший духовный синтез [27, С.166].

Юнг выделил следующие свойства архетипов: бессознательность, универсальность, коллективность, глубина, автономность, нуминозность, генетическая обусловленность [17, С.334].

Итак, аналогично тому, как инстинкты животных есть приспособления к самым общим и постоянным условиям окружающей среды, коллективное бессознательное осуществляет приспособительные реакции “на самые  общие и всегда имеющиеся условия психологической, физиологической и физической природы”. В работе “Душа и земля”  и в других работах Юнг пишет, что архетипы передаются по наследству вместе со структурой мозга. С одной стороны, архетипы формируют инстинктивное предубеждение, а с другой - являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления [25, С.136].

В “Тэвистокских лекциях”, в частности, Юнг говорит о надындивидуальных проекциях, которые являются проявлением действия коллективного бессознательного. “Это отнюдь не пережитки прошлого, которые нужно просто перерасти; напротив, это компенсаторные функции, имеющие определенные цели и огромное значение. Они являются важным защитным механизмом в ситуациях, в которых человек склонен терять голову. Так, в ситуации паники, неважно, внутренней или внешне выраженной, происходит вторжение архетипов, что позволяет человеку реагировать инстинктивно-адаптивным путем, так, словно эта ситуация ему всегда была знакома: он реагирует так, как извечно реагирует весь род людской” [26, С.144].

Следующий подход – с точки зрения гормическая психология. По мнению Макдугалла, теоретической основой всех социальных наук должна стать «психология инстинкта». Под инстинктом Макдугалл понимал «врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытать при этом эмоциональное специфическое возбуждение и действовать по отношению к этим объектам, определенным образом или, по крайней мере, испытывая импульс к такому действию». Каждому первичному инстинкту соответствует, по Макдугаллу, определенная эмоция, которая, как и сам инстинкт, является простой и неразложимой. Так, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту любопытства – эмоция удивления, инстинкту драчливости – эмоция гнева, родительскому инстинкту – эмоция нежности и т. д. [7, С.61].

Распространяя свою психологическую теорию на общество, Макдугалл под каждое общественное явление подводит определенный инстинкт или группу инстинктов. Так, войны объясняются предрасположенностью людей к драчливости, а накопление общественного богатства – склонностью к стяжательству и скупостью. В основе религии лежит комбинация инстинктов любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с эмоциональными реакциями, присущими родительскому инстинкту. Наибольшее социальное значение Макдугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и лежит в основе большинства институтов общества. Непосредственное проявление стадного инстинкта – рост городов, коллективный характер человеческого досуга, массовые сборища и т. д.

Последователи Макдугалла, У. Троттер, считал, что все социальные явления объясняются, конечном счете «стадными инстинктами», англичанин Г. Уоллас уделяет особое внимание инстинкту лояльности, который должен обеспечить функционирование гос. власти [7, с.61-62].

Это направление оказало определенное влияние на науку о человеке тем, что привлекло внимание к неосознаваемым компонентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом. Однако его собственная теоретическая основа была более чем шаткой.

Употребление термина «инстинкт» этологами подчеркивало специфически видовые и биологические аспекты. Этолог Лоренц подразумевал под инстинктом специфичный комплекс фиксированных действий (КФД). Слово “фиксированный” подчеркивает стереотипный и законченный характер инстинктивных движений [10, с. 8-9].

Для объяснения механизмов действия врожденного поведения К. Лоренцем была предложена теория, получившая название “концепции растормаживания”. Согласно этой теории, в организме постоянно имеется готовность к осуществлению различных КФД, но внешнее проявление инстинктов блокируется, то есть подавляется процессами активного торможения, исходящими из центральной нервной системы (ЦНС).

  Каждому инстинкту соответствует своя энергия, действие которой подавляется до той поры, пока сигналы от знаковых стимулов не произведут растормаживание. Лоренц предположил, что в определенном участке  мозга есть структура, названная им “разрешающим механизмом”, на которую и действуют знаковые стимулы. Этот механизм Лоренц сравнивал с жидкостью в сосуде: каждый инстинкт соответствует своему “сосуду” (центру инстинкта). При появлении пускового раздражителя (релизера), “жидкость выливается” в форме инстинктивной силы или “драйва” (влечения) [6, с. 22-28].

Так как применение и сущность термина «инстинкт» изменяется от теории к теории, то в научной практики возникла путаница из нескольких неразрешенных (и, возможно, неразрешимых) проблем: (а) Проблема наследственности: степень, в которой инстинкты являются биологически запрограммированными или следуют из факторов, относящихся к окружающей среде. (б) Видовая специфичность: являются ли инстинкты общими мотиваторами или они могут развиваться только внутри отдельных видов? Накапливающиеся свидетельства здесь имеют тенденцию поддерживать этологический подход, в котором основное внимание уделяется внутривидовому анализу. (в) Поведенческая специфика: степень, в которой определенные модели поведения должны включаться в понятие. Хотя понятно, что некоторые поведенческие проявления подразумеваются всегда, это является серьезной проблемой. Чем специфичнее предполагаемая модель поведения, тем больше возможность, что этот термин будет принимать недопустимую неопределенность, как это было у Макдугалла [3, С.314].

Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны и, конечно, не единственные.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует столько подходов к пониманию инстинкта, сколько научных школ и направлений изучающих его. Наука не исключает появления новых теорий, но пытается вывести интегративные положения проблемы, которые соединили бы все достижения научных школ и направлений, исследующих инстинкт.

Рассмотрев основные теории, касающиеся инстинктов можно непосредственно констатировать, что инстинкт играет значительную роль в развитии личности, но какую именно, нам поможет узнать рассмотрение места инстинкта в структуре личности.

2. Инстинкт как неотъемлемый признак личности

 

2.1 Место инстинкта в структуре личности

 

Место инстинкта в структуре личности одним из первых определил Фрейд. Он ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Сфера ид полностью неосознаваемая, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Инстинкт, по Фрейду, входит в структуру ид.

Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным, в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели [22, с.112-113].

Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов [22, С.113].

Следует также рассмотреть место инстинкта в структуре личности c точки зрения современных научных взглядов, на примере концепции личности В. П. Беха.

Если опираться на концепцию личности В. П. Беха, то можно определить личность как функциональный орган, производный от человеческого организма. Личность детерминирована основаниями биологической формы движения универсума и условиями внешней природной среды.  Так как, личность – это системное качество человеческого организма, то значит, она должна состоять из нескольких структурных блоков.

При этом В. П. Бех исходит из того, что природной основой человека является биологический компонент как генетический фактор, определяющий становление, функционирование и дальнейшее саморазвёртывание личностного ингредиента. Конструктивно такая основа представляет собой два основных блока – физический и духовный. Третий блок – психический. Нас, прежде всего, интересует физический блок, в который входит инстинкт. Блок физический опосредует связь человека с Физической Вселенной. Его самодеятельная жизнь есть переживание. Его еще можно назвать дологическим.

Физический блок имеет три подструктуры, известные как генотипическая (наследственная), метаболическая и подсознательная. Инстинкт, по В. П. Беху входит в генотипическую подструктуру [2, С.44].

Под генотипической (наследственной) структурой человека следует понимать систему его атрибутивных свойств, передающуюся ему по наследству от родителей. Основная ее функция – обеспечение преемственности физического развития человека как представителя определенного рода.

Основной  информационный потенциал в полимеханизме переживания, по В. П. Беху сосредоточен в наследственной подструктуре или в геноме зиготы. Как последний устроен и работает нам пока неведома, но именно он определяет в социальном организме если не все, то многое. Объём имеющейся здесь информации не идёт ни в какое сравнение с объёмом фенотипической информации. Биологическая кибернетика позволяет на основе закона информационной обусловленности биологических явлений (Закона Уоддингтона) и закона дискретности и непрерывности биологической информации (или закона Моргана-Эфрусси) представить исходное звено информационной копии человеческой личности [2, C.50]. И этого будет достаточно для того, чтобы заложить основание семантической модели человека. А это значит, что можно с полным правом положить в основу семантической структуры личности генотипическую информацию [2, С.50].

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что инстинкт непосредственно входит в  генотипическую подструктуру физического блока личности. Инстинкт обеспечивает жизнедеятельность генотипа человеческой личности и является неотъемлемым компонентом в её структуре.

Основными механизмами, посредством которых осуществляются инстинктивные действия, являются рефлексы (безусловные).

На основании этого сделана была попытка свести инстинкт к рефлексу, определив инстинктивное действие как цепной рефлекс, т. е. как цепь прилаженных друг к другу рефлексов, так что ответная часть предшествующего служит раздражителем для следующего [15, С.105].

Эта попытка несостоятельна по ряду причин. Прежде всего, эта концепция дискуссионна в генетическом аспекте. Исследования Г. Э. Когхилла и Дж. Хэррика дают экспериментальные основания предполагать, что рефлекс, т. е. выдифференцированная реакция отдельного нервного механизма, не является такой генетически первичной формой, из которой суммативным путем получаются сложные целостные реакции организма. Вначале имеются скорее целостные малодифференцированные реакции организма, из которых затем выделяются отдельные  рефлекторные дуги; вместе с тем усложняется структура сначала более или менее целостной аморфной реакции. Генотипический инстинкт, таким образом, скорее всего, не является просто суммой или цепью рефлексов.

Инстинкт не сводится к простой сумме или цепи рефлексов, также и потому, что как форма поведения он не исчерпывается совокупностью механизмов, посредством которых осуществляется, а предполагает определенную мотивацию, которой определяется или регулируется действие этих механизмов. Существенная особенность инстинктивного действия заключается в том, что источником мотивации его является определенное органическое состояние или изменение этого состояния, обусловленное физиологическими изменениями в организме. Ограниченность «мотивации» поведения органическими состояниями и изменениями отличает инстинктивное поведение от других, более высоких, форм поведения [15, С.106].

Инстинктивное поведение характеризуется: 1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие – это сложное действие, исходящее из органической мотивации – из биологических потребностей – и выполняемое посредством первично автоматических реакций.

Хотя инстинктивная деятельность осуществляется автоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она, однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, поскольку включает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности [9, С.105].

Отличаясь от индивидуально-изменчивых форм поведения (от навыков и интеллекта), инстинкт, однако, теснейшим образом связан с ними. В поведении личности человека, взятом в его конкретной реальности, обычно функционируют в единстве и взаимопроникновении разные формы поведения, а не один лишь изолированный инстинкт или же такой же изолированные навык.

Слепота и неразумность многих инстинктивных действий, и их целесообразность при нестереотипных условиях объясняются, прежде всего, тем, что многие инстинктивные действия вызываются как бы условным раздражителем, который филогенетически закреплялся в качестве сигнала, вызывающего соответствующие действия без надлежащей дифференциации тех объектов, на которые по существу направляется инстинктивное действие.

Слепыми, «неразумными» являются инстинктивные действия, которые исходят из ощущения отдельных чувственных свойств без восприятия того предмета, на который направляется действие, и совершаются в виде реакций на отдельный сенсорный раздражитель [15, С. 108].

На разных ступенях развития изменяется и характер инстинкта, и его взаимоотношение с другими формами поведения. Если говорят об инстинктах у человека (пищевом, сексуальном), то это инстинкты, которые уже коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначения вводят часто и новый термин – влечение. Для перехода от инстинктов животных к влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии – переход от биологического развития к историческому, и этим обусловлено развитие сознания [15, С.107].

Вопрос об инстинктах у человека составляет часть большой проблемы - "биологическое в психическом развитии человека и в структуре его психики". Подобно двуликому Янусу, эта проблема имеет два лица: одно обращено к внутренним процессам организма, другое - к его жизни во внешней среде [5, С.399]

Таким образом, инстинкт входит в структуру личности наравне с другими компонентами. Он представлен, прежде всего, наследственной подструктурой личности, что означает, что инстинкт является предпосылкой нормального развития остальных подструктур. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала.

Определив место инстинкта в структуре личности, мы можем непосредственно рассмотреть, как инстинкт влияет на развитие личности, и какое место в жизни человека ему отводится.


2.2 Инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности


Под инстинктами обычно разумеют действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития.

Говоря о наследственности, филогенетической закрепленности или врожденности инстинктивного действия, нужно учитывать, что каждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении и наследственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм поведения, являющихся продуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредовано его онтогенезом. В некоторых случаях, как показывают новейшие, более детальные  исследования об инстинкте, инстинктивные действия фиксируются лишь в процессе первых выполнений этих инстинктивных действий, затем уже сохраняя установившийся в них шаблон (опыты Л. Верлена). Таким образом, не приходится внешне противопоставлять друг другу наследственное в инстинкте и приобретенное в других формах поведения. Внутри самого инстинкта имеется некоторое единство этих противоположностей с господством – в инстинкте – наследственного [15, С.103].

Инстинктивные действия отличаются часто большой объективной целесообразностью, т. е. способностью или адекватностью по отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь, однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически.

На Первой кантовской конференции в 1998 г. был сформулирован Основной биологический закон "Жизнь во всем ее многообразии красоте и гармонии возникла, существует и умирает в конкурентной борьбе близких и подобных". Согласно этому закону поведением человека руководит подсознательное желание (инстинкт) превзойти окружающих и, особенно, близких - родственников, соседей и друзей. Этот инстинкт назван конкурентным. О подобном "комплексе превосходства" писал еще А. Адлер около 70 лет назад. Этот инстинкт проявляется более всего у детей в виде агрессивности друг к другу. Ребенок может подойти и ударить другого, который просто сидел в сторонке.  А если взрослые попытаются воспрепятствовать этой агрессивной акции, то нападающий заплачет, досадуя на то, что не смог реализовать свое инстинктивное желание. Сейчас это проблема многих детских садов. Более иллюстративный пример приводит Адлер (1978). Он описывает случай, когда пятилетний мальчик просил у родителей поносить маленькую сестренку на руках и, выбрав подходящий момент, бросил ее на пол [9, с.39-41].

Так как инстинкт основной, то с его помощью можно объяснить все, что касается поведения человека. Например, существует известный факт брат и сестра не испытывают друг к другу сексуального чувства. Этот так называемый "табу-инцест" существует у шимпанзе  и даже у дрозофил. Даже автор идеи о всемогуществе сексуального инстинкта Зигмунд Фрейд не мог объяснить этого феномена. А все просто - конкурентный инстинкт       между

близкими подавляет сексуальный.

Таким же процессом является дружба. Как выяснилось большинство считает себя в чем-то лучше своих друзей. Поэтому они любят встречаться со старыми друзьями, но не посещают традиционные вечера в школе. Посещают их в основном отличники или бывшие активисты. Их тянет в среду, в которой они имели успех [23, с.15-16].

Итак, как показали результаты исследования, мы живем с единственной целью стать лучше или, по крайней мере, не хуже окружающих нас людей, хотя бы в чем-то. Мы готовы на смерть ради достижения этой цели. Это наша биологическая потребность и проявляется она главным образом в подсознательном чувстве зависти! От зависти ребенок начинает ходить, говорить и приобретает навыки к труду. Если этот инстинкт реализуется или человек верит в такую возможность, то все в порядке - поведение человека в обществе будет нормальным. Если же нет и к тому же отсутствуют какие-либо перспективы, то человек сначала пытается реализоваться в преступной деятельности, а уж если и здесь не получается, то кончает жизнь самоубийством, или уходит из реальной жизни в алкоголизм и наркоманию [21, С.396].

Наравне с авторами, признающими роль инстинкта в жизни человека, существуют и такие, которые считают, что инстинкт – это пережиток животного в человеке и в современном обществе он не играет никакой роли в его жизни.

По их мнению, изменение организма в процессе антропогенеза состояло не только в приобретении новых свойств, но и в отмирании тех животных свойств, которые мешали образованию новых, собственно человеческих отношений. Естественно, это касалось больше всего тех органов и систем тела, деятельность которых непосредственно обеспечивала поведение. Поэтому одним из важнейших результатов антропогенеза было исключение из центрального механизма поведения того звена, которое придавало поведению биологически предопределенный, инстинктивный характер. Это изменение последовательно распространялось на те сферы жизни становящихся людей, которые развивающее общество брало на свое обеспечение и под свой контроль [5, с.104-105].

 Процесс антропогенеза не мог закончиться ранее, чем были полностью устранены из всей сферы общественно регулируемой жизни становящихся людей инстинктивные отношения с внешней средой и между членами группы.

Главный тезис этих ученых гласит -  одной из важнейших особенностей современного человека - именно как особого биологического вида! - является отсутствие инстинктов, наследственно, в самом строении организма закрепленного отношения к определенным объектам внешней среды. Основные органические потребности, конечно, остаются, но подобно тому, как водород и кислород, полученные от разложения воды, уже не составляют ни частиц воды, ни ее остатков и обладают другими и даже противоположными свойствами, так и потребности, освобожденные от связи с инстанцией специфической чувствительности, уже не составляют ни остатков, ни частиц инстинктов. Они уже не связаны - до всякого опыта! - с определенными безусловными раздражителями внешней среды, не привязаны к ним и обнаруживают новые свойства, в частности жадное сродство и прочную фиксацию на объектах, доставивших им первое удовлетворение. И так как удовлетворение потребностей человека происходит в общественных условиях, то у людей органические потребности становятся общественными потребностями. В том виде, в каком они наследуются, это уже не животно-биологические, а только органические (но человеческие) потребности [5, С.110].

Многие ученые не согласны с мнением этих авторов потому, что человек— единственное существо, способное контролировать свои инстинкты посредством силы воли, а не освободившееся от них.. Вместе с тем, он способен также подавлять, искажать и ранить их. Но ведь любой зверь, говоря метафорически, более всего свиреп и опасен, когда ранен. Подавленные инстинкты могут подмять под себя человека и даже уничтожить его [11, с.359-360]. Поэтому изучение инстинктов нельзя искоренить из структуры личности, если мы хотим создать целостную картину формирования личности человека и ее компонентов.

После Фрейда и Павлова каждый знает, что подсознание и инстинкты играют в жизни личности человека не меньшую роль, чем его разум. А, может, и большую – в стрессовых ситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, диктует нам подсознание.

Увы, часто в нашей жизни слово инстинкт употребляется в уничижительном смысле. Когда о ком-то говорят, что он «живёт инстинктами» – под этим, как правило, понимают низкий культурный уровень и примитивность желаний. Между тем, без инстинктов человек совершенно беспомощен. Разум – только скромный корректор и распределитель инстинктивных программ. Если бы не инстинкты, мы бы постоянно попадали в ситуацию дедушки из известного анекдота, который вдруг задумался, куда надо класть бороду, на одеяло или под него, да так и умер, от интеллектуального перенапряжения [8, С. 301].

Таким образом, инстинкт является неотъемлемым условием развития личности, без него первобытный человек никогда не взял бы в руки палку и не создал бы первое орудие труда, ребенок никогда не научился бы ходить и  кушать (пищевой инстинкт), а его мать понимать его потребности и ухаживать за ним (материнский инстинкт), люди бы, в конце концов, не добились бы таких успехов в различных областях  жизни без инстинктов конкуренции, самосохранения… Именно благодаря инстинкту и наследственной подструктуры личности, куда он входит - ее психическая и духовная подструктуры могут успешно развиваться и сформировать целостную личность.

Выводы

Раскрыв тему данной работы мы пришли к выводу, что сформулированная  гипотеза подтвердилась. Действительно инстинкт входит в структуру личности наравне с другими ее компонентами и обеспечивает ее целостное формирование и функционирование.

В данной работе решены поставленные  задачи. Прежде всего, раскрыты основные понятия: «личность» и «инстинкт».

Личность – это человек, как субъект своей жизни, определяющий свою линию жизни в окружающем его обществе, занимающий в этом обществе определенное место и исполняющий свою особую роль.

Инстинкт (лат. - побуждение, стимул) - естественное влечение;
свойственная роду человека врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий.

Следующая задача, которая была решена, связана с определением основных подходов к изучению инстинкта и его роли в жизни человека. Мы, прежде всего, рассмотрели Фрейда и его инстинкты смерти и жизни, Юнга и его архетипы, Макдугалла и его стадный инстинкт, а также этологов и их представителя Лоренца.

Третья задача, которую мы решили, связана с местом инстинкта в структуре личности. Мы исследовали эту проблему на примере структур личности, которые разрабатывали  Фрейд и Бех, и пришли к выводу, что инстинкт представлен, прежде всего, наследственной подструктурой личности, что означает, что инстинкт является предпосылкой нормального развития остальных подструктур. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала.

Четвертая задача и последняя, которую мы решили, состоит в том, чтобы показать инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности и пришла я к выводу, что инстинкт – это действие или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта и помогают функционировать личности.

Таким образом, поставленная  цель в ходе исследования инстинкта и его роли в жизни человека была достигнута. Можно сделать вывод, что инстинкты играют немаловажную роль в жизни личности, так как сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются ими, следовательно, инстинкт, взаимодействуя с другими компонентами личности, является основой ее структуры и развития. И эти теоретические выводы подкреплены результатами различных методов исследования, проводимых в мировой практике.


Список использованных источников

1)                Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Изд-я группа НОРМА – ИНФРА, 1968.- 456с.

2)                Бех В.П. Человек и вселенная: когнитивный анализ: Монография.- 2-е изд. доп.- Запорожье: «Просвита», 1999.-148с.

3)                Большой толковый психологический словарь/ Ребер Артур. Том 1(А-О): Пер. с англ.- М.: Вече, АСТ, 2000.- 592с.

4)                Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- Спб.:Питер, 1997.- 278с.

5)                Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды/ Под ред. А. И. Подольского.- Москва – Воронеж, 1998.- 528с.

6)                Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты.- М.: Мир, 1981.- 182с.

7)                История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. Ответственный редактор – академик Г. В. Осипов.- М.: Изд-я группа НОРМА – ИНФРА, 1999.- 576с.

8)                Кашницкий С. Е. Среди людей. Соционика – наука общения.- М.: Армада – пресс, 2001.- 416с.

9)                       Мустафин А. М. Трактат Первой кантовской конференции.- Казань, 1998.- 158с.

10)                  Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко.- 2-е изд., прераб. И доп.- М.: Педагогика – Пресс, 1998.-440с.

11)                Психология личности. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.- 544с.

12)                Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1987.- 240с.

13)                Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа.- Спб.: Изд-во Вост.-Европ. Инст-та психоанализа, 1995.- 526с.

14)                Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2002.- 720с.

15)                Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие.- Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990.- 256с.

16)                Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа.- М.: ЧеРо, 1997.- 444с.

18) Слоним А. Д. Инстинкт. Загадки врожденного поведения    организмов.- Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1967.-390с.

19) Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга.- М.: ЭСИ, 1994.- 182с.

20)                Фельдштейн  Д. И. Психология развивающейся личности.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 512с.

21)                Френе С. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика – Пресс, 1990.- 578с.

22)                Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, иссследования и применение).- СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608с.

23)                Шакуров Р. Х. В сб. «Основной биологический закон и педагогика».- Казань, 1999.- 248с.

24)                Шелестюк Е. В. О лингвистическом исследовании символов// Вопросы языкознания.- 1997.-№4.-с.15-24

25)                Юнг К. Душа и земля//К. Г. Юнг. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- 458с.

26)                Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы.- Спб.: Изд-во Вост.- Европ. Инст-та Психоанализа, 1994.- 382с.

27)                Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология.- К.: ШНТО, 1995.- 566с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.