Рефераты. Интеграционные группировки на американском континенте






 

 


Глава 2. Особенности интеграционных объединений стран американского континента


§ 2.1. Зона свободной торговли США – Канада


Центростремительные интеграционные тенденции развиваются не только в Западной Европе. Аналогичные процессы наблюдаются в Северной Америке.

Так, начиная с 1988 года в Северной Америке усиливаются процессы международного экономического сотрудничества, в частности создаётся зона свободной торговли США - Канада.[10]

Создание такой зоны ставило перед собой следующие цели: отменить тарифы в торговли двух стран в десятилетний период; снять национальные преференции на все правительственные контракты стоимостью 25.000 долларов США (вместо 171.000 долл. США); запретить ограничения в торговле топливом и энергией, за исключением тех, которые связаны с национальной безопасностью и исчерпыванием энергетических ресурсов; отменить тарифные и либерализовать нетарифные барьеры в торговле двух стран сельхозпродукцией; создать национальные режимы для взаимного инвестирования, которые оценивались в 58 млрд. долл. США; снять ограничения при создании новых фирм и др.

Будучи логическим продолжением и развитием зоны свободной торговли между США и Канадой, с 1 января 1994 г. началась реализация соглашения США, Канады и Мексики о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), заключенного 17 декабря 1992 г. НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только чисто торговых барьеров, но и о либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и других аспектах обеспечения прозрачности границ между тремя государствами Северной Америки. Уже к концу нынешнего века в значительной мере сформируется зона свободной торговли с населением свыше 375 млн. человек и совокупным валовым продуктом порядка 8 трлн. долл. в год (в современных ценах).[11]

Таким образом, решающая роль в развитии североамериканской интеграции принадлежит, естественно, США: и в плане тихой интеграции с соседними странами, и с точки зрения инициирования и эволюции организационно-политических форм межгосударственного сотрудничества в этих целях. США на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу.

Важное изменение вносит договор в режим миграции капиталов. В отношениях между США и Канадой последний уже достаточно либерализован. С 29 декабря 1993 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. В ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства разрешается вкладывать капиталы в любых пропорциях, финансировать принципиально новые виды экономической деятельности, производство новых товаров и услуг. Правда, иностранцам запрещается пока инвестировать в разведку и добычу энергоносителей и радиоактивных руд, транспортную и коммуникационную инфраструктуру. В дальнейшем долевое участие в тех сферах, где оно ограничено, намечается расширить: с 1 января 2001 г. -до 51, а с 1 января 2004 г. - до 100%. В предприятиях по сборке автомобилей, изготовлению узлов и деталей к ним, а также в строительных фирмах 100 процентное участие разрешено уже с 1 января 1999 г.

Кроме того, Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях, что позволит американскому и канадскому финансовому капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.

Экономика Канады тесно связана с экономикой США.

Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады - 20%.[12] Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции - чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности.

 

§ 2.2. Интеграционное сотрудничество в Южной Америке


В настоящее время в Латинской Америке и Карибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области региональной интеграции, отчасти в результате охватившей этот регион в последние годы волны либерализации торговли и отчасти в ответ на соглашение стран Севера о создании Североамериканской зоны Свободной торговли.

Некоторые из этих инициатив являются строго двусторонними. Например, Чили подписала в апреле 1992 года соглашение о свободной торговле с Венесуэлой, уже являющейся её третьим крупнейшим торговым партером в Латинской Америке.

Аргентина и Чили сокращают препятствия на пути своей двусторонней торговли и объём их трансграничной торговли в середине 90-х годов составил свыше 1 млрд. долл. США. Боливия и Мексика договорились провести либерализацию 60% своей взаимной торговли в 1993 году, а оставшихся 40% - к 1997 году. В свою очередь, Мексика подписала в 1991 году договор о свободной торговле с Чили, который предусматривает поэтапное устранение всех барьеров в двусторонней торговле к 1998 году и стал причиной 80% увеличения объёма торговли Чили с Мексикой в 1992 году. Перу заключила с Боливией и Венесуэлой двусторонние соглашения, отменяющие тарифы и ограничения на импорт из этих стран. [13]

С учетом мирового опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной интеграции, которая представляет собой не альтернативу интеграции в мировое хозяйство, а наилучшую, на их взгляд, основу для развития связей Латинской Америки с другими районами мира. Для этого была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Стала разрабатываться четко сформулированная концепция так называемого открытого регионализма, т.е. интеграция, основанная на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.

Существует несколько причин, которые привели к ускорению интеграции в Латиноамериканском регионе.[14]

Первая причина - усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций, с другой - побуждали к созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведет к замедлению темпов развития по всем направлениям. 

Второй причиной ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создала условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе.

Третья причина состоит в радикальном пересмотре механизмов интеграции в регионе. Как известно, в 1960 г. был подписан Договор Монтевидео о создании зоны свободной торговли, включающей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), а с 1980 года - Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Согласно договору была создана жесткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдывавшая, а с позиции сегодняшнего дня - невыгодная. Страны должны были предоставить режим наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не только своим партнерам, что в дальнейшем привело бы к обоюдной выгоде. На практике страны перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это стало наносить, в конечном счете, ущерб национальным экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран. Договор Монтевидео через двадцать лет был пересмотрен и согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими или даже с одной страной. Было констатировано, что общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая должна углубляться постепенно, в результате подписания участниками соглашений, рассматривавшихся как строительные блоки для полного снятия тарифов в будущем.

К четвертой причине ускорения интеграционных процессов следует отнести положительные изменения в политической жизни континента. Начавшийся процесс демократизации, в общем, дает основания полагать, что конфликтные ситуации типа футбольных войн исчезнут, и не будут влиять на экономические преобразования.

 

§ 2.3. Становление МЕРКОСУР


В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке все более заметную роль играет МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в один из основных участников реальной региональной Интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР - это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок определения происхождения товаров. В результате предпринимаемых усилий взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд. долл. в 1991 г. до 11,5 млрд. долл. в 1995 году.[15]

Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел). Группа общего рынка - исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Становление МЕРКОСУР не обходится без трудностей. Несмотря на поставленные цели, страны-члены этой группировки не сумели договориться к намеченному сроку (1 января 1995 г.) о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле. Участники МЕРКОСУР условились временно на переходный период сохранить значительное число изъятий из общего режима, которые варьируются для каждой из четырех стран. В Частности, Уругвай получил право на наиболее обширный список временных исключений из беспошлинной торговли между странами-членами МЕРКОСУР - 950 позиций единой таможенной номенклатуры блока на срок до 2000 г., Аргентина - 221 позицию до 1999 г., Бразилия - 28 позиций до 1999 г., Парагвай - 272 позиции до 2000 г. Не удалось согласовать в предполагавшиеся сроки и единые внешние тарифы на импорт товаров из стран, не входящих в МЕРКОСУР. Тем не менее, сторонами согласован график, в соответствии с которым предполагается ежегодно равными долями снижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в согласованные заново сроки.

Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния. Кроме того, сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации. Однако эта сложная и объемная работа, проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям, пока не завершена. В настоящее время Комиссия по торговле разрабатывает общий регламент по защите от демпинга.

Как и было условлено, с 1 января 1995 г. на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Их ставки варьируются от 2 до 20% стоимости товара. В отношении остальных 15% номенклатуры определен особый порядок формирования ОТТ: товары инвестиционного назначения - ставка ОТТ 14% с постепенным приведением в соответствие с ней национальных тарифов Аргентины и Бразилии до 2001 г., Парагвая и Уругвая - до 2006 г.; продукция информатики и телекоммуникаций - ставка ОТТ 16% до 2006 г. для всех четырех стран. Кроме того, за каждым из государств-членов МЕРКОСУР зарезервировано право на временные изъятия из режима ОТТ в целях наиболее адекватной адаптации так называемых уязвимых секторов экономики к новой конкурентной среде (действующие национальные тарифы на эти товары будут постепенно приведены в соответствие с согласованными ставками ОТТ). [16]

Процесс интеграции в МЕРКОСУР, несмотря на незавершенность становления таможенного союза в его классическом виде, является наиболее динамичным в регионе. Объем внутризонального экспорта в 1991-1995 годах вырос с 5,1 до 15,8 млрд. долл., т.е. более чем втрое, и составил почти половину экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Доля внутризональной торговли в товарообороте стран МЕРКОСУР со всем миром в 1994 г. повысилась до 19,3%, а в 1995 г. - до 22%. МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные показатели   внешней торговли стран-членов, способствовал росту промышленного экспорта. В Бразилии 70% предпринимателей ведут деятельность в рамках этого рынка. В 1991-1995 годах внутризональный экспорт этой страны вырос более чем втрое, его доля в общем экспорте страны увеличилась с 7 до 15%. Аргентина реализует в рамках блока 30% своего экспорта (против 17% в 1991 г.), Уругвай и Парагвай - более 50%. Рост взаимной торговли способствовал экономическому росту в целом. Так ВВП Аргентины в 1992-1994 годах увеличивался на 8,7%, 6,1, 7,4% соответственно, а ВВП Бразилии - на 4,2%, 5,8, 4% соответственно. Несмотря на спад в экономике Аргентины и Уругвая, в 1995 г. зональная торговля расширялась.[17]

Необходимо отметить важность МЕРКОСУР как объединения, стабилизирующего экономики стран блока. Сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало торможению темпов экономического спада, например, в Аргентине и Бразилии.

Значительные успехи интеграции не означают отсутствия в объединении множества серьезных проблем. К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопросы валютного регулирования, унификации налогообложения, трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с разной мощностью национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и собственно деликатными, уязвимыми отраслями, такими как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу болезненных отраслей при разделе рынков, относится также автомобильная отрасль. Сложные задачи стоят перед МЕРКОСУР в социальной сфере. Если предприниматели уже почувствовали позитивизм интеграции, то население стран-членов не вполне.

Перспективы интеграции в МЕРКОСУР в целом оцениваются большинством наблюдателей внутри субрегиона и за его пределами как благоприятные. Главные условия углубления и развития интеграции - укрепление экономической и финансовой стабильности блока. По мнению экспертов, взаимная торговля между странами МЕРКОСУР находится на самом пике. ЗСТ и таможенный союз, видимо, уже не смогут дать новый мощный импульс развитию связей. Эти формы интеграции в экстенсивном плане уже сыграли свою роль. Необходимо  внедрение  новых  более  прогрессивных  форм сотрудничества на микроуровне. Для этого в рамках МЕРКОСУР предпринимаются меры организационного порядка, например, создание специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами блока. Пока идет кулуарное обсуждение идеи о создании некоего наднационального органа по отслеживанию проблем и принятию решений. Однако процесс создания наднационального органа является вообще весьма сложным делом. Странам предстоит найти действенные рецепты по сочетанию рыночных механизмов с регулирующей деятельностью государства, учитывая специфику южноамериканского региона, в котором еще недавно насчитывалось достаточное количество авторитарных режимов. Вероятно, будут предприняты также меры по структурной перестройке экономики самих стран МЕРКОСУР.

 


Глава 3. НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли

§ 3.1. Факторы создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе


Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли ("North American Free Trade Area" - НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.[18]

Создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;

в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз - Мексики.[19]


§ 3.2. Экономические показатели североамериканской интеграционной группировки


По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:[20]

·        отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

·        поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

·        смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

·        либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

·        защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

·        создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, а во взаимной торговле после переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях - 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно "чувствительных" к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений.[21] Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течение 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено "чувствительностью" соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий.

 

§ 3.3. Дифференцированные условия либерализации торговли


Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран - участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течение 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, "чувствительных" для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.

Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течение десяти лет.

Во взаимной торговле США и Канады существует договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 году.

Поэтапное снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА происходит исходя из базовых ставок, действовавших на 1 июля 1991 года. В отношении правил происхождения товаров НАФТА устанавливает следующие требования: товар должен быть полностью произведен в североамериканской зоне свободной торговли или существенно преобразован в новый товар и, соответственно, попадать под другую тарифную позицию Гармонизированной системы. Для некоторых товаров (автомобили, химические продукты, обувь), кроме того, требуется, чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены в странах - участницах соглашения.

Кроме того, в НАФТА устраняются другие барьеры в торговле, такие как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

В НАФТА фактически устанавливается национальный режим в торговле, причем он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать в сферу услуг и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с полным набором функций.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.[22]

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.


Заключение


Понятия "интеграция" и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции России в мировое хозяйство", даже об "интеграции России в Европу". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки.[23]

Понятие международной экономической интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ века для характеристики совершенно определенного нового явления в мировой экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи с образованием ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).

По своей сути интеграция в сфере международных экономических отношений представляет собой одну из основных форм и стадий исторического процесса интернационализации хозяйственной жизни и с позиций теоретического его осмысления должна рассматриваться только в данном качестве (как это и происходило первоначально, пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).

Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.

Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни.

В этой связи в экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия "мировое хозяйство" ("мировая экономика"), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни.


Список литературы



1.     Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001

2.     Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ. – Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 3

3.     Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997

4.     Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.,1994

5.     Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001

6.     Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002

7.     Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000.

8.     Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001










[1] Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 95


[2] Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 114


[3] Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 76


[4] Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 117


[5] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 265


[6] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 276-281


[7] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 241


[8] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 92


[9] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 267


[10] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 132


[11] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001С. 118


[12] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 165


[13] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 85


[14] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 91


[15] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 276


[16] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 283


[17] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 291


[18] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 176


[19] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 189


[20] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 211


[21] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 317


[22] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 318


[23] Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 216



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.