К-т счета 51 «Расчетный счет»
в) Д-т счета 01 «Основные средства»
К-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Поступление объектов основных средств безвозмездно в пределах разных собственников, а также в качестве субсидий правительственного органа отражается следующими бухгалтерскими записями:
а) на стоимость безвозмездно полученного имущества по рыночным ценам Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Д-т счета 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам»
К-т счета 98 «Доходы будущих периодов»
б) Д-т счета 01 «Основные средства»
К-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
в) на сумму начисленной амортизации
Д-т счета 98 «Доходы будущих периодов»
К-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Поступление объектов основных средств безвозмездно от организаций одной формы собственности по решению собственника или уполномоченного им органа на счетах бухгалтерского учета отражается следующей записью:
Д-т счета 01 «Основные средства»
К-т счета 98 «Доходы будущих периодов».
При приобретении оборудования, требующего монтажа, на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:
а) Д-т счета 07 «Оборудование к установке»
К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
б) Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
в) Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т счета 07 «Оборудование к установке»
г) Д-т счета 01 «Основные средства»
В случае приобретения основных средств, бывших в эксплуатации, за плату у других предприятий на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:
а) Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
На сумму использованных амортизационных отчислений на создание или приобретение основных средств кредитуется забалансовый счет 010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств».
Стоимость объектов основных средств, поступающих от учредителей в качестве вклада в уставный капитал, отражается следующими бухгалтерскими записями:
К-т счета 75 «Расчеты с учредителями»
Первоначальная стоимость объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации, устанавливается в денежной оценке, согласованной учредителями на дату подписания учредительных документов.
На стоимость подлежащих обмену на основные средства имущества в бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т счета 90 «Реализация»
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 01 «Основные средства»
К-т счета 10 «Материалы».
На дату получения обмениваемого имущества:
Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
или К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Одновременно производится взаимный зачет задолженности:
Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
или Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
К-т счета 90 «Реализация»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
При оприходовании основных средств в обмен на другое имущество делается следующая запись:
Стоимость основных средств, закрепленных за государственным унитарным предприятием государственным органом и органом местного управления при формировании уставного фонда, отражается в учете следующей записью:
а) Д-т счета 75 «Расчеты с учредителями»
К-т счета 80 «Уставный фонд»
К-т счета 75 «Расчеты с учредителями».
Оприходование неучтенных объектов основных средств (излишков), выявленных по результатам проведения инвентаризации, отражается в учете по рыночной стоимости следующей записью:
Пример: организация приобрела за плату принтер. Стоимость – 443 694 руб., НДС – 79 865 руб. Оплата принтера произведена с расчетного счета. На счетах бухгалтерского учета были сделаны следующие записи:
1) Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 443 694 руб.
К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 79 865 руб.
2) Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т счета 51 «Расчетный счет» - 523 559 руб.
3) Д-т счета 01 «Основные средства»
К-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - 443 694 руб.
2.2. Учет внутреннего перемещения, выбытия и ликвидации основных средств
Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка) в другое используется накладная на внутренне перемещение объектов основных средств по форме ОС-2. Данная накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
На внутреннее перемещение бухгалтерские записи на счетах не делаются.
Объекты основных средств выбывают из организации в результате:
- продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;
- передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций;
- передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
- списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;
- списания в случае морального и (или) физического износа;
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- по другим причинам.
Учет выбытия основных средств в бухгалтерии ведется на счете 91 «Операционные доходы и расходы». По дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы», субсчет «Операционные расходы» отражаются все расходы, связанные с выбытием основных средств (за исключением безвозмездной передачи). Все поступления, связанные с выбытием основных средств, отражаются по кредиту этого счета, субсчет «Операционные доходы».
Выбытие основных средств в результате продажи сторонним организациям оформляется актом о приеме-передаче объектов основных средств по форме ОС-1 (ОС-1а) по договорным ценам.
Списание основных средств с баланса при их реализации (продаже) отражается в учете в соответствии с принятым вариантом учетной политики по формированию выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При формировании выручки по мере отгрузки на счетах бухгалтерского учета делают следующие записи:
1) на сумму предъявленного покупателю требования за отгруженный объект основных средств:
Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
или Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
2) на сумму начисленной амортизации:
Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
3) на сумму остаточной стоимости:
4) на сумму затрат, связанных с выбытием объекта основных средств:
К-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т счета 10 «Материалы»
5) на сумму начисленного налога на добавленную стоимость по реализованному объекту основных средств:
6) определяется финансовый результат от реализации объекта основных средств:
К-т счета 99 «Прибыль и убытки».
При формировании выручки по мере поступления денежных средств на расчетный счет в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т счета 51 «Расчетный счет»
Остальные записи на счетах бухгалтерского учета, связанные с реализацией (продажей) основных средств, делаются аналогично, как при формировании выручки по мере отгрузки.
Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, оформляется также актом по форме ОС-1 (ОС-1а). Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта о приеме-передаче с приложением договора и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта.
На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту о приеме-передаче объектов основных средств.
Безвозмездная передача основных средств в пределах одного собственника на счетах бухгалтерского учета отражается следующими записями:
а) Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
б) Д-т счета 83 «Добавочный фонд»
К-т счета 01 «Основные средства».
Безвозмездная передача в пределах разных собственников отражается следующими записями:
б) Д-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»
в) Д-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»
г) Д-т счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
Выбытие основных средств в следствие ветхости, полного износа, аварий, стихийных бедствий, а также в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятия именуется ликвидацией. Она связана с процессом разборки, демонтажа оборудования, транспортных средств, перевозки объектов и т.д. при ликвидации основных средств предприятия несут соответствующие затраты в виде заработной платы, начисленной рабочим за разборку объекта, дополнительно использованных материалов и др.
Частичная ликвидация объектов основных средств оформляется аналогично полной ликвидации.
Ликвидация основных средств производится на основании распоряжения руководителя организации. Приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица.
Комиссия определяет целесообразность дальнейшего использования объектов основных средств – невозможность или неэффективность их восстановления, непригодность к дальнейшему использованию, а также оформляет документацию на списание указанных объектов.
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4, актом о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а или актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4б.
Указанные акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
На основании оформленных актов по форме ОС-4, ОС-4а, ОС-4б, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта.
При этом на счетах бухгалтерского учета будут сделаны следующие записи:
б) Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
в) Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 25 «Общепроизводственные расходы»
г) Д-т счета 10 «Материалы»
д) Д-т счета 99 «Прибыль и убытки»
Выбытие основных средств путем передачи в уставный капитал другого субъекта хозяйствования отражается следующими записями:
в) Д-т счета 58 «Финансовые вложения»
Если передаются новые основные средства, делается следующая запись:
Д-т счета 58 «Финансовые вложения»
Выбытие основных средств может быть связано с их переводом в состав оборотных средств:
в) Д-т счета 10 «Материалы»
Пример: На основании акта по форме ОС-4 была ликвидирована электростанция АД-75Т. Первоначальная стоимость - 2 282 807 руб. Сумма начисленной амортизации – 1 996 538 руб. Начислена заработная плата рабочим за разборку электростанции – 400 000 руб. Произведены начисления на заработную плату:
а) в фонд социальной защиты населения – 140 000 руб.
б) исчислены налоги от начисленной заработной платы – 20 000 руб.
в) произведены отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 5 200 руб.
Оприходованы запасные части от разборки электростанции – 306 240 руб.
На счетах бухгалтерского учета сделаны следующие записи:
1) на сумму начисленной амортизации:
К-т счета 01 «Основные средства» - 1 996 538 руб.
2) на сумму остаточной стоимости:
К-т счета 01 «Основные средства» - 286 269 руб.
3) на сумму начисленной заработной платы рабочим:
К-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 400 000 руб.
4) произведены начисления на заработную плату в фонд социальной защиты населения:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 140 000 руб.
5) исчислены налоги от начисленной заработной платы:
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 20 000 руб.
6) произведены отчисления на обязательное страхование:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 5 200 руб.
К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
7) оприходованы запасные части от ликвидации:
Д-т счета 10 «Материалы»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 306 240 руб.
8) определяется результат от ликвидации (убыток):
286 269 руб. + 400 000 руб. + 140 000 руб. + 20 000 руб. + 5 200 руб. –
- 306 240 руб. = 545 229 руб.
Д-т счета 99 «Прибыль и убытки»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 545 229 руб.
Пример: На основании акта по форме ОС-4а ликвидирован автомобиль УАЗ – 3110. Первоначальная стоимость – 7 800 000 руб. Начисленная сумма амортизации – 7 159 200 руб. Начислена заработная плата рабочим, занятым ликвидацией, - 320 600 руб. Произведены начисления на заработную плату:
а) в фонд социальной защиты населения – 112 210 руб.
б) исчислены налоги от начисленной заработной платы – 16 030 руб.
в) произведены отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 4 169 руб.
Оприходованы запасные части – 496 960 руб.
1) Д-т счета 02 «Амортизация основных средств»
К-т счета 01 «Основные средства» - 7 159 200 руб.
2) Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 01 «Основные средства» - 640 800 руб.
3) Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 320 600 руб.
4) Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 112 210 руб.
5) Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 16 030 руб.
6) Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 4 169 руб.
7) Д-т счета 10 «Материалы»
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 496 960 руб.
640 800 руб. + 320 600 руб. + 112 210 руб. + 16 030 руб. + 4 169 руб. –
- 496 960 руб. = 596 889 руб.
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы» - 596 889 руб.
2.3. Инвентаризация основных средств и отражение ее результатов в учете
одной из форм контроля обеспечения сохранности основных средств являются периодически проводимые их инвентаризации. Инвентаризация основных средств – это проверка и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8