Рефераты. Исследование эффективности работы добровольных объединений предприятий






Успешные предприятия находятся в частной собственности больших промышленно-финансовых групп, например, «Азовмаш», 62% акциями которого владеет Украинская промышленная транспортная компания (объединение акционеров предприятий «СИТАТ» и «Систем Кепитал Менеджмент»).  Наивысшие результаты демонстрирует  ТПК « Укруглемаш», который координирует производство и сбыт  игорношахтного обрудования пяти шашиностроительных предприятий Украины (Дзержинского, Горловского и Новогродовского машзаводов, «Донецкгормаша», Донецкого энергозавода и двух российских машзаводов – Каменского и Шахтинского).

В народном хозяйстве Украины функционируют мощные государственные корпорации, созданные на базе прежних узкоотраслевых министерств (например государственная корпорация «Укрстройматериалы»). Институционные межотраслевые объединения предприятий и организаций создаются и действуют под разнообразными официальными названиями в агропромышленном комплексе, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и других взаимосвязанных секторах экономики Украины. К таким интеграционно-организационным образованиям применяются экономические методы управления корпоративного характера, которые должным образом коррелируют с методами управления первичными звеньями (предприятиями, фирмами, компаниями) соответствующих производственно-хозяйственных систем.


1.2  Правовая природа объединения предприятий


В современных экономических условиях можно наблюдать достаточно резвую тенденцию к объединению больших игроков - крупных компаний, предприятий, обществ, капиталов на соответствующих рынках с целью ведения совместной хозяйственной деятельности или ее координации. Этого требуют естественные законы рынка. И не удивительно, ведь ведение хозяйства в таких объединениях имеет ряд преимуществ перед ведением бизнеса самостоятельно, поскольку позволяет субъектам ведения хозяйства действовать согласованно в интересах друг друга, достигая больших преимуществ и прибылей, ведя справедливую конкуренцию.

Ввиду значимости объединений предприятий для экономики страны, Верховная Рада Украины закрепила в Хозяйственном кодексе Украины (ХК) отдельную главу, посвященную этому вопросу, пытаясь дополнить содержание соответствующих правил, которые содержались в Законе Украины “О предприятиях в Украине” и некоторых других нормативных актах., что именно понимает законодатель под объединениями предприятий, и какие их виды могут образовываться на территории Украины [ 2 ].

Под объединениями предприятий ХК Украины понимает хозяйственную организацию, образованную в составе двух или больше предприятий с целью координации их производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных заданий. Следовательно главным признаком объединения предприятий является то, что оно является хозяйственной организацией – юридическим лицом.

Создать такое объединение должны иметь право предприятия любой формы собственности на добровольных началах или по решению Кабинета Министров Украины, других министерств, органов местного самоуправления. Законодатель позволяет юридическим лицам, созданным по законодательству иностранных государств входить в объединения предприятий Украины, так как и предприятиям Украины входить в объединения, образованные в иностранных государствах.

Хозяйственный кодекс Украины все объединения предприятий группирует по организационно-правовыми формами, к которым относятся (но не исключительно) ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, промышленно-финансовые группы, ассоциируемые предприятия, холдинговые компании. К тому же кодекс вводит такое новое понятие как объединение интересов предприятий и предлагает такими объединениями считать союзы,  ассоциации предприятий и тому подобное.

Правовая природа самых распространенных видов объединений предприятий не изменилась с приостановкой действия Закона Украины «О предприятиях в Украине», она обрела при этом некоторую конкретизацию. Вместе с тем в ХК приведена оценка действий законодателя по включению некоторых хозяйственных образований в категорию “объединений предприятий”.

Важно остановиться на имущественном вопросе объединений предприятий. Статья 133 Хозяйственного кодекса Украины «Имущественные отношения в объединении предприятий» определяет, что хозяйственное объединение становится обладателем лишь части имущества своих участников (членов), добровольно переданной в его собственность, никаких прав на другое имущество участников оно не приобретает [5]. Следовательно, право собственности хозяйственного объединения основывается на принадлежности имущества, добровольно переданного юридическому лицу его учредителями - другими юридическими лицами для совместной хозяйственной деятельности. Субъектами этого права являются  хозяйственные объединения, добровольно созданные  другими  юридическими лицами для совместной хозяйственной деятельности.  С этой точки зрения не является субъектом права  собственности  консорциум  как  временное объединение различных юридических лиц для достижения общей цели.

В соответствии со ст.27 Закона Украины "О собственности" объектами права собственности хозяйственного объединения является имущество, добровольно переданное ему предприятиями и организациями, а также приобретенное в результате хозяйственной деятельности и по иным основаниям, не запрещенных законом. Собственностью хозяйственного объединения является также имущество созданных им предприятий. Эти предприятия не вправе выйти из состава объединения без его согласия.

За счет имущества учредителей, ставшего собственностью хозяйственного объединения, и полученных им доходов объединение может не только приобретать имущество, но и создавать новые организации с правами юридического лица. Имущество таких организаций находится у них на праве полного хозяйственного ведения, а собственником является хозяйственное объединение как единое юридическое лицо.

Правомочия собственника, включая отчуждение принадлежащего имущества, хозяйственное объединение осуществляет в соответствии с его уставом. В случае прекращения деятельности хозяйственного объединения его имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, распределяется между входившими в него предприятиями и организациями в соответствии с учредительными документами.


2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

2.1 Интеграция и диверсификация как стратегия развития предприятия


Различают связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию, которую иногда называют латеральной (лат. lateralis боковой) диверсификацией. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертим или горизонтальной. Основным критерием определения типа диверсификации является принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятий.

Несвязанная диверсификация или просто диверсификация — это охват таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия. Считается, что диверсификация оправданна, если возможности для интеграции ограничены или вообще отсутствуют, либо позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что рынок базовой продукции находится в стадии спада. При такой диверсификации могут отсутствовать общие рынки, ресурсы, технологии, а эффект достигается за счет обмена или разделения активов/сфер деятельности. Это скорее диверсификация капитала, а не производства (конгломератная диверсификация). Выгода от конгломератных слияний возможна в результате оптимизации управления денежными потоками и инвестиционными ресурсами. В качестве наиболее важных мотивов такой диверсификации можно назвать стремление закрепиться в метущих отраслях и/или отраслях с высокой нормой прибыли, распределение риска, использование опыта управления, иногда играют роль налоговые льготы. Многие исследователи отмечают, что нередко диверсификация объясняется личными пристрастиями (амбициями) руководства или просто случаем.

Диверсификация в растущие отрасли может быть связана с долговременной стагнацией той или иной отрасли. Когда, например, отраслевой рынок достигает зрелости, компания, имеющая среднюю конкурентную позицию, начинает испытывать трудности, и здесь наиболее вероятной стратегией будет диверсификация в несвязанную отрасль. Однако всегда необходимо учитывать, что, как и при разработке новых продуктов, прибыль от диверсификации достигается не сразу. Диверсификация требует тщательной проработки всех рыночных факторов, финансовой стороны, а также вопросов управления диверсифицированным предприятием. Вертикальная интеграция или связанная вертикальная диверсификация  – это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого-продукта на ступенях, до или после производственного процесса. Вертикальная интеграция заключается в том, что предприятия предпочитают создавать необходимые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, внутри предприятия вместо того, чтобы покупать их на рынке у других предприятий. Стратегия интеграции оправданна, когда предприятие может повысить свою рентабельность, контролируя различные стратегически важные звенья в цепи производства и сбыта продукции. В результате вертикальной интеграции происходит объеди­нение фирм, находящихся на различных этапах производственного процесса.

При этом возможны разные типы вертикальной интеграции: полная интеграция производственной деятельности; частичная интеграция, в этом случае часть продукции изготавливается на предприятии, а часть –закупается у других пред приятии; квазиинтеграция создание альянсов между компаниями, заинтересованными в интеграции без перехода прав собственности.

Интеграция предусматривает расширение деятельности предприятия к сторону поставщиков, маркетинговых посредников или конкурентов. На практике применяются следующие виды интеграционных стратегий: «интеграция вперед», используемая для обеспечения контроля над выходными каналами (контроль над сбытом); «интеграция назад», заключающаяся в контроле над входными каналами (обеспечение ресурсами); горизонтальная интеграция, позволяющая устанавливать контроль над конкурентами.

При обратной интеграции предприятие присоединяет функции, кото­рые ранее выполнялись поставщиками, т. е. приобретает или устанавливает контроль над источниками сырья, производством комплектующих изделий, полуфабрикатов. Целью такой интеграции может быть защита стратегически важного источника сырья либо доступ к новой технологии, важной для базовой деятельности. При прямой интеграции предприятие присоединяет функции, выполняемые ранее дистрибьюторами, т.е. приобретаются транспортные, сервисные службы, каналы сбыта и другие функциональные службы, связанные с основной деятельностью фирмы. Мотивацией в этом случае является обеспечение контроля над сбытом продукции, иногда желание лучше знать своих потребителей. Это логичная стратегия для предприятий, имеющих сильную конкурентную позицию (значительную долю рынка) в привлекательной отрасли. Вертикальная интеграция может проводиться за счет мобилизации как внутренних, так и внешних факторов.

Горизонтальная интеграция или связанная горизонтальная диверсификация – это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью горизонтальной интеграции является усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними. Горизонтальное объединение может помочь добиться экономии на масштабе производства и/или снизить опасность конкурентной борьбы, расширить спектр товаров или услуг. Зачастую важной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков; в этом случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.

Ситуация на рынке капитала и условия его предоставления таковы, что много времени и средств затрачивается на поиск стратегических партнеров- инвесторов, на маркетинговые исследования, так как это не должны быт сиюминутные решения, а именно стратегические направления деятельности предприятия на длительную перспективу. Кроме того, даже наличие излишнего имущества для реализации само по себе не дает гарантий быстрого получения средств, ввиду ограниченности данного рынка по платежеспособному спросу. Поэтому реализация мероприятий по «оживлению» производства затягивается на достаточно длительные сроки.

Опыт организации рыночной экономики в развитых странах свидетельствует, что объективно существуют определенные оптимальные пропорции между разным типами крупных, средних и малых предпринимательских структур, которые базируются на совокупности форм и методов конструктивного сотрудничества между ними (франчайзинг, система патронажа «центр-периферия», систем;) система малых предприятий, сателлитные малые предприятия и т. д.). Возможность формирования общей мотивационной базы интеграционного процесса определяется институциональной структурой текущей рыночной среды, которая состоит из мотивации ее участников, сложности среды и способности и участников адекватно ее расшифровывать.

Учитывая кризисное состояния экономики, значение оптимальной организации межотраслевых отношений становится еще более стратегически важным и определяющим. Поскольку от них зависят перспективы формирования национального эффективного производства как целостной народнохозяйственной системы, в том числе и с налаженными структурными и функциональными связями между промышленным и сельскохозяйственным производством, ею ресурсным снабжением и обеспечением сохранения, переработки и реализации конечной продукции. Становление предпринимательского стиля хозяйствования находится в прямой зависимости от факторов государственной поддержки: помощи в получении профессионального коммерческого образования, предоставления кредитов, упрощения процедур регистрации, разумной налоговой политики.

Предпринимательская деятельность, как особый организационно - экономический новаторский стиль хозяйственного поведения, предполагает обладание навыками ведения бизнеса и тем, что называется предпринимательским духом. Однако, это еще не означает неизбежности достижения предпринимательскою успеха особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Многое зависит от степени развитости рыночных отношений и от той среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность. Предпринимательской средой обычно называют комплекс условий, позволяющих пред­принимателю реализовать свои цели и функции. Эти условия разнообразны по своей природе, направлениям и периоду действия, степени влияния на количественные и качественные характеристики предпринимательской дея­тельности. Они в значительной мере определяют выбор направлений и видов предпринимательства, его масштабы и пространственные границы, позиции субъектов рыночных отношений. Будучи изменчивой, а, следовательно, и неопределенной, налагающей значительное число ограничений, предпринимательская среда глубоко затрагивает жизнь предпринимателя, определяет линию поведения в пространстве и во времени. Поэтому, для стимулирования мотивации предпринимательской деятельности необходимо создать максимально благоприятную для нее предпринимательскую среду [6, с. 14].

В основе интеграции и диверсификации часто лежит принцип объединения — собственности, ресурсов, сфер деятельности. Конкретные формы хозяйственных объединений разнообразны и зависят от национальной специфики экономических и юридических институтов. Но при всем многообразии форм объединений главными в них являются два связующих элемента; отношения собственности и производственная или контрактная кооперация.

В этом плане в качестве одного из перспективных вариантов является создание единых топливно-энергетических блоков «Шахта – обогатительная фабрика – ТЭС». Объединение в одних руках аппарата преодоления топливных и энергетических проблем создает предпосылки для повышения эффективности как функционирования шахты, так и энергогенерирующей составляющей. Большая привлекательность для инвестирования энергетических объектов дает возможность изыскания дополнительных средств для развития угольного подразделения такого комплекса.

Определение приоритетов технико-экономического развития по основ­ным направлениям следует вести исходя из: закономерностей долгосрочного экономического роста; глобальных направлений технико-экономического развития; национальных и региональных конкурентных преимуществ; рыночной востребованности. Реализовывать же эти приоритеты надлежит посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, госзакупок и предоставления госгарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства.

Вертикальный комплекс — это хозяйственное объединение, основанное на участии головной компании в производственных связях (поставщик – потребитель) и в капитале входящих в него предприятий (филиалов). Реальный характер вертикального объединения, называемого концерном, определяется национальной спецификой. Концерны не однотипны и различаются главным образом степенью самостоятельности входящих в них предприятий. Если американские концерны основаны на полном владении филиалами, то западноевропейские и японские концерны состоят из формально независимых предприятий, управляемых головной компанией — владельцем контрольного пакета их акций (холдинговая структура) [7].

Все это говорит о необходимости рассмотрения и других вариантой использования интеграционной стратегии. Так, с целью снижения негативного влияния сезонного фактора, а также улучшения использовании финансовых и трудовых ресурсов на основании действующего законо­дательства о предприятиях в Украине автором было разработано обоснование создания Ассоциации финансовых, промышленных и торговых предприятий «Донбасский расчетно-финансовый центр» (далее Ассоциация), которая представляет собой межотраслевой промышленный комплекс холдингового типа, объединяющий предприятия углеперерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, а также легкой промышленности (табл.2.1).

В состав Ассоциации входят следующие предприятия и структурные подразделения: 1) управляющая компания; 2) снабженческая фирма; 3) ремонтно-механический завод; 4) сельскохозяйственное предприятие; 5) 3 обогатительных фабрики; 6) 2 предприятия легкой промышленности, Объект управления — основные производственные звенья Ассоциации имеют следующую специализацию. Обогатительные фабрики — оказывают услуги по обогащению коксующихся и энергетических углей. Фабрики легкой промышленности — осуществляют производство носочно-чулочных изделий и верхней мужской одежды. Сельхозпредприятие специализируется на выпуске зерновых и продукции животноводства. Ремонтно-механический завод призван обеспечивать бесперебойную работу обогатительных фабрик Ассоциации, обеспечивать проведение своевременных текущих и капитальных ремонтов, оказывать услуги по наладке оборудования фабрик Ассоциации, а также обеспечивать получение дополнительной прибыли за счет работы на рынке запасных частей и услуг (рис. 2.1).

Управляющая компания, выступает управляющим финансовым центром Ассоциации осуществляет единое экономическое руководство и регулирование финансовых потоков по отношению к предприятиям, вошедшим в ассоциацию и ее структурным подразделениям. Это находит свое отражение в процессе выполнения следующих функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.