Рефераты. Ассортиментная политика аптечных учреждений






Задача же стимулирования сбыта (СТИС) - побуждение покупателя к последующим покупкам данного товара, к приобретению больших партий, регулярным коммерческим связям. Деятельность по организации стимулирования сбыта особенно важна, когда на рынке имеется много конкурирующих между собой товаров, мало отличающихся по своим потребительским свойствам, а СТИС обещает покупателю ощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок при условии покупки больших партий товара, регулярности покупок определенного числа изделий ("бонусные" скидки). При стимулировании сбыта часто используются послепродажные, сопутствующие "подарки", бесплатное распространение образцов товара, бесплатная передача товара во временное пользование "на пробу" за реализацию крупных партий товара, прием подержанного изделия в качестве первого взноса за новую вещь. Большое значение имеет организация презентаций, пресс-конференций и других организационных мер по введению нового товара на рынок и обеспечению его конкурентоспособности.

Путем совокупного подсчета затрат на оплату энергии и сырья, оценки стоимости обслуживания и ремонтов, расчета расходов на оплату обслуживающего персонала и других статей затрат определяются совокупные издержки потребления товара. Для готовой продукции, и, прежде всего для машин и оборудования, издержки потребления определяются на весь период эксплуатации, а для сырьевых товаров - на единицу их веса, объема и стоимости.

В результате воздействия всей совокупности приведенных выше показателей складывается полная цена потребления товара, решающим образом влияющая на его конкурентоспособность.

Конкурентоспособность товара — понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов (24).

Практическая часть 

Расчет рациональной структуры ассортимента фармацевтического предприятия

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей.

Формирование ассортимента товаров – процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию (16).

Определение рациональной структуры выпускаемой продукции – основополагающим здесь является розничный ассортимент торговых предприятий. В ассортиментном перечне предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду товара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться оптовому покупателю. Это min количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах.

Коэффициент полноты ассортимента рассчитывается путём отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем (8):


Пример расчета структуры ассортимента условной фармацевтической организации (авторы: Лоскутова Е.Е., Тарасенко М.А.)

Предприятие производит 3 вида лекарственных препаратов. Производственные мощности загружены на 70% и на данный момент это соответствует рыночному спросу. Если при решении задачи пользоваться методом распределения постоянных затрат пропорционально выпускаемому объёму каждого препарата, то при полной производственной мощности предприятие может производить 428 шт. препаратов А; 571 шт. препаратов Б и 142 шт. препаратов Д. (см. таблицу № 2)

Таблица № 2

 Исходные данные о предприятии:

Показатель

Ед. изм.

Вид продукции

А

Б

Д

Итого


Цена препарата (si)

т.р.

8

16

32

-


Количество реализуемых препаратов за определяемый период (qi)

шт.

300

400

100

-


Выручка от реализации за определенный период

т.р.

2400

6400

3200

12000


Доля каждого препарата в общем объеме продаж

%

20

53,3

26,7

100


Переменные расходы в расчете на 1 препарат (νi)

т.р.

4,8

10,4

18,6

-


Постоянные расходы в рассмотренном периоде (c)

т.р.

-

-

-

5000


Формула расчета прибыли:

1.                 Прибыль, получаемая при текущем ассортименте:

П = [300 * (8 – 4,8) + 400 * (16 – 10,4) + 100 * (32 – 18,6)] – 5000 =               [960 + 2240 + 1340] – 5000 = - 460 тыс. руб.

При сохранении этой структуры ассортимента прибыли у предприятия не будет. Будет убыток в размере 460 тыс. руб.

 

2.                 Выручка в «точке безубыточности», показатель безопасности коммерческой деятельности:

Рассчитаем, сколько препаратов каждого вида необходимо произвести чтобы достичь «точки безубыточности»:

Если количество препаратаов Д = 100, то А = 3Д, Б = 4Д.

0 = (3Д(8 – 4,8) + 4Д(16 – 10,4) +Д(32 – 18,6)) – 5000;

5000 = 9,6Д + 22,5Д + 13,4Д;

5000 = 45,5Д;

Д = 110 (шт.);

А = 330 (шт.); Б = 440 (шт.).

Выручка предприятия при реализации изделий А, Б, и Д в количестве, соответствующем найденной «точке безубыточности», составит:

RБ = Σq si  ,  где  q - количество произведенной продукции;

                   si – цена единицы продукции;

RБ = 330 * 8 + 440 * 16 + 110 * 32 = 2640 + 7040 + 3520 = 13200 тыс. руб


3.                 Прибыль, получаемая в результате изменения ассортимента:

В соответствии с изменением структуры спроса на рынке отдел маркетинга дал следующие  рекомендации:


Препарат А

Увеличить на 15%

Препарат Б

Уменьшить на 30%

Препарат Д

Увеличить на 15%


Новая структура ассортимента будет составлять:

 

Препарат А

35%

Препарат Б

23,3%

Препарат Д

41,7%

Ii – новая доля каждого изделия

П = 13200 * [((8 – 4,8) / 8) * 0,35 + ((16 – 10,4) / 16) * 0,233 + ((32 – 18,6) / 32)* * 0,417] – 5000 = 13200 * (0,14 + 0,082 + 0,175) – 5000 = 240,4 тыс. руб.


Прибыль предприятия, получаемая в результате изменения ассортимента, составит 240,4 тыс. руб.


4.                 Расчёт оптимальной структуры ассортимента:


Спрос покупателей на препарат Б на международном рынке имеет тенденцию к снижению, т. к. рынок им перенасыщен и удовлетворён потребительский спрос. Но, благодаря маркетинговым исследованиям и опыту конкурирующих фирм, выпускающих аналогичный препарат, известно, что на рынке России этот препарат появился недавно и пользуется большим спросом. При этом издержки на поиск новых оптовиков  и рекламу в новом регионе составят 250 тысяч рублей. Объёмы производства препаратов А и Д остаются прежними, а препарат Б планируется выпускать на 10% больше, что позволяют свободные производственные мощности, которые составляют 30% (см. таблицу № 3). Для увеличения объёмов производства потребуется 5% мощностей. Для увеличения прибыли предприятия руководство решило сдать в краткосрочную аренду свободные 25% мощностей. Арендная плата составит 300 тысяч рублей.

Таблица № 3

  Экономические показатели предприятия за I период:

Показатель

Ед. изм.

Вид продукции

А

Б

Д

Итого


Цена препарата

Т.р.

8

16

32

-


Количество реализуемых препаратов за определяемый период

шт.

345

484

115

-


Выручка от реализации за определенный период

Т.р.

2640

7744

3520

13904


Доля каждого препарата в общем объеме продаж

%

35,7

52,3

12

100


Переменные расходы в расчете на 1 препарат

Т.р.

4,8

10,4

18,6

-


Постоянные расходы в рассмотренном периоде

Т.р.

-

-

-

5000


Прибыль от единицы продукции


3,2

5,6

13,4



Прибыль


-

-

-

241


 С учетом всех издержек прибыль предприятия составит:

 241 – 250 + 300 = 291 тыс. руб.

В результате грамотно принятого решения об увеличении производства препарата Б и сдаче в аренду свободных мощностей, предприятие получило большую прибыль, не смотря на значительное увеличение издержек.

Во втором периоде, исходя из данных маркетинговых исследований, известно, что потребительский спрос на препарат А поднялся на 2%, на Д – поднялся на 3%, и в будущем прогнозируется постепенный незначительный рост спроса на эти препараты. Что же касается препарата Б, то существующие объёмы продаж уже не могут удовлетворить потребительский спрос на российском рынке (см. таблицу № 4). Если в прошлом году препарат был новый и не каждый его знал, следовательно,  не решался приобрести, то сейчас, ситуация сложилась таким образом, что наблюдается резко возросший интерес к этому препарату и прогнозируется увеличение спроса на него на 30%. На это будут задействованы свободные производственные мощности и сдавать их в аренду уже нельзя.

Таблица № 4

 Экономические показатели предприятия за II период:

Показатель

Ед. изм.

Вид продукции

А

Б

Д

Итого

1.                    

Цена препарата

Т.р.

8

16

32

-

2.                    

Количество реализуемых едениц за определяемый период

шт.

352

629

119

-

3.                    

Выручка от реализации за определенный период

Т.р.

2816

10064

3808

16688

4.                    

Доля каждого препарата в общем объеме продаж

%

32%

57,2

10,8

100

5.                    

Переменные расходы в расчете на 1 препарат

Т.р.

4,8

10,4

18,6

-

6.                    

Постоянные расходы в рассмотренном периоде

Т.р.

-

-

-

5000

7.                    

Прибыль от единицы продукции


3,2

5,6

13,4


8.                    

Прибыль





1243,4


 Прогнозируемый спрос по препарату А увеличится на 2%, на препарат Б – на 10%, на препарат Д – на 1,5%. Т. к. объёмы продаж на все лекарственные препараты (далее ЛП) не имеют тенденции к падению, ЛП остаются востребованными и удовлетворяют потребительский спрос, то руководство компании решило направить свою деятельность на снижение издержек предприятия. Для сокращения переменных расходов на производство было принято решение провести модернизацию оборудования, на котором они выпускаются. Затраты на это составят 500 тысяч рублей. Модернизация будет проводится постепенно в течение всего года и результаты её будут видны лишь в следующем году. Для поддержания спроса на препараты А и Д будет проводится поддерживающая рекламная компания, её бюджет составит 100 тысяч рублей (см. таблицу № 5). То же касается и препарата Б (бюджет рекламной компании 100 тысяч рублей).

Таблица № 5

Экономические показатели предприятия за III период: 

Показатель

Ед. изм.

Вид продукции

А

Б

Д

Итого

9.                    

Цена препарата

Т.р.

8

16

32

-

10.                 

Количество реализуемых препаратов за определяемый период

шт.

360

692

121

-

11.                 

Выручка от реализации за определенный период

Т.р.

2880

11072

3872

17824

12.                 

Доля каждого препарата в общем объеме продаж

%

30,7

58,3

10

100

13.                 

Переменные расходы в расчете на 1 препарат

Т.р.

4,8

10,4

18,6

-

14.                 

Постоянные расходы в рассмотренном периоде

Т.р.

-

-

-

5000

15.                 

Прибыль от еденицы продукции


3,2

5,6

13,4


16.                 

Прибыль





1648,6


1648,6 – 500 – 200 = 948,6 тыс. рублей.

Итогом проведённой модернизации стало уменьшение переменных расходов. Соответственно, на препарат А переменные расходы составят 3,9, на препарат Б – 9,3, на препарат Д – 15, 6. В этом году планируется освоение новых регионов, выход на рынки Беларуси и Казахстана, с препаратом Б. Затраты на поиск новых оптовиков составят 450 тыс. руб., проведение рекламы – 500 тыс. руб. При этом наблюдается стабильный спрос на все виды ЛП. На препарат А спрос вырос на 4%, на препарат Б увеличился на 5%, препарат Д остался на прежнем уровне (см.таблицу № 6).

Таблица № 6

Экономические показатели предприятия за  IV период:

Показатель

Ед. изм.

Вид продукции

А

Б

Д

Итого

17.                 

Цена препарата

Т.р.

8

16

32

-

18.                 

Количество реализуемых ЛП за определяемый период

шт.

375

727

121

-

19.                 

Выручка от реализации за определенный период

Т.р.

3000

11632

3872

18504

20.                 

Доля каждого препарата в общем объеме продаж

%

30,6

59,4

10

100

21.                 

Переменные расходы в расчете на 1 препарат

Т.р.

3,9

9,3

15,6

-

22.                 

Постоянные расходы в рассмотренном периоде

Т.р.

-

-

-

5000

23.                 

Прибыль от единицы продукции

Т.р.

4,1

6,7

16,4


24.                 

Прибыль





3392,8


3392,8 – 500 – 450 = 2442,8 тыс. руб.

Работа маркетологов в новых регионах показала, что там существует свободная ниша для товаров, производимых нашем предприятием. По этому, было принято решение о создании дочерних предприятий (в том числе и сети аптек) в этих регионах, что значительно позволит сократить издержки и увеличит прибыль. Т. к. спрос на ЛП растёт, а у наших производственных мощностей практически не осталось резервов. Были найдены партнёры и отправлены туда специалисты – технологи. Суммарные затраты составили 4600 тысяч рублей. Средства были взяты от накоплений прошедших периодов. Эта сумма стала вкладом в уставный капитал новых предприятий.

Что касается пятого периода, то спрос на продукцию составляет: препарат А – рост на 1%, на препарат Б – 5%, на препарат Д – без изменения (см. та

Таблица № 7

Экономические показатели предприятия за V период:

Показатель

Ед. изм.

Вид продукции

А

Б

Д

Итого

25.                 

Цена препарата

Т.р.

8

16

32

-

26.                 

Количество реализуемых ЛП за определяемый период

шт.

379

763

121

-

27.                 

Выручка от реализации за определенный период

Т.р.

3032

12208

3872

19112

28.                 

Доля каждого препарата в общем объеме продаж

%

30

60

10

100

29.                 

Переменные расходы в расчете на 1 препарат

Т.р.

3,9

9,3

15,6

-

30.                 

Постоянные расходы в рассмотренном периоде

Т.р.

-

-

-

5000

31.                 

Прибыль от еденицы продукции


4,1

6,7

16,4


32.                 

Прибыль





3650,4


Все суммарные затраты организации за последний год были погашены за счет средств накопленных за прошедшие периоды, то прибыль за 5 год составила 3650,4 тыс. руб. (11).

Заключение


Наша организация будет получать прибыль от дочерних подразделений соизмеримо с вкладом. На пятом году прибыли от новых подразделений не будет, т. к. они только начинают свою деятельность, эта программа рассчитана на последующие 4 года. По прогнозам прибыль будет составлять ориентировочно 2500 тысяч рублей в год в зависимости от спроса потребителей. В будущем планируется покупка нового оборудования и разработка новых препаратов на средства, полученные от этих действий. Рост спроса на выпускаемые препараты скоро начнёт снижаться, т. к. со временем взгляды потребителей на них меняются. Поначалу только небольшая группа людей знает о нём, а посредники не готовы к выпуску новой продукции на рынок до тех пор, пока она не зарекомендует себя. После этого уже появляется спрос на препарат, и его продажи достигают определённого объёма. Через какое-то время значительная часть потребителей уже владеет препаратом, появляются «товары-конкуренты», и потребители перестают покупать старый препарат. По этому у предприятия есть один выход - разрабатывать новые виды препаратов. Предприятие к такому повороту готово: средства на разработку идут в фонд модернизации каждый период.

Есть 2 пути:

1.                       Дальнейшее совершенствование препаратов А, Б и Д, которые пользуются спросом на рынке. Этот вариант менее рискованный, т. к. развитие препаратов вызвано наблюдаемыми потребностями.

  2.   Разработка препаратов, не известных рынку. Здесь риск выше, но за то   

   возможен технологический прорыв и долгосрочное конкурентное     преимущество (11).

Список используемой литературы

1.                 Васнецова О. А. Медицинское и фармацевтическое товароведение учебник для вузов / О. А. Васнецова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.-608с.

2.                 Организация экономики фармации / Под ред. А. В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. – 210 с.

3.                 Журнал «Финансовый директор». - #"#_ednref1" name="_edn1" title=""> 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.