Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Дисциплина: Государственная служба в ОВД РФ
На Тему: «Аттестация, поощрение и ответственность сотрудников органов внутренних дел»
Подготовил:
Курсант 144 взвода
Рядовой милиции
Красный А.Н.
Проверил:Преподаватеть кафедры
капитан милиции
Хряков В.А.
Белгород 2008
Примерное распределение времени:
План Реферата
Страницы
5
Учебные вопросы:
1. Задачи, принципы и функции аттестационного производства
6
2. Правовое регулирование аттестации. Стадии аттестационного производства
13
3. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушения служебной дисциплины. Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Поощрение сотрудников органов внутренних дел.
24
Заключительная часть (подведение итогов)
34
Литература:
I. Основная:
1. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003. № 58-ФЗ. СЗ РФ. 2003. №22. Ст. 2063.
3. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993. № 2267. «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе». САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5073.
4. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 33. «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих». СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 174.
5. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996. № 604 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы». СЗ РФ. 1996.
6. Указ Президента Российской Федерации от 22.04.1996. «Об утверждении Положения о присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим». № 578. СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1963.
7. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.1996 № 353. «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего». СЗ РФ. 1996. № П. Ст. 1036.
8. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
9. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.
10. Приказ МВД России от 21.12.1992 № 467 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестаций работников в системе МВД России».
11. Приказ МВД России от 30.10.1992 № 391 «Об утверждении Положения о российских республиканских конкурсах профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел».
12. Приказ МВД России от 30.09.1994 № 259 «Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях МВД России, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации».
13. Приказ МВД России от 12.06.1995 № 270 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел, замещаемых по конкурсу, Инструкции о порядке проведения конкурсов по замещению должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
14. Приказ МВД России от 23.07.1996 № 405 «Об утверждении Положения о Центральной аттестационной комиссии МВД России».
15. Приказ МВД России от 02.04.1996 № 191 «Об утверждении Инструкции о формировании резерва руководящих кадров органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним».
16. Приказ МВД России от 14.12.1999 № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
17. Приказ МВД России от 14.08.2002 № 777 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
Дополнительная:
1. Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Государственное управление в области внутренних дел. М.
2. Майдыков А.Ф. Подготовка руководящих кадров. Вестник МВД Российской Федерации. 1994. № 15/16.
3. Словарь иностранных слов. М. 1996.
4. Ткаченко В.Л. К вопросу становления профессиональной подготовки кадров милиции. Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: История и современность. Труды Академии МВД СССР. М.,1990.
Введение
Аттестация, как обязательный элемент прохождения службы сотрудника органов внутренних дел, предусмотрена ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, где указаны цели и основания ее проведения, а также установлена обязанность Министра внутренних дел определить порядок ее осуществления.
Вместе с тем полагаем необходимым подчеркнуть, что в нормативных актах и юридической литературе аттестация упоминается в различных аспектах.
Так, например, под аттестацией понимается документ, составленный, согласованный и утвержденный уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел в соответствии с установленными правилами.
Кроме того, аттестация рассматривается как разделенная на этапы внутриорганизационная деятельность органа внутренних дел, берущая начало с подготовительных мероприятий и заканчивающаяся сдачей аттестационных материалов в архив.
И, наконец, аттестация оценивается как процедура коллективного обсуждения подготовленной руководителем на подчиненного характеристики, завершающаяся принятием соответствующего решения.
В настоящей лекции мы будем рассматривать аттестацию всех указанных аспектах.
Прежде чем приступить к непосредственной характеристике аттестации, оценке ее роли и места в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, думается было бы правильно обратиться к этимологии данного понятия.
Так, словарь иностранных слов дает следующее определение понятия «аттестация»:
«АТТЕСТАЦИЯ (лат. свидетельство) - это, во-первых, определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося; в ряде ведомств аттестация является обязательным условием для присвоения работнику звания, ранга и т.п.; во-вторых, отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица, его поведении и т.п.; характеристика».
В системе государственной службы, которая включает в себя в том числе и службу правоохранительную[1], охватывающую деятельность органов внутренних дел, аттестация является обязательной.
При этом статья 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает следующие цели проведения аттестации государственного служащего:
- определение уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы;
- решение вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда.
В свою очередь целью проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел является определение их служебного соответствия предъявляемым требованиям. Кроме того, аттестация в органах внутренних дел призвана способствовать совершенствованию деятельности по подбору, расстановке, повышению квалификации кадров; определению уровня профессиональной подготовки сотрудников и соответствия замещаемой должности; решению вопроса о присвоении очередного специального звания.
Аттестация позволяет не только объективно оценить профессиональную пригодность того или иного сотрудника к дальнейшей работе, но и является хорошим стимулом роста их квалификации, повышения ответственности за порученное дело, укрепления исполнительской дисциплины, развития инициативы и творческой активности, предупреждения коррупции в органах внутренних дел.
Анализ нормативных актов, устанавливающих основания, периодичность, процедуру аттестации, перечень должностных лиц, допущенных к участию в ней, их полномочия, формы и способы документирования полученных результатов, юридические последствия и многое другое, имеющее непосредственное отношение к рассматриваемой деятельности, позволяет сделать вывод, что все это урегулировано нормами административного права. Сказанное, в свою очередь, с необходимостью требует оценивать подобное правовое явление как самостоятельное административное производство, а именно - аттестационное производство.
Основными задачами аттестационного производства являются:
- создание условий, способствующих реализации кадровой политики в системе органов внутренних дел;
- максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков, аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения;
- формирование высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел;
- установление степени соответствия сотрудника органов внутренних дел занимаемой должности;
- обеспечение оптимального использования каждого сотрудника органов внутренних дел в соответствии с его специальностью и квалификацией;
- определение перспективы служебного использования сотрудника органов внутренних дел;
- создание стимулов для развития профессиональной активности сотрудников органов внутренних дел;
- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки сотрудников органов внутренних дел;
- обеспечение возможности ротации кадров.
Аттестация призвана содействовать выявлению состояния кадрового потенциала, определению кадрового резерва, перспектив его развития и использования с тем, чтобы в определенной мере обеспечить выполнение органами внутренних дел своих основных задач и функций.
Аттестационное производство в системе органов внутренних дел Российской Федерации базируется на принципах законности, объективности, гласности, целесообразности и гуманизма, которые пронизывают все его содержание.
Указанные принципы нашли свое отражение при детальном описании всех стадий аттестационного процесса, урегулированного в главе IX Инструкции «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», объявленной приказом МВД России от 14.12.99 г. № 1038[2].
Законность, на наш взгляд, характеризуется следующими факторами:
а) в пункте 9.3 Инструкции перечислены не подлежащие расширительному толкованию, вполне конкретные основания и периодичность проведения аттестации;
б) в пунктах 9.8 - 9.10 Инструкции детально расписан порядок подготовки и проведения аттестации;
в) пункт 9.7 Инструкции содержит процедуру оформления результатов аттестации;
г) полномочия различных категорий должностных лиц и иных участников аттестационного производства указаны в пунктах 9.14, 9.15, 9.21 и др. Инструкции;
д) юридические последствия аттестации закреплены в пункте 9.17 Инструкции.
Объективность обеспечивается нормативным закреплением таких обстоятельств, как:
а) коллегиальность и этапность принятия решения по аттестации (пункт 9.13 Инструкции);
б) обязательность участия аттестуемого и возможность участия представителя профсоюзов в рассмотрении аттестационных материалов (пункты 9.2, и 9.16 Инструкции);
в) структура и содержание текста аттестации (пункт 9.7 Инструкции);
г) тайное голосование по результатам обсуждения текста аттестации (пункт 9.18 Инструкции);
д) возможность обжалования аттестации и ее пересоставления, (пункты 9.20, 9.26 Инструкции).
Целесообразность аттестации проявляется в том, что:
а) в органах внутренних дел предусмотрено составление планов аттестации и схем аттестации (пункты 9.8 и .9.9 Инструкции);
б) обозначен перечень сотрудников, не подлежащих аттестации (пункт 9.5 Инструкции);
Гуманизм выражается в:
а) обязанности руководителей органов внутренних дел обеспечить в ходе аттестации обстановку доброжелательности и гласности (пункты 9.6 и 9.16 Инструкции),
б) обязательном предварительном собеседовании с аттестуемым сотрудником, учете мнения коллектива при подготовке текста аттестации (пункт 9.15 Инструкции);
в) возможности наряду с оценкой соответствия сотрудника занимаемой должности давать рекомендации и предложения по улучшению его служебно-социального статуса (пункт 9.17 Инструкции).
Гласность аттестационного процесса достигается широким информированием сотрудников органа внутренних дел об организационных мероприятиях по подготовке и проведению аттестации, а также о ее результатах и принимаемых решениях (пункты 9.10 и другие Инструкции).
Содержание аттестационного производства наглядно проявляется в его функциях, в числе которых можно выделить информационно-аналитическую, организационную, контрольную, регулятивную и правоприменительную.
В рамках информационно-аналитической функции реализуется возможность сбора, обработки, оценки и анализа информации о состоянии профессиональной характеристики кадрового потенциала органа внутренних дел в целях определения путей и выработки, действенных мер по ее совершенствованию.
Организационная функция посредством определения оптимального алгоритма и перечня участников аттестационного производства позволяет наиболее полно и эффективно обеспечить достижение целей и задач аттестации при ее подготовке и проведении.
Контрольная функция представляет собой процесс оценки качества выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей в динамике на протяжении достаточно длительного периода времени, что способствует выявлению перспектив развития состояния дел на конкретном участке работы.
Функция регулятивная обеспечивает реализацию аттестуемыми сотрудниками субъективных интересов по улучшению своего социально-служебного статуса. Имеются ввиду высказанные по итогам аттестации и официально задокументированные рекомендации и предложения о поощрении, о повышении должностных окладов либо размеров предусмотренных законодательством доплат, выраженных в альтернативном исчислении, о повышении в должности и т.п.
Правоприменительная функция предполагает возможность использования выводов по аттестации об условном соответствии либо несоответствии занимаемой сотрудником должности для принятия последующих решений руководством органа внутренних дел, ухудшающих социально-служебный статус аттестуемых (лишение либо понижение квалификационного звания, понижение в должности, увольнение и т.п.).
Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей. При этом следует иметь ввиду, что критерии и методы оценки квалификации сотрудников формируются с учетом специфики деятельности конкретного подразделения, где они разрабатываются с участием представителей профсоюзных организаций, в соответствии с действующим законодательством.
Основные подходы к оценке личностных, деловых качеств и квалификации сотрудника при его аттестации, следующие: образование; стаж работы по специальности; профессиональная подготовленность и компетентность; способность решать оперативно-служебные задачи, соответствующие должностному положению; знание необходимых нормативных актов, регламентирующих развитие службы (подразделения, учреждения); знание отечественного и зарубежного опыта; умение оперативно принимать решения по Достижению поставленных целей; качество законченной работы; способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; качественность и своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы; интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы); умение работать с документами; способность прогнозировать и планировать, организовывать координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных; способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы; профессиональная этика, стиль общения; способность к творчеству; уровень интеллектуального и культурного развития, то есть широта мировоззрения, творческая активность, эрудированность; боевая, физическая и эмоционально-волевая готовность к решению оперативно-служебных задач, к оправданному риску; степень самообладания в экстремальных ситуациях, выдержанности в отношениях с людьми; способность к самооценке.
Порядок организации и проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел базируется на положениях достаточно большого количества нормативных актов, являющихся правовыми регуляторами как в целом государственной службы, так и ее конкретной правоохранительной разновидности - службы в органах внутренних дел.
Страницы: 1, 2, 3