Рефераты. Автоматизация работы экономических служб на ОАО "ВСЗ"






Планирование производственных мощностей. Как правило, в этом модуле выполняются расчеты по определению и сравнению располагаемых и потребных производственных мощностей. С не­большими изменениями этот модуль может применяться не толь­ко для производственных мощностей, но и для других видов про­изводственных ресурсов, способных повлиять на пропускную спо­собность предприятия. Подобные расчеты, как правило, произво­дятся после формирования планов практически всех предыдущих уровней с целью повышения надежности системы планирования. Иногда решение данной задачи включают в модуль соответствую­щего уровня.

Оперативное управление производством. Здесь формируются опе­ративные планы-графики. В качестве планово-учетных единиц могут выступать партии, сборочные единицы, детали, операции и т. п. Период, охватываемый планирова­нием, невелик (от нескольких дней до месяца).

Связь между уровнями в MRPII обеспечивается с помощью уни­версальной формулы: задача планирования на каждом уровне реа­лизуется как ответ на три вопроса:

1. Что необходимо выполнить?

2. Что необходимо для этого?

3. Что имеется в настоящее время?

В качестве ответа на первый вопрос всегда выступает план более высокого уровня, чем и обеспечивается связь между уровнями. Струк­тура ответов на последующие вопросы зависит от решаемой задачи.

Дальнейшее развитие MRPII связано с появлением систем уп­равления предприятием в замкнутом контуре, т. е. с обратной свя­зью (Closed-loop MRP). В этих системах появляются такие функцио­нальные возможности, как планирование и учет запуска-выпуска, составление оперативных расписаний, решение задач первичного учета. Перечисленные функциональные возможности не только углубили систему планирования, но и создали условия для эффектив­ного регулирования хода производства, что в конечном итоге спо­собствовало повышению устойчивости планов верхнего уровня. Се­годня под системами типа MRPII, как правило, подразумевают именно системы с обратной связью.

Существует несколько направлений развития MRPII. Первое из них — дополнение MRPII функциями управления материальными ресурсами в системах распределения. Эти функции получили название “Планирование потребностей в системах распределения” (Distribution Requirements Planning — DRP). Здесь решаются задачи управления запасами в складской сети. Развитие DRP постепенно привело к замене традиционного подхода к определению уровня запасов по принципу “точки заказа” (т. е. подачи заказа на пополнение запасов при достижении минимально допус­тимого уровня) новым подходом, который основан на определении потребностей в зависимости от заказов на продукцию. Такой подход называется планированием зависимых потребностей.

Длительный процесс внедрения MRPII позволил, с одной стороны, достичь роста эффективности предприятий, а с другой стороны, выявил ряд присущих этой системе недостатков, в числе которых:

• ориентация системы управления предприятием исключитель­но на имеющиеся заказы, что затрудняло принятие решений на длительную, среднесрочную, а в ряде случаев и на крат­косрочную перспективу;

• слабая интеграция с системами проектирования и конструи­рования продукции, что особенно важно для предприятий, производящих сложную продукцию;

• слабая интеграция с системами проектирования технологи­ческих процессов и автоматизации производства;

• недостаточное насыщение системы управления функциями управления затратами;

• отсутствие интеграции с процессами управления финансами и кадрами.

Необходимость устранить перечисленные недостатки побудила трансформировать системы MRPII в системы нового класса — “Планирование ресурсов предприятия” (Enterprise Resource Planning — ERP). Системы этого класса в большей степени ориентированы на работу с финансовой информацией для решения задач управления большими корпорациями с разнесенными территориально ресурсами. Сюда включается в葁е, что необходимо для получения ресурсов, изготовления продукции, ее транспортировки и расчетов по заказам клиентов. Помимо перечисленных функциональных требований в ERP реализованы и новые подходы по применению графики, использованию реляционных баз данных, CASE-технологий для их развития, архитектуры вычислительных систем типа “клиент-сервер” и реализации их как открытых систем.

Системы типа ERP пополняются следующими функциональны­ми модулями — прогнозирования спроса, управления проектами, управления затратами, управления составом продукции, ведения технологической информации. В них прямо или через системы обме­на данными встраиваются модули управления кадрами и финансо­вой деятельностью предприятия.

Укрупненно структура управления в ERP показана на рис. 1.4.

Ниже представлены пояснения к элементам структуры управления ERP, добав­ленные по сравнению с системой MRPII.

Прогнозирование. Оценка будущего состояния или поведения внешней среды или элементов производственного процесса. Цель — оценить требуемые параметры в условиях неопределенности. Недо­статок информации связан, как правило, с временным фактором. Прогнозирование может носить как самостоятельный характер, так и, предшествуя планированию, представлять собой первый шаг в решении задачи планирования.

Управление проектами и программами. В производственных сис­темах, предназначенных для выпуска сложной продукции, собствен­но производство является одним из этапов полного производствен­ного цикла. Ему предшествуют проектирование, конструкторская и технологическая подготовка, а произведенная продукция подверга­ется испытаниям и модификации. Отсюда следует необходимость управления проектами и программами в це­лом и включение соответствующих функций в систему управления.

Ведение информации о составе продукции. Эта часть системы уп­равления обеспечивает управленцев и производственников инфор­мацией требуемого уровня о продукции, изделиях, сборочных еди­ницах, деталях, материалах, а также об оснастке и приспособлени­ях. Здесь обеспечивается адекватное представление различных струк­тур изделий, полнота данных, фиксация всех изменений. Особое место среди решаемых задач принадлежит прямой задаче разузлования для многоуровневых изделий. Она используется также при пла­нировании потребностей в материальных ресурсах.

Ведение информации о технологических маршрутах. Для решения задач оперативного управления производством необходима инфор­мация о последовательности операций, входящих в технологичес­кие маршруты, длительности операций и количестве исполнителей или рабочих мест, требуемых для их выполнения.




Управление затратами. Этот фрагмент системы оценивает рабо­ту производственных и других подразделений с точки зрения зат­рат. Здесь выполняются работы по определению плановых и факти­ческих затрат. Роль данной подсистемы — обеспечить связь между управлением производством и управлением финансовой деятель­ностью путем решения задач планирования, учета, контроля и ре­гулирования затрат. Задача, как правило, решается в различных разрезах — по подразделениям, проектам, типам и видам продук­ции, изделиям и т. п. Данная информация используется для выра­ботки управляющих решений, оптимизирующих экономические показатели предприятия.

Управление финансами. В этой подсистеме решаются задачи уп­равления финансовой деятельностью. Практически во всех зарубеж­ных системах в нее входят четыре подсистемы более глубокого уров­ня — “Главная бухгалтерская книга”, “Расчеты с заказчиками”, “Рас­четы с поставщиками”, “Управление основными средствами”. Авто­матизация управления финансами на предприятии позволяет:

• усилить финансовый контроль путем обобщения всей финан­совой деятельности;

• улучшить оборот денежных средств путем обеспечения полно­го управления кредитами и счетами дебиторов;

• оптимизировать управление денежными средствами путем ав­томатизации расчетов с поставщиками;

• максимизировать отдачу от капитальных вложений путем обес­печения более эффективного управления основными средства­ми, арендованной собственностью, ремонтной базой, неза­вершенным капитальным строительством.

Управление кадрами. В данной подсистеме решаются задачи уп­равления кадровыми ресурсами предприятия. Задачи, решаемые в подсистеме управления кадрами, связаны с профориентацией, набором персонала, профессиональной адаптацией, штатным расписанием, переподготовкой, продвижением по службе, оплатой и т.п.

Таким образом, ERP является улучшенной модификацией MRPII. Ее цель — интегрировать управление всеми ресурсами предприятия, а не только материальными, как это было в MRPII.

Такое расширение системы, повышая эффективность управле­ния, вместе с тем, увеличивает и масштабы формальной системы, что усложняет характер работ по созданию АСУП.

Еще одной особенностью ERP является, по существу, сохране­ние подходов к планированию производства, принятых в MRPII. Основная причина состояла в том, что на первоначальном этапе перехода от MRPII к ERP мощность вычислительных систем была недостаточна для того, чтобы обеспечить широкое применение ме­тодов моделирования и оптимизации. Ограничения вычислительно­го характера привели, например, к тому, что плановые решения формируются путем циклического повторения двух шагов. На пер­вом шаге формируется план без учета ограничений на производ­ственные мощности. На втором шаге он проверяется на допустимость. Процесс повторяется до тех пор, пока план, полученный на одной итерации, не будет допустимым.

В ERP решения о включении изделия в график выпуска продукции может приниматься не только на основе реально имеющегося спроса, но и на основе прогноза спроса и в связи с выполнением новых проектов и программ. Это, безусловно, расширяет диапазон применения системы управления и делает ее более гибкой и адаптивной к изменениям внешней среды.

 

1.4. Подходы к автоматизации управления предприятием

Кусочная (хаотичная) автоматизация. Хаотичная автоматизация является одним из наиболее не­эффективных видов инвестирования средств в развитие предпри­ятия. Под хаотичностью процесса в данном случае понимается отсутствие стратегического плана. Как правило, при таком под­ходе процесс внедрения информационных технологий определя­ется краткосрочными локальными задачами, а не реальными по­требностями бизнеса. В качестве критериев принятия решений в этих случаях могут выступать: уровень знаний и предпочтений лиц, принимающих решения, возможность купить сейчас с экс­клюзивной скидкой какую-либо технику или программное обеспечение и т. д. 

Как пра­вило, в результате предприятие в лучшем случае получает разроз­ненные прикладные системы, стоимость интеграции которых в некоторых случаях может быть сравнима с общей стоимостью комплек­сного решения. В худшем случае создаются незаконченные фраг­менты информационной инфраструктуры и прикладных систем, которые не могут применяться в практической деятельности предприятия. При этом предприятие несет дополнительные затраты на дублирование функций, которые должна была выполнять ин­формационная система, и обслуживание созданных незакончен­ных прикладных систем.

Автоматизация по участкам. Автоматизация по участкам подразумевает процесс автоматиза­ции отдельных производственных или управленческих подразделе­ний предприятия, объединенных по функциональному признаку. Например, литейный участок, бухгалтерия и т. д. По­добный путь автоматизации выбирается в следующих случаях:

• инвестиционные ресурсы предприятия недостаточны для ре­шения задачи автоматизации в полном объеме;

• существуют участки, где применение автоматизированных си­стем дает значительный экономический эффект, например за счет сокращения персонала;

• технология производства или иные условия не позволяют об­ходиться без использования автоматизированных систем.

Наиболее часто такой подход применяется для автоматизации производственных участков. Основное средство автоматизации — спе­циализированные АСУ технологическим процессами. Применение принципа автоматизации предприятия по участкам для ряда предприятий — единственно воз­можный способ повысить экономические показатели в условиях ог­раниченных инвестиционных ресурсов. Чтобы автоматизация по уча­сткам была эффективна, необходимы стратегический и оператив­ный планы автоматизации. При этом стратегический план автомати­зации, если выбрана стратегия автоматизации по участкам, должен периодически, не реже раза в год, пересматриваться.

Автоматизация по направлениям. Автоматизация по направлениям подразумевает автоматизацию отдельных направлений деятельности предприятия, таких, как про­изводство, сбыт, управление финансами. Подход, связанный с ав­томатизацией по направлениям, часто применяется при использо­вании систем класса MRPII, ERP, когда конечной целью работ яв­ляется полная автоматизация предприятия.

От автоматизации по участкам этот подход отличается следую­щим. Автоматизация по направлениям деятельности предполагает участие в этом процессе всех организационных подразделений, фун­кционирование которых связано с автоматизируемым направлени­ем. Обычно любое направление деятельности охватывает практичес­ки все подразделения предприятия. Например, процесс снабжения. В этом процессе принимают участие все подразделения: от производ­ственных до управленческих и непосредственно сам отдел снабжения и транспортные службы. Поэтому подход, связанный с автоматизацией по направлениям, в принципе нельзя рассматривать как локальный. Его реализация свя­зана с созданием как минимум коммуникационной инфраструк­туры предприятия. В большинстве случаев автоматизация по направ­лениям связана с “реинжинирингом бизнес-процессов” и требует создания модели всего предприятия.

Все сказанное выше относительно повышения эффективности при использовании подхода автоматизации по участкам остается в силе и в рассматриваемом случае. Ревизия стратегического плана автоматизации должна производиться после окончания автоматиза­ции какого-либо направления и оценки полученных результатов.

Полная автоматизация управления предприятием. АСУП как система состоит из большого количества элементов различных уровней и различного назначения. К ним относятся под­системы, модули, блоки управления, задачи, управленческие про­цедуры, функции, операции и т. п. Базовые системы типа ERP, как правило, представляют собой иерархические структуры, состоящие в итоге из элементарных управленческих процедур, предназначен­ных для включения в АСУП.

Интеграция предполагает такое объединение и согласование уп­равленческих функций и процедур, чтобы в ходе процесса управле­ния предприятием обеспечивалась оптимизация его поведения.

Интеграция проявляется во всех без исключения функциональ­ных и обеспечивающих подсистемах.

В подсистеме технического обеспечения — это локальные вычис­лительные сети и обеспечение связи предприятия с внешней сре­дой через глобальные сети. В подсистеме информационного обеспе­чения — это ведение баз данных под управлением СУБД. Интегра­ция математического обеспечения проявляется прежде всего в согласовании входов и выходов математических моделей, комплексировании различных моделей (например, прогнозирования и плани­рования), целостности и непротиворечивости системы математи­ческих моделей. Интеграция программного обеспечения проявляет­ся в том, что оно строится в виде сложного и вместе с тем гибкого программного комплекса, позволяющего выполнять программы в требуемой последовательности и в требуемых сочетаниях. Интегри­рованные АСУП, построенные на основе одной базовой системы ERP, выводят предприятие на новый уровень интеграции организа­ционного обеспечения благодаря унификации пользовательского интерфейса. Особенно ощутим этот эффект в больших АСУП, где новая система приходит на смену сотням старых локальных систем. Практическим результатом перехода к новой системе становится единый для всего предприятия стандарт способов взаимодействия пользователей с системой.

Главное, ради чего создаются на предприятиях автоматизиро­ванные системы, — это функциональная интеграция. Системы управления предприятием (ERP), автоматизации произ­водства (САМ), автоматизации проектирования продукции и тех­нологических процессов (CAD) объединяются в интегрированное компьютерное производство (CIM).

Единая компьютерная система позволяет обеспечить взаимную прозрачность систем. Например, уже на стадии проектирования мож­но моделировать возможное влияние конструкторских и технологи­ческих решений на ход производства.

Система ERP объединяется с объектами и системами, находя­щимися вне предприятия. Интеграция между подсистемами — это первый шаг к интегра­ции внутри ERP. Она выражается в обмене данными между подси­стемами ERP. Нередко эти данные инициируют события и процес­сы в других подсистемах.

Гибкость при реализации конкретных структур управления по­рождает новые моменты в интеграции функций базовой системы, поскольку состав функций, включаемых в подсистемы конкретной АСУП, может не полностью совпадать с функциональным напол­нением подсистем базовой системы.

АСУП строится с ориентацией на управление производствен­ным процессом как единым целым, а не на автоматизацию дея­тельности отдельных подразделений, занимающихся управлением. Таким образом, комплексная автоматизация управления способ­ствует преодолению барьеров между различными службами управ­ления.

2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Открытое акционерное общество “Вологодский станкостроительный завод” – крупное специализированное предприятие по производству деревообрабатывающего оборудования; расположено по адресу: Российская Федерация, 160010, г. Вологда, ул. Залинейная, 22. Общество зарегистрировано постановлением Главы администрации г. Вологды №1735 от 15.09.93 г., регистрационный № 3206. Среднесписочная численность работников в 2000 году составила на предприятии 686 человек.

Основные технико-экономические показатели ОАО “Вологодский станкостроительный завод” за 1991 — 2000 гг. представлены в Приложении 3.


В номенклатуру выпускаемой продукции на предприятии ОАО “Вологодский станкозавод” (ОАО “ВСЗ”) входят:

1.      Деревообрабатывающее оборудование, в том числе, деревообрабатывающие станки, средства механизации, автоматические линии и оборудование для производства ДСП (древесностружечные плиты); дополнительные комплекты пил; электрические двигатели для станков; запасные части к деревообрабатывающему оборудованию. Эти виды продукции являются для предприятия профильными и наиболее важными, в общей структуре себестоимости они имеют наиболее большую долю и дают около половины выручки от реализации продукции. Однако, производство многих видов продукции этой категории является для предприятия нерентабельным.

2.      Теплоэнергия. На предприятии налажено производство теплоэнергии, которая поступает в городские коммунальные теплосети, а также реализуется сторонним предприятиям (ВОМЗ, ПЗ-23 и др.).

3.      Товары народного потребления (садово-огородный и строительный инвентарь, ритуальные изделия и др.). Производство этих видов продукции осуществляется, в основном, по разовым заказам организаций и физических лиц.


Предприятие производит большую номенклатуру изделий, что обуславливает множество применяемых видов технологий. В связи с этим на АО “ВСЗ” функционирует разветвленная система технических служб и подразделений, осуществляющих проектирование технологических процессов, обеспечение производства всеми необходимыми материалами, комплектующими, сырьем, реализацию производственного процесса в цехах предприятия и контроль над выполнением технологического процесса, качеством продукции (см. Приложение 1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.