Рефераты. Авторская методика гитариста Виницкого






Авторская методика гитариста Виницкого

      Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет искусств

Кафедра народных инструментов


 

 

 

 

 

 

 

 

                   Дипломная работа

                                           на тему:       

             

                     Авторская методика гитариста,

    композитора и педагога Александра Виницкого

                     «Джаз на классической гитаре».

 

 

 

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения, и.о. доцента Ильгин К.В.

  

                                                                         Выполнил                                                                            Выполнил:

                                                                                  Студент 532 группы   

                                                                                  Чечин Глеб

 

 

 

 



                                          Санкт – Петербург

                                                     2007

Содержание.

Введение………………………………………………………………..…3


Глава 1. Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре…………………………..…6


·        Гитаристы – методисты, о проблемах репертуара для гитары (Волков В.,         Виницкий А.)……………………………………………..……………….....6

·        Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанемента..............10

·        Молотков В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре……....13

·        Манилов В. Джаз в ритме самбы. Учебное пособие…………………......16


Глава 2. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»……………………………...…………………..………19


·        Творческий путь А.Виницкого. (биография, основные направления    творческой деятельности)……………………………….............................19

·        «Шагающий» бас………………………………………………………...….24

·        Особенности джазового и латиноамериканского ритма………………….25

·        Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза…………....28

·        Босса – нова. Бразильская музыка………………………………………….31


Глава 3. Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества……………………………………………………………………....33


·        Упражнения и этюды в джазовом стиле…………………………….……..33

·        «Детский джазовый альбом № 1»………………………………….……….40

·        Детская джазовая сюита «Карусель»…………………………………...….42


Заключение……………………………………………………………...………45


Библиография ………………………………………………………...……..….47

Введение.

    

  Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох. В 20-ом веке гитара стала и космическим музыкальным инструментом.… В буквальном смысле! На орбитальной станции «Мир» была гитара. Вообще, гитара единственный музыкальный  инструмент, побывавший в космосе.

       В 20-ом веке появилось огромное многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций. С развитием электроники появились электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с пьезо звукоснимателями. Звук классических гитар усиливается электроникой практически без искажения. Гитара проникла в десятки жанров современной музыки (классика, джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка), Появилось много музыки исполняемой на той, или иной разновидности гитары. Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует» и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой выразительных средств), и в любительско-бытовом музицировании.

       Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности ФЛАМЕНКО, ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА, КАНТРИ, ДЖАЗ, РОК, ФЬЮЖН), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом будет являться и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала  характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.)

     Подытожив выше сказанное можно констатировать, что шестиструнная гитара в современном музыкальном мире является мульти-стилевым инструментом.

    В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях (ДМШ, СУЗ и ВУЗ), осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на педагогическом  репертуаре, разработанном за время становления классической гитары как академического музыкального инструмента.

    Но современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову).

«Сегодня академическая гитарная школа стала перед проблемой системы образования, когда в музыке происходит интеграция классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки. Исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с разными музыкальными жанрами, основами композиции, гармонии на гитаре»[1].

    Анализируя взгляды ведущих педагогов и исполнителей России на проблемы педагогического репертуара и методику обучения (со страниц журнала «Гитарист», из материалов интернет сайтов), можно зафиксировать, что в современной гитарной педагогической системе образовались «белые пятна».

    «Сегодня гитаристы и особенно преподаватели нуждаются в новых системах и методиках,  обогащающих учащихся знаниями и музыкальным репертуаром, более обширным и современным, позволяющим впоследствии перейти к любому другому стилю игры, будь это джаз, фламенко, кантри, рок и т.д.».[2]

    В этой связи опыт и методические разработки московского гитариста-композитора и педагога А.Виницкого, который в своем творчестве опирается на латиноамериканскую музыку и эстрадно-джазовые стили, вызвали глубокий резонанс среди почитателей гитары самого широкого спектра, и особую заинтересованность преподавателей гитары.

    Поэтому целью дипломной работы является рассмотреть и проанализировать методические разработки А.Виницкого, и доказать, что авторская методика «джаз на классической гитаре» А.Виницкого являются важным и актуальным вкладом в современную гитарную педагогику. Также показать, что авторская методика А.Виницкого «Классическая гитара в джазе» это «своеобразный мостик между джазом и классикой»,[3] который позволяет обучающимся на классической гитаре изучать различные стили музыки.

    Целевая установка обусловила ряд задач, поставленных в процессе написания работы:

1)Рассмотреть наиболее известные Школы игры на гитаре с точки зрения методики  освоения эстрадно-джазовых стилей

2)Рассмотреть и проанализировать авторскую методику А.Виницкого «Классическая гитара в джазе»

3)Джазовая музыка А.Виницкого для детей и юношества.

       Данные задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает следующие параметры: Введение, три главы, Заключение и список использованной литературы.

      Первая глава - ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА И МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ - посвящена изучению одной из актуальнейших проблем современной системы обучения игре на шестиструнной гитаре: методики освоения различных джазовых стилей, в которых используется шестиструнная гитара. В главе рассмотрены самые известные Школы игры на  гитаре изданные в нашей стране и бывшем СССР, с точки зрения изучения специфики использования шестиструнной гитары в эстрадно-джазовых и других стилях в которых традиционно  используется гитара  (фламенко, босса-нова, самба, блюз и т.д.). В первой главе сделана попытка понять, в чем достоинство и недостатки Школ игры на шестиструнной гитаре изданных в нашей стране.

     Вторая глава - АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА А.ВИНИЦКОГО «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА В ДЖАЗЕ» - посвящена методическим разработкам совремнного московского гитариста-композитора и педагога Александра Виницкого. В главе дана краткая биографическая справка, необходимая, чтобы понять, как формировалась концепция А.Виницкого как гитариста-исполнителя, как педагога и методиста. В главе рассмотрены основные элементы авторской методики, которые Александр Виницкий любезно обрисовал в ходе переписки по электронной почте. Также в главе анализируется, в чем же новаторство методических разработок А.Виницкого, насколько актуально то, что он превносит в современную гитарную педагогику.

    Третья глава - ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА А.ВИНИЦКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА – в главе рассмотрены произведения А.Виницкого для детей и подросткового возраста. В главе проанализирован «Детский джазовый альбом №1», «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары», «Детская джазовая сюита Карусель».

ГЛАВА 1.

Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре.

     

  Методика обучения игре на шестиструнной гитаре в нашей стране за последние 20-30 лет прошла активный путь развития. Было изданно и переизданно большое число Школ и Самоучителей. Наибольшей популярностью пользуются Школа игры на шестиструнной гитаре. П.Агафошина, Э.Пухоля, М.Каркасси, А.Иванова-Крамского, А.Кравцова и Школа Чарльза Дункана, а также Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого.

       Анализируя данные школы, и признавая их безусловное достоинство как акадамических пособий по освоению искусства игры на классической гитаре, нельзя не отметить, что эти школы (в большенстве своем изданные в СССР) не содержат в себе информацию по «не классическим» стилям игры на гитаре.

       Но время не стоит на месте, и гитарная педагогика в России активно развивается. Появляется много новой информации, в постсоветское время произошла форсированная интеграция в мировые культурные процессы во всех областях искусства. Вполне закономерно, что это коснулось и исполнительства и педагогики гитары.

В постсоветское время мы стали открывать для себя новые жанры в музыке (современный джаз во всем его разнообразии, босса-нову, фламенко и т. д.).

Нельзя сказать, что в СССР совсем ничего не знали о развитии эстрадно-джазовой музыке, но необходимо отметить, что информация была крайне скудна.

        Все выше сказанное относится и к шестиструнной гитаре. В постсоветское время стала доступна информация о том, что происходит в мировом гитарном пространстве, появились в широкой продажи аудио и видео записи гитаристов различных жанров (от классической гитары до ультросовременных гитарных направлений).

      Особенно поразил отечественных почитателей гитары уровень игры западных гитаристов, играющих на акустических гитарах (как классическая шестиструнная гитара с нейлоновыми струнами, так и другие разновидности гитар) не классический репертуар. Действительно искусство таких гитаристов как AL DI MEOLA, ПАКО ДЕ ЛУСИЯ, ДЖОН МАКЛАФЛИН, ТОММИ ЭММАННУЭЛЬ и других производит сильное впечатление даже на самых ортодоксально настроенных гитаристов. А о гитаристах, которые формировались под влиянием творчества мэтров джаз - гитары и говорить не проходится.

           Каждый начинающий музыкант сталкивается с проблемой поиска информации и системы музыкальных знаний, позволяющих последовательно осваивать искусство игры на музыкальном инструменте. Для этих целей, как известно, и существуют тщательным образом составленные программы и методики, по которым обучающиеся занимаются в учебных заведениях (в ДМШ, музыкальных училищах, консерваториях). И действительно таких программ и методик для гитаристов существует множество, и многие на очень высоком профессиональном уровне (взять например, Школу Эмилио Пухоля), но все они имеют академическую направленность. Практически вся система гитарного образования в России основывается на школе обучения игре на классической гитаре (исключением лишь являются эстрадные отделения в музыкальных училищах и музыкальных вузах), так сложилось исторически. Любой начинающий гитарист, обучающийся в музыкальной школе, будет изучать классический гитарный репертуар, и это нормально и правильно. Но нельзя забывать, что музыка постоянно развивается, появляется что-то новое, интересное, талантливое.

           На наш взгляд, образовательная система должна гибко реагировать на изменения в развитии музыкального искусства вцелом, уметь идти в ногу со временем, удовлетворять потребность учащихся в изучении различных музыкальных жанров. Об этом говорят и многие известные деятели гитары в России, например, интересно мнение главного редактора журнала «Гитаристъ» Валерия Волкова по этому вопросу: «Почему произошел такой колоссальный разрыв между системой музыкального образования  и сегодняшним днем, в котором присутствует столько музыкальных направлений. Ведь не все идут учиться играть на гитаре, чтобы стать классическим гитаристами, а им преподают такой репертуар, который давался сто-сто пятьдесят лет тому назад. Их учат так, как учили педагога, который теперь сам преподает. А в результате молодой человек, закончивший учебное заведение, если он не чистый классик, остается без работы. Ведь чем шире твой музыкальный кругозор, тем больше шансов найти работу»[4].

           Наверное, одна из главных проблем гитарной педагогики на сегодняшний день это недостаток современного репертуара эстрадно-джазового направления, да и вообще какой-либо системы взаимосвязи классической гитары и джазовых стилей. Думаю, что уместно будет привести высказывание известного российского гитариста и педагога Александра Виницкого по этому вопросу: «Огромный интерес к гитаре и полные гитарные  классы в музыкальных школах не говорят, что все благополучно. Я долгое время провожу семинары для педагогов музыкальных школ в московском обласном методкабинете, в музыкальном училище им. Гнесиных, в разных городах и странах. Картина везде одна и та же. Всем известно, что недостаток классического репертуара для начинающих вызывает эффект заевшей пластинки – одни и те же пьесы в репертуаре каждого начинающего. А дети хотят играть и другую музыку, немного, более эстрадную, но на классической гитаре».[5]

               В бывшем советском союзе было издано несколько интересных пособий для гитаристов, желающих ознакомиться с особенностями применения гитары в эстрадной музыке и джазе. Наиболее интересные среди них это «Техника джазового аккомпанемента» В.Молоткова и В.Манилова». Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре» В.Молоткова и «Джаз в ритме самбы» В.Манилов, В. Молотков. Эти пособия, изданные в издательстве «Украина», были единственным источником (официально изданные) получения информации для гитаристов бывшего СССР и начала 90-ых. На мой взгляд, труды В.Молоткова и В. Манилова написанны достаточно компетентно, и освещают большой ряд вопросов по джазовой гитаре, и могут быть интересны и классическим гитаристам. Ниже попробуем рассмотреть эти три пособия и разобраться в их достоинствах и недостатках.

 «ТЕХНИКА ДЖАЗОВОГО АККОМПАНИМЕНТА» В. Молоткова, В. Манилова.

         

По словам авторов: «Цель данного пособия – научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре».[6]

         Изданные в нашей стране пособия по обуче­нию игре на электрогитаре, рассчитанные на на­чинающих музыкантов, при всех их достоинствах имеют, на наш взгляд, ряд существенных недо­статков. По ним в лучшем случае можно на­учиться читать с листа партию аккомпанемента, записанную буквенно-цифровыми обозначения­ми, но аппликатурные связи аккордов гитарист вынужден находить сам, полагаясь на свой соб­ственный слух и музыкальный вкус.

      По мнению автора, «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре» П. Вещицкого, «опытный гитарист, ру­ководствуясь правилами гармонии или слухо­вым восприятием, всегда следит, чтобы после-довакия аккордов были благозвучными, то есть выбирает такие варианты расположения звуков аккорда, которые в сочетании со звуками дру­гих инструментов оркестра или ансамбля не на­рушают правил перехода от аккорда к аккор­ду»[7]. Однако сведения о том, какими техниче­скими приемами это достигается и как практи­чески осуществляется на гитаре, в данном посо­бии отсутствуют.

      Гитарист, играющий в трио, совме­щает роли солиста и аккомпаниатора, а это удается далеко не всем музыкантам. Для соль­ной игры в джазовом стиле и особенно импро­визации необходимо освоить определенные при­емы аккомпанемента, что невозможно без спе­циального обучения.

Какие же требования предъявляются к гита­ристу-аккомпаниатору? Прежде всего, ему не­обходимо хорошо разбираться в исполняемом произведении, уметь определять его стиль и на основе этого подбирать аккомпанемент, состав­ляющий единое целое с содержанием пьесы и сольной партией. При выборе характера акком­панемента следует учитывать состав ансамбля, уровень профессиональной подготовки партне­ров, технические н музыкальные возможности солиста. Аккомпаниатор должен стремиться к достижению общего ансамбля с солистом. Иг­рая в джазовом коллективе, нужно чутко следо­вать за импровизатором, помогать ему в рас­крытии музыкальных образов, создавая гармо­нический фон на ритмическую основу в соответ­ствии со стилем солирующего музыканта.

     Многие из названных качеств, приобретаются в процессе многолетней исполнительской прак­тики и развиваются тем успешнее, чем ярче спе­цифические профессиональные способности му­зыканта. Но известны случаи, когда опытный, талантливый солирующий гитарист оказывался посредственным аккомпаниатором, и, вероятно, причина этого кроется не столько в отсутствии некоего особого дара, сколько в. незнании технических приемов и отсутствии навыков акком­панемента. Большинство исполнителей ищут способы овладения этим искусствои сугубо прак­тическим путем, полагаясь на свой вкус и опыт других музыкантов. Между тем большую помощь, а об овладении техникой аккомпанемента мо­гут оказать различные школы и методические пособия, но, к сожалению, они редко издаются, и поэтому не могут удовлетворить повышенный спрос на литературу подобного рода.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.