Рис. 6 Графики приведенных потерь для варианта 4 (;)
1 – работают два трансформатора; 2 – работает первый трансформатор; 3- работает второй трансформатор;
Потери мощности в трансформаторах складываются из потерь активной и реактивной мощностей.
Потери активной мощности складываются из потерь на нагрев обмоток трансформатора, зависящих от тока нагрузки, и из потерь на нагрев стали сердечника магнитопровода (перемагничивание и вихревые токи), не зависящих от нагрузки.
Потери мощности в трансформаторе могут быть определены по справочным данным следующим образом:
Потери электроэнергии:
, где
- число часов использования максимальных потерь
- время включения трансформатора
- коэффициент загрузки трансформатора
Рассмотрим два случая:
1) Когда работает один трансформатор. В этом случае: , где
- мощность i-ой ступени графика нагрузки
-паспортная мощность трансформатора
2) Когда работают оба трансформатора, но раздельно, то есть секционный выключатель разомкнут.
Коэффициент загрузки для раздельно работающих трансформаторов:
, учитываем то, что трансформаторы загружены равномерно
Так как минимальная мощность ступени суточного графика нагрузки равна 8174 кВА и больше мощности, при которой целесообразно переходить от одного трансформатора к двум () во всех рассмотренных выше четырёх случаях, то получается, что на ГПП всё время работают оба трансформатора.
Вариант 1:
· ТМН - 4000/35
Приведем пример расчета годовых потерь мощности и электроэнергии в трансформаторах для данного варианта:
Потери мощности для раздельно работающих трансформаторов:
Потери электроэнергии для раздельно работающих трансформаторов:
Для остальных вариантов расчет аналогичен. Расчеты сводим в таблицы.
Таблица 6
№ ступени
Нагрузка
кВА
Кзагр.*0,5
Прод-ть одной ступени нагрузки
ч/год
Кзагр.
двух отдельно работающих тр-ов
Потери мощн. в тр-ах
кВт
Потери
эл.эн.
в тр-ах
кВт*ч/год
1
8174
1,02
730
167,62
1164900
2
8251,6
1,03
170,86
1191000
3
8407,9
1,05
365
176,54
1227000
4
8431,5
1,054
2920
177,4
1293000
5
8638,9
1,08
182,5
185,09
1291000
6
8670
1,084
186,26
1305000
7
8691,4
1,086
187,06
1311000
8
8766,5
1,096
189,91
1329000
9
8791,5
1,099
190,87
1337000
10
8818,9
1,102
1277,5
191,91
1370000
11
8998,9
1,125
1460
198,88
1430000
Итого:
8760
2022,4
24733000
Вариант 2:
· ТМН - 6300/35
Таблица 7
0,649
118,86
713000
0,655
120,52
726100
0,667
123,91
741300
0,669
124,42
827200
0,686
129,03
776100
0,688
129,73
787500
0,690
130,21
791400
0,696
131,91
799100
0,698
132,48
803600
0,70
133,11
843600
0,714
137,28
882600
1411,46
8691500
Вариант 3:
· ТМН - 4000/110
Таблица 8
181,60
1261000
184,58
1285000
190,69
1325000
191,62
1396000
199,92
1393000
201,18
1408000
202,05
1415000
205,12
1435000
206,15
1443000
207,28
1479000
214,8
1543000
2184,99
15383000
Вариант 4:
· ТМН - 6300/110
Таблица 9
125,79
760200
127,56
774300
131,18
790900
131,73
879800
136,64
828200
137,39
840200
137,90
844300
139,72
852700
140,33
857500
141,00
899100
145,45
940400
1494,69
9267600
Задачей технико-экономических расчетов является выбор оптимального варианта передачи, преобразования и распределения электроэнергии от источника питания до потребителей.
Критерием оптимального варианта служит минимум приведенных годовых затрат:
- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений
- единовременные капитальные вложения
- суммарные годовые эксплуатационные расходы
В качестве схемы внешнего электроснабжения принимаем схему: два блока с отделителями и неавтоматической перемычкой со стороны линий [2].
Рис. 7 Схема внешнего электроснабжения
Данная схема удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к схемам электрических соединений:
· Схема обеспечивает надежное питание присоединенных потребителей в нормальном, ремонтном и послеаварийном режимах.
· Схема обеспечивает надежность транзита мощности через подстанцию в нормальном, ремонтном и послеаварийном режимах.
· Схема является простой, наглядной и экономичной.
Выбор сечения проводов проводим по экономической плотности тока в нормальном и послеаварийном режимах.
Правильно выбранное сечение должно удовлетворять следующим требованиям:
· По перегрузке
· По допустимой потере напряжения ( - нормальном режиме, - в послеаварийном)
· По потере на корону (для 110 кВ и выше)
Экономическое сечение:
- нормированное значение экономической плотности тока при
Принимаем ближайшее стандартное сечение . Выбираем сталеалюминевые провода марки АС-70, допустимый ток [2].
Для принятого сечения проводим все необходимые проверки:
1) По аварийному току:
2) По механической прочности:
Для сталеалюминевых проводов минимальное сечение по условию механической прочности составляет .
3) По допустимой потере напряжения:
Допустимая длина питающей линии:
- длина линии, при полной нагрузке на которой, потеря напряжения равна 1% [3].
- допустимая потеря напряжения в нормальном режиме
4) По короне:
Проверка на корону осуществляется для линий напряжением 110 кВ и выше. Следовательно, для данного варианта данную проверку не проводим.
Выбранное сечение удовлетворяет всем условиям.
Принимаем ближайшее стандартное сечение . Выбираем сталеалюминевые провода марки АС-70 [2].
1) По короне:
Условие: , где
Если , то:
- начальная напряженность возникновения коронного разряда
- радиус провода марки АС-70[4]
- коэффициент гладкости провода
- относительная плотность воздуха, определяемая атмосферным давлением и температурой воздуха
- напряженность электрического поля около поверхности нерасщепленного провода
- для железобетонной двухцепной опоры ПБ-110-4 (СК-4), подвеска проводов типа «бочка» [5]
Таким образом,
- условие выполняется.
2) По аварийному току:
3) По механической прочности:
4) По допустимой потере напряжения:
Капитальные затраты
- стоимость сооружения одного километра линии на стальных двухцепных опорах [2]
- длина ВЛЭП
ОРУ содержит в себе два блока с отделителем и неавтоматической перемычкой, стоимостью [2]:
- стоимость сооружения одного километра линии на железобетонных двухцепных опорах [2]
Эксплуатационные затраты
Стоимость потерь энергии в линиях:
- число цепей ВЛЭП,
- удельные потери (на одну цепь) при номинальной загрузке ЛЭП, т.е. при [3]
- стоимость электроэнергии. Принимаем
- время максимальных потерь,
Отчисления на амортизацию и обслуживание элементов:
- издержки на амортизацию и обслуживание ЛЭП
- издержки на амортизацию и обслуживание силового оборудования ОРУ 35 кВ
Полные затраты
- нормативный коэффициент капитальных вложений в ЛЭП
- нормативный коэффициент капитальных вложений в силовое оборудование
·
где, - суммарные годовые эксплуатационные расходы
- единовременные кап. затраты в трансформаторы [2]
- стоимость потерь электроэнергии в трансформаторах
- потери электроэнергии в раздельно-работающих трансформаторах, кВт*ч/год (табл.6)
где, - единовременные кап. затраты в трансформаторы [2]
Полные затраты по всем вариантам сведем в таблицу.
Таблица 10
Вариант
по ВЛЭП, тыс.у.е.
Полные затраты по трансформаторам
по варианту
При раздельной работе, тыс.у.е.
Вариант 1
138,334
999,652
1137,986
Вариант 2
359,714
498,048
Вариант 3
62,79
625,652
688,442
Вариант 4
370,704
433,494
В результате технико-экономического сравнения рассмотренных вариантов была выбрана двухцепная ВЛЭП 110 кВ, выполненная на железобетонных опорах проводом марки АС-70. А также вариант установки на ГПП двух раздельно- работающих трансформаторов мощностью 6300 кВА (ТМН-6300/110).
Основной задачей компенсации реактивной мощности является снижение потерь активной мощности и регулирование напряжения. Эту задачу целесообразно рассматривать как с технической, так и с экономической точек зрения. Экономическая сторона этого вопроса заключается в том, что необходимо минимизировать сумму капитальных вложений и эксплуатационных затрат компенсационного оборудования. С технической точки зрения необходимо подобрать необходимое оборудование и выбрать наиболее оптимальное место его размещения. С точки зрения экономии электроэнергии и регулирования напряжения компенсацию реактивной мощности наиболее целесообразно осуществлять в месте возникновения ее дефицита.
Рис. 8 Схема компенсации реактивной мощности
Определяем - наибольшее значение реактивной мощности, передаваемой из сети ЭС в сеть промышленного предприятия в режиме наибольших активных нагрузок энергосистемы:
- суммарная расчетная активная мощность, отнесенная к шинам ГПП 6 кВ
- расчётный коэффициент, соответствующий средним условиям передачи реактивной мощности по сети системы к потребителям с учётом различных затрат на потери мощности и электроэнергии; для предприятий, расположенных в Сибири при напряжении питающей линии 110 кВт [7]
Реактивную мощность, вырабатываемую синхронным двигателем, можно принять равной:
- номинальная активная мощность синхронного двигателя
Мощность, которую можно передать из сети 6 кВ в сеть 0,4 кВ:
Далее рассмотрим два варианта схем компенсации реактивной мощности:
1. Схема, содержащая 9 трансформаторов (которые выбраны ранее)
2. Схема с увеличенным числом трансформаторов
Наибольшая реактивная мощность, которая может быть передана через трансформаторы в сеть 0,4 кВ:
– номинальная мощность трансформаторов
– коэффициент загрузки трансформатора, принимаемый 0,7÷0,8
– количество трансформаторов
Наибольшая реактивная мощность, которая может быть передана через 9 трансформаторов в сеть 0,4 кВ:
Величина реактивной мощности, которую необходимо скомпенсировать:
Принимаем конденсаторные батареи марки УКБ-0,38-200У3 в количестве 11 шт., общей мощностью 2200 кВАр.
Увеличиваем количество трансформаторов до 10 шт.
Наибольшая реактивная мощность, которая может быть передана через 10 трансформаторов в сеть 0,4 кВ:
Принимаем конденсаторные батареи марки УКБ-0,38-150У3 в количестве 6 шт., общей мощностью 900 кВАр.
Удельные затраты для синхронного двигателя, используемого в качестве ИРМ:
· удельные затраты на 1 кВАр реактивной мощности:
- стоимость потерь активной мощности (для Томска )
- число однотипных СД
- реактивная мощность, генерируемая СД до присоединения к сети проектируемого предприятия, т.к. СД вводится вновь, то
,- расчетные величины, зависящие от параметров двигателя. Для двигателя марки СДН , [8]
· удельные затраты на 1 кВАр2 реактивной мощности:
Удельные затраты на установку БК в сети 0,4 кВ:
- постоянная составляющая затрат для КБ, принимаемая
- нормативный коэффициент кап. вложений
- мощность КБ
- удельные потери активной мощности в КБ [1]
- напряжение КБ; т.к. КБ, присоединяемые к сети 0,4 кВ, выполняются на номинальное напряжение сети (т.е. на 0,4 кВ), то
- удельные затраты на установку КБ марки УКБ-0,38-200У3 [1]
- удельные затраты на установку КБ марки УКБ-0,38-150У3 [1]
Полные затраты по вариантам:
- стоимость трансформатора мощностью Sном=630 кВА наружной установки [8]
Так как , то оптимальным вариантом компенсации реактивной мощности является вариант 1 установки 9 трансформаторов и конденсаторных батарей, марки УКБ-0,38-200У3 в количестве 11 шт., общей мощностью 2200 кВАр.
Рис. 9 Расчетная схема сети 0,4 кВ
Суммарная мощность КБ на стороне 0,4 кВ, приходящаяся на кузнечный цех:
· расчетная реактивная нагрузка 0,4 кВ вагоноремонтного завода:
· расчетная реактивная нагрузка 0,4 кВ инструментального цеха:
· доля потребления реактивной нагрузки 0,4 кВ кузнечного цеха по отношению ко всему заводу:
· общая мощность КБ на стороне 0,4 кВ вагоноремонтного завода:
· тогда суммарная мощность КБ на стороне 0,4 кВ, приходящаяся на кузнечный цех:
Наибольшая реактивная мощность, которая может быть передана через трансформатор цеховой ТП-7 в сеть 0,4 кВ:
- расчетная активная нагрузка ТП-7
Мощность, передаваемая со стороны 6 кВ в цех:
, тогда распределение КБ для радиальной сети производится по формуле:
- искомая мощность i-ой линии, передаваемая в сеть 0,4 кВ со стороны 6 кВ
- суммарная распределяемая мощность
- эквивалентное сопротивление сети, напряжением до 1000 В
- сопротивление радиальной i-ой линии
Эквивалентное сопротивление сети:
Тогда:
Расчетная мощность батарей конденсаторов, устанавливаемых у ШР:
Учитывая шкалу номинальных мощностей принимаем:
Суммарная мощность КБ:
В данной работе было проведено технико-экономическое обоснование выбора компенсирующих устройств и напряжения питающей линии ГПП вагоноремонтного завода.
В результате расчетов был определен наиболее оптимальный вариант схемы внешнего электроснабжения предприятия. Была выбрана двухцепная ВЛЭП 110 кВ, выполненная на железобетонных опорах проводом марки АС-70; на ГПП установлено два параллельно работающих трансформатора мощностью 6300 кВА (ТМН-6300/110).
После проведения технико-экономического сравнения вариантов установки компенсирующих устройств было принято решение об установке 9 цеховых трансформаторов мощностью 630 кВАр и 11 конденсаторных батарей марки УКБ-0,38-200У3, общей мощностью 2200 кВАр.
Таким образом, технико-экономического сравнение нескольких вариантов позволило выбрать наиболее оптимальный вариант, критерием которого служит минимум приведенных затрат.
1. Коновалова Л.Л., Рожкова Л.Д., Электроснабжение промышленных предприятий и установок: Учеб. пособие для техникумов. – М.: Энергоатомиздат, 1989. - 528с.
2. Справочник по проектированию электроэнергетических систем / В.В. Ершевич, А.Н. Зейлигер, Г.А. Илларионов и др.; Под ред. С.С. Рокотяна и И.М. Шапиро, - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1985. – 352 с.
3. Электроснабжение промышленных предприятий. Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов специальности 100400 «Электроснабжение» / Сост. А.И. Гаврилин, С.Г. Обухов, А.И. Озга; ТПУ. – Томск, 2004. – 112 с.
4. Рожкова Л.Д., Козулин В.С., Электрооборудование станций и подстанций. – М.: Энергоатомиздат, 1987. – 646 с.
5. Справочник по электрическим установкам высокого напряжения / Под ред. И. А. Баумштейна. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1989. - 768 с.
6. Пособие к курсовому и дипломному проектированию для электроэнергетических специальностей вузов / В.М. Блок, Г.К. Обушев, Л.Б. Паперко и др.; Под ред. В.М. Блок. – М.: Высш. школа, 1990. – 383 с.
7. Барченко Т.Н., Закиров Р.И., Электроснабжение промышленных предприятий. Учебное пособие к курсовому проекту, Томск, ТПИ, 1988. – 96 с.
8. Справочник по электроснабжению и электрооборудованию: В 2 т. Т.1. Электроснабжение / Под общ. Ред. А.А. Федорова. - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 568 с.
Страницы: 1, 2