Рефераты. Конституционно-правовой статус правительства






Конституционно-правовой статус правительства

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Кафедра государственно-правовых дисциплин


Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран




РЕФЕРАТ


по теме: «Конституционно-правовой статус правительства»





Подготовил:

Студент 567 группы

факультета Юриспруденции

Огурцов А.А.


 

 



 

Белгород

2008 г

План


Вступительная часть

1. Понятие и виды правительства

2. Способы и порядок формирования правительства

3. Структура правительства.

4. Компетенция правительства

5. Ответственность правительства.

Заключительная часть

Введение


В системе центральных государственных органов зарубежных стран важное место принадлежит правительству как высшему исполнительно-распорядительному органу. Порядок формирования, состав правительства и его компетенция в значительной степени зависит от формы правления.

Одной из тенденций развития современного конституционного права является усиление роли исполнительной власти, что находит выражение в активном участии правительства в законотворческой деятельности, праве издавать акты, имеющие силу закона, в обладании чрезвычайными полномочиями. Фактическая роль правительства в государственном механизме еще более значительна, т.к. его глава в государствах с парламентской формой правления выполняет отдельные функции главы государства, в том числе временно исполняет обязанности президента.

Актуальным является вопрос об ответственности правительства, т.к. оно представляет собой высший управленческий орган, который должен отвечать за проводимый внутренний и внешнеполитический курс.

Вопрос № 1. Понятие и виды правительства.


Закономерностью общественно-политического развития зарубежных стран является концентрация наиболее важных полномочий у высших органов исполнительной власти. Это происходит в результате эволюции государственности в условиях современной научно-технической революции, сопровождающейся усложнением социальных процессов.

Органы исполнительной власти приобретают едва ли не универсальное значение, осуществляя не только исполнительные функции, но и во многом определяют содержание и характер законотворческого процесса.

Правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Чаще всего оно носит название Совета Министров (Италия, Болгария, Испания, Португалия, Польша) или Кабинета Министров (Япония, Израиль, Казахстан, Латвия). Встречаются и иные обозначения: Государственный совет (Норвегия, Финляндия, Швеция, Китай); Федеральный совет (Швейцария); Правительство (Колумбия, Венгрия, Румыния, Чехия, Россия); Федеральное правительство (ФРГ, Австрия).

Поня­тие «правительство» известно далеко не всем конституциям. Основные законы ряда государств не предусматривают функционирование подобно­го органа и упоминают лишь о главе государства и отдельных министрах (например, конституция Никарагуа 1987 г.). Большин­ство же конституций регулируют деятельность указанного инсти­тута, используя при этом разные наименования.

В некоторых государствах проводится различие между прави­тельством, заседающим под председательством главы государст­ва, и правительством, заседающим под председательством премь­ер-министра. Во Франции, Бельгии, а также ряде франкоязычных стран Африки в первом случае используется термин «совет мини­стров», а во втором — «совет кабинета». В Скандинавских стра­нах обычно различаются государственный совет, в котором пред­седательствует глава государства, и совет министров, заседаю­щий под председательством премьер-министра.

Статус и фактическая роль правительства, порядок его формирования и деятельности определяются, прежде всего, формой правления, а также особенностями политического режима и политической практики, которые сложились в данной стране.

От других государственных органов правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как законодательные органы, а организацией их исполнения, обеспечением управления государственным аппаратом, экономикой страны. И в отличие от органов законодательной и судебной власти правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать принимаемые решения.

Несмотря на использование в конституционном праве различ­ных стран неодинаковых понятий, термин «правительство» явля­ется как бы обобщающим. Конкретная его трактовка во многом зависит от формы правления той или иной страны. В президент­ских республиках, а также в странах, сочетающих черты абсо­лютной и дуалистической монархии, правительство в основном рассматривается как совокупность советников при главе государ­ства, полномочия которых производны от полномочий последнего. Правительство здесь, таким образом, обычно не составляет еди­ного коллегиального органа. Весьма показательна в данном отно­шении терминология, применяемая мексиканским конституционным правом, где правительство обозначается термином «совеща­ние Государственных секретарей».

Конституции указанных государств обычно закрепляют статус президента (монарха) в качестве и главы государства, и главы правительства. Он играет решающую роль в определении про­граммы правительственной деятельности, в принятии важных ре­шений. Каждый из министров правительства считается, как прави­ло, лишь индивидуально уполномоченным осуществлять политику главы государства в вверенной ему сфере. В тех странах, которые функционируют преимущественно по президентскому образцу, но где существует пост премьер-министра, последний считается по­мощником президента и наделяется такими полномочиями, кото­рые последний пожелает ему предоставить. Главная задача премь­ер-министра сводится в основном к осуществлению вспомога­тельных, общекоординационных функций.

С точки зрения партийного состава правительства можно под­разделить на партийные и беспартийные. Последние, в частности, характерны для монархических государств Арабского Востока, где вообще отсутствуют политические партии (Оман, ОАЭ, Сау­довская Аравия). Беспартийные правительства часто формирова­лись в условиях военных режимов стран «третьего мира».

Партийные правительства бывают как однопартийными, так и коалиционными. Первые могут формироваться в странах с парла­ментарными и смешанными формами правления, где какая-либо партия располагает большинством мест в парламенте (Великобри­тания, Канада), а также в президентских республиках, где мини­страми чаще всего становятся представители партии, победив­шей на президентских выборах. Коалиционные правительства ча­ще всего создаются в странах с парламентарными и смешанными формами правления, в которых ни одна партия не располагает поддержкой парламентского большинства (Италия, Бельгия, Ни­дерланды, Дания).

В зависимости от поддержки правительства со стороны раз­личных парламентских фракций выделяются правительства боль­шинства и правительства меньшинства. Последние обычно фор­мируются в ситуации, когда образование правящей коалиции, ко­торая бы охватывала партии, в совокупности опирающиеся на поддержку парламентского большинства, не представляется воз­можным. Правительство меньшинства находится у власти, как правило, благодаря поддержке других партий, непосредственно не входящих в правительство. Формирование подобных правительств характерно, в частности, для скандинавских монархий (Норве­гия, Дания, Швеция). В последнее время такая практика полу­чила распространение и в Индии (вследствие утраты некогда доминирующих позиций на внутриполитической арене партией Индийский национальный конгресс).[1]

Вопрос № 2. Способы и порядок формирования правительства.

Способы формирования правительства зависят в первую очередь от формы правления и от участия парламента в этой процедуре. Существует несколько механизмов формирования правительства, в основе различий которых лежит соотношение объема полномочий главы государства и парламента. Обобщая, можно представить рассматриваемый процесс в следующем виде:

- глава государства предлагает кандидатуры главы и членов правительства - парламент назначает (Польша);

- глава государства предлагает кандидатуры - парламент одобряет –глава государства назначает (ФРГ, Испания);

- глава государства назначает главу и членов правительства - парламент одобряет (Греция, Италия);

- парламент предлагает кандидатуру главы правительства - глава госу­дарства назначает (Япония);

- глава государства назначает главу и членов правительства без официального участия парламента (Великобритания).

 В парламентарных республиках и монархиях используется так называемый парламентский способ формирования правительства. Суть его состоит в том, что высший представительный орган непосредственно осуществляет процедуру по созданию правительства и может принудить его уйти в отставку. Фактически право на создание правительства получает партия или коалиция партий, которая после выборов имеет большинство мест в нижней плате. Однако конкретные процедуры могут заметно отличаться.

Если какая-либо партия (блок партий) располагает явным большинством в парламенте, то проблем с формированием правительства, как правило, не возникает, поскольку ее лидер чуть ли не автоматически становится премьер-министром. Подобная ситуация характерна, в частности, для Великобритании, Канады, Грации, Австралии, Малайзии, Сингапура. Так, премьер-министром Греции назначается руководитель политической партии, располагающей в Палате депутатов абсолютным большинством мест. Если эта партия не имеет своего руководителя или если последний не был избран депутатом, то назначение премьер-министром производится после назначения парла­ментской группой партии своего руководителя. Если ни одна из политиче­ских партий не располагает абсолютным большинством мест в Парламенте, Президент республики поручает руководителю партии, обладающей отно­сительным большинством мест, выяснить возможность сформирования Правительства, которое бы пользовалось доверием Парламента. Если это не удается, то Президент может поручить формирование Правительства руко­водителю партии, занимающей по численности второе место в Парламенте, или назначить премьер-министром лицо, которое, по мнению Совета рес­публики, может получить доверие Палаты. После принятия присяги пре­мьер-министром правительство обязано поставить вопрос о доверии перед Палатой депутатов. Резолюция доверия принимается абсолютным боль­шинством голосов присутствующих депутатов (но не менее 2/5 от общего числа депутатов); резолюция порицания абсолютным большинством голосов членов Палаты (ст. 37 и 84 Конституции).

В Испании Король после консультации с представителями политических групп имеющих парламентское представительство, предлагает Конгрессу депутатов (одной из палат испанского Парламента) кандидатуру на пост председателя Правительства. Кандидат излагает перед Конгрессом депутатов политическую программу Правительства, которое он намерен сформи­ровать. Если палата абсолютным большинством голосов депутатов выразит доверие кандидату король назначает его председателем Правительства. Если нет, то проводится второй тур голосования, и для получения доверия достаточно абсолютного большинства голосов. Если и во втором туре не удалось получить требуемого большинства голосов, то выдвигается новая кандидатура на пост председателя Правительства. Процедура повторяется. Если в течение двух месяцев после проведения первого голосования ни один из кандидатов не получит доверия Конгресса депутатов, король принимает решение о роспуске парламента. Такая процедура установлена ст. 99 Конституции Испании. Остальные члены Правительства назначаются и отстраняются от должности королем по предложению председателя Правительства (ст. 100 Конституции).

Гораздо сложнее обстоит дело в случае, когда ни одна партия (блок партий) самостоятельно не располагает парламентским большинством (Нидерланды, Австрия, Бельгия, Дания, Италия). Формирование правительства здесь порой занимает довольно много времени, а его состав в конечном итоге не всегда отражает результаты выборов. Не случайно, например, в Нидерландах говорят, что «можно выиграть выборы, но проиграть процесс формирования правительства».

В данной группе стран образованию правительства обычно предшествуют консультации главы государства с лидерами крупнейших парламентских фракций, председателями палат парламента, уходящим в отставку премьер-министром. Сложностью подобных консультаций, характерной для ряда стран (Бельгия, Нидерланды), обусловлено появление таких своеобразных институтов, как форматор и информатор.

Форматором является лицом, которому монарх поручает определить круг потенциальных членов правительства, способного заручиться поддержкой парламентского большинства (чаще всего фор­матором становится лидер крупнейшей фракции в парламенте). Если форматор успешно справляется со своей задачей, он, как правило, и становится премьер-министром. Имели место, однако, и исключения. Так, в Бельгии в ряде случаев успешно выполнивший свою задачу форматор затем не входил в состав правительства. Порой главе государства приходится назначать несколько форматоров, прежде чем удается сформировать правительство. В той же Бельгии, например, в 1981 г. сменилось четыре форматора, прежде чем М. Мартенс стал премьер-министром. Это, правда, отчасти определялось политической стратегией последнего, предпочитавшего сначала дать возможность сформировать правительство своим соперникам (в ожидании, естественно, что у них ничего из этого не получится).

Чтобы правильно выбрать форматора, глава государства зачастую назначает так называемого информатора. Главной задачей последнего является проведение консультаций с целью выяснения реальной расстановки сил в парламенте и определение кандидатуры возможного форматора. Информатором обычно становится либо уходящий премьер-министр, либо какой-нибудь член парла­мента без ярко выраженных политических амбиций, но имеющий достаточно большой авторитет. В некоторых сложных политических ситуациях королева Нидерландов назначала сразу двух, ин­форматоров — по одному от обеих крупнейших политических партий. Случаи назначения информаторов имели место также в Дании и Норвегии, являясь, однако, «скорее не очень удачным экспериментом, чем общепринятой практикой».

В смешанных республиках (Португалия, Турция, Болгария) правительство формируется из представителей партий, располагающих большинством в парламенте. Так, в Болгарии кандидатуру министра-председателя предлагает самая большая по численности депутатская группа Народного собрания. После консультации с парламентскими группами Президент поручает предложенному кандидату сформировать Правительство.

Если в семидневный срок кандидат в министры-председатели не сможет предложить состав Совета Министров, Президент поручает это кандидату в министры-председатели, указанному второй по численности парламентской группой. Если и в этом случае не будет предложен состав Совета Министров, Президент в семидневный срок поручает какой-либо следую­щей парламентской группе указать кандидата в министры председатели.

В случае успешного выполнения поручения Президент предлагает Народному собранию избрать кандидата минист­ром-председателем. Если не достигнуто согласие об образовании Правительства, Президент назначает служебное правительство, распускает Народное собрание и назначает его новые выборы.

Непарламентский способ формирования правительства применяется в президентских республиках, дуалистических монархиях и ряда смешанных республиках (Франция). Так, в Мексике, Колумбии и других странах Латинской Америки, Африки глава государства наделяется всей полнотой власти в назначении на правительственные посты. Президенты определяют состав своих правительств, а парламенты не имеют полномочий препятствовать президентской воле (Филиппины). При этом в Мексике и в странах Латинской Америки президент лично руководит кабинетом министров и присутствует на их заседаниях. В некоторых африканских странах (Замбии, Мадолахаре, Тунисе, Танзании) президент назначает из числа министров премьера – это т.н. администратор (администратор-министр), который подотчетен только президенту и может от лица президента руководить кабинетом министров, но при этом не является главой правительства (Египет, Перу).

В президентской республике, где имеется правительство, президент обычно формирует его из представителей своей партии, хотя иногда в тех или иных политических целях могут включаться выходцы из других партий. Коалиционное правительство бывает при парламентской или смешанной форме правления. Когда ни одной из партий в результате выборов не удалось получить в парламенте или его нижней палате такого большинства, которое бы позволило сформировать правительство. Другими словами коалиционное правительство – это результат соглашения между партиями об общем правительстве (Германия, Италия, Дания, Нидерланды).

Возможно создание и правительства меньшинством (национальное единство) которое опирается на поддержку неправительственных партий. Оно может быть однопартийным или многопартийным, но большинства в парламенте не имеет (Скандинавские страны, Индия).

Беспартийное правительство создается в трех случаях:

1)                 когда в стране нет вообще политических партий или закрыты и находятся на нелегальном положении (Саудовская Аравия);

2)                 так называемое деловое, чиновничье или служебное правительство создается не лидерами партий, а главой государства и как правило имеет кратковременный характер. Его задача заключается обычно в том, чтобы преодолеть парламентский тупик при формировании правительства. В Болгарии если в Народном собрании не достигнут согласия об образовании Правительства Президент назначает служебное Правительство, распускает Народное собрание и назначает его новые выборы. В послевоенный период такие правительства (в состав которых часто входили высшие чиновни­ки, технократы), формировались в Финляндии, Нидерландах, Португалии, Италии, Марокко. Возможность образования служебного правительства может предусматриваться и непосредственно в ос­новном законе. Так, в конституции Болгарии 1991 г. говорится о возможности формирования служебного правительства в случае, если парламентскими группами не достигнуто согласие об образо­вании правительства (п. 5 ст. 99). Данный шаг должен сопро­вождаться роспуском парламента и назначением новых парла­ментских выборов.

3)                 особого рода правительство создается военными режимами. Сохраняя в своих руках политическую власть, главные рычаги управления. Военные формируют кабинет профессионалов, который они обязывают проводить в жизнь выработанную ими политику. Такие правительства существовали при военном режиме Аргентины, Бразилии, Нигерии.

4)                 в чрезвычайных ситуациях может формироваться и так назы­ваемое «правительство национального единства», в состав которо­го входят наиболее крупные и влиятельные политические партии, представленные в парламенте. Подобные правительства несколько раз создавались в Великобритании в первой половине XX в. (на­пример, в состав такого правительства, функционировавшего в период второй мировой войны, входили представители консерва­тивной, лейбористской и либеральной партий). После второй ми­ровой войны весьма непрочные правительства национального единства формировались в Бельгии из представителей социалис­тов, католиков, либералов и коммунистов. Попытки образовать правительство национального единства предпринимались в Гре­ции (в 1989 г.) и Ливане (в 1990 г.).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.