Рефераты. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации






Проект повестки заседания Правительства формируется Руководителем Аппарата Правительства по согласованию с Заместителем Председателя Правительства и с соответствующими материалами представляется Председателю Правительства.

Одобренные Председателем Правительства проект повестки заседания и соответствующие материалы не позднее чем за 5 дней до даты заседания рассылаются его участникам. Повестка заседания Правительства утверждается непосредственно на заседании.

Члены Правительства, руководители органов и организаций, которым разосланы проект повестки заседания и соответствующие материалы, при необходимости представляют в Правительство не позднее чем за 24 часа до начала заседания свои замечания и предложения к проектам решений по соответствующим вопросам.

На заседания Правительства приглашаются руководители иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, а также руководители иных органов и других организаций, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. Состав лиц, приглашаемых на заседание Правительства, определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов.

На заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам. Лица, участвующие в заседаниях Правительства, регистрируются Аппаратом Правительства.

Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.

Вопросы на заседании рассматриваются с обязательным участием федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, к сфере ведения которых относится рассматриваемый вопрос, или лиц, исполняющих их обязанности.

С докладами на заседаниях Правительства по вопросам его повестки выступают члены Правительства, руководители иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, либо лица, исполняющие их обязанности.

Заместители федеральных министров, заместители руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, а также руководители (их заместители) иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, могут выступать с докладами на заседаниях Правительства по решению председательствующего на заседании.

На заседаниях Правительства решения принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

По требованию члена Правительства или по решению председательствующего на заседании особое мнение члена Правительства по рассматриваемому вопросу может быть занесено в протокол заседания.

На заседании Правительства время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов - до 10 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут.

При проведении закрытых заседаний Правительства (закрытого обсуждения отдельных вопросов) подготовка материалов, допуск на заседания, стенографирование, оформление протоколов и принимаемых актов осуществляются с соблюдением установленных правил работы с секретными документами и режима секретности.

Присутствие представителей средств массовой информации и проведение кино-, видео- и фотосъемок, а также звукозаписи на заседаниях Правительства организуются в порядке, определяемом Руководителем Аппарата Правительства.

Аппарат Правительства ведет стенографическую запись и обеспечивает аудиовидеозапись заседания. Аудиовидеозапись закрытых заседаний (закрытого обсуждения) не проводится.

Участникам заседания и приглашенным лицам не разрешается приносить на заседание кино-, видео- и фотоаппаратуру, звукозаписывающие устройства, а также средства связи.

Решения, принятые на заседании Правительства, оформляются протоколом. Протокол заседания Правительства оформляется Аппаратом Правительства в течение 24 часов после окончания заседания и подписывается председательствовавшим на заседании.

В случае необходимости доработки проектов постановлений и распоряжений Правительства, иных рассмотренных на заседании актов, по которым высказаны предложения и замечания, Правительство дает поручения федеральным министерствам, иным федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Если срок доработки специально не оговаривается, то она осуществляется в срок до 10 дней.

Поручения Правительства по другим вопросам, рассмотренным на его заседаниях, исполняются в сроки, предусмотренные разделом III настоящего Регламента.

Протоколы заседаний Правительства рассылаются членам Правительства, а также органам, организациям и должностным лицам по списку, утверждаемому Руководителем Аппарата Правительства, в 2-дневный срок после заседания.

Подготовка к рассмотрению внесенных в установленном настоящим Регламентом порядке в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства в 15-дневный срок. Продление указанного срока допускается только по решению Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, Руководителя Аппарата Правительства.

Подготовка проектов актов к рассмотрению включает составление экспертного заключения, подготовку проекта протокола рассмотрения вопроса (при необходимости) и оформление документов для подписания.

Порядок подготовки проектов актов к рассмотрению устанавливается настоящим Регламентом и разработанной на его основе Инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства, утверждаемой Руководителем Аппарата Правительства.

Экспертное заключение Аппарата Правительства на проект акта должно содержать оценку соблюдения требований настоящего Регламента при внесении проекта акта, соответствия проекта актам более высокой юридической силы и ранее принятым решениям Правительства, полноты представленных расчетов, обоснований и прогноза социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения.

Законопроекты, вносимые Правительством в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), направляются Аппаратом Правительства для согласования в Администрацию Президента Российской Федерации не позднее чем за 2 недели до рассмотрения их на заседании Правительства.

Руководитель Аппарата Правительства (лицо, исполняющее его обязанности) проставляет дату в подписанных Председателем Правительства актах Правительства, подтверждает их подлинность своей визой и организует их выпуск. При выявлении обстоятельств, препятствующих выпуску акта, Руководитель Аппарата Правительства докладывает о них Председателю Правительства и действует в соответствии с принятым Председателем Правительства решением.

Координационные органы именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач.

Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.

Компетенция координационных и совещательных органов, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Координационные и совещательные органы формируются на представительной основе. В состав координационных и совещательных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.

Для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов актов координационные и совещательные органы могут своими решениями образовывать рабочие группы.

Решения координационных и совещательных органов оформляются протоколами заседаний.

Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства.

Правительственные комиссии и советы образуются в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами и поручениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства, и возглавляются Председателем Правительства или другими членами Правительства. Решения об образовании, реорганизации и упразднении правительственных комиссий и советов принимаются на заседаниях Правительства. Образование, реорганизация и упразднение правительственных комиссий и советов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются Правительством.

Организационно-техническое обеспечение деятельности правительственных комиссий и советов возлагается на федеральное министерство, руководитель которого является председателем комиссии или совета, либо на Аппарат Правительства.

Организационные комитеты образуются для проведения мероприятий общегосударственного значения в установленные сроки. Решения об образовании, реорганизации и упразднении организационных комитетов принимаются на заседаниях Правительства. Образование, реорганизация и упразднение организационных комитетов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются Правительством.

Организационные комитеты возглавляются, как правило, федеральным министром или заместителем федерального министра, руководителем или заместителем руководителя иного федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Руководство организационным комитетом может быть возложено на сопредседателей.

Организационно-техническое обеспечение деятельности организационных комитетов возлагается на федеральный орган исполнительной власти, руководитель или заместитель руководителя которого является председателем организационного комитета.

Организационный комитет прекращает свою деятельность после одобрения в Правительстве представленного его председателем доклада о решении задач, для которых организационный комитет был образован.

Межведомственные комиссии и советы образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения.

Образование, реорганизация и упразднение межведомственных комиссий и советов, определение их компетенции, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются, как правило, совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Совместное решение указанных федеральных органов исполнительной власти оформляется приказом или распоряжением и подписывается руководителями этих органов.

В случаях, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства, образование координационных и совещательных органов, определение их компетенции, порядка принятия и оформления их решений, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляются в соответствии с указанными актами.

В случае возникновения разногласий по вопросам образования, реорганизации и упразднения межведомственных комиссий и советов, определения их компетенции, утверждения руководителей и персонального состава они рассматриваются в Правительстве Российской Федерации.

Межведомственные комиссии и советы возглавляются, как правило, федеральным министром или заместителем федерального министра, руководителем или заместителем руководителя иного федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Руководство межведомственной комиссией или советом может быть возложено на сопредседателей.

По вопросам, требующим решения Правительства, межведомственные комиссии и советы вносят в порядке, установленном настоящим Регламентом, соответствующие предложения.

Организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной комиссии или совета возлагается на федеральный орган исполнительной власти, руководитель или заместитель руководителя которого является председателем комиссии или совета.

Об образовании, реорганизации и упразднении, а также о годовых итогах деятельности межведомственных комиссий и советов их председатели докладывают в Правительство.

Акты Правительства РФ

Актами Правительства Российской Федерации являются постановления и распоряжения. Они издаются по всем вопросам компетенции Правительства. Это подзаконные акты.

В форме постановления издаются решения Правительства, имеющие нормативный характер. По оперативным и другим текущим вопросам издаются распоряжения. Акты Правительства принимаются коллегиально на пленарных заседаниях Правительства. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации гражданами, органами государственной власти, должностными лицами, общественными объединениями.

Нормативные акты Правительства касаются главным образом применения и исполнения Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации.

Порядок подготовки и издания актов Правительства Российской Федерации регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 30.09.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ". В нем на базе конституционных норм определены взаимоотношения Правительства в законодательном процессе с Президентом и палатами Федерального Собрания, участие в разработке законодательных актов федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов Федерации, порядок планирования этой деятельности.

При выработке актов по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов Правительство учитывает предложения субъектов. Правительственные акты направляются Субъектам Федерации на ознакомление Поступившие от них предложения и замечания обобщаются, Доработанный с учетом замечаний субъектов Федерации окончательный вариант проекта постановления снова направляется им.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. (ред. 26.11.2001г.) «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» Правительство периодически информирует Президента о своей работе, согласует с ним планы законодательных работ. Подготовленные Правительством законопроекты, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на согласование не позднее чем за две недели до внесения их в Государственную Думу. В свою очередь законопроекты, вносимые в Государственную Думу Президентом Российской Федерации и затрагивающие компетенцию Правительства, а также требующие правительственного заключения, направляются ему на согласование в тот же срок.

В Администрацию Президента для согласования в обязательном порядке направляются проекты решений Правительства по отнесенным к ведению Президента вопросам прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определения основных направлений внутренней и внешней политики; руководства внешней политикой; осуществления функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Согласование проектов производится не позднее чем в 10-дневный срок.

Проекты решений Правительства Российской Федерации по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской федерации, подлежат согласованию с Советом по кадровой политике при Президенте Российской Федерации,

К тексту нормативного правового акта прилагаются пояснительная записка и материалы с прогнозной оценкой социально-экономических и иных последствий реализации этого акта.

Решения Правительства нормативного характера должны согласовываться с Министерством юстиции Российской Федерации; при определении источников финансирования — с Министерством финансов России, с другими заинтересованными органами федеральной исполнительной власти.

Постановления Правительства публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, а при необходимости в средствах массовой информации, за исключением постановлений, содержащих государственную тайну. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом, Законность актов Правительства России может быть оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации. Правительство и свою очередь имеет право обращаться в Конституционный Суд (ч. 2 ст. 125 Конституции).

4. Взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти России


Взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти следует рассматривать через его компетенцию.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полно мочий.

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства. Формы участия Правительства в законодательной деятельности.

Правительство вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Правительство, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 104), дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим за конопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами Правительства.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушан ными. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства. Для защиты позиции Правительства по заключениям, предлагаемым им поправкам к официальным отзывам, поручением Председателя Правительства или его заместителя может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении соответствующих законопроектов и должны быть выслушаны.

В случае постановки депутатами Государственной Думы и членами федерального Собрания вопросов, касающихся деятельности Правительства, Председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров, члены Правительства имеют право получить необходимые разъяснения о причинах постановки таких вопросов.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Российской Федерации в системе исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и для обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнитель ной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Российской Федерации по предметам ведения Федерации и по предметам их совместного ведения и сообщает им о результатах рас смотрения внесенных предложений. Правительство Российской Феде рации направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При. принятии соответствующих решений Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.

Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по во просам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации, и ее субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует их взаимодействию.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представите лей заинтересованных сторон.

Правительство Российской Федерации вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

5.Прекращение полномочий Правительства РФ.


Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется рас поряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Если ГД в течении 3-х месяцев ставит вопрос о доверии Правительству.

В случае отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Члены Правительства Российской Федерации не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутата ми законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента Российской Федерации по четные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В Конституции 1993 г., в которой четко проведен принцип разделения властей и по-новому представлены концепция исполнительной власти, а также пути, формы и органы, ее осуществляющие. В первую очередь это качественно новый статус как главного федерального органа исполнительной власти — Правительства Российской Федерации, который заложен в самой Конституции и продолжен, развит и конкретизирован в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».

Давая общую характеристику Правительству Российской Федерации как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо было рассмотреть его главные, наиболее существенные черты и особенно сти, отличающие его от других органов в системе исполнительной власти. При этом следует подчеркнуть, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него. Тем самым обусловливаются и подчеркиваются одновременно характер, степень охвата, объем регулирования и изучения соответственно конституционным (государственным) правом таких феноменов, как исполнительная власть в целом и Правительство Российской Федерации в частности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Конституция Российской Федерации 1993 г. Гл. 6.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 03.11.2004 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 (ред. от 20.05.2004 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 2005 г. «Вопросы структуры органов исполнительной власти» к федеральным министерствам, федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации относятся: регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2004 г.

Шувалов И.И. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты // Журнал российского права. 2004. № 4. – С. 17-26.

Окуньков Л.А. Президент и Правительство в механизме государственной власти // Журнал российского права. 2001. №2. - С. 12–16.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.