- подложных документов на уничтожение наркотикосодержащих медикаментов с просроченными сроками хранения и фактов присвоения таких лекарств;
- оперативной и иной информации о появлении в незаконном обороте на обслуживаемой территории партии наркотических средств и принятие мер к установлению их количества, объемов, периодичности появления, особенностей маркировки, расфасовки, упаковки.
Таким образом, правильная организация оперативной работы на указанных объектах в целях проведения профилактических и оперативно-розыскных мероприятий не может быть обеспечена без тщательного изучения особенностей их производственной деятельности, знания контингента работающих, которым доверены операции с наркотическими средствами, состояния сохранности государственной собственности на том или ином предприятии.
Кроме вышеперечисленных предприятий, занимающихся производством, хранением, распределением и использованием наркотических средств, подразделения правоохранительных органов осуществляют оперативное обслуживание и других объектов и территорий, к которым относятся:
- акционерные общества, агропромышленные комплексы, занимающиеся культивированием конопли;
- населенные пункты, где неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию культур;
- населенные пункты, расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли;
- районы, прилегающие к транспортным коммуникациям, расположенным вблизи от мест культивирования либо дикого произрастания наркотикосодержащих растений;
- предприятия по переработке[5], хранению, производству наркотикосодержащего сырья.
Их оперативное обслуживание имеет своей задачей выявление фактов незаконных посевов мака и конопли, установление лиц, прибывающих в данную местность с целью хищений наркотикосодержащих растений с засеянных плантаций либо заготовки дикорастущей конопли для дальнейшего кустарного изготовления наркотиков, скупщиков сырья и кустарно изготовленных наркотиков.
Оперативное обслуживание территорий и объектов обеспечивается совокупностью следующих организационных мер:
- изучение, анализ, оценка оперативной обстановки на закрепленной территории или ее отдельных частях;
- определение режимов оперативного обслуживания конкретных объектов и территорий;
- организация системы сбора информации, представляющей оперативный интерес;
- планирование оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с наркотиками.
Комплексный анализ и оценка сложившейся обстановки позволяет оперативным работникам правоохранительных органов принимать адекватные решения для осуществления взаимодействия между различными службами и подразделениями.
Оперативное обслуживание объектов и территорий невозможно без планирования и осуществления целого комплекса негласных мероприятий, основу которого составляет работа по подбору и расстановке негласного аппарата.
Положительных результатов в борьбе с наркобизнесом добиваются там, где умело организуют работу по подбору и расстановке негласных источников информации. Это способствует созданию стабильного негласного аппарата, могущего оказать эффективную помощь в борьбе с наркопреступностью.
Вопрос 3. Особенности организации оперативного обслуживания
объектов и помещений легального оборота наркотических средств,
психотропных, сильнодействующих веществ и прекурсоров
С учетом складывающейся в настоящее время в Российской Федерации ситуации в целях контроля распространения медицинского применения наркотиков и технологий их приготовления первостепенное значение приобретает строгое соблюдение законодательных, административных и контрольно-технологических требований, регламентирующих производство, хранение, транспортировку и медицинское использование лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства.
Для достижения этих целей целесообразно усилить государственный контроль за производством и продажей специальных химикатов и оборудования, используемых для производства наркотических средств и находящихся под международным контролем.
Необходима также система рационального использования медикаментов, содержащих наркотические средства, и контроль за их использованием со стороны уполномоченных на то государственных органов.
Следует разработать эффективную систему контроля за выращиванием наркотикосодержащих растений сельскохозяйственными предприятиями и организациями, не допускающую утечки наркотикосодержащего сырья.
Результатом осуществления этих мероприятий должно стать сбалансирование спроса и предложения наркотических средств для использования в законных целях и предотвращение их распространения по незаконным каналам.
В Российской Федерации 8 января 1998 года был принят Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах, который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
В статье 5 Закона установлена Государственная монополия на определённые виды деятельности:
Статья 5. Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
1. В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.
2. Виды деятельности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Нарушение государственной монополии на виды деятельности, указанные в пунктах 1-3 настоящей статьи, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в Список III, а также препаратов, указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Изготовление лекарственных средств, не внесенных в списки II и III и содержащих малые количества препаратов, указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Далее необходимо привести статью 8 Закона, так как она устанавливает общий порядок деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ:
1. Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Все виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации только после получения разрешения на конкретный вид деятельности, а также разрешения на использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок выдачи указанных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
4. Правительство Российской Федерации устанавливает перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ (далее ‑ инструменты или оборудование), а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения:.
Непосредственно лицензионной деятельности посвящена следующая глава Закона:
Глава Ш. Особенности лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Статья. 9. Основные требования к лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
1. Виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации: культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в списки II и III, подлежат включению в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение.
2. Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выдаются федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами в соответствии с порядком осуществления лицензионной деятельности на территории Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Правительством Российской Федерации.
3. Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, могут быть выданы на срок не более пяти лет.
Также необходимые в практической деятельности правовые нормы, регулирующие лицензионную деятельность в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, содержатся в главе 4 Закона.
Кроме того, в главе 5 установлены нормы, определяющие обязанности владельцев лицензий.
Необходимость получения лицензий организациями, предприятиями и учреждениями, работающими с наркотическими средствами и психотропными веществами, указана в Федеральном Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 года. Так, по закону подлежит лицензированию:
- фармацевтическая деятельность;
- деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
- производство лекарственных средств;
- производство изделий медицинского назначения;
- хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- производство медицинской техники;
- распространение, в том числе предоставление в пользование, медицинской техники;
- техническое обслуживание медицинской техники;
- культивирование растений, указанных в статье 9 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Лицензии на данные и другие виды деятельности выдаются органами местного самоуправления субъекта.
На правоохранительные органы Законом о наркотических средствах и психотропных веществах возложена задача по контролю за объектами и помещениями, которые используются в ходе деятельности указанных выше видов. При этом подразделения ФСКН управомочены выдавать заключения на использование таких объектов.
Органы ФСКН субъектов, кроме того, дают заключение о возможности допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Эта деятельность предполагает использование собственных оперативных учётов и проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Порядок выдачи заключений на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определён Инструкцией «Об организации по выдаче заключений о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденной Приказом ФСКН России № 232 от 19 июля 2005 года.
Не требуется заключений на использование объектов и помещений, принадлежащих органам прокуратуры, органам внутренних дел, таможенным органам и органам федеральной службы безопасности, ФСКН для хранения наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота.
Для получения заключения заявитель представляет:
а) заявление о выдаче разрешения с указанием:
- наименования, организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и реквизитов соответствующего банка;
- сведений об используемом объекте или помещении и мерах, принятых для обеспечения безопасности и сохранности наркотических средств и психотропных веществ;
б) копии учредительных документов;
в) копии свидетельства о государственной регистрации;
г) копии документов, подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления либо копию договора аренды на объекты и помещения;
д) справку о постановке на учет в налоговом органе;
е) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления. Копии указанных документов должны быть заверены нотариусом. Сроки действия представленных документов должны быть не меньше срока действия заключения, указанного в заявлении.
Указанный выше перечень является исчерпывающим и требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается. Наличие в заявлении недостоверных или искаженных сведений является основанием для отказа в выдаче заключения.
Документы, представленные для получения заключения, регистрируются в специальном журнале и хранятся в правоохранительном органе (ФСКН).
После рассмотрения представленных заявителем документов правоохранительный орган (ФСКН) создает комиссию, которая проводит обследование объекта или помещения на соответствие его требованиям, предъявляемым к таким объектам и помещениям. По результатам исследования объекта составляется акт, который подписывается участниками обследования и хранится в соответствующем номенклатурном деле (учетном деле).
Порядок формирования комиссий, а также требования, предъявляемые к этим объектам и помещениям, определяются ФСКН. Результаты обследования отражаются в акте, который подписывается членами комиссии и приобщается к представленным для получения разрешения документам.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче заключения принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления о выдаче разрешения и необходимых для этого документов.
В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе документов или обследования объектов и помещений, срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения может быть дополнительно продлен руководителем правоохранительного органа до 30 дней. Заключение выдается на срок до 5 лет.
Заключение подписывается руководителем органа, а в случае его отсутствия ‑ лицом, его замещающим, и заверяется печатью этого орган.
Заключение выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату.
Передача заключения другому юридическому лицу запрещается.
Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для ее получения. Заявление о продлении срока действия заключения подается за 2 месяца до истечения срока его действия.
Бланки заключений являются документами строгой отчетности, имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и изготавливаются в централизованном порядке ФСКН России. В заключении указываются:
- наименование органа, выдавшего заключение;
- полное наименование юридического лица и его юридический адрес;
- данные об объекте или помещении, на использование которых выдается заключение;
- условия использования объекта или помещения;
- регистрационный номер разрешения и дата ее выдачи.
Орган вправе отказать в выдаче заключения.
Уведомление об отказе в выдаче заключения с указанием причин отказа направляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.
Основанием для отказа в выдаче заключения является:
- наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
- представление заявителем неполного комплекта документов;
- несоответствие объекта или помещения требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и сохранности наркотических средств и психотропных веществ.
Органы приостанавливают действие разрешения или аннулируют ее в случаях:
- представления соответствующего заявления;
- обнаружения недостоверных данных в документах, представленных лицензиатом для получения заключения;
- нарушения условий действия заключения;
- невыполнения предписаний или распоряжений органов государственной власти, а также приостановления в установленном порядке деятельности юридического лица;
- прекращения права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо договора аренды на объекты или помещения;
- ликвидации юридического лица;
- уведомления органа, выдавшего юридическому лицу заключение на соответствующий вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ о приостановлении действия указанного заключения или его аннулирования.
На основании Инструкции «Об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам», утвержденной Приказом ФСКН России №231 от 19 июля 2005 г. утверждаются Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
1. Настоящая Инструкция определяет порядок оформления и выдачи заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - заключения), юридическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - юридические лица).
2. Правовой основой деятельности по выдаче заключений являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и настоящая Инструкция.
3. В Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного департамента ФСКН России (подразделении территориального органа ФСКН России, уполномоченного выдавать заключения) лица, ответственные за выдачу заключений:
- принимают, учитывают запросы юридических лиц на выдачу заключений и проверяют указанные в них сведения;
- направляют запросы о работниках, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, в том числе в Главный информационный центр МВД России, Зональный информационный центр ГУВД г. Москвы, информационные центры УВД субъектов Российской Федерации;
- оформляют и выдают юридическим лицам заключения.
4. Заключение оформляется в установленном порядке на основании запроса с приложением анкеты и регистрируется в журнале регистрации.
5. Заключение подписывается:
- в Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного департамента ФСКН России - начальником управления;
- в подразделении территориального органа ФСКН России, уполномоченном выдавать заключения - начальником подразделения.
Заключение заверяется гербовой печатью, регистрируется в журнале регистрации и выдается под роспись представителю юридического лица. Копия заключения остается на хранении в Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного департамента ФСКН России (подразделении территориального органа ФСКН России, уполномоченном выдавать заключения).
7. В случае утраты заключения юридическому лицу на основании его заявления выдается дубликат заключения.
8. Постановление об аннулировании заключения (об исключении работника из заключения) хранится в Управлении по контролю за легальным оборотом наркотиков Оперативно-розыскного департамента ФСКН России (подразделении территориального органа ФСКН России, уполномоченном выдавать заключения) в соответствующем номенклатурном деле. Заверенная в установленном порядке копия постановления направляется юридическому лицу.
Заключение
Нами рассмотрена организация оперативного обслуживания объектов оперативными подразделениями, особенности организации оперативного обслуживания объектов и помещений легального оборота наркотических средств и психотропных веществ правоохранительными органами (ФСКН). Работа оперативных подразделений включает в себя: оперативное прикрытие этих объектов; лицензирование используемых помещений; проверку лиц для допуска к данной деятельности.
Литература
1. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №33. Ст. 3349; 1997. №29. Ст. 3502; 1998. №30. Ст. 3613; 1999. №2. Ст.233.
2. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. №2. Ст. 2198.
3. О лекарственных средствах: Федеральный закон РФ от 22 июня 1998 г.
4. Приказ № 231 от 19 июля 2005 г. Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков «Об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных препаратов».
5. Приказ № 232 от 19 июля 2005 г. Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков «Об организации работы по выдаче заключений о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
6. Тонков Е.Е., Гаврилов В.Г., Польщиков В.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. к.ю.н., доцента В.А. Галкова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
7. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
8. Легальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: - Учебное пособие/ Под ред. Гельдибаева М.Х. – С-Петербург, 2007 г.
9 Инструкция от 8 августа 2005 г. «Об организации оперативно-розыскной деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
10 остановление правительства Российской Федерации № 278 от 16 марта 1996 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ».
11. Методика расследования преступлений связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами : Учебное пособие / Под ред. Чистовой Л.И. – М., 2006г.
[1] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
[2] См.там же.
[3] См. там же.
[4] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
[5] См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
Страницы: 1, 2