Рефераты. Культура Серебрянного века






Культура Серебрянного века

Муниципальное Образовательное Учреждение 

Средней Общеобразовательной  Школы  № 27

«Эврика-Развитие»










«Серебряный век русской кульруты»






Выполнила: Суханова Галина,

                        ученица 11 класса

Проверил:     Уклеин Вадим

                        Васильевич







г. Мирный, 2008

План

·                   ВВЕДЕНИЕ

·                   Что такое культура?

·                   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

o                  Культура Серебряного века:

§                   Начало Серебряного века

§                   Просвещение

§                   Наука

§                   Литература

·                   Символизм

·                   Акмеизм

·                   Футуризм

§                   Живопись

§                   Архитектура

·                   Модерн

·                   Неоклассицизм

·                   Конструктивизм

§                   Скульптура

§                   Музыка, театр, балет, кинематограф

§                   Исторические особенности Серебряного века

o                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
§                   Вывод
§                   Список незнакомых слов
§                   Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

H


Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия находится на рубеже двадцать первого века. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Культура - одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества на определенном этапе его развития. В настоящее время возрастает познавательно-нравственная функция истории культуры. Большинство людей, интересующихся  прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.

Культура (cultura) - слово латинское. Оно означает возделывание, обработка, улучшение.

 Культура есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности. Это - совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития. Но в процессе культурного развития человек не только действует, создавая мир предметов и идей, но и сам изменяется, создает самого себя. Состояние общества в целом зависит от культурного уровня его членов.

 Культура, ее достижения, особенно в таких ее сферах, как наука, образование, литература, изобразительное искусство, всегда были привилегией господствующих сословий. Однако культура общества не сводится к культуре господствующих классов. Необходимо предостеречь от упрощенной оценки этой культуры как реакционной, а народной - во всем прогрессивной: следует иметь в виду, что один и тот же класс на разных этапах общественного развития мог выступать то носителем поступательного развития культуры, то его тормозом.    

Подчиняясь в целом общеисторическим закономерностям, историко-культурный процесс сохраняет известную внутреннюю самостоятельность. Это дает основание выделить в истории культуры периоды, отражающие прежде всего изменения в процессе ее развития.  

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Наконец нельзя забывать, что памятники культуры прошлого - это достояние культуры будущего. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Начало Серебряного века

Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.       

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.  

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

Серебряный век. Так был назван рубеж XIX-XX вв. - время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Многие народы, населявшие Российскую империю, получили к этому времени свой алфавит, у них появилась своя литература, своя национальная интеллигенция.

Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.

Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русской культуры конца XIX - начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России.

Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного или даже десятки значительных художников - он характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное своемыслие. Это была эпоха пограничная, переходная, кризисная: развитие капитализма, прокатившиеся по стране революции, участие России в первой мировой войне…     

Конец XIX - начало XX вв. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной, жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии.

 

Просвещение

 

Сделала шаги вперед система образования  в России. Хотя она по-прежнему оставалась трехступенчатой, но была дополнена новыми структурами.

Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.

Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские (в 1905 г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ. В 1904 г. их было 20,7 тыс., а в 1914 г. - 28,2 тыс. В 1900 г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г. - уже около 6 млн.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку - на физико-математические факультеты университетов.

В 1896 г. по инициативе  и на средства торгово-промышленной буржуазии была создана сеть коммерческих училищ, дававших среднее семилетнее, восьмилетнее образование, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.  

С  1912 г. были введены в действие высшие начальные училища, куда можно было поступить после начальной школы и далее без экзамена перевестись в средние учебные заведения. Большие изменения произошли и в высшей школе. В условиях революционного подъема царское  правительство восстановило автономию высших учебных заведений, разрешило студенческие организации и выборы деканов и ректоров. В 1909 г. был основан очередной (девятый)  университет в Саратове. Новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске.

Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. В 1911 г. было юридически признано право женщин на высшее образование.

 К 1912 г. насчитывалось 16 технических высших учебных заведений. Широкое распространение получили частные высшие  учебные заведения. В 1908 г. через Думу был проведен законопроект об открытии первого народного университета. Работавший в 1908 – 1918 гг. на  средства либерального деятеля генерала А. Л. Шанявсного, университет давал среднее и высшее образование и способствовал демократизации высшей школы. В него принимались лица обоего пола независимо от национальности и политических взглядов.  К 1914 г. насчитывалось около 105 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 127 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

 Уровень грамотности повысился до 39%. Сеть культурно-просветительских учреждений наряду с воскресными школами была дополнена рабочими курсами, просветительскими рабочими обществами и народными домами. Учреждались они, как правило, на средства состоятельных людей и представляли собой своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США - 7 руб. (в пересчете на наши деньги).

 

Наука


Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

В конце XIX – начале XXвв. Российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появились ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова. Небывалым всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.)" сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX – начале XX вв. В. И. Вернадским. Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гидродинамики и аэродинамики. Жуковский с начала 20 в. уделял этим вопросам свое основное внимание. Вместе с ним работала большая группа его учеников, из которых впоследствии выросли крупные специалисты в разных областях авиационной науки и техники. В 1902 под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых аэродинамических труб в Европе. В 1904 под его же руководством в поселке Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Жуковского была открыта аэродинамическая лаборатория в МВТУ.

После Октябрьской революции 1917 Жуковский вместе с руководимыми им молодыми учеными активно включился в работу по созданию новой советской авиации. В декабре 1918 правительственным постановлением был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), причем его руководителем был назначен Жуковский. Созданные Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 был создан Институт инженеров красного воздушного флота, преобразованный в 1922 в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского.

 Ряд исследований Жуковского был посвящен теории движения тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки, причем эти исследования были замечательны примененным в них геометрическим методом. Много внимания Жуковский уделил проблеме устойчивости движения. Ей была посвящена его докторская диссертация «О прочности движения» (1879, издана в 1882), послужившая основой для исследования устойчивости аэропланов в воздухе. Несколько работ было посвящено теории гироскопов.

Жуковский выполнил ряд исследований по уравнениям в частных производных и по приближенному интегрированию уравнений. Он первым стал широко применять в гидро- и аэродинамике методы теории функций комплексной переменной. В статьях по теоретической астрономии Жуковский затрагивал теорию кометных хвостов, дал простой способ определения элементов планетных орбит.

Научные заслуги Жуковского нашли высокую оценку в специальном декрете Совета Народных Комиссаров в декабре 1920.

Учеником и соратником Жуковского был С. А. Чаплыгин - российский ученый, один из основоположников аэродинамики, академик АН СССР (1929).Создал  труды по теоретической механике, гидродинамике, аэродинамике и газовой динамике.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели. Он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.