|
Однако, важнейшим показателем, характеризующим малые предприятия, является численность работающих (см. табл. 1).
Анализируя данные таблицы 1 можно заметить, что в малых предприятиях разных стран и разных отраслей неодинаковая численность работающих. Определение малому предприятию дается в зависимости от практических нужд страны.
Опыт развитых государств показывает, что сектор малого предпринимательства характеризуется многообразием типов предприятий процессов и методов изготовления продукции. В ведущих странах мира малые и средние предприятия (такими, в соответствии с национальной методикой каждой страны, считаются фирмы с количеством работников Д»5, до 20, до 50, до 100, но не более 500 чел.) составляют 95% общего количества хозяйственных организации и обеспечивают при этом значительную часть занятости. Так, в середине 90-х годов совокупная доля малых и средних предприятии в экономике Германии составляла 99,8 процентов общего количества хозяйственных организаций, Великобритании - 94, Японии 9УА
Франции - 99,9. „ ,
В Японии например, количество малых предприятии (с числом работников до 20) в перерабатывающей промышленности составляет почти 90%, причем не менее трети из них являются семейными и вообще не используют наемный труд. Еще больше семейных предприятий - в сфере розничной торговли и обслуживания этой страны (около 60 и 50 процентов соответственно).
В Республике Корея в обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве малый бизнес - это предприятия с двадцатью и менее работающих, в торговле и сфере услу' ' пятью и менее. Малых предприятий там сегодня 1810 тыс. (98,о процента предприятий); крупных - едва более 15 тыс., а в малом бизнесе занято 62 процента работающих. Такое распределение сил позволило включить всех жителей страны в активную экономичес-
кую жизнь.
В России в течение последних лет за счет малых предприятии количество рабочих мест увеличилось на 1,5 млн. человек.
Учитывая что в Украине растет безработица, организация и деятельность малых предприятий может быть важным фактором, противодействующим этому нежелательному явлению.
К началу 1998 г. в Украине было зарегистрировано около 400 тысяч малых предприятий, однако действовало из них всего около
100 тысяч, где было занято примерно 4,6 процента от всего занятого населения страны и выработано около 9 процентов валового внутреннего продукта.
Сравнивая вклад малых предприятий в экономику своих стран, можно заметить, что в США он превышает 50 процентов валового внутреннего продукта, во Франции - 55 процентов, в Италии - 57 процентов.
Число занятых в малом бизнесе США составляет 70,2 млн. человек, в Японии - 39,5 млн., в Германии - 18,5 млн, в Великобритании - 13,6 млн.
Количество малых предприятий в США- 19,3 млн., в Италии - 3,92 млн., в Великобритании - 2,6 млн., в Германии - 2,3 млн. Даже у соседки Украины Польши работает порядка 3 млн. малых предприятий.
Так что наши нынешние 100 тысяч малых предприятий выглядят как начало тенденции будущего роста миллионов малых предприятий Украины.
Зарегистрированные в Украине малые предприятия распределяются по отраслям таким образом: треть из них - в торговле и общественном питании, 15 процентов - в промышленности, 10 процентов - в строительстве, 4 процента — на транспорте, 5 процентов - сельском хозяйстве. Кроме того, к данному количеству малых сельскохозяйственных предприятий необходимо прибавить 35 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, которые, по существу, также являются малыми предприятиями.
Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить основные этапы их развития, которые приведены в таблице 2.
В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме обществ с ограниченной ответственностью.
С момента начала создания и до настоящего времени много малых предприятий учреждено органами местного самоуправления. Хотя их вклад как учредителей, в большинстве случаев, ограничивается предоставлением нежилых помещений на условиях аренды.
Таблица 2
Этапы развития малых предприятий в Украине
№ п/п
Нормативный акт, дата принятия
Основное содержание
Последствия применения в экономике
1.
«Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР), 06.06.1988
Разрешено создание малых предприятий. Введен упрощенный порядок их создания и регистрации. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении дохода
Началось создание в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий
2.
Закон СССР «О кооперации в СССР» 26.08.1988
Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)
Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы
3.
Закон СССР «0 предприятии в СССР» 04.06.1990
Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности
Рост количества предприятий различных форм собственности
4.
Постановление Совета Министров УССР №278 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» 22.09.1990
Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому предпринимательству по налогообложению, амортизации и др.
Началось активное создание малых предприятий во всех отраслях народного хозяйства, в первую очередь, в торговле, бытовом обслуживании, посреднической деятельности. Началась перерегистрация кооперативов в малые предприятия
5.
Закон Украины «О предприятиях в Украине» 27.03.1991
Определены характеристики отнесения предприятий к малым-по численности работающих. Государство обеспечивает предприятиям всех форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования.
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их-сочетания
6.
Закон Украины «О собственности» 26.03.1991
Признаны равноправными частная, коллективная и государственная формы собственности
Появилась возможность организации малых предприятий на основе частной собственности
Сегодня вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу структурной перестройки народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных предприятий, акционерных обществ:
• выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
• выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
• создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является наиболее актуальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей.
Организационно малые предприятия в Украине создаются в виде:
• частного предприятия, основанного на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы;
• семейного предприятия, основанного на собственности и труде граждан - членов одной семьи, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство;
• коллективного предприятия, основанного на собственности трудового коллектива предприятия;
• государственного*Предприятия, основанного на общегосударственной собственности;
• государственного коммунального предприятия, основанного на собственности административно-территориальных единиц;
• совместного предприятия, основанного на собственности граждан и юридических лиц разных стран;
• арендного предприятия, основанного на арендных отношениях, предполагающих сдачу во временное пользование за плату средств производства, зданий, другого имущества, остающегося в собственности арендодателя.
Как видим, наиболее значимыми признаками, отличающими один вид предприятия от другого являются: численность работников, собственники используемого капитала, форма управления.
Организационно-правовой формой создания малых предприятий выступают юридические лица в виде хозяйственных обществ, 'крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов, государственных предприятий. Украинское законодательство к хозяйственным обществам относит:
• акционерные общества;
• общества с ограниченной ответственностью;
• общества с дополнительной ответственностью;
• полные общества;
• командитные общества.
Акционерным признается общество, которое имеет уставной фонд, разделенный на определенное количество акций равной
номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только уставным фондом. Общая номинальная стоимость выпущенных акций, составляющая уставной фонд (капитал) общества, не может быть меньше суммы, эквивалентной 1250 минимальным заработным платам, определяемым на момент создания акционерного общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах сумм стоимости, принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми. Отличительной особенностью между ними является то, что акции открытого акционерного общества может свободно купить и продать любой гражданин и предприятие, то есть любое физическое и юридическое лицо, акции же закрытого акционерного общества могут быть проданы и куплены только среди учредителей, акционеров, собственников, работников этого общества.
Страницы: 1, 2
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.