Рефераты. Минимальные социальные гарантии для работников в Украине






5. Гарантии в отношении отпусков и времени отдыха


В соответствии  с  Конституцией Украины граждане нашей страны пользуются правом на ежегодное свободное от основной работы время. Для отдыха им предоставляются ежегодные оплачиваемые основные отпуска. В некоторых случаях работники могут получить дополнительные отпуска без сохранения заработной платы.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных трудовых прав каждого работника. Для приобретения права на отпуск работник должен находиться в трудовых правоотношениях с предприятием. Предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков обеспечивается право работников на отпуск.

Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого, Конституция Украины, вместе с тем, предусматривает, что установленный законом ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируется не всем гражданам, занимающимся той или иной трудовой деятельностью,  а только работающим по трудовому договору или находящемся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями.

Там же,  где трудовой договор отсутствует и нет трудовых отношений, говорить об обеспечении права на отпуск не имеет смысла. Лицо, занимающееся индивидуальной трудовой деятельностью, само решает вопрос об отпуске.

Право на отпуск не зависит от места работы, занимаемой должности, формы оплаты труда, режима, условий труда, срока трудового договора.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск на общих основаниях имеют и лица, работающие по найму у отдельных граждан в качестве домашней работницы, шофера, секретаря, няни и т.п.

Администрация не может лишить рабочих и служащих отпуска полностью или частично. Это относится как к основному, так и к дополнительным отпускам. Лишь за прогул без уважительных причин продолжительность отпуска уменьшается на число дней прогула, но при этом она не может быть менее 12 рабочих дней.

За время отпуска за работником сохраняется место работы и средний заработок (ст.74 КЗоТ Украины), что является важнейшей гарантией использования отпуска по назначению, т.е. для отдыха.

В соответствии  со ст.40 КЗоТ увольнение работника по инициативе администрации во время пребывания его в ежегодном отпуске не допускается, за исключением случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации. Запрещается в этот период и перевод на другую работу. Но сам работник в праве во время отпуска подать заявление об увольнении по собственному желанию и расторгнуть трудовой договор.

Право на отпуск не может быть ограничено, отменено либо утрачено в период работы. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск (ст.83 КЗоТ). Сам работник так же не имеет права отказаться от отпуска.

Отпуска прежде всего подразделяются на ежегодные основные и дополнительные.  Оба эти отпуска предоставляются за работу и для отдыха.  Отличие этих отпусков заключается в продолжительности, основаниях и порядке предоставления.

Ежегодный отпуск обычно выступает как сумма основного и дополнительного отпусков, на которые работник имеет право. Для получения дополнительного отпуска условия и характер работы,  а также некоторые другие обстоятельства, с которыми связано возникновение права на его получение, являются определяющими. А основной отпуск гарантирован работнику независимо от того, где он работает и какую работу выполняет.

Дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными условиями  труда, предоставляется  согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда продолжительностью 35 календарных дней. Список утвержден Кабинетом Министров Украины.

Список должен  применяться  на всех предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовой формы при наличии  вредных условий труда.  Продолжительность дополнительного отпуска, установленная в Списке для выполняющих ту или  иную  работу, занимающих ту  или иную должность-это минимальная гарантия для работника любого предприятия, занятого на данной работе. Если ранее предприятие  не имело права расширять круг лиц, пользующихся дополнительными отпусками за работу с вредными условиями труда и увеличивать  продолжительность этих отпусков по сравнению со Списком, то теперь никаких ограничений нет.  Перечень работ, профессий и  должностей с вредными условиями труда и продолжительность дополнительного отпуска по каждой из них обычно приводятся в коллективном договоре.

Дополнительные отпуска в связи с учебой:

Право на  образование является одним из важнейших конституционных прав граждан.  Реальность и широта гарантий,  обеспечивающих право на образование,  дают возможность получения его и без отрыва от производства.

В целях  создания  надлежащих  условий для сочетания работы и учебы трудовым законодательством установлены многочисленные льготы рабочим  и служащим,  успешно совмещающим труд с обучением. Среди этих льгот большое место занимает предоставление дополнительных отпусков для учебы, цель которых - дать работникам дополнительное свободное время для подготовки и сдачи экзаменов и зачетов, выполнение лабораторных работ и т.д.

Дополнительные отпуска  предоставляются  в  связи с обучением без отрыва от производства,  в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях, аспирантуре, а также некоторым категориям специалистов, повышающим квалификацию.

На практике  встречаются  случаи  нарушения  права на отпуск.

Надзор за соблюдением законодательства об отпусках осуществляют специально уполномоченные на это государственные органы и инспекции, которые являются независимыми в своей деятельности от владельца или уполномоченного им органа.

Контроль за соблюдением законодательства об отпусках осуществляют в пределах своей компетенции центральные и местные органы государственной исполнительной власти и профсоюзные органы.

Высший надзор за соблюдением и применением законодательства об отпусках осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. Лица, виновные в нарушении законодательства об отпусках, несут ответственность согласно законодательству. Споры, возникающие относительно предоставления отпусков, рассматриваются в порядке, установленном законодательством.


6. Оплата труда


Оплата труда — едва ли не самая важная категория в системе условий труда. В ней как ни в какой иной сфере отражаются все противоречия общества, все достижения и просчеты. Поэтому подходить к правовым вопросам оплаты труда необходимо с исследованием объективных реальных общественных отношений. Именно социально-экономические аспекты позволяют раскрыть те проблемы, которые имеют место в современных условиях в Украине в сфере оплаты труда, и «подсказать» правовые средства, формы их решения.

Как социально-экономическая категория заработная плата представляет собой фиксируемую в денежной форме определенную часть доходов граждан в структуре национального дохода страны. Как известно, с доходов граждане выплачивают подоходный налог. По этому показателю можно проанализировать, как обстоит дело с доходами у населения. В современных условиях развития экономики, когда более 50% предприятий являются убыточными, имеют задолженность перед государством и по выплате заработной платы работникам, часть подоходного налога с доходов граждан в структуре консолидированного бюджета Украины составляет около 11%, в то время как в США, например, она достигает почти 30%[6].

Действующим законодательством, в частности, статьей 97 КЗоТ Украины, предусмотрены нормы, которые позволяют предприятиям, в случае необходимости, использовать почасовую систему оплаты труда работников.

Указанная система оплаты труда применяется для работников, которые работают на условиях неполного рабочего времени, на временных, разовых работах, на ремонте и обслуживании оборудования, контроле качества продукции, экспериментальных и вспомогательных работах, ремонтно-строительных, транспортных и т.д.

Она приемлема также для женщин с малолетними детьми, молодежи, которая совмещает работу с учебой, людей, у которых ограниченная трудоспособность и которые заинтересованы в работе на условиях неполного рабочего дня.

Учитывая, что длительность рабочего времени по месяцам года разная, при выполнении часовой нормы труда за одну и ту же выполненную работу работнику гарантируется разное вознаграждение.

Поэтому назрела неотложная потребность упорядочить этот процесс, в частности, ввести в законодательное поле такое понятие, как почасовая минимальная заработная плата, и предусмотреть определенные гарантии для работников, которые работают по почасовой системе оплаты труда.

С целью реализации этой задачи и внедрения в Украине новой социальной гарантии – регулированной государством минимальной почасовой заработной платы - был разработан Кодекс законов о труде Украины и Закон Украины «Об оплате труда».

Законами определены основные принципы установления минимальной почасовой заработной платы. Размер минимальной заработной платы устанавливается одновременно в месячном и почасовом размере с учетом прожиточного минимума, общего уровня средней заработной платы, уровня занятости и других экономических условий. Почасовой размер минимальной заработной платы определяют, исходя из месячного размера минимальной заработной платы и среднемесячной длительности рабочего времени при нормальной длительности рабочего времени 40 часов в неделю.

Процедура определения размера минимальной заработной платы неизменна. Устанавливать размер минимальной почасовой заработной платы продолжают в том же порядке, который предусмотрен действующей редакцией статьи 10 Закона Украины «Об оплате труда» относительно установления минимальной заработной платы.

Установление на государственном уровне размера минимальной почасовой заработной платы не уменьшил объем существующих прав работников.

Внедрение минимальной почасовой заработной платы никаким образом не связано с уменьшением нормы длительности рабочего времени. Кодексом законов о труде Украины (статья 50) уже предусмотрена возможность предприятия при заключении коллективного договора устанавливать меньшую норму длительности рабочего времени.

С целью установления дополнительных гарантий работникам, которые будут работать по почасовой системе оплаты, статью 106 КЗоТ Украины предлагается дополнить нормой относительно проведения оплаты сверхурочных всех часов, отработанных работником сверх установленной законодательством длительности рабочего времени в неделю в случае, если работнику не установлена длительность ежедневной работы.

Внедрение предложенных законодательством изменений в законодательство будет способствовать дальнейшему усилению социальной защиты человека труда. [7]

Законом также устанавливаются условия определения размера минимальной заработной платы, один из которых – учет размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, который отвечает нормам Конвенции МОТ № 131. Указанная норма предусматривает возможность для государства устанавливать размер минимальной заработной платы с учетом как 100 процентов, так и более высокого процента прожиточного минимума, исходя из финансовых возможностей как бюджетов, так и предприятий.

Норма, что минимальная заработная плата не может быть меньше прожиточного минимума, установлена Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» и не нуждается в дублировании законодательными актами Украины.

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм за трудовые успехи, изобретательство, а также за особые условия труда. В фонд дополнительной заработной платы входят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, премии за выполнение производственных заданий и функций. Например, надбавки за квалификационное мастерство, за знание иностранного языка, за классность водителям, бригадирам за руководство бригадой, персональные надбавки за работу во вредных условиях труда; премии за выполнение и перевыполнение производственных заданий, за выполнение аккордных заданий в срок, за уменьшение простоев оборудования; вознаграждения за выслугу лет, оплата разовых работ на предприятии; оплата труда студентов во время прохождения практики; оплата за работу в выходные и праздничные дни; затраты, связанные с оплатой жилья работникам предприятия и др.

К гарантиям для работников относится оплата ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей; для работников, направляемых для повышения квалификации, на медицинское обследование; для переведенных работников по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; время перевода на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; время производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; в связи с исполнением донорских обязанностей; установление гарантий и компенсаций работникам при переезде на работу в другую местность; служебных командировок; работы в полевых условиях и др.

Гарантийные выплаты — это суммы, сохраняющие работнику заработную плату (полностью или частично) за время, когда он по уважительным причинам, предусмотренным законом, освобождается от выполнения трудовых обязанностей и за ним сохраняется место работы. Гарантийные доплаты — это суммы, выплачиваемые сверх заработной платы работнику при сокращении рабочего времени или переводе на другую работу в установленных законом случаях. Эти выплаты не являются заработной платой, но тесно с ней связаны:

1) осуществляются из фонда оплаты труда;

2) размер их, как правило, соизмеряется с теми же

показателями, что и заработная плата. К основным гарантийным выплатам относятся:

1) выплаты работникам за время выполнения государственных или общественных обязанностей (ст. 119 КЗоТ);

2) выплаты при переезде на работу в другую местность (cm. 120 КЗоТ);

3) выплаты при служебных командировках (cm. 121 КЗоТ);

4) выплаты за время повышения квалификации с отрывом от производства (cm. 122 КЗоТ, постановление Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997г. № 695 «О гарантиях и компенсациях для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения иным профессиям с отрывом от производства» );

5) выплаты за время пребывания в медицинском учреждении на обследовании (ст. 123 КЗоТ);

6) выплаты донорам (ст. 124 КЗоТ, cm. 9 Закона Украины от 23 июня 1995 г. «О донорстве крови и ее компонентов»);

7) выплаты работникам — авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений (ст. 126 КЗоТ);

8) выплаты за участие в коллективных переговорах и подготовке проекта коллективного договора или соглашения (ст. 12 Закона Украины. «О коллективных договорах и соглашениях»);

9) выплаты независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей за время работы в примирительных органах, т.е. за участие в разрешении коллективного трудового спора (ст. 14 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»).

Гарантийные доплаты выплачиваются работнику в случае снижения заработка. К основным видам доплат относятся:

1) доплаты несовершеннолетним работникам (ст. 194 КЗоТ);

2) доплаты при переводе работника на другую работу и перемещении (при переводе на другую нижеоплачиваемую работу и перемещении — ст. 114 КЗоТ, при переводе на легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст. 178 КЗоТ) и в других случаях.

Компенсационные выплаты — это суммы, выплачиваемые работникам сверх оплаты по труду для компенсации затрат, связанных с выполнением ими своих трудовых обязанностей, а также расходов в связи с переездом при приеме на работу в другую местность. К основным видам компенсационных выплат следует отнести:

1) выплаты при переезде на работу в другую местность (ст. 120 КЗоТ, постановление Кабинета Министров Украины от 02.03.98 г. № 255 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность»);

2) командировочные расходы при направлении в служебную командировку (ст. 121 КЗоТ, постановление Кабинета Министров Украины от 5 января 1998 г. № 10 «О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за границу» );

3) компенсация за износ инструментов, принадлежащих работникам (ст. 125 КЗоТ);

4) выплаты при призыве на военную службу или прохождении военных сборов (cm.cm. 21, 29 Закона Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»);

5) при направлении для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения иным профессиям с отрывом от производства (постановление Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 г. № 695 «О гарантиях и компенсациях для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения иным профессиям с отрывом от производства» );

6) компенсация расходов за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок (Нормы, расходов на представительские цели, рекламу и выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и порядок их расходования, утвержденные приказом Министерства финансов Украины и Министерства экономики Украины от 12 ноября 1993 г. № 88);

7) компенсация отдельным категориям работников бюджетных учреждений и организаций расходов на проезд в пассажирском транспорте в связи с выполнением служебных обязанностей (Порядок возмещения расходов на проезд пассажирским транспортом отдельным категориям работников бюджетных учреждений и организаций в связи с выполнением ими служебных обязанностей, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1997 г. № 922).


7. Новеллы в международном трудовом праве и социальном гарантировании


С 1 мая расширяются возможности людей найти работу в других странах ЕС и связанные с этим социальные гарантии.

Изменения в трудовой сфере большинство из старых государств ЕС свой рынок труда для Эстонии сразу не откроют. В Дании, например, без наличия видов на жительство и работу можно будет искать работу лишь на протяжении шести месяцев. В Голландии же гражданин Эстонии сможет получить разрешение на работу только тогда, когда в течение пяти недель на это место не удалось найти голландского гражданина. Присоединяющиеся к ЕС страны ограничений для Эстонии в части рынка труда не вводили. Хотя рынок труда всех старых членов ЕС, кроме Ирландии и Великобритании, останется еще, как минимум, на два года закрытым, возможности Европейского Союза будут открыты для изучения и поиска. Кроме того, с 1 мая можно отправиться на работу в другую страну ЕС, используя возможности системы свободного движения услуг и через аренду рабочей силы.

Система свободного движения услуг позволяет предприятиям Эстонии отправлять своих работников на работу в государства ЕС сроком до одного года. В части движения услуг ограничения для Эстонии ввели лишь Германия и Австрия. Аренда рабочей силы является сравнительно новой услугой для всей Европы, а потому эта сфера отрегулирована мало. У работающего на принципах аренды работника возникает одновременно как бы два работодателя. Поэтому перед подписанием договоров, как сами документы, так и данные работодателей следует основательно изучить.

Поскольку в различных государствах гарантии, как работникам, так и оказывающим услуги лицам отличаются, то до того, как отправиться туда на работу, было бы разумно изучить информацию, опубликованную на домашних страницах EURESe и Департамента рынка труда.

Кроме свободы передвижения, вступление Эстонии в ЕС несет с собой расширение социальных гарантий. В связи со свободным передвижением рабочей силы с 1 мая унифицируются пенсионные системы. После вступления Эстонии в Европейский Союз человек сможет в течение жизни работать в различных странах, а выйдя на пенсию, получать деньги от каждой из стран, где он работал в соответствии с проработанным там временем. Дающий право на получение пенсии стаж также получается в результате соединения проработанного в различных странах времени. Важно знать, что, отправляясь на работу в другую страну, вы не обязательно будете получать все местные социальные пособия. К основанным на принципе места

проживания льготам, которых человек лишается при переезде в другую страну, относятся, например, пособие взрослого человека с ограниченными возможностями, пособие по усыновлению и частичное погашение учебного кредита.

В то же время во всех странах ЕС должны быть обеспечены выплаты компенсации по болезни и рождению ребенка, пенсии по инвалидности, старости и потере кормильца, компенсации пострадавшим от несчастного случая на производстве и страдающим профзаболеваниями, похоронного пособия, компенсации, выплачиваемой безработным, а также семейного пособия. Если родители работают в различных странах, то семье выплачиваются те пособия, которые выше.[8]


[1] Трудовое право: Учебник. — М.: «Статус ЛТД+», 1996.

[2] Г.И. Чанышева, Н.Б. Болотина: Трудовое право Украины.— X.: «Одиссей», 2000.

[3] Орловский Ю. Сфера действия трудового законодательства и практика его применения //Право и экономика. — 1998. — № 10.

[4] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. — М., 1997.

[5] Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник для вузов. — М.: Изд. группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998.

[6] Колот А. Удосконалення оплати праці потребуе комплексних рішень //Праця I зарплата. — 1998. — № 15.

[7] Мартемьянов B.C., Скачкова Г.С. Заработная и заработанная плата //Советское государство и право. — 1988.

[8] Информация предоставлена на основании Интернет-изданий.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.