Рефераты. Международный детский туризм в Санкт-Петербурге






Международный детский туризм в Санкт-Петербурге

Международный детский туризм

           


             В России международный детский туризм в традиционном смысле получил широкое развитие сравнительно недавно, в конце 90-х годов прошлого века.

Как уже говорилось, детский международный туризм развивается по четырем основным направлениям, указанным ранее. На практике указанные виды туризма существуют совместно, т.к. в любой поездке школьников происходит синтез данных направлений, т.е. отдых и оздоровление совмещаются с определенной экскурсионно-познавательной направленностью и образовательными целями.

Сейчас основными формами некоммерческих выездов школьников за границу являются деловые поездки (конкурсы, олимпиады) и безвалютные обмены, долгое время бывшие самым распространенным способом международного школьного туризма в нашей стране.

На коммерческом рынке Санкт-Петербурга наблюдается относительная ограниченность в выборе путешествий для учащихся: познавательные туры преимущественно в Финляндию и центры (лагеря) отдыха в странах Европы, Тунисе и СНГ (поездки в страны СНГ условно отнесены к международному туризму).


 

Муниципальные программы. Международное сотрудничество

 


            Администрацией нашего города разработан план развития Санкт-Петербурга. В этом проекте особо отмечены туризм, потенциал которого далеко не исчерпан, образование и культура.

Одновременно Комитетом по образованию совместно с педагогами высших учебных заведений была разработана программа развития образовательной системы в Санкт-Петербурге. В рамках этой программы в разделе «Международное сотрудничество» были предложены такие формы работы как организация и участие петербургских детей в европейских конкурсах, образовательный туризм и другие направления.

На сегодняшний день, несмотря на дефицит бюджетных средств, Комитеты по культуре и образованию выделяют деньги на международные поездки школьников. Таким поездкам предшествует отбор на городских соревнованиях, олимпиадах, смотры лучших рефератов по разным школьным дисциплинам. Победители выезжают за границу на международные конкурсы, олимпиады, литературные чтения.

Оказывается содействие особо одаренным юным музыкантам для участия в международных музыкальных фестивалях и конкурсах. Поездки имеют частичную дотацию представительств международных общественных организаций.

 С 1992 года по распоряжению мэра Санкт-Петербурга городской бюджет ежегодно выделяет средства для поощрения выпускников, окончивших среднюю школу с отличием. Летом для «золотых» медалистов организуются поездки за границу на 7-8 дней с богатой экскурсионной программой. В этой акции ежегодно принимают участие около 300-350 выпускников-медалистов.

По данным Отдела международных связей при Комитете по образованию Санкт-Петербурга с 1993 по 2003 годы выпускники посещали Данию, Финляндию, Швецию. В последние три года к этой акции присоединилась и Ленинградская область.

Такие международные поездки школьников относятся к социальной форме туризма (дотируемого из бюджетных средств). Участие в конкурсах можно отнести к образовательно-деловому виду туризма, а поощрительные путешествия медалистов – одновременно к экскурсионно-познавательному и рекреационному видам.

География выездов при такой социальной форме туризма может быть разнообразной. Она не зависит от предпочтения туристов и определяется исключительно местом проведения конкурсов, степенью развития культурных контактов России с другими странами и финансовыми возможностями городского бюджета.

Однако, на сегодняшний день, как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области самым распространенным видом некоммерческого международного туризма являются ученические обмены.

Центр педагогической информации (ЦПИ) при Комитете по образованию представил сведения о международных связях школ Санкт-Петербурга за период 2001/2002 и 2002/2003 учебные годы.

На основе информации, полученной из ЦПИ и общеобразовательных школ, сделано заключение:

                    На 2002 год в Санкт-Петербурге зарегистрировано 663 общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, из которых 70 расположено в ближайших пригородах. Из общего числа только 172 школы (26%) принимают участие в международных ученических обменах.

Самыми активными по участию в международных связях являются:

                    Кронштадтский район (в обменах участвует 75% школ)

                    Калининский район (в обменах участвует 42% школ)

                    Василеостровский район (в обменах участвует 41% школ)

                    (см. таблицу 1)

Школы Санкт-Петербурга и Ленинградской области сотрудничают с

                    21 страной мира. Некоторые учебные заведения имеют налаженные связи сразу с несколькими государствами. Так, с Германией работают 62 школы Санкт-Петербурга, с Великобританией – 48 школ, с США – 43 школы и далее, по убывающей, с Францией, Финляндией, Швецией, Италией, на последних местах – Мексика, Чехия, Израиль и Индия (см. таблицу 2).

               Чаще всего ученические обмены организуются силами самих школ Санкт-Петербурга. Некоторые школы поддерживают длительные и прочные связи с учебными заведениями других стран, установленные еще много лет назад. Другие школы смогли наладить новые контакты уже в настоящее время.

                Основными формами сотрудничества российских и зарубежных школ являются:

Обмены учащимися на основе двухсторонних договоров

Участие в международных программах

Членство в международных обществах (Британский клуб, институт Гете, клуб «Албена», Альянс Франнсес, клуб англо-говорящих и др. при Доме Дружбы)

Контакты школ ассоциированных членов ЮНЕСКО.

                 Новыми формами сотрудничества становятся:

Общение детей со сверстниками после подключения школьных компьютеров к системе «Internet»

Заключение трехсторонних договоров между школами и департаментом по образованию иностранного государства.

                 Незначительная часть школьных обменов организуется на основе международных программ. Такие обмены межу зарубежными странами и Санкт-Петербургом проходят на базе отдельных конкретных проектов и носят, как правило, разовый характер. Дети принимают участие в образовательных, культурных («Родительский мост») и экологических проектах (проводимых странами Балтийского моря – «Загрязнение воздуха», «Прозрачные воды Невы», «Baltic sea project»).

                Организации безвалютных обменов детей оказывают содействие ассоциации «АСПРЯЛ», Университет педагогического мастерства, Институт «Открытое общество» (от фонда Дж. Сороса), представительство ЮНЕСКО.

                Целью подобных обменов ставится воспитание детей в духе международного взаимопонимания путем сотрудничества школ и взаимных посещений.

               


               


 Таблица 1. Активность школ Санкт-Петербурга в международных обменах.



Район

Количество школ

Участвуют в обменах (кол-во)

Участвуют в обменах (в %)

Адмиралтейский

39

13

36

Василеостровский

31

13

41

Выборгский

59

0

0

Калининский

50

21

42

Кировский

48

11

22

Красногвардейский

43

11

25

Красносельский

39

10

25

Курортный

14

3

21

Московский

40

10

25

Невский

57

12

21

Петроградский

22

8

36

Приморский

48

15

31

Фрунзенский

50

13

26

Центральный

53

8

15

ВСЕГО

593

148

20

Колпино

24

7

29

Кронштадт

8

6

75

Ломоносов

6

2

33

Павловск

3

1

33

Петродворец

11

4

36

Пушкин

18

4

22

ВСЕГО

70

24

34

ИТОГО

663

172

26






Активность школ Ленинградской области в международных обменах.















Таблица 2. Сотрудничество школ Санкт-Петербурга с зарубежными странами.

Страна

Кол-во

школ, со-

труднича-

ющих с ней

Австрия

       3

Англия

       48

Болгария

       3

Венгрия

       1

Германия

       62

Голландия

       5

Дания

       8

Израиль

       1

Индия

       1

Испания

       3

Италия

      10

Канада

       3

Мексика

       1

Норвегия

       2

Польша

       8

США

      43

Финляндия

      25

Франция

      29

Чехия

      2

Швейцария

      5

Швеция

     11



































Для этого вида школьных обменов собирались группы детей от 20 до 35 человек, как от отдельных школ, так и сборные группы одного возраста от нескольких школ города. Следует отметить, что к международным проектам привлекались чаще специализированные «языковые» школы или школы с углубленным изучением математики, информатики, музыки, гуманитарных дисциплин.

Однако основную часть безвалютных обменов составляют образовательные программы. Преимущественное положение занимают языковые практикумы. Подобные ученические обмены, как правило, проводятся специализированными «языковыми» школами, которые заинтересованы в навыках общения с живыми носителями языка, как для школьников, так и для педагогов. Такие поездки организуются школами самостоятельно или при поддержке ЮНЕСКО, ассоциации «АСПРЯЛ», других международных организаций. Языковая практика за границей дает возможность детям узнать другую языковую культуру, быт, почувствовать изучаемый язык в его естественном окружении.

Поездки для изучения языка проводятся на безвалютной основе. Особенностью их является принцип равенства предоставляемых сторонами услуг. Пребывание и развлечение гостей берет на себя принимающая сторона, а дорога оплачивается каждым индивидуально. С целью снижения расходов дети размещаются за границей чаще всего в семьях сверстников или в помещениях учебного заведения. Питание, соответственно, предоставляется дома или в столовой школы или колледжа.

Школы формируют группы по 10-18 человек одного возраста, в среднем, от 12 до 16 лет. Сроки обменов составляют обычно от 3-5 недель до 4-6 месяцев, реже до 10-12 месяцев.

И, соответственно, до или после поездки русских детей наши школы принимают на таких же условиях такое же количество иностранных учащихся, которые проживают в семьях и находятся на их содержании. Отдельного внимания заслуживает работа гимназии при Русском музее. Специфика гимназии диктует формы работы.

С точки зрения организации безвалютных школьных обменов в настоящее время сложностей не возникает. Представительсво МИД в Санкт-Петербурге сообщило, что дети до 18 лет попадают под общий «Закон о порядке выезда из РФ и въезда в РФ» при наличии необходимых документов. Ребенку нужно иметь заграничный паспорт и доверенность родителей на имя сопровождающего учителя, заверенную у нотариуса. С этими документами представительство другого государства оформляет чаще всего групповую визу на основе гарантийного письма от принимающей зарубежной стороны и договора между учебными заведениями.

Оформление выездных документов занимает от 10 до25 дней. И, на сегодняшний день, дети как полноправные граждане России имеют право вывозить без специального разрешения денежную сумму в эквиваленте 500 долларов США на день пересечения границы.

Безусловно, международные ученические обмены являются наиболее доступным и дешевым способом путешествий детей с познавательными и образовательными целями. Но, к сожалению, такой вид взаимных визитов приносит минимальные валютные поступления в город. Однако незначительно, но увеличиваются доходы в рублях музеев и предприятий торговли (сувениры, продовольственные товары).


 

Экскурсионно-познавательный туризм

 

            На туристском рынке Санкт-Петербурга предложения по детскому экскурсионно-познавательному туризму представлены достаточно скромно.

             Преимущественное положение занимают поездки в Финляндию ии совмещенный тур Финляндия-Швеция. Это объясняется прежде всего географической близостью этих стран и доступностью таких поездок по цене.

             В рекламных предложениях туристских фирм Санкт-Петербурга часто встречается словосочетание «финские каникулы». Путешествия в Финляндию фирмы организуют как отдльный вид поездки для школьнков Санкт-Петербурга и Ленинградской области, икак основную часть комбинированного маршрута для групп иногородних детей.

Интересно сопоставить программы, набор услуг и цены на детские путешествия в Финляндию и Швецию, предлагаемые фирмами Санкт-Петербурга «Интел-Т», «Содружество», «Морской конек» (смотрите таблицы 3 и 4).

На основе сравнительного анализа выявлены общие черты в технологии организации туров:

Проезд осуществляется автобусом из Санкт-Петербурга, сопровождающим группу во время всего путешествия

Для переезда в Швецию исползуется паром, отправляющийся по расписанию

Школьники размещаются в «еврохостел» (общежитиях студенческого типа), в доступных по цене 3-х и 2-х звездочных отелях, в 4-хместных каютах парома

Во всех турах присутствует завтрак, включенный в стоимость номеров отелей

В культурные программы входят от одной обзорной экскурсии по городу при поездке в Финляндию и от двух экскурсий на маршруте Финляндия-Швеция

Стоимость путевки не учитывает услуги по оформлению визы

Все туры рассчитаны минимально на 3 дня и 2 ночи.

               Эти общие черты в работе туристских фирм свидетельствуют о том, что путешествия в Финляндию и швецию формируются на принципе максимального удешевления стоимости поездки путем использования наиболеедешевого транспорта и средств размещения.

               Из отличительных особенностей можно отметить, чо фирмы «Интел-Т» и «содружество» обеспечивают оплаченный ужин и сразу учитывают стоимость страхового полиса, но не включают посещения музеев и развлекательных мероприятий. Наименьшая цена на 3-хдневное путешествие детей у фирмы «Содружество» - 136 долларов США. Чуть выше стоимость аналогичной поездки у «Интел-Т» - от 160 долларов в Финляндию и от 169 долларов в Финляндию и Швецию на 4 дня. Особенностью сезона 2002/2003 учебного года явился переход турфирм Санкт-Петербурга на расчеты в евро, при этом абсолютные величины не изменились.Комментарии излишни.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.