ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
Санкт-Петербург
2005
О Г Л А В Л Е Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБРСТВ...................................................................................................................................................................................... 9
1.1.История развития восточных боевых искусств......................................................................................... 9
1.2. Восточные единоборства в современной педагогике......................................................................... 15
ГЛАВА 2.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ.......................................................................................................................................................................... 18
2.1. Проблемы профессиональной подготовленности специалистов по восточным единоборствам............................................................................................................................................................................................................. 18
2.2. Научно-методические проблемы организации тренировочного............................................... 21
процесса в восточных единоборствах.................................................................................................................. 21
2.3.Основы построения тренировочного процесса......................................................................................... 25
2.4.Структура тренировочного занятия................................................................................................................. 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ 32
3.1.Воспитание физической и духовной культуры личности в восточных единоборствах 32
3.2.Методика тренировочного процесса в восточных единоборствах........................................... 38
ГЛАВА 4.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЯМОГО ПРЕДНАМЕРЕННОГО ВНУШЕНИЯ (ППВ) В БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ В МЕТОДИКЕ ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ............................................................................................................................................................. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................................................................. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................................................................... 59
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................................................................................. 63
Актуальность дипломной работы. Изучение и осмысление характера и закономерностей развития физической культуры общества и личности в процессе освоения культурных ценностей - практически вечная проблема, получающая конкретную интерпретацию в зависимости от этапа становления общества, трактовки соотношения социального и биологического в человеке. Особое внимание в этой проблеме привлекает непосредственное освоение ценностей физической культуры подрастающим поколением, особенно в кризисные периоды развития общества, поскольку выбор человеком и социумом своего будущего лежит на пути совершенствования социального института образования и воспитания[1].
В настоящее время отечественная педагогическая наука, учитывая складывающиеся общественно-политические и социальные реалии, предлагает целый ряд методологически обоснованных положений, не только раскрывающих объективную необходимость в реформировании общеобразовательной школы в части общих основ образовательного процесса и разработки содержательных основ школьных учебных дисциплин, но и отражающих нацеленность самой реформы на развитие личности учащихся, их здоровья, потребностей и интересов применительно к различным сферам деятельности[2].
Государственная система физкультурного образования в общеобразовательных учреждениях, подвергается серьезной критике. Формируясь в условиях социальных ограничений, система физкультурного образования на протяжении многих лет была зарегламентированной, что не позволяло ей эффективно развиваться. Однако демократизация жизни российского общества предопределила и наметившиеся перемены в оздоровительной физической культуре. Исследования В.К. Бальсевича, А.П. Матвеева, В.И. Ляха, Е.Н. Литвинова, И.И. Сулейманова, Г.Б. Мейксона и других существенно продвинули школьную физическую культуру в разработке и обосновании концептуальных основ предметного содержания программно-методического обеспечения процесса становления физической культуры личности и форм его эффективной реализации в условиях общеобразовательной школы.
Анализ передового теоретического и практического опыта в области физического совершенствования школьников позволил выделить ряд концептуальных подходов к физкультурному образованию учащихся, апробированных за период последнего десятилетия, таких, как: комплексный (В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, 1992); базово-вариативный (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, 1993); образовательный (В.П. Рябинцев, 1990); дифференцированный (И.И. Сулейманов, Е.А. Короткова, 1993); тренировочный (Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов, 1996); оздоровительный (1992); спортивно-видовой (В.В. Пономарев, 1993); региональный (Ш.Х. Ханкельдиев, 1991; В.В. Пономарев, 1991), спортизированный (В.К. Бальсевич, 2000) и др.
Разнообразие современных подходов к физкультурному образованию школьников вносит значительные позитивные изменения в учебно-методическое обеспечение физкультурного образования школьников, но в то же время не в полной мере решает актуальные проблемы физкультурного образования.
Подтверждением вышесказанному являются результаты последних исследований состояния здоровья школьников[3]: число здоровых школьников составляет в младшем школьном возрасте 10 - 12, среднем - 8 и старшем - 5%; хроническими недугами страдают 50% детей в возрасте 7 - 9 лет и 60% старшеклассников; за последние 10 лет вдвое увеличилась патология органов пищеварения, в 4 раза - случаев остеохондроза, сколиоза и плоскостопия, в 3 раза - болезней почек и мочевыводящих путей; у 18,8% мальчиков и 19,8% девочек в возрасте до 17 лет наблюдается выраженный дефицит массы тела; 55% школьников имеют проблемы с психикой.
Причина такого резкого снижения двигательной активности учащихся скрывается как в содержании, так и в организации их физкультурного образования. Жесткая школьная система с ее учебным планом, одинаковым для всех учащихся до окончания школы, препятствует творческой работе учителя, рассчитанной на учет, сохранение, формирование и развитие индивидуальности учеников, отсутствует возможность приобретения спортивного инвентаря, расширения материально-технической базы, увеличения учебной нагрузки, проведения дополнительных занятий физической культурой и спортом, не говоря уже о соревнованиях, чтобы хоть как-то привлечь интерес учащихся к занятиям физической культурой.
Все приведенные выше факты требуют поиска и научного обоснования новых путей совершенствования общего физкультурного образования и укрепления здоровья детей.
Одним из путей разрешения проблемной ситуации, связанной с катастрофическим ухудшением состояния здоровья школьников, явился относительно новый подход, основанный на концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников, организационная основа которой заключается в интеграции основного и дополнительного физкультурного образования[4].
Сущность концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников заключается в более эффективном решении цели и задач традиционного физкультурного образования школьников путем частичного использования принципов, средств и методов спортивной тренировки.
Поиск новых, более эффективных форм учебно-воспитательной работы требует от исследователей самым тщательным образом подходить к анализу исторического педагогического наследия не только отечественных, но и зарубежных систем. С другой стороны, на фоне достаточно глубоко проработанных систем обучения европейского континента в отечественной истории педагогики почти отсутствуют сведения о системах азиатских: индийских, арабских, японских, корейских, китайских и многих других.
Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточных единоборств. Интересно, какая же ценностная и духовно-нравственная основа, привлекающая современную российскую молодежь, лежит в основе культуры боевых искусств. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов. Корни его следует искать не в своеобразии российской молодежи, а в особенностях самой восточной традиции. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна.
Вместе с тем, мы наблюдаем устойчивый дефицит тренеров-профессионалов по восточным единоборствам.
Успех психолого-педагогической деятельности тренера зависит не только от его способностей, но и от отношения к работе, от стремления к совершенствованию знаний, умений и навыков.
По данным исследований, проведенных среди единоборцев, причиной перехода от одного тренера к другому в 71,2% случаев является недостаточный уровень профессиональных знаний и опыта, не позволяющий обеспечивать дальнейший рост результатов[5].
Вышеизложенная проблематика предопределила ЦЕЛЬ дипломной работы – изучить теоретические и практические подходы к методике построения тренировочного процесса в восточных единоборствах.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1.Определить исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения восточным единоборствам в Китае с древнейших времен до наших дней.
2.Выявить философские, педагогические и социально-психологические основы восточных единоборств.
3.Изучить научно-методические подходы к построению тренировочного процесса.
4.Разработать методику построения тренировочного процесса в восточных единоборствах.
5.Проверить эффективность методики путем проведения эксперимента.
Рабочую гипотезу исследования составило предположение о том, что история возникновения восточных единоборств восходит к временам каменного века к периоду около XXVII-XIV вв. до н.э. и уже в то время они имели почти все присущие им основные характеристики. Предполагалось, что для адаптации идей восточных единоборств к условиям современности необходимо провести теоретическую и практическую историко-методическую работу, связанную с реконструкцией форм обучения в Классическом Китае, а затем, практически выявив их сущность и содержание, механизм педагогического воздействия, его особенности и аналоги в современной практике попытаться перенести их в отечественный педагогический процесс. Значительно повысить уровень волевой и физической подготовки позволяет использование прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии с целью развития не только физических, но и волевых, моральных качеств обучающихся.
Предмет исследования – изучение научно-методических подходов к построению тренировочного процесса в восточных единоборствах.
Объект исследования – 30 подростков в возрасте 12-13 лет, обучающихся у-шу в группах начальной подготовки.
Методологической основой исследования выступают основные положения материалистической диалектики; конкретно-исторический подход к анализу педагогических явлений; взгляды классиков отечественной и зарубежной педагогики, психологии и естествознания на человека, как целостную неотъемлемую часть объективного мира.
При этом учитывались отдельные теоретико-методологические положения Древнего Китая: конфуцианская теология и даосско-буддийское мировоззрение, основанное на примитивно-материалистическом естествознании. В исследовании использован широкий пласт литературных источников: древнекитайские трактаты по военному искусству; китайские классические тексты теоретико-методологического характера и научно-методическая литература.
В исследовании использованы методы: анализ и обобщение научно-методической литературы; беседа, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование; методика определения волевого усилия; методика определения внушаемости; самооценки психического состояния («градусник»); педагогический эксперимент; логический и математический анализы.
Практическая значимость и научная значимость исследования состоит в том, что оно направлено на выявление основных тенденций и особенностей исторического развития теории и практики восточных боевых искусств, определение возможностей использования этих идей в современной педагогике и на этой основе разработку авторской методики тренировочного процесса для начинающих. Новизна предлагаемой Методики состоит в том, что в ней предлагается использовать прямое преднамеренное внушение в бодрствующем состоянии с целью развития не только физических, но и волевых, моральных качеств обучающихся.
На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.
Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.
Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управление колесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.
С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.
Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) и народное.
В древности термином «ушу» обозначали любую воинскую подготовку, но в VI-VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все приемы боевого искусства преследовали только одну задачу - одержать физическую победу над противником.
Воинские искусства были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили таких целей как достижение просветления или очищение духа. В свою очередь, элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и именно там формировалась духовная культура ушу. К VI-VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.
Чань-буддийские монастыри получают широкое распространение в танскую эпоху. VI - X вв. н.э. - время зарождения и расцвета легендарного чаньского монастыря Шаолинь-сы - универсальной военной школы Средневекового Китая. Именно здесь, получает развитие монастырская форма военного обучения и особенно те ее методы, которые позволяли достигать максимально адекватного поведения адепта (воина-монаха) в критической ситуации. Упор делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. В Шаолинь-сы стекались видные полководцы и военачальники Поднебесной, учиться здесь было огромной честью для любого человека. Военная школа Шаолинь достаточно быстро обросла легендами, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности. Последнее известное учебное пособие по шаолиньской форме «Шаолинь Цигун» было написано одним из хранителей древней традиции Дэ Чанем в 1983 г. Основным методом обучения здесь, во времена династии Мин (1368-1644), стал так называемый метод воплощений - ассоциативного мыслеобразного отождествления себя с тем или иным героем прошлых времен, животным, предметом или явлением объективного мира (деревом, огнем, ветром, водой и т.д.). Этот метод иногда называют «способ отключения сознания», «транс», «мгновенное просветление» и др., но эти термины употребляются чаще переводчиками, чем самими монахами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7