Рефераты. Методы лова рыбы






Дрифтерная сеть представляет собой прямоугольное сетное полотно, посаженное на верхнюю и нижнюю подборы и боковые пожилины. Длина сети колеблется от 18 до 75 м. На Каспийском море применяют сети длиной от 18 до 25-30 м. На Севере и в Североатлантической экспедиции длина сетей 30-30,5 м, на Дальнем Востоке-30-37,5 и 50 м, а на озере Байкал - до 75 м. Наиболее часто применяются сети длиной 30-30,5 м. Разнообразие применяемых сетей объясняется разным ассортиментом сетного полотна, методами постройки и условиями работы, а также сложившимися привычками и традициями рыбаков. Высоту сетей измеряют в метрах, а иногда количеством ячей. Так, высота сетей для лова сельди в Северной Атлантике от 9-12 до 15 м, а для лова. С малых судов - всего 6-9 м, на Каспийском море высота сетей 7-12 м и т. д. Шаг и толщину нитки сетного полотна выбирают в соответствии с размером ловимой рыбы и согласно условиям уловистости объячеивающих орудий лова. Так, для лова сельди на Каспии применяют ячею 36-44 мм, для пузанка 28-32 мм и т. д. Провяз сети делают из капроновой, хлопчатобумажной и иногда льняной нитки. Посадка сетей производится с коэффициентом 0,5-0,67. Наиболее выгодной посад-

кой, обеспечивающей хорошую уловистость и высокий коэффициент использования сетного полотна, является посадка с и=0,60, широко применяемая в Северной Атлантике и Северном море. Тип посадки различный: на бегу, на шнур и т. д., но чаще всего специальный дрифтерный. Для прочности сетное полотно снабжается по кромкам узкой полоской из толстых ниток, называемой опушкой, бучей, бордюром и т. д. В качестве подбор применяют пеньковый и сизальский канат, хлориновый и капроновый сеточник и т. п. По концам подборы делают приухи, большей частью в виде петель. Боковые пожилины вращивают в подборы или также заканчивают их приухами. В последнем случае приухи подбор и боковых пожилин соединяют с помощью гужиков. Помимо боковых пожилин, сети для прочности снабжают поперечными пожилинами. Так у мурманских сетей по длине имеется 5 пожилин, а у калининградских - 3 пожилины. По верхним подборам сети снабжены плавом в виде пенопластовых цилиндрических поплавков, нанизываемых непосредственно на верхнюю подбору, или на отдельный шнур, который при монтаже сети крепят к верхней подборе бензелями. Количество поплавков зависит от размера сети, разовых уловов, веса подбор, поддерживающей силы плава и других факторов. Однако основную роль плава играют не поплавки, а буи. Назначение поплавков состоит в облегчений веса сетей в воде и выравнивании провеса между буйками. Дрифтерные сети обычно не загружают. Роль загрузки выполняет вожак. Лишь при применении порядков с верхними вожаками сети снабжают чугунными грузилами весом по 250-400.

 

1.7.Влияние размера ячеи на уловистость сетей


Как указывалось ранее, объячеивающее орудие лова улавливает рыбу вследствие того, что при попытке пройти сквозь сеть она застревает в ячее, т. е. объячеивается. При этом, стремясь протиснуться через ячею, она натягивает ее на себя с некоторым усилием, вследствие чего нитка плотно охватывает тело рыбы и удерживает ее в сети. Однако, если рыба будет слишком мала, то она легко пройдет сквозь ячею и уйдет из орудий лова. Наоборот, если рыба слишком велика, то, ткнувшись в сетное полотно, она не может натянуть ячею на себя, а значит, не может объячеиться. Таким образом, слишком мелкие и слишком крупные рыбы не смогут объячеиться в сети с данным размером ячеи. Очевидно, такая сеть будет вылавливать лучше всего лишь рыбу определенного размера. Профессор Ф. И. Баранов (1923 г.) установил следующую зависимость между размером рыбы и величиной ячеи:

где: а - шаг ячеи; L - зоологическая длина рыбы; K1- коэффициент, зависящий от соотношения между максимальным обхватом рыбы и ее длиной.

В соответствии с этим проф. Ф. И. Баранов предложил классифицировать все промысловые породы рыб по трем основным группам: широкие (сазан, лещ, карась, густера и др.), средние (вобла, сиг, пузанок, муксун, тарань и др.) и узкие рыбы (судак, щука, кефаль, скумбрия, большинство сельдей и др.). Коэффициент К1 с минимальной погрешностью для рыб каждой группы можно принять постоянным и имеющим следующее значение:

Рыбы

K1

Широкие

0,20

Средние

0,15

Узкие

0.10


Для характеристики размера рыбы удобнее пользоваться не длиной, а весом.
С целью определения размера ячеи в зависимости от веса рыбы проф. Ф. И. Баранов предложил следующую формулу.

где: G - вес рыбы в г; K2 - коэффициент, значения которого приведены ниже.

Рыбы

K2

Широкие

7

Средние

6

Узкие

5

 

При объячеиваиии рыбы нитка врезается в тело рыбы и сдавливает его. Чем тоньше нитка, тем сильнее она врезается и тем лучше удерживает пойманную рыбу. Поэтому для объячеивающих орудий лова применяют сетное полотно из наиболее тонкой нитки: фильдекосовой, льняной или капроновой. Тонкая нить меньше заметна в воде. Поэтому рыба меньше отпугивается сетью и, подойдя к ней, может запутаться в сетном полотне при прикосновении к нему. К недостаткам тонких сетей относится уменьшение их прочности, быстрый износ, гниение, а также порча рыбы от излишнего врезания нитки. Так при уменьшении диаметра льняной нитки с 0,44 до 0,31 мм прочность ее снижается с 3,5 до 1,9 кг. Прочность фильдекосовой нитки при уменьшении диаметра с 0,31 до 0,21 мм снижается с 1,4 до 0,58 кг. Для лова крупной рыбы необходима прочная толстая нитка, однако и ячея в этом случае будет крупной. Таким образом, между толщиной нитки и шагом ячей существует зависимость, которая выражается отношением d/a (d-диаметр нитки; a - размер ячеи). Чем меньше это отношение, тем больше уловистость сети. При слишком большом отношении d/a сеть оказывается неуловистой: рыба плохо объячеивается, а объячеившись, легко выпадает из сети при ее подъеме. При слишком малом значении - уловистость сети повышается, но уменьшается прочность нитки. Кроме того, слишком тонкая нитка сильно врезается в тело рыбы и затрудняет ее выпутывание из сетей.Поэтому излишне уменьшать или увеличивать отношение d/a не рекомендуется. Практически для основной массы сетей с ячеей от 30 до 50 мм отношение d/a должно быть близким к 0,01. Это отношение принято считать нормальным для объячеивающих орудий лова. Однако для увеличения прочности мелкоячейных сетей с ячеей 12-18 мм отношение увеличивают до 0,02 и даже 0,025. Наоборот, для увеличения уловистости крупноячейных сетей из толстых ниток отношение d/a уменьшают до 0,007 и даже до 0,005.

Основными материалами, из которых строят большинство орудий лова, являются сетные материалы (сетематериалы). Их изготовляют из рыболовных ниток, образующих в сетном полотне ряды одинаковых клеток ромбической формы, называемых ячеями. Размер ячей и номер нитки, из которой изготовлено сетное полотно, определяют пригодность сетного полотна для постройки тех или иных орудий лова -или их частей. Размер ячей определяется их шагом а, т. е. расстоянием от узла до узла по стороне ячеи, выраженным в миллиметрах. Размер по вертикальной или горизонтальной диагонали ячеи зависит от формы, которую имеет ромб. Если ячею вытянуть до отказа по вертикали или горизонтали, то полный размер ячеи будет равен 2а. В таком вытянутом (сомкнутом) положении ячея называется слепой, а сетное полотно с вытянутыми ячеями - вытянутым в жгут, внатяг, или полотном в товарном виде. Шаг ячеи должен быть одинаковым по всему сетному полотну. Его измеряют следующим образом. Участок сетного полотна вытягивают в жгут так, чтобы ячеи образовали параллельные ряды ниток, после чего линейкой или штангенциркулем измеряют длину сразу нескольких шагов ячей. В мелкоячейных сетных полотнах, у которых шаг менее 30 мм, измеряют длину десяти шагов, т. е. расстояние от первого до одиннадцатого узла, считая первым тот, от которого проводится измерение. В крупноячейных полотнах, у которых шаг ячеи более 30 мм, измеряют длину пяти шагов. Делают 10 измерений в разных участках сетного полотна, складывают результаты, затем сумму измерений делят соответственно на 100 или 50 и получают искомый средний шаг ячеи.

 























































 

Глава 2.УХОД И ХРАНЕНИЕ СЕТЕЙ.


Грязные орудия лова являются благоприятной средой для развития бактерий, которые вызывают гниение орудий лова из растительных материалов в результате повышения температуры при хранении их навалом. Вот почему все орудия лова необходимо тщательно чистить и промывать после работы. Чистые орудия лова из синтетических материалов при кратковременном хранении на палубе судна не сушат, но делают это обязательно перед укладкой на длительное время в трюм или перед сдачей на склад. На судах орудия лова просушивают, развешивая на мачтах, стрелах и т.д. Желательно сушить орудия лова в тени, чтобы уменьшить потерю прочности рыболовных материалов в результате инсоляций.

Орудия лова срок службы которых превышает 1-2 года, часто требуют повторной обработки (окраски, латексирования, пропитки смолами).Орудия лова повторно обрабатывают по результатам их внешнего осмотра непосредственно в промысловых условиях или чаще всего на добывающих предприятиях. Перед повторной обработкой  сетные орудия лова промывают, сушат, ремонтируют. Обрабатывают как правило теми же пропитывающими составами, что и в фабричных условиях, но по упрощенной технологии.

Ремонт орудий лова сводится к замене изношенных веревочно-канатных элементов орудий лова, посадки на подборы, плава, груза, укрепление мест соединения элементов орудия лова, чинке сетного полотна.

Разрешается кратковременное и длительное хранение орудий лова на судах. При кратковременном хранении орудия лова можно хранить на палубе хорошо промытыми и прикрытыми брезентами. На длительное хранение промытые и просушенные орудия лова убирают в трюмы и накрывают брезентом.


 

 

 

Глава 3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.


Служба на рыбопромысловых судах Российской Федерации является почетной и ответственной обязанностью, которую принимают на себя граждане Российской Федерации, пожелавшие посвятить этому свою деятельность. На каждом промысловом судне нашей страны поднимается Государственный флаг Российской Федерации, и где бы ни находилось судно, оно всегда является неотъемлемой частью территории великой Российской Федерации, а его экипаж - коллективом, беззаветно любящим свою Родину. Работа на море требует от каждого члена экипажа высокой сознательной дисциплины, отличного знания своей специальности, большого напряжения физических и моральных сил.

Каждый член экипажа должен твердо усвоить, что от правильного исполнения им своих обязанностей зависит успех работы и безопасность находящихся на судне людей.

Добросовестное отношение к труду на благо нашей Родины, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных и государственных интересов, коллективизм и взаимопомощь должны быть основными чертами каждого, кто работает на рыбопромысловом флоте.
Среди тружеников моря должны существовать взаимное уважение и готовность немедленно прийти на выручку товарищу.

Каждый член экипажа должен беречь судно, на котором он работает, поддерживать его в исправном состоянии, строго соблюдать все требования безопасности мореплавания и речного судоходства. условия сохранения жизни людей на море и внутренних водоемах.

Для того чтобы рыбопромысловый флот выполнял поставленную перед ним задачу по обеспечению населения нашей страны рыбой и продуктами моря, а плавание судов проходило без аварий и происшествий, вся деятельность экипажей должна проводиться на основе единого, четко установленного порядка.

Этот порядок определен Уставом службы на рыбопромысловом флоте Российской Федерации, знание, и строгое соблюдение которого является первой обязанностью каждого работающего на рыбопромысловом флоте.

Все лица экипажа назначаются на судовые должности при условии: наличия у каждого соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства; подтверждения своих профессиональных знаний путем сдачи установленного проверочного минимума; прохождения специальных курсов обучения и других утвержденных программ в сроки, обусловленные действующими конвенциями и нормативными актами; заключения медицинской комиссии о годности по здоровью.

Труд экипажа организуется капитаном в соответствии с действующим трудовым законодательством, КТМ и настоящим Уставом.

Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, промвооружение и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в надлежащем порядке расписываются в заведование определенным членам экипажа.

Лица, обслуживающие судовые технические средства, системы и устройства, а также пользующиеся техническими средствами бытового назначения, независимо от того, в чьем заведовании они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию и сохранность.

Должностные обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном судна.

Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по судовым службам.

Судовые службы обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание экипажа и других лиц, находящихся на судне. Они подразделяются на: общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, добычи, обработки, медико-санитарную, учебно-судовую (на учебных судах) и научно-техническую (на судах, где она есть). Руководство службами возлагается на лиц командного состава. Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров.

На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.
С учетом типа, назначения и особенностей судна, а также в целях обеспечения его безопасности при плавании в сложных условиях, других обстоятельствах по усмотрению капитана могут составляться другие судовые расписания {по бункеровке судна в борьбе с обледенением, буксировке и т.д.).

Охрана человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна. Организация обеспечения живучести судна предусматривает: постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;
надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
постоянную готовность средств борьбы за живучесть; подготовку экипажа к борьбе за живучесть; постоянное наличие на борту количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.

Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведование членам судового экипажа и должно храниться на штатных местах.

На судах должны выполняться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса. Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускается только с разрешения капитана.

Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана. Главный (старший) механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаютс постоянные аварийные партии (группы), которые возглавляютс начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне.

Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам. Установлены следующие виды судовых тревог:

 общесудовая - объявляется вахтенным помощником в случаях: необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности; обнаружения поступления забортной воды внутрь судна или ее распространения по судну; взрыва, возникновения пожара либо обнаружения его признаков: дыма и запаха гари; других происшествий, создающих угрозу судну, грузу, экипажу;

"Человек за бортом" - объявляется вахтенным помощником при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом;
 по оставлению судна - объявляется только капитаном или другим лицом по его указанию.

Установлены следующие сигналы судовых тревог:

-                     общесудовая - непрерывный звонок громкого боя в течение 25-30 секунд, повторяемый 3-4 раза; при пожаре (взрыве) сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

-                     "Человек за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя общей продолжительностью не менее 15 секунд, повторяемый 3-4 раза; продолжительность одного сигнала не менее 5-6 секунд;

-                     по оставлению судна - семь и более коротких сигналов, вслед за ними один

     продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 34 раза.
Для подачи сигналов в качестве дублирующих средств могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. Сигналы тревог сопровождаются командами голосом или по судовой трансляции. Отбой тревог, а также слово "учебно" при тренировочных учениях (тревогах) объявляются голосом или по трансляции.

Расписания по тревогам определяют обязанности членов экипажа и утверждаются капитаном. В расписаниях указываются судовые номера, должности, фамилии членов экипажа, места их сбора, обязанности по каждому виду тревоги, а также взаимозаменяемость. По общесудовой тревоге определены обязанности членов экипажа в части: управления судном, осуществления радио- и зрительной связи, наблюдения за окружающей обстановкой, обеспечения водонепроницаемости корпуса судна, борьбы с водой и огнем, использования специальных средств борьбы за живучесть, оказания медицинской помощи и обеспечения порядка. По тревоге "Человек за бортом" определены обязанности членов экипажа по спасению человека (людей) и оказанию ему медицинской помощи. По этой тревоге смена вахт не производится. Тревога по оставлению судна определяет обязанности членов экипажа и лиц, находящихся на судне в части: подготовки к спуску и спуска спасательных средств, снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием, посадки на спасательные средства, управления ими в море и организации их связи между собой и другими судами и объектами. По этой тревоге в первую очередь обеспечивается посадка на спасательные средства детей, женщин и пожилых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.