Рефераты. Метод и основные приемы методики экономического анализа







-1875


+7196


Таким образом, анализируя данные табл.6, можно сделать следующие выводы:         положительно на объем выпуска продукции повлияло увеличение численности рабочих и повышение производительности труда. Но объем выпуска продукции мог быть еще выше, если бы не снизился удельный вес рабочих в составе работающих, если бы число рабочих дней не уменьшилось по сравнению с плановым показателем и продолжительность смены осталась бы на плановом уровне.

ЗАДАЧА 3

Определить показатели затрат на 1 рубль продукции. Определить влияние на изменение уровня затрат факторов:

1)     изменения структуры и ассортимента;

2) изменения уровня себестоимости отдельных изделий;

3)изменения уровня цен на продукцию.

Таблица 7.


Данные для факторного анализа затрат на 1 рубль продукции


 (тыс.руб.)

показатели

Полная себестоимость продукции

Продукция в оптовых ценах

1.По плану

73500

95000

2.По плану на фактический выпуск и ассортимент


74200


100600

3.По фактической себестоимости в ценах плана на продукцию


78400


102000

4.Фактически в действующих ценах

80300

103000



РЕШЕНИЕ:

Рассчитываем затраты на 1 руб. товарной продукции.

Таблица 8.

Показатели

Ед.изм.

Сумма

1.Плановая себестоимость всей товарной продукции

2.Себестоимость всей фактически выпущенной товарной продукции:

а) по плановой себестоимости

б) по фактической себестоимости

3.Товарная продукция:

а) по плану

б) фактически в ценах, принятых в плане

в) фактически в ценах, действовавших в отчетном году

4.Затраты на 1 руб. товарной продукции по плану (стр.1 : стр.3а)

5.Затраты на 1 руб. фактически выпущенной товарной продукции (стр.2б : стр.3в)

6.Затраты на 1 руб. товарной продукции в ценах, действовавших в предыдущем году (стр.2а : стр.3б)

7.Отклонение абсолютное плановых затрат на 1 руб. товарной продукции от затрат на 1 руб. товарной продукции прошлого года (стр.4 – стр.6)

8.Отклонение относительное плановых затрат на 1 руб. товарной продукции от затрат на 1 руб. товарной продукции прошлого года (стр.7 * 100 : стр.4)

9.Отклонение абсолютное фактических затрат на 1 руб. товарной продукции от затрат на 1 руб. товарной продукции прошлого года (стр.5 – стр.6)

10.Отклонение относительное фактических затрат на 1 руб. товарной продукции от затрат на 1 руб. товарной продукции прошлого года (стр.9 *100: стр.5)

11.Абсолюное отклонение фактических затрат на 1 руб. товарной продукции от плановых в текущем году (стр.5 – стр.4)

12.Относительное отклонение фактических затрат на 1 руб. товарной продукции от плановых в текущем году (стр.11*100: стр.4)


Тыс.руб.



Тыс.руб.

«


«

«

«


руб.


«


«



«



%



руб.



%



руб.



%

73500



78400

80300


95000

102000

103000


0,77


0,78


0,77



-



-



+0,01



+1,3



+0,01



+1,3


Фактические затраты на 1 руб. товарной продукции в текущем году были выше планового показателя на 1 коп. (+0,01 руб.) и выше аналогичного показателя за предыдущий год также на 1 коп. (+0,01 руб.).

Далее определяем способом цепных подстановок влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции следующих факторов:

1)     изменение структуры и ассортимента

Затраты на 1 р.ТПплан = Себестоимость план  / ТоварнаяПродукцияплан = =73500 / 95000 = 0,77 руб.

Зна 1 р.ТП1 = Сфакт  / ТПплан = 74200 / 95000 = 0,78 руб.

Зна 1 р.ТПфакт = Сфакт  / ТПфакт = 74200 / 100600 = 0,74 руб.

Посредством последовательного вычитания результатов первого расчета из второго, результатов второго расчета из третьего, определяем влияние каждого фактора на объем реализованной продукции.

Изменение полной себестоимости продукции в результате изменения структуры и ассортимента продукции повлияло следующим образом: 

Зна 1 р.ТП1   -  З на 1 р.ТПплан = 0,78 – 0,77 = +0,01.

Изменение выпуска продукции в оптовых ценах в результате изменения структуры и ассортимента продукции повлияло следующим образом:

Зна 1 р.ТПфакт   -  З на 1 р.ТП1 = 0,74 – 0,78 = -0,04.

Общее отклонение       Зна 1 р.ТПфакт   -  З на 1 р.ТПплан =0,74–0,77 = -0,03.

Величина отклонения должна получиться и в результате алгебраического сложения отклонений по каждой позиции (+ 0,01 – 0,04 = - 0,03).

Сделанные расчеты показывают, что в целом изменение структуры и ассортимента продукции отрицательно повлияли на изменение уровня затрат на 1 руб. продукции (-0,03 руб.).

2)     и 3)изменение уровня себестоимости отдельных изделий и уровня цен на продукцию

З на 1 р.ТПплан = С план  / ТПплан = =78400 / 102000 = 0,77 руб.

З на 1 р.ТП1 = С факт  / ТПплан = =80300 / 102000 = 0,79 руб.

З на 1 р.ТПфакт = С факт  / ТПфакт = =80300 / 103000 = 0,78 руб.

Посредством последовательного вычитания результатов первого расчета из второго, результатов второго расчета из третьего, определяем влияние каждого фактора на объем реализованной продукции.

Изменение уровня себестоимости отдельных видов продукции повлияло следующим образом:   

Зна 1 р.ТП1   -  З на 1 р.ТПплан = 0,79 – 0,77 = +0,02.

Изменение уровня цен на продукцию повлияло следующим образом:

Зна 1 р.ТПфакт   -  З на 1 р.ТП1 = 0,78 – 0,79 = -0,01.

Общее отклонение       Зна 1 р.ТПфакт   -  З на 1 р.ТПплан=0,78–0,77 = +0,01.

Величина отклонения должна получиться и в результате алгебраического сложения отклонений по каждой позиции (+ 0,02 – 0,01 = = +0,01).

Произведенные расчеты показывают, что изменение уровня себестоимости отдельных изделий положительно повлияло на изменение уровня затрат на 1 руб. продукции (+0,02 руб.). Тогда как изменение уровня цен на продукцию отрицательно воздействовало на затраты (-0,01 руб.).

ЗАДАЧА 4

Проанализировать изменение рентабельности реализованной продукции и определить влияние на это изменение факторов:

1)изменения суммы прибыли от реализации;

2)изменения объема реализации продукции.

Укажите, при каком соотношении темпов роста возможен рост уровня рентабельности реализованной продукции.


РЕШЕНИЕ:

Данные для расчетов содержатся в Отчете о прибылях и убытках (форма №2).

Рентабельность реализованной продукции находим по формуле:

Р = Пр / Вр,

где    Р – рентабельность реализованной продукции,

         Пр – прибыль от реализации продукции (форма №2),

         Вр – выручка от реализации продукции (форма №2).

Таблица 9.

Анализ рентабельности реализованной продукции

Показатели

Предшествующий год (базисный)

Отчетный год

Абсолютное отклонение

Темп роста, % к базисному году

Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

Рентабельность реализации продукции


27800


98720


0,2816


28850


105860


0,2725


1050


7140


-0,0091


103,8


107,2


96,8


Определяем влияние факторов на изменение рентабельности реализации продукции с помощью метода цепных подстановок.

Таблица 10.

№ расче

та

Обозначение

Числовое значение алгебраической составляющей рентабельности реализованной продукции

Пр

Вр

Р

1

Рбаз = Прбаз / Врбаз

27800

98720

0,2816

2

Ро = Протч / Врбаз

28850

98720

0,2922

3

Ротч = Протч / Вротч

28850

105860

0,2725


Посредством последовательного вычитания результатов первого расчета из второго, результатов второго расчета из третьего, определяем влияние каждого фактора на рентабельность реализованной продукции.

Увеличение прибыли от реализации продукции повлияло следующим образом:   Ро - Рбаз = 0,2922 – 0,2816 = + 0,0106.

Увеличение выручки от реализации продукции повлияло следующим образом:                       Ротч - Ро = 0,2725 – 0,2922 = - 0,0197.

Общее отклонение       Ротч - Рбаз = 0,2725 – 0,2816 = - 0,0091.

Величина отклонения должна получиться и в результате алгебраического сложения отклонений по каждой позиции (0,0106 – 0,0197 = -0,0091).

Вышеприведенные расчеты показывают, что увеличение прибыли от реализации продукции положительно сказалось на рентабельности (+0,0106), увеличение же выручки от реализации продукции снизило рентабельность (-0,0197), что в большей степени и повлияло на конечный результат.

Рост уровня рентабельности реализованной продукции возможен в случае, если соотношение темпов роста прибыли от реализации продукции и выручки будет больше или равен 1. Или другими словами - если темп роста прибыли будет превышать темп роста выручки.

ЗАДАЧА 5

По данным баланса определите сумму платежного излишка или недостатка и оцените ликвидность баланса и платежеспособность организации.


РЕШЕНИЕ:

Наиболее полно обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, получаемый в виде разницы величины источников средств и величины запасов.

Общая величина запасов на конец отчетного периода = ст. 210 + ст.220 разд.II баланса = 138250 + 2400 = 140650 тыс.руб.

Для характеристики источников формирования запасов используется несколько показателей, отражающих различную степень охвата разных видов источников:

1)наличие собственных оборотных средств на конец отчетного периода = Реальный собственный капитал (итог разд.IV баланса + ст.640 + 650 – итог разд.III баланса – ст.252 – 244 – 460) – Внеоборотные активы (итог разд.I) – Долгосрочная дебиторская задолженность (ст.230) = (209900+2800+4000) – 125100 – 450 = 91150 тыс.руб.

2)наличие долгосрочных источников формирования запасов на конец отчетного периода = наличие собственных оборотных средств + долгосрочные пассивы (итог разд.V) = 91150 + 8000 = 99150 тыс.руб.

3)общая величина основных источников формирования запасов на конец отчетного периода= сумма долгосрочных источников + краткосрочные заемные средства (ст.610) = 99150 + 60000 = 159150 тыс.руб.

Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:

1)                             91150 – 140650 = -49500 тыс.руб. – недостаток собственных оборотных средств;

2)                             99150 – 140650 = -41500 тыс.руб. – недостаток долгосрочных источников формирования запасов

3)                             159150 – 140650 = 18500 – излишек общей величины основных источников формирования запасов.

Вычисление трех показателей обеспеченности запасов источниками их формирования позволяет классифицировать финансовую ситуацию по степени устойчивости. Полученные нами показатели указывают на неустойчивое финансовое состояние предприятия, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения реального собственного капитала и увеличения собственных оборотных средств, а также за счет дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств.

Далее оценим ликвидность баланса и платежеспособность организации по следующим показателям:

1) Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле:

     Денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения

(стр.250, 260 разд. II баланса)

К а.л. = --------------------------------------------------------------------------------------------------------

Краткосрочные обязательства

(стр. 610, 620, 630, 660, 670 разд. IV баланса)

 

К а.л кон = (1300 + 5000) / (60000 + 54200 + 2000) = 0,0542.

Нормальное ограничение данного показателя К а.л. > = 0,2.

Наш коэффициент не соответствует допустимому значению, т.е. показывает, что предприятие не в состоянии погасить кредиторскую задолженность мгновенно.

2)Коэффициент текущей ликвидности находится по формуле:

     денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и краткосрочная        

     дебиторская задолженность (стр. 250, 260 разд. II + стр. 240 разд. II баланса)

К т.л. = ---------------------------------------------------------------------------------------- краткосрочные обязательства предприятия

 

К т.л. кон = (1300 + 5000 + 68400) / (60000 + 54200 + 2000) = 0,6429.

Найденный нами коэффициент показывает, какую часть текущей задолженности предприятие может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности (64,29%).

3)Коэффициент общей платежеспособности:

активы предприятия (ст.190 + ст.290)

Ко.п. = ----------------------------------------------------------------------------------------

Обязательства предприятия (ст.460 + итог разд.V  + итог разд.VI – ст.640 – 650)


Ко.п.кон= (125100 + 215800) / (8000 + 123000 – 2800 – 4000) = 2,7448.

         Нормальное ограничение для данного коэффициента > или = 2.

         Предприятие способно покрыть все обязательства всеми своими активами.

         Исходя из вышеприведенных расчетов, можно сделать вывод: данное предприятие платежеспособно. Невозможность покрыть краткосрочные кредиты мгновенно объясняется нехваткой свободных оборотных средств, что не является признаком неплатежеспособности. Учитывая неоднородную структуру сроков погашения задолженности, норматив коэффициента абсолютной ликвидности считается завышенным.

ЗАДАЧА 6

 

         Дайте оценку деловой активности организации при помощи группы финансовых коэффициентов:

1)     отдача (оборачиваемость) имущества;

2)     оборачиваемость оборотных активов;

3)     оборачиваемость собственного капитала;

4)     оборачиваемость денежных средств и краткосрочных финансовых вложений;

5)     оборачиваемость дебиторской задолженности.


РЕШЕНИЕ:

Деловая активность организации оценивается следующими показателями:

1)     Коэффициент общей оборачиваемости капитала 

Ко.к. = Вр / Б.

где    Вр – выручка от реализации продукции (форма №2),

         Б – итог баланса-нетто (данные в балансе ст.399 – 217 - 390).

         2)Коэффициент оборачиваемости мобильных средств     

Ко.о.а. = Вр / ОА,

где    ОА – величина оборотных активов по балансу (ст.290 – 217).

         3)Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Ко.с.к. = Вр / ИСС,

где    ИСС – величина источников собственных средств по балансу (валюта баланса – итоги разд.V и VI)

4)Коэффициент оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений

Ко.д.с.к.ф.в. = Вр / (ДС + КФВ),

где    ДС + КФВ – сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (ст.260 + 250).

         5)Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Ко.д.з. = Вр / ДЗ,

где ДЗ – величина дебиторской задолженности (ст.230 + 240).

         Сведем расчеты коэффициентов в табл.11.

Таблица 11.

Анализ деловой активности предприятия

Показатели

На начало года

На конец года

Абсолютное отклонение

1.Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

2.Общее имущество предприятия, тыс.руб.

3.Оборотные активы, тыс.руб.

4.Источники собственных средств, тыс.руб.

5.Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, тыс.руб.

6.Дебиторская задолженность, тыс.рб.

7.Коэффициент оборачиваемости имущества

8.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

9.Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

10.Коэффициент оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений

11.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности


98720


318910

197610


193600


9220

60350


0,3096


0,4996


0,5099



10,7072


1,6358


105860


340300

215200


209900


6300

68850


0,3111


0,4919


0,5043



16,8032


1,5375


7140


21390

17590


16300


-2920

8500


0,0015


-0,0077


-0,0056



6,0960


-0,0983


Руководствуясь данными табл.11 делаем следующие выводы о деловой активности анализируемого предприятия:

1)рост коэффициента оборачиваемости имущества (+0,0015) означает ускорение кругооборота средств предприятия;

2)уменьшение коэффициента оборачиваемости оборотных средств (-0,0077) характеризуется отрицательно и свидетельствует об увеличении запасов и незавершенного производства,

3)снижение коэффициента оборачиваемости собственного капитала отражает тенденцию к бездействию части собственных средств,

4)увеличение коэффициента оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений указывает на снижение данных средств и вложений,

5)уменьшение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности отражает увеличение объема коммерческого кредита, предоставляемого покупателям.

ЛИТЕРАТУРА

1.Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование. / Под ред. М.И.Баканова, А.Д.Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 1999.

2.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2000.

3.Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4.Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1998.

5.Бернгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе. – М.: Финансы и статистика, 1984.

6.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: Экоперспектива, 1998.

7.Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего   субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2000.

8.Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания. – Минск: Вышейшая школа, 1990.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.