Рефераты. Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки






          Высокая оценка ставится тогда, когда «речь» детей образная, эмоциональная, яркая, если они наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.

          Средний результат - если ребята недостаточно точно смогли прочувствовать произведение, «речь» их мало эмоциональная.

          Низкий результат – отсутствие собственного мнения, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая.


3. «Море волнуется - раз…»

Цель: определить у учащихся способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.

Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает известную всем игру «Море волнуется – раз…». Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль.

Инструкция: «Ребята, всем вам, наверное, известна детская игра «Море волнуется – раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль». Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их.

          Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.

          Высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.

          Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся.

          Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.


          Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям достижения катарсиса в музыке, представленных в таблице № 1.


Высокий

Средний

Низкий

- адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;

- точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;

- стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;

- умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

- умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

- достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;

- осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;

- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

- анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;

- при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;

- восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;

- способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;

- в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

          В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:

          Дети с высоким уровнем достижения «пикового» состояния в музыке характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.


Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице № 2:

Высокий

Средний

Низкий

10 %

20 %

70 %


          Таким образом, данные констатирующего этапа эксперимента демонстрируют необходимость формирующего этапа эксперимента.

II.2 Характеристика формирующего эксперимента.

Рассмотренные в первой главе теоретические положения о своеобразии механизмов достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения у младших школьников, а также анализ результатов в ходе констатирующего эксперимента позволили на формирующем этапе исследования выдвинуть следующую цель: разработать серию уроков для развития у учащихся младшего школьного возраста катарсиса при восприятии музыкального произведения.

Для реализации данной цели были использованы уроки, разработанные Савенковой О.П., Веденской Г.П. (23; 27).

Работа велась по следующему тематическому плану:

Темы

Количество занятий

 

февраль

март

апрель

май

Всего

1. Музыкальный словарь в рассказах.

1

 

 

 

 

2. О музыке и музыкантах.

 

1

 

 

 

3. Какая разная музыка.

1

 

 

 

 

4. Где звучит музыка.

 

1

 

 

 

5. Путешествие в страну музыкальных инструментов.

 

 

1

 

 

6. Я - композитор.

 

 

 

1

 

7. Неповторимые мгновения. Музыка современных композиторов. Я эстрадный певец.

 

 

 

1

 

8. Музыкальное путешествие по Западной Европе. Я - музыкант - странник.

1

 

 

 

 

9. Далекая и близкая Америка. Я – американский певец.

 

1

 

 

 

10. Восточные напевы. Я - восточный певец.

 

 

1

 

 


 

 

 

 

11

 

 

Тема 1. Музыкальный словарь в рассказах

          Цель: ввести учащихся в мир музыки. Развивать  у них способность слышать и видеть музыку, уметь осмысливать свои чувства и свое отношение к воспринимаемой музыке.

          1. «В гостях у музыки». «Сто тысяч разных звуков» (как родилась музыка? Можно ли музыку перевести на язык слов?).

          2. «Закрой глаза и ты увидишь»... (что значит понимать музыку?)


Тема 2. О музыке и музыкантах

          Цель: раскрыть значение музыки в жизни людей, как она рождается, кто ее создает, где она звучит.

1. «О тех, кто сочиняет музыку». В гостях у известного композитора  (Шаинского В.В.).

2.. «Чудесные мелодии». «Я - певец и композитор».


Тема 3. Какая разная музыка

Цель: развитие познавательных способностей детей, использование музыкальных произведений, направленных на развитие мышления и воображения.

1. «Звук, который выражает слово, а что же песня?» (поем и рисуем).

2. «Песня на романском наречии».

3. «В музыкальном театре. Слушание оперы Н.А. Римского-Корсакова по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».


Тема 4. Где звучит музыка

          Цель: ознакомление с музыкальными жанрами; как построены опера, балет, о чем рассказывает музыка баллад и симфоний.

Филармония, театр, опера-балет, культура слушания музыки.

1. Музыкальная площадка. Концерт ансамбля народной песни «Сударушка».


Тема 5. Путешествие в страну музыкальных инструментов

          Цель: ознакомление с народными инструментами разных времен и народов.

          1. Вечер развлечений «Посиделки» (рассказы о музыкальных инструментах: о пастушьем рожке, о флейте, о скрипке, о русской балалайке).


Тема 6. «Я - композитор»

          Цель: развивать способность у учащихся сочинять элементарные мелодии, передавая в них свои чувства, эмоции.

          1. Веселые мелодии (дети самостоятельно сочиняют мелодии).


Тема 7. Неповторимые мгновения

          Цель: ввести ребенка в новый круг музыкального чтения и музыкальных интересов. Развить его чувства, воображение, фантазию, творческие способности. Воспитывать эстетический вкус.

1. Слушание оперы «Красная шапочка».

2. Слушание оперы «Морозко».

3. Просмотр видео-кассеты с записью балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».


Тема 8. Музыкальное путешествие по Западной Европе

Цель: приобщать детей к мировому наследию музыкальной культуры.

1. «Загадочные вальсы И. Штрауса».

2. «Попурри из оперетт И. Кальмана».

3. «Игры для больших и маленьких» (детский музыкальный фольклор Западной Европы).

4. «Я - маленький странник».


Тема 9. Далекая и близкая Америка

          Цель: познакомить учащихся с музыкой Америки и ее творцами.

1. «Чудеса музыкальной Америки».

2. «Я слушаю музыку Гершвина».

3. «Я знаю музыкальные игры американских детей».


Тема 10. Восточные напевы

          Цель: развивать способность различать особенности культур.

1. «Секреты музыкальных инструментов Востока» (вина, хиджак и др.).

2. Альманах по странам ближнего Востока (песни, танцы).

3. Игры Востока и их чудеса.

4. Праздник цветов в индийском храме.

5. Музыкальное шоу «Веселый Арлекин» (итоговый урок).


II.3 Результат контрольного эксперимента.

          Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности механизмов достижения катарсиса у младших школьников.

          Для реализации данной цели были использованы аналогичные методики, как и на констатирующем эксперименте, но взят другой музыкальный материал.

1. «Открой себя через музыку» («Полонез». М. Огинского).

2. «В гостях у сказки» («Детский альбом». П.И. Чайковский).

3. «Море волнуется - раз...» («Картинки с выставки». М.П. Мусоргский).

(Содержание каждой методики смотреть на констатирующем эксперименте страница  43-46).

          В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что у детей с высоким уровнем достижения катарсиса при восприятии музыкальных произведений. Характеризуется единством эмоционального и интеллектуального, способностью воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Так, например, Даша Л. в методике «Открой себя через музыку» верно определила лад произведения, дала ему название и передала в рисунке наиболее близко образ пьесы.

          У детей со среднем уровнем достижения катарсиса восприятие и понимание музыкальных образов носит не всегда адекватный характер. Анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность. Учащиеся допускают неточности в определении лада, не могут передать услышанный образ через пластику и движения. Так, например, в методике «Море волнуется - раз...» Вика Л. и Саша Б. мало эмоциональны, движения скупы, недостаточно четкие и понятные, не совсем точно определили характер произведения.

          У детей с низким уровнем достижения катарсиса и понимания музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное, интерес к восприятию музыкальных образов отсутствует. Речевые коммуникации носят личностный характер, но не адекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. Например,  в методике «В гостях у сказки», Денис Х. Не смог точно передать музыкальный образ словесно. Речь была сухой, неэмоциональной, краткой.

          У детей с низким уровнем восприятие музыки поверхностное, отсутствует сосредоточенное вслушивание в произведение, поэтому не происходит достижение «пикового» состояния.

          Результаты контрольного эксперимента можно обозначить в таблице.


Высокий

Средний

Низкий

60 %

25 %

15 %



Заключение

          По окончании исследования подведены основные итоги работы и сделаны следующие выводы:

          Проведенное исследование подтвердило гипотетические положения о том, что при создании определенных педагогических условий в общеобразовательной школе на основе культурологических и аксиологических подходов и использования по аналогии с разработанной серию уроков, возможно вызвать у учащихся катарсис в процессе восприятия музыкального произведения.

          Все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму. Должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и , чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом. Радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка. Та музыка, которой раньше не было доступа в школу.

          Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

          Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.

          В данном исследовании обнаружена роль музыки как основы личностного становления школьников, способствующей эмоционально-эстетическому развитию и определены потенциальные возможности музыкального искусства как педагогического фактора формирования музыкального восприятия, и в ходе его достижения «пикового» состояния. Исходя из вышеизложенного в курсовой работе был осуществлен поиск и разработка нескольких уроков, обеспечивающих достижение катарсиса в ходе восприятия: 1) «Музыкальный словарь в рассказах»; 2) «О музыке и музыкантах»; 3) «Какая  разная музыка»; 4) «Где звучит музыка»; 5) «Путешествие в страну музыкальных инструментов»; 6) «Я - композитор»; 7) «Неповторимые мгновения»; 8) «Музыкальное путешествие по Западной Европе»; 9) «Далекая и близкая Америка»; 10) «Восточные напевы».

          Проведенное исследование показало, что механизмы достижения «пикового» состояния зависят от ряда условий: от возраста и накопленного в процессе слушания музыки опыта распознавания разнообразных эмоциональ-

ных переживаний; от типа восприятия музыкального произведения; от уровня развития когнетивных процессов, от сформированности у учащихся эталона проявления способности сопереживания музыкальному образу; от уровня развития процессов воображения, фантазии, а также от подготовки учителя музыки, т.к. воспитание восприятия может быть осуществлено лишь при постоянной руководящей роли учителя.

          Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных зависимостях в механизмах достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения младшими школьниками:

·     музыкальное произведение как культуросообразное средство, отражающее эмоционально-эстетические ценности человека, выступает достаточно сильным фактором для достижения катарсиса у учащихся младшего школьного возраста;

·     результативность в развитии процессов сопереживания музыкальному образу зависит от музыкального восприятия, сконструированного как целостно-логический процесс, стимулирующий учащихся к адекватному соотношению мира чувств, отраженных в искусстве и собственных чувств;

·     рефлексивное познание детьми своего эмоционального мира через призму музыкального искусства стимулировало к выявлению гуманно-эстетических ценностей в музыкальном произведении и проецировании их на свой образ «Я», что повысило уровень достижения «пикового» состояния. На основе прослушанного произведения.


























Литература

1.   Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: «Просвещение» 1983 - 222 с.

2.   Аристотель. Поэтика. М.: 1957. – 56 с.

3.   Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1989 - 156 с.

4.   Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: «Музыка», 1923.-125 с.

5.   Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Воспр. Психол. 1988 № 4. с.155-160.

6.   Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. – 280 с.

7.   Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Издательство ЛГУ, 1964 - 194 с.

8.   Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991, 50 с.

9.   Воробьев Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дис. канд. псих. Наук. Л.: 1983.

10.Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980 - 256 с.

11.Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. 1992. №2. с. 51-54.

12.Дмитриева Л.В., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989 - 206 с.

13.Знаменская И.А. Музыкально-языковой словарь и его роль в формировании слушательской культуры школьников. Ростов Н/Д: Изд-во обл. ИУУ, 1990 - 19 с.

14.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н.: Просвещение. 1984. - 204 с.

15.Кадцин Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высш. Шк., 1990. - 303 с.

16.Книга о музыке. / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: «Сов. композитор», 1975. – 340 с.

17.Коган М. Музыка в мире искусств // Сов. музыка, 1987 № 3. С. 66-70.

18.Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Сов. музыка, 1956 № 5 с. 53-55.

19.Левашова Г.Я. Музыка и музыканты. Л.: «Детская литература», 1969. – 150 с

20.Мазель А.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. - 376 с.

21.Медушевский В.В. Музыка в семье искусств // Муз. воспит. В школе. 1984 № 1, с. 31-35.

22.Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки. // Музыкальная академия. 1992. № 3. с. 54-57.

23.Мой мир в диалоге искусств. - Ставрополь: ИРО, 1996. - 208 с.

24.Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического  воспитания / Сост. Л. Михеева. Л.:. Музыка, 1970. - 340 с.

25.Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст. / Сост. А.Г. Костюк. Киев: Музична Украина, 1986. - 126 с.

26.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

27.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

28.Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.

29.Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Воспр. Психол. 1986. № 1, с. 102-104.

30.Полунина В.Н. Искусство и дети М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

31.Полунина Е. Катарсис в музыке. // Сов. Музыка. 1991. № 11. с. 95-98.

32.Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 1990. - 158 с.

33.Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168 с.

34.Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994. - 367 с.

35.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционная программа. М.: Новая школа, 1995. - 144 с.

36.Тарасова Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психол. журн. 1994., т. 15. № 6 с. 130-132.

37.Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореф., дис. ... канд. пед. наук. М.: 1995. - 17 с.

38.Уколов В.С., Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени. М.: 1988. – 370 с.

39.Чернов А.А. Как слушать музыку. М.-Л.: 1964, 60 с.

40.Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. 1992. №9-10. 39-42 с.

41.Юсфин А.Г. Живой организм музыки. / О воспитании музыкальной культуры. // Семья и школа. 1991. № 8. с. 42-44.



















Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.