Рефераты. Медународная миграция и ее влияние на мировой рынок труда






Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.
Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину.

Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

3.ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ КАДРОВ

3.1.Социально-экономические последствия международной
миграции кадров

По мере развития глобализации международной экономики в мировом хозяйстве постоянно растут и масштабы миграции рабочей силы.

В экономическом плане принимающим странам (прежде всего развитым) иммиграция выгодна. В частности, широко известен вклад интеллектуальной иммиграции в развитие американской экономики. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 90-е годы докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических предметов в вузах - тоже иммигранты. По оценкам, проживающие в Соединенных Штатах иммигранты зарабатывали в конце 90-х годов более 240 млрд. долл. в год, выплачивая около 90 млрд. долл. в качестве налогов. В то же время американское государство тратит на социальное вспомоществование иммигрантам ежегодно порядка 5 млрд. долл. Ясно, что отдача, которую обеспечивает эта категория граждан в чисто денежном выражении, весьма высока, не говоря уже о том вкладе, который они вносят в развитие науки и техники. США, проводя политику по привлечению высококвалифицированных кадров, и сегодня остаются общепризнанным центром притяжения профессионалов. По оценкам различных специалистов, за период с 1998 по 2004 гг. Соединенные Штаты сэкономили на образовании и научной деятельности не менее 15 млрд. долларов. На многих кафедрах точных и естественных наук в ведущих университетах Соединенных Штатов работают выходцы из стран бывшего СССР, в том числе академики и члены-корреспонденты РАН. По имеющимся данным, только в 2002 г. из 100 наиболее известных отечественных ученых в области естественных наук 50 - жили и работали за рубежом. Среди эмигрантов - такие выдающиеся ученые, как академики А.А. Абрикосов и Р.З. Сагдеев. Тысячи российских программистов и других специалистов в области информационных технологий и компьютерной техники работают в компаниях Силиконовой долины, других технологических парках страны. В начале ХХI в. в США была даже учреждена Ассоциация русскоязычных специалистов в области программного обеспечения и компьютерных технологий, насчитывающая десятки тысяч членов.

Следует особо подчеркнуть, что официальные цифры иммиграции из Украины в США мало что говорят о реальных масштабах "утечки умов". Так, по официальным данным Службы иммиграции и натурализации США, в 2000 г. в страну на постоянное место жительство въехали 1,5 тыс. специалистов с высшим образованием. Реальная же цифра, если иметь в виду работу по контракту, выше на порядок.

Другой яркий пример преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны - Израиль, проводящий целенаправленную политику привлечения в страну евреев со всего мира. Во многом благодаря иммиграции научных и высококвалифицированных кадров Израиль вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении государств. Украинская эмиграция, а также эмиграция из других бывших республик СССР, сыграла в этом исключительную роль.

Каковы для стран-доноров последствия эмиграции вообще и интеллектуальной в частности? Позитивным моментом являются финансовые переводы (трансферты) работников-мигрантов своим семьям, а также определенные платежи в бюджеты своих стран. По имеющимся данным, в ряде случаев такие перечисления достигают весьма заметных величин. Так, масштабы переводимых доходов составили в начале ХХI века для Пакистана - более 3% ВВП, Бангладеш - 4%, Ямайки - свыше 5%, Шри-Ланки - 6,2%. По мнению экспертов, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд. долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд. долл., что составило 16% ВВП страны.

В 2006 году официальные денежные переводы в развивающиеся страны составляли около 200 млрд. долл. США, что значительно превышает объемы международной технической помощи этим странам, объемы портфельных инвестиций и почти равно объемам привлеченного капитала в форме прямых инвестиций. В течение 1970—2005 годов объемы поступления денежных переводов в мире (преимущественно из развитых государств в развивающиеся страны) возросли в 13 раз, тогда как количество мигрантов — только в 2,3 раза.


Таким образом, трансферты денежных переводов по сути формируют отдельную составляющую международного рынка капитала — миграционный капитал. Его объемы можно характеризовать как доходы мигрантов, которые, за минусом затрат на их пребывание в стране трудоустройства, направляются на родину и используются для повышения экономического и социального уровня жизни родных и близких, развития местных территорий и стран в целом.


3.2.Последствия на рынке труда

Воздействие иммиграции на условия труда и занятости местного населения уже многие десятилетия находится под пристальным вниманием в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма противоречивые. Широко распространено мнение о его негативном характере, что нередко используется в качестве одного из главных аргументов иммиграционной политики.

Однако многочисленные западные исследования свидетельствуют, что влияние иммиграции в целом на рынок труда статистически не значимо, а нередко и позитивно. Вместе с тем рассматриваемый эффект иммиграции имеет дифференцированные проявления, разнящиеся во времени и пространстве (по регионам), среди различных этнических и социопрофессиональных групп местного населения и во многом зависящие от структурных параметров иммиграции. Весьма показательны результаты исследования, проведенного в начале 2000-х годов в США Е. Соренсен[7]. Оно подтвердило малозначительность и в то же время неоднозначность реакции занятости и заработков основных этнических групп коренного населения на увеличение численности иммигрантов различных категорий ( таблица 4).

Такой характер эффекта иммиграции связан с тем, что в одних случаях экономические мигранты, в силу своей профессии и квалификации, непосредственно конкурируют с местным населением, а в других - заполняют ниши, комплементарные в производственном процессе нишам коренных жителей. А малосущественность воздействия иммиграции в целом на рынок труда можно объяснить его сегментированностью, ограничивающей замещение местных работников иностранными, дифференцированностью сфер занятости местных и иностранных работников и высокой территориальной мобильностью последних.

Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местных жителей во многом совпадают, что усиливает конкуренцию между ними, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно различаются. Так, в США в сфере общественного питания иммигранты сосредоточены в ресторанах на низших должностях, тогда как коренные жители - в большей степени в сети "быстрого питания"; в торговле первые - в небольших магазинах, вторые - в супермаркетах; в строительстве иностранцы заняты в нею нионизированном ремонтно-реставрационном секторе, местные - в солидных фирмах.

Эта дифференциация закрепляется особой ролью, которую играют в занятости иммигрантов, особенно малоквалифицированных, их сети социальных связей и неформальные системы рекрутмента (набора кадров) и профессионального обучения. Концентрация мигрантов в отраслях, требованиям которых соответствует их квалификация и профессиональный опыт, объясняется во многом тем, что их трудоустройство осуществляется благодаря родственникам и знакомым. Подобный порядок найма имеет преимущества и для предпринимателей, не только снижая их расходы по рекрутменту, но и облегчая профессиональную подготовку: рекомендующий берет на себя ответственность за введение новичка в курс дела и обучение его элементарным операциям.

Самостоятельно занятые мигранты также нередко концентрируются в определенных сферах деятельности, как, например, в Нью-Йорке корейские владельцы бакалейных лавок или пакистанские и индийские владельцы газетных киосков. А мигранты, работающие в подобных нишах по найму, приобретают не только необходимую квалификацию, но и деловую информацию и финансовую поддержку, позволяющую им самим в дальнейшем открыть свое дело. Помимо указанных ниш, специфические возможности самозанятости иммигрантов формируются также в анклавах соответствующих этнических групп. В Лос-Анджелесе в 2001-2002 годах 48% корейского населения были самостоятельно занятыми или предпринимателями, 28% работали по найму на фирмах последних и только 25% трудились за пределами этнической экономики.

Занимая рабочие места, которые непривлекательны даже для ранее переселившихся мигрантов, вновь прибывающие иностранцы дают им возможность при хозяйственном подъеме перебираться на лучшие места и в более динамичные сектора. В отличие от коренного и ранее иммигрировавшего населения, недавно приехавшие мигранты выделяются гораздо большей региональной мобильностью, готовы на издержки, связанные с переездами, и зачастую обосновываются в тех районах, где лучше перспективы занятости и заработка. Тем самым новые иммигранты способствуют мобильности рабочей силы, ее переливу из районов с несбалансированным рынком труда в более благополучные, а также сглаживанию межрегиональных различий в уровнях безработицы и заработной платы, что особенно важно при нынешнем ослаблении внутренних миграций.

К. Зиммерманн отмечает, что "иммиграция усиливает гибкость рынка труда и воздействует на него позитивно даже при высоком исходном уровне безработицы". Не менее положительно расценивает ее Дж. Борхас: "Иммиграция способствует повышению эффективности рынка труда, благодаря чему экономика (США ежегодно. - И.Ц.) может выигрывать около 10 млрд. долларов. Кстати, переливами иностранной рабочей силы во многом объясняется и тот факт, что в районах концентрации мигрантов зачастую не отмечается повышенных уровней безработицы по сравнению со средним национальным.

Установлено, что прямая, равно как и обратная, связь между иммиграцией, с одной стороны, и экономическим циклом и безработицей, с другой, сейчас отсутствует. Соответственно, иностранные рабочие не выполняют некогда им прочившуюся роль конъюнктурного буфера при росте безработицы, поскольку они увольняются почти в тех же пропорциях, что и местные работники, занятые в тех же отраслях. Более высокая безработица среди иностранцев объясняется их дискриминацией, сосредоточением в секторах, подверженных конъюнктурным колебаниям (строительстве, коммунальном хозяйстве, ресторанном и гостиничном бизнесе), отсутствием работы у вновь прибывающих мигрантов и т.п. В последнем случае она, как правило, носит краткосрочный характер и отмечается главным образом в Западной Европе. А в США в 1998 году, например, имели работу уже через месяц после приезда 95% экономических мигрантов. Естественно, среди неквалифицированных категорий мигрантов уровень безработицы выше, а продолжительность ее больше, чем среди высококвалифицированных.

В долгосрочном плане с учетом вклада иммиграции в развитие экономики ее влияние на занятость оценивается как позитивное. Иностранцы в общей сложности сохраняют и, возможно, создают больше рабочих мест, чем их забирают. По оценке П. Стокера, в 90-е годы округ Лос-Анджелес потерял бы около 90 тысяч рабочих мест, если бы не иммиграция из Мексики.

Кроме того, на пути замещения местных работников иностранными воздвигнуты определенные административные барьеры. В США разрешение на наем иностранных работников выдается на основе сведений об устанавливаемой им зарплате, наличии забастовки в отрасли и др., что в определенной степени обеспечивает соблюдение интересов местных тружеников. Во многих странах существуют ограничения на занятость иностранцев в ряде сфер. Период их действия может составлять, в зависимости от ситуации на рынке труда, например, в Швейцарии - от 5 до 10 лет, в Великобритании - до 4, в Нидерландах и Испании - до 3 лет.

Масштабы трудовой эмиграции из Украины в целом не следует преувеличивать. Официальные данные свидетельствуют о тенденции к ее снижению (за 90-е годы - от более чем 100 тыс. до 70 тыс. человек в год). Это обусловливается, с одной стороны, некоторым улучшением экономической ситуации в Украине, с другой - существенными административно-законодательными ограничениями многих потенциальных стран-реципиентов, устанавливающих жесткие разрешительные квоты на въезд иностранной рабочей силы (правда, в большинстве случаев это не относится к специалистам высшей квалификации).

Кроме того, эмиграция из Украины, как, впрочем, и из многих развивающихся стран, ограничивается объективными экономическими условиями принимающих государств, спецификой их рынков труда. Поскольку в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (6-10%), резко усиливается конкуренция на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы. Вместе с тем уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за исключением ряда категорий ученых и инженеров, особенно в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур, математика, компьютерные технологии, программное обеспечение ЭВМ) не отвечает западным профессиональным стандартам.

Масштабы выезда на работу и постоянное место жительство ученых и инженеров из России в 90-е годы составляли, по оценкам, ежегодно около 8 тыс. человек (ученых - 4,5 тыс. человек). В среднем доля выехавших из страны ученых и инженеров во второй половине 90-х годов составляла около 2% их общего числа, что не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако в отдельных областях науки, как уже отмечалось, процент уезжающих гораздо выше, причем в ряде случаев возникает угроза экономической безопасности страны.

 




3.3.Интеллектуальнаяэ миграция и некоторые аспекты экономической безопасности


В самом широком смысле экономическую безопасность можно определить как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровне. В качестве важнейших структурных элементов экономической безопасности можно выделить: экономическую независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу; экономическую взаимозависимость всех субъектов безопасности, на каком бы уровне те не находились - национальном, региональном или отраслевом, на уровне предприятия, общности, личности.

В чем проявляется влияние миграции на состояние экономической безопасности? Применительно к Украине, можно выделить ряд аспектов, вызывающих особенную тревогу. Эмиграция научно-технических кадров, а также их уход в другие сферы деятельности создают угрозу деградации научно-технического потенциала. Поскольку внешняя миграция сопровождается вывозом и переводом капитала за рубеж, она может угрожать внешнеэкономическим и финансовым позициям страны-донора. Миграции - прежде всего внутренние, межрегиональные, в том числе высококвалифицированных кадров, способны нанести серьезный урон региональным рынкам, экономическому и трудовому потенциалу территории и т.д.

Количественно оценить угрозы экономической и национальной безопасности, вызываемые именно интеллектуальной эмиграцией из России, достаточно сложно. Однако можно попытаться выявить причинно-следственные связи, выделив наиболее серьезные из них.

 Интеллектуальная эмиграция способна привести к разрушению отечественных научных школ, многие из которых занимали (и все еще занимают) ведущие позиции в мировой науке (например, математике, биологии). Проблему воспроизводства научных кадров могут серьезно обострить принявший массовый характер отъезд молодых ученых и аспирантов для работы за границу, а также невозвращение многих российских студентов, обучающихся за рубежом. Наряду с фактором "внутренней эмиграции" (уход ученых в секторы экономики, где можно иметь несравнимо более высокие доходы) "утечка умов", особенно из сферы фундаментальных исследований, где научные школы создавались многими поколениями ученых и развитие которых требует значительных финансовых ассигнований, способна привести к утрате целых научных направлений. Как показывает опыт некоторых стран (послевоенной Германии, например), воссоздание научных школ - дело гораздо более сложное, нежели восстановление разрушенного хозяйства. Кроме того, уровень многих сохраняющихся в стране научных школ из-за оттока наиболее перспективных кадров неизбежно станет снижаться.

Вероятно, для науки в целом более продуктивной является ситуация, когда ученые не уходят в другую сферу деятельности, даже в своей стране, а уезжают работать за рубеж. При этом они, как правило, сохраняют контакты с родиной, своими коллегами, участвуют в совместных проектах, международных научных конференциях. Ученые и специалисты, повысив свою квалификацию и поработав на Западе, по возвращении на родину (например, в Китай, Индию) закладывали национальные научные школы. Причем речь идет не только об ученых. Получив образование и поправив свое материальное положение, нередко репатриируют и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвращаются на родину многие китайцы, корейцы, югославы, индийцы, турки. В частности, высокоразвитая ныне строительная индустрия в Югославии и Турции получила импульс к прогрессу благодаря бывшим эмигрантам, длительное время работавшим в Германии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.