Из приведенной таблицы абсолютно ясно, что малый бизнес во всех частных секторах экономика США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий.
Мелкие и средние предприятия играет заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1999 году было сосредоточено 40процентов, а в Германии 49 процентов всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Итак, на современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике развитых стран – не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производственных сил и технологий.
Предыстория развития современного малого предпринимательства связана с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества.
Конституция СССР 1977 года 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания.[17, с.541]
Однако преобладание крупных предприятий, управление всеми другими предприятиями как крупными, отсутствие дифференцированного подхода в определении места и роли различных предприятий в экономике страны снижало эффективность деятельности существующих малых предприятий. Такое положение наряду с другими социально-экономическими проблемами привело к необходимости использования кооперативной формы в качестве малого предпринимательства в условиях реформирования экономики в 80-е годы.[25, с.247]
Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»,[41] в 1987 году Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года),[42] Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала, принятые 1987 год). [ 40]
В ноябре 1986 года и мае 1988 года закон легализует частную предпринимательству деятельность в ряде производственных областей и сфер услуг. В 1988 году начался рост кооперативных движений, получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации». В этом законе нашел законодательное воплощение новый подход к экономической политике, так как закон выражал и брал под защиту сердцевину кооперативного строя – демократизм.[25, с.51]
В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий:
индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместные предприятия арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию.
В 1989 году прошел Всесоюзный съезд объединенных кооперативов в сфере производства товаров и услуг. На этом съезде был организован «Союз кооперативов СССР в сфере производства и услуг». Союз определил своей главной целью создание параллельной экономики, которая бы в конкурентной борьбе с существующей хозяйственной системой помогла оздоровить ее. Ринувшихся в новую экономику ради наживы, - была выдвинута как одна из важнейших задач этого процесса.[15, с.42]
Конец 80-х годов очень противоречив, что являлось отражением сложной социально-политической обстановки в стране и охарактеризовать его однозначно по этой причине трудно. С одной стороны предпринимались попытки создания малых кооперативных форм в сфере производства и услуг, с другой стороны, существующий хозяйственный механизм с массой запретов ограничивал развитие новых экономических явлений, прежде всего, мелкого частного хозяйства. С одной стороны, наблюдалось интенсивное развитие кооперативов производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятия наблюдались элементы предпринимательства). С другой стороны, имело место отсутствие гибкой экономической политики в этой области, быстро реагирующей на потребности нового экономического явления, защищающей потребителя и стимулирующей производителя. Ужесточение и регламентация, а то и запрещение деятельности кооперативов привели к усилению теневого сектора экономики. В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет, хотя именно эта форма соответствует сложившимся хозяйственным традициям отечественного производителя, весьма перспективна вообще и чрезвычайно активно используется всеми странами с развитым рыночным механизмом хозяйствования. [25,с.325] Появляется ряд основополагающих документов: Постановление СМ СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» [43] Постановление СМ РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». [44] Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства.
В результате предпринятых государственных мер в этот период наблюдается бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности, которая сопровождалась быстрым и легким накоплением капиталов, активной деятельностью в торгово-посреднической сфере. Такие хозяйственные преобразования позволили удовлетворить спрос населения на дефицитные тогда товары широкого потребления, бытовые услуги и общественное питание. Тем не менее, на малые предприятия начинается оказываться очень тяжелое финансовое давление: 28процентов НДС, 35 процентов налог на прибыль, от 50 процентов и выше – на коммерческий кредит. Еще одной характерной чертой этого, в общем-то, благополучного периода для малого бизнеса было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемые госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдо-рыночного предпринимательства. В условиях проведения радикальных рыночных реформ малое предпринимательство прошло следующие этапы.[25, с.457]
На первом этапе, который длился с 1992 по 1994 годы, характерно продвижение вперед в понимании сути экономических проблем малого
предпринимательства.
Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» [44] Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» [45] Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ»[46] Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» [47], Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 гг.»,[48] Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» [49] Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса».[50] Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве – в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении – в 2,9 раза, в сфере образования – в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.[25, с.344] Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. – 560 тыс. малых предприятий, 1993 – 965 тыс., 1994 – 896,6 тыс.
В октябре 1992 года утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь 1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов – традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг. К концу 1993 года в России было зарегистрировано и действовало 15 кредитных союзов, объединяющих более 3,5 тыс. человек. Во Владимире и Владимирской области их было 5, в Кемеровской области – 2, в Москве – 2, в Екатеринбурге – 2, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Челябинске, Туапсе – по одному. Эти кредитные союзы регистрировались на основе Закона РФ «О потребительской кооперации». Общая сумма всех вкладов превышала 40,5 млн.руб., ссуды пайщикам – 40 млн.руб.
В этот период закладываются интересные перспективные начинания в разных регионах страны. С 1992 года успешно функционирует в Приволжье России Международный торговый караван «Великий Российский путь» как специфическая форма поддержки малых предприятий, направленная на развитие инфраструктуры малого предпринимательства, позволяющая восстанавливать и расширять хозяйственные связи поволжских регионов с другими субъектами федерации, странами СНГ и зарубежными странами. В результате доля малых предприятий этого региона (всего Поволжского) в общем числе малых предприятий страны составляет более 12 процентов.[25, с.347]
Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992-1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма». К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий – многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50 процентов регистрируемых предприятий не начали работать, 30 процентов едва сводили концы с концами, 40 процентов не платили налоги, 10 процентов жили более или менее сносно, 3-4 процентов процветали, 37 процентов из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой.[25, с.354]
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства – и не только российских, но и иностранных партнеров. В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, утвержденный Правительством Российской Федерации. Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой отчисляется 0,5 процентов средств федерального бюджета, направляемого на науку. А с 1996 года – 1,0 процент. Фонд должен принимать участие в проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральной, отраслевых и региональных программ и проектов развития малого бизнеса.
В ноябре 1994 года была учреждена Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП).[25, с.367]
В 1993 году свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой программы создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах. Например, в 1994 году Кузбассоцбанк через Томский филиал успешно реализовал первый этап программы по кредитованию микробизнеса в объеме 200 тыс. долларов. Убедившись в эффективности складывающегося партнерства, ЕБРР неоднократно увеличивал объемы кредитных линий. К 1997 году в орбиту кредитования включены филиалы банка в Томске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Юрге и головной офис в Кемерово. Это – весьма положительное явление, учитывая специфические сложности очень важного экономического региона страны. [17, с.541]
Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. В 1996 году, то есть по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий приходилось 3 процентов совокупной стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству.
На протяжении всего периода легализации малого предпринимательства наблюдалась борьба за его курирование и, прежде всего, за распределение государственных средств на его поддержку. Единая программа и соответственно система государственной поддержки малого предпринимательства в РФ до середины 1994 года отсутствовала.[17, с.562]
Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего эффективного экономического развития страны.
На втором этапе, который продолжался с 1995 по 1998 год отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.[25, с.443]
Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [7, ст.3]
В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. Занятость населения приведена в табл.3.
«Таблица 3»
Основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в 2002 году
Отрасль
Среднесписочная численность
занятых на
МП, тыс.чел.
Отраслевая
структура
занятости на МП, в %
Удельный вес в
общей численности занятых в отрасли, в %
ВСЕГО
8944,8
100
15,7
Промышленность
2589,7
29,0
15,6
Сельское хозяйство
93,4
1,0
1,3
Строительство
2624,4
29,3
48,5
Транспорт и связь
185,0
2,1
3,9
Торговля
2235,0
24,6
46,4
Общая коммерческая деятельность
по
обеспечению функционирования рынка
320
3,6
93,9
ЖКХ,
бытовое обслуживание
106,8
1,2
4,7
Наука
и
научное обслуживание
231,9
2,6
15,8
Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства приводит следующие данные. На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий стало более 842 тыс. с численностью занятых 8 618 300 человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания – 43 процентов, строительство и промышленность уступает – 32 процентов (17 процентов и 15 процентов соответственно). Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства. Однако для создания нормальной конкурентной среды малых предприятий должно быть значительно больше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8