Рефераты. Налогообложение России (анализ, реформы, планирование)






Составной частью системы бюджетного планирования, формирования налоговой политики является налоговое планирование. Основная задача налогового планирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным юридическим лицом – налогоплательщиком.

Налоговое планирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов Федерации и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений.

Налоговое планирование проводится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей (ВВП, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей), а также показателями развития экономики субъектов Федерации. Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое планирование.

Оперативное налоговое планирование осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных программ (при этом одновременно решается задача подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного – на год – налогового планирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки).

Краткосрочное налоговое планирование осуществляется в целях составления проектов федерального, регионального и местного бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономразвития России и экономическими органами субъектов Федерации, а также анализ налоговых поступлений в текущем году, как в целом, так и по отдельным видам налогов. Краткосрочное налоговое планирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами (по региональным и местным бюджетам) при непосредственном участии налоговых и других экономических органов (в частности, соответствующих департаментов и управлений экономики в регионах).

Процесс краткосрочного налогового планирования состоит из ряда взаимосвязанных последовательных действий экономических ведомств: детального анализа позитивных и негативных сторон действующего на момент составления прогноза налогового законодательства; разработки предложений по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию негативных элементов, расширение налоговой базы, повышение стимулирующей роли налогов и увеличение на этой основе доходов бюджетов всех уровней; анализа народнохозяйственных факторов, позитивно и негативно влияющих на поступление налогов в текущем году, и разработки мер по устранению негативных факторов и закреплению позитивных тенденций; расчета суммы поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений (на основе проведенного анализа хода поступлений по каждому виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетом предстоящих изменений налогового законодательства и всех факторов изменения экономических показателей на предстоящий год); рассмотрения в органах исполнительной власти проектировки налоговых поступлений в составе бюджета (совместно с показателями прогноза социально-экономического развития страны и каждого субъекта Федерации на предстоящий год и проектами законодательных актов об изменениях и дополнениях в налоговое законодательство) и предоставления после одобрения в органы законодательной власти, где эти документы детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимые изменения и дополнения, а затем они утверждаются в форме соответствующих законов.

В условиях перехода к рыночным отношениям, ликвидации централизованного планирования и управления экономикой налоговое планирование носит вероятностный характер, вместе с тем налоговые показатели в целом по соответствующему бюджету, а также по отдельным видам налогов включаются в доходную часть бюджета и утверждаются в виде статей закона о бюджете.

Оперативное и краткосрочное налоговое планирование – две составляющие единого процесса текущего планирования. При этом решаются в основном тактические задачи и создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налоговой политики, которая определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного (перспективного) налогового планирования.

При прогнозе социально-экономического развития страны перспективное налоговое планирование используется как метод экономического предвидения. Перспективное налоговое планирование не получило в РФ достаточно полного развития и является составной частью стратегии бюджетного процесса на 3 года, разрабатываемой в основном на федеральном уровне. При этом долгосрочное налоговое планирование на 5-10 лет не осуществляется.

Процесс планирования налоговых поступлений можно представить в виде схемы:

Министерство налогов и сборов РФ

 
 







Министерство финансов

РФ

 
 





Финансовые управления субъектов РФ

 
 






Важной составляющей налогового планирования является анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов. Однако следует иметь в виду, что при государственном налоговом планировании сложно учесть все особенности налогооблагаемой базы. Это приводит к погрешностям в определении реальных сумм налоговых поступлений в бюджет и более доступно при налоговом планировании на уровне хозяйствующих субъектов. Например, реальность поступления в бюджет налога на прибыль зависит не только от объема производства, ценовой политики, уровня инфляции, определяющих величину прибыли от реализации произведенной продукции, но и влияния на конечный результат операционных внереализационных доходов и расходов. В частности, курсовых разниц, налогов, относимых на финансовые результаты и др., способных привести к потере или значительному сокращению объекта налогообложения и, соответственно, к потерям бюджетных доходов. Очевидно, решение этих задач невозможно без широкого использования прогрессивных компьютерных технологий при обработке информации, которой располагают налоговые и другие государственные органы. Главным шагом в этом направлении является создание единого реестра налогоплательщиков и общей информационной системы налоговых, финансовых и иных органов, отвечающих за исполнение доходной части бюджета.


Некоторые итоги анализа налогообложения предпринимателей в РФ до 2000 года


Анализ налогообложения предпринимательской деятельности до 2000 года позволяет подвести некоторые итоги.

Налоговая политика велась таким образом, что для налоговой системы России были характерны большое количество налогов, сборов, отчислений и тяжелое их бремя на предпринимателей. Это подтверждается высоким удельным весом совокупных налоговых выплат в прибыли юридических лиц (по разным оценкам эта доля колеблется от 74 до 85% прибыли). Обусловлено это было не столько ставками налога на прибыль, которые были доведены до среднемировых, сколько принятой системой расчета налогооблагаемой базы в результате невозможности исключить необходимые для ведения бизнеса расходы.

Налоговое бремя предпринимателя стало еще ощутимее в результате косвенных налогов – НДС (основная ставка которого 20%), акцизов, таможенных пошлин, которые затрагивают предприятия, если они выступают конечными потребителями товаров (работ, услуг), облагаемых этими налогами. Кроме того, к ним добавился налог с продаж в размере 5%, в результате которого возникло не только двойное, но и тройное обложение.

Указанные налоги увеличиваются на сумму взносов в социальные внебюджетные фонды. В конечном счете, косвенные налоги вместе со страховыми взносами вели к росту цен на продукцию и ослабляли конкурентоспособность. Предприниматель при налогообложении сталкивался со сложностью расчетов, обусловленной нечеткостью формулировок в законе, противоречивостью отдельных статей, а также частыми изменениями в налогообложении, которые не всегда вовремя становились известными налогоплательщику. Права юридических лиц в области налогообложения были ограничены, им тотчас сложно было получить необходимую информацию о налогообложении. Наблюдалось увеличение недополучения бюджетами огромных налоговых сумм в связи с кризисом неплатежей предприятий и широкими масштабами отклонений.

Несовершенная налоговая система РФ, непомерная тяжесть налогового обложения сфер хозяйственной деятельности сдерживали экономическое развитие страны, требовали пересмотра налоговой системы.

Началом налоговой реформы стало вступление в силу первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 года. Главным направлением реформирования налоговой системы являлось поэтапное (в течение 4 – 5 лет) решение наиболее волнующих бизнес следующих вопросов:

1.      Сокращение количества налогов (прежде всего с юридических лиц), достигающего в ряде регионов нескольких десятков, что осложняло работу финансовых служб предприятий и налоговых органов, путем отмены ряда налогов и объединения других со снижением ставок. Отмена должна была коснуться прежде всего налогов дорожных фондов (которые утратили силу с 1.01.2003 г.) и сбора за использование наименований «Россия» и «РФ». Предполагалось осуществить объединение налога на имущество предприятий и налога на имущество физических лиц, а позднее к ним присоединить земельный налог, в результате чего будет функционировать единый налог на недвижимость.

2.      Отмена многочисленных и особенно редко используемых налоговых льгот, которые затрудняли расчеты налогов и приносили значительный урон бюджетам (12 – 15 млрд. руб. в год), и расширение практики предоставления инвестиционного налогового кредита при обеспечении подотчетности его использования и своевременности возврата.

3.      Пересмотр правил формирования налогооблагаемой базы налога на прибыль и других налогов. Планировалось ликвидировать ограничения при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль всех обоснованных и необходимых для ведения бизнеса расходов, в том числе расходов на рекламу, выплаты процентов, взносов на страхование, обучение персонала, затраты на НИОКР и др.

4.      Пересмотр правил амортизации в сторону  их повышения. Шире использовать методы ускоренной амортизации, особенно в первые годы службы основных фондов.

5.      Сохранение НДС и налога с продаж, поскольку они обеспечивают большее поступление доходов: первый – федерального бюджета, второй – регионального бюджета, но при понижении налога с продаж до 3%.

6.      Улучшение работы налоговых органов в целях обеспечения полного и своевременного получения налоговых доходов в бюджет, а также недопущение налоговых уклонений.

Все эти изменения позволили бы налогоплательщику быть уверенным в соблюдении его прав и в конечном итоге способствовали бы большей привлекательности предпринимательской деятельности в России.

Проведение ответственной налогово-бюджетной политики было наиболее важным вкладом органов власти в поддержание устойчивого роста в период после 1998 года. Начиная с 2000 года федеральный бюджет составлялся так, чтобы быть профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть. Такой подход обеспечил не только заметный профицит бюджета, но и его сбалансированность независимо от колебаний цен на нефть. Правительству в основном удалось преодолеть искушение потратить дополнительные доходы и направить значительную их часть на погашение внешнего долга и создание резервов, в частности, стабилизационного фонда. Оно также сумело воспользоваться благоприятной бюджетной ситуацией для проведения комплексной реформы налоговой системы, а также ряда институционных реформ, призванных улучшить процесс выработки финансовой политики и управление государственными расходами.

Жесткая налогово-бюджетная политика тоже способствовала стерилизации части притока иностранной валюты, обусловленного положительным сальдо внешнеторгового баланса. В противном случае он привел бы к более существенному повышению курса рубля или к более быстрому росту денежной массы. Налоговая реформа сыграла важную роль в восстановлении экономики. Упрощение механизма налогообложения содействовало повышению его эффективности, уменьшив искажения хозяйственной деятельности. Многие ставки налогов были значительно снижены, а их налоговая база расширена. В результате были ослаблены стимулы к уклонению от уплаты налогов и ограничены возможности подобного поведения. Кроме того, налоговая система была сориентирована на изъятие большей части налоговой ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении налогообложения ресурсного сектора.

С целью прекращения роста внутренних цен и обеспечения условий для их существенного снижения по сравнению с мировыми возможно и необходимо:

— предельно отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов(это элемент так называемого налогового администрирования);

— провести ревизию цен монополистов, включая цены на электро и теплоэнергию;

— обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.

Для реализации перечисленных мер необходимо было изменить налоговое законодательство и ужесточить налоговое администрирование. Однако в проведении экономической политики правительство продолжает ориентироваться на пассивную стабилизацию, используя ограниченный набор довольно примитивных методов. При этом даже Банк России продолжает ориентироваться на сохранение ограничительной фискальной политики, проводимой правительством.

Принципы и направления налоговой реформы России

начала XXI в.


В своем «Послании Федеральному собранию РФ» от 26.05.2004 года В.В. Путин говорил о необходимости реформирования налоговой системы. Он постарался ответить на вопрос: «Какой должна стать налоговая система после завершения реформы».

Во-первых, необременительной для бизнеса. И не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности.

Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов.

В-третьих, налоговую систему России нужно сделать более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, - боле благоприятной, чем в странах-конкурентах.

Президент говорил и о необходимости снижение единого социального налога, о том, что необходимо вывести из «тени» значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес.

Еще один немаловажный вопрос, отмеченный в послании Президента – дальнейшее снижение ставки налога на добавленную стоимость, решение вопроса о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключение налогообложения авансовых платежей.

Масштабная налоговая реформа в Российской Федерации проходит уже несколько лет. Приняты и вступили в силу большинство глав Налогового кодекса РФ. Реформа ориентирована при одновременном сокращении налоговых льгот на снижение номинального налогового бремени, упрощение всей налоговой системы.

В результате можно говорить о том, что налоговая система в Российской Федерации в основном упорядочена и приспособлена к условиям рыночной экономики.

Среди уже сделанного особо следует отметить осуществленное в ходе налоговой реформы снижение налоговой нагрузки на экономику. Достигается этот эффект как за счет резкого сокращения числа «оборотных» налогов, так и за счет снижения налоговых ставок.

Начиная с 2000 г. были приняты решения об отмене большинства налогов с оборота, таких как налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с продаж и др.

Снижение налогового бремени стало возможным благодаря упорядочению структуры налогов и изменению акцентов налоговой политики.

С 1 января 2005 года вступили в силу законы, которые внесли существенные изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.