Рефераты. Налоговая реформа в России 1992 года, ее необходимость и значение






Налоговая реформа в России 1992 года, ее необходимость и значение

московский государственный университет коммерции

саратовский институт










курсовая работа


По налогам и налогообложению


На тему:


Налоговая реформа в России в 1992 г., ее необходимость и значение





Выполнила:

студентка 3 УФФ

Титова Ольга


Руководитель:


Карпенко Е.А.








 

Саратов 2000

СОДЕРЖАНИЕ




Введение …………………………………………………………………….. 3


1. Предпосылки реформирования налоговой системы …...…… 5


2. Сущность налоговой реформы 1992 г.;

классификация налогов, ее составляющих:

2.1. Налог на добавленную стоимость ……………………… 10

2.1.1. Экономическая роль НДС ……………………………... 10


2.1.2. Плательщики НДС. Объект обложения,

облагаемый оборот ………. ………………....………... 12


2.1.3. Ставки НДС ……………………………………………….. 16


2.2. Налог на недвижимость …………………………………... 18


3. Способы проведения налоговой реформы …………………….. 21


4. Значение налоговой реформы для экономики

Российской Федерации ……………………………………………. 28


Заключение ………………………………………………………………….. 34

Список использованных источников ………………………………….. 36

Приложение …………………………………………………………………. 38

Введение


Одним из основных элементов государственного регулирования экономики является фискальная политика государства, посредством которой оно регулирует систему мер в области правительственных закупок и услуг, а также налогообложения.

Очевидно, что чем выше налоги, тем меньшим доходам будет располагать население, а значит, тем меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет всех факторов,  которые могут стимулировать, либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Еще Монтескье в своем сочинении "О духе законов" (1748 г.) отмечал "Ничто не должно столь точно регулироваться мудростью и разумом, как соотношение между той частью, которую забирают у подданных и той, которую им оставляют.

Французский философ Поль Анри Гольбах (1723-1789 г.г.) в своих произведениях "О правителях", "О свободе" и "О политике вообще" весьма подробно   рассматривал   вопросы   налогообложения:   "Подчиняясь верховной власти, нации, несомненно, должны были предоставить ей средства, чтобы она могла успешно трудится ради их счастья; поэтому каждый индивид пожертвовал частью принадлежащего ему имущества, чтобы содействовать сохранению и защите собственности граждан. Таково происхождение налогового обложения. Оно справедливо в том случае, если народ дал согласие подчиняться ему, его применение законно лишь при условии, что оно используется строго по назначению, т.е. в интересах государства. Его неизменным мерилом должно быть общественная польза: размер той доли владения и благ, которыми пользуется каждый член общества, определяет степень, в которой он обязан способствовать общему благу.

Сбор налогов становится кражей, когда их собирают не в целях обеспечения средств сохранения государства и упрочения его счастья.

Несомненно, что эти взгляды великих мыслителей по налоговым вопросам отражают суть прогрессивных отношений государства и каждого индивида на все времена, актуальны и сегодня, и должны учитываться при совершенствовании налоговых систем.

Исследования в области налогов в последние годы отличаются более конкретным, прикладным характером, поскольку теоретические положения в области налогообложения были разработаны уже давно и нашли отражение в фискальной политике и финансовом законодательстве многих развитых стран мира.

Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость ─ национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

Данная курсовая работа посвящена анализу проблем, связанных с налоговой реформой 1992 года. В задачи работы входит:

-          показать предпосылки реформирования налоговой системы, доставшейся России «в наследство» от СССР;

-          раскрыть сущность налоговой реформы 1992 годы и способов ее проведения;

-          рассмотреть значение налога на добавленную стоимость (НДС) и на недвижимость, так как введение именно этих двух новых для российской экономики налогов, особенно НДС, позволило коренным образом реформировать налоговую систему и оказало положительное влияние на экономическое развитие российской экономики;

-          показать значение налоговой реформы для дальнейшего развития экономики России.


1. Предпосылки реформирования налоговой системы

В Советском союзе налоги в целом в идеологи­ческом смысле рассматривались, как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых от­ношений, «поскольку чистый доход, созданный в государственном секторе, пол­ностью принадлежит государству». Из 268,2 млрд. руб. прибыли, созданной в 1989 г., 98,7 % было создано на государственных предприятиях, из которых 36 % внесено в бюджет и 64 % оставлено в народном хозяйстве[1]. Изъятие прибыли происходило в различных формах (плата «за фонды», «трудовые ресурсы» и «отчисления от прибыли»), в дальнейшем замененных индивидуаль­ными нормативами платежей для каждого предприятия.

Поскольку, как мы отмечали, официальная идеология не допускала возможно­сти налоговых отношений с предприятиями, основной платеж из прибыли и по­лучил название «отчисления», что внутренне вуалировало его по сути дела на­логовую форму. Манипуляция со словом «отчисления» ненова в истории. Еще Плутарх, описывая нравы афинян, представлял их очень учтивыми и вежливыми людьми, приводя следующий пример. Они (афиняне) никогда не называли гетер гетерами, предпочитая называть их «приятельницами», также неприлично было, например, спросить у гражданина. «Как обстоят у тебя дела с уплатой налогов?». В этом случае «неприятное» слово «налог» заменялось словом «отчисления», т. е. спрашивали: «Заплатил ли ты отчисления?».

Такая «идеологическая стыдливость» социалистического периода и приводи­ла к утверждениям, что налог с оборота в СССР имел только «внешнюю форму налога» и им не являлся, а по сути дела налог на прибыль получил название «от­числения».

Появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала «совместных» и др.), разрушение идеологических установок и постепенное изме­нение экономического строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации тру­дящихся», и уже с 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил следующие об­щесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляе­мых на потребление, налог на доходы.

Следует отметить, что принятию закона предшествовала длительная дискус­сия о целесообразности введения «ступенчатой» или «плоской» шкалы ставок на­лога на прибыль, в ходе которой был преодолен соблазн использовать американс­кую ступенчатую систему налогообложения прибыли корпораций (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от нее быстро отказались).

Таким образом, основой налогообложения предприятий уже с 1991 г. стал на­лог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45 %, из которых 22 % направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, могли вноситься как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключе­нием платежей за природные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции) не должна была превышать 23 % облагаемой прибыли. Ставки платежей за трудо­вые и природные ресурсы с учетом данного ограничения устанавливали респуб­ликанские и местные органы государственной власти. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.

Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных специализированных и коммерческих банков – 55 %; совмест­ных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде более 30 % ставка налога на прибыль составляла 30 %. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30 %. Стиму­лирование развития отдельных предприятий и отраслей и использования прибы­ли на цели расширения производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.

Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внут­ренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой сто­имости товаров или в виде разницы между ценами.

Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегу­лировании пропорций между накоплением и потреблением на предприятиях. Об­ложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по срав­нению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчисляется путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода[2].

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от при­надлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15 %.

Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила уже определенный, довольно противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой сис­темы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.

Введение Закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с процессом распада СССР. Парламент России во главе с Пре­зидентом Б. Ельциным, пытаясь ослабить СССР, начал бездумную «войну» про­тив М. Горбачева, который в какой-то степени повторил судьбу Луи Бонапарта. Известно, чтобы свергнуть короля, французская буржуазия отказалась платить налоги. История повторилась. Чтобы перевести крупнейшие союзные предприя­тия в подчинение Правительству Российской Федерации, было устроено «прези­дентское перетягивание канатов» (предприятиям, переходившим под «российские знамена», ставка налога на прибыль уменьшалась с 22 до 19 %). М. Горбачев отве­тил на вызов, и предприятиям, изъявлявшим желание остаться в подчинении союз­ных министерств, налоговые ставки также снижались. Естественно, какие-либо эко­номические основы для этого отсутствовали, налоговая база резко сокращалась, возрастало количество убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяй­ственные связи. Отказ от перечислений налогов республиками, входившими в со­став СССР, прежде всего прибалтийскими, практически полностью обескровил со­юзный бюджет, который по сути дела развалился, все выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались за счет «печатного станка», что привело к безу­держной инфляции и пустым полкам в магазинах.

По расчетам специалистов общая масса денег по состоянию на декабрь 1991 г. была настолько велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб. = $ 0,7), для удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР не хватило бы запасов товаров всего мира.

Приведем некоторые статистичес­кие данные, характеризующие динамику экономики Российской Федерации (табл. 1.1). Очевидно, что они, как говорится, не нуждаются в комментариях.

Таблица 1.1

Динамика некоторых экономических показателей в Российской Федерации в 1990-1993 гг. (млрд. руб., %)[3]

Экономический показатель

1990

1991

1992

1993

Денежная эмиссия

X


89,3


1513,0


10904,8


Доходы бюджета РФ

159,5


310


5327,6


49730


Расходы бюджета РФ

154


347,8


5969,5


57674


Превышение доходов над расходами (+), расходов над доходами (-)

+8,5


-37,6


-641,9


-7943,6


Дефицит бюджета в % к доходам


12,1


12,0


15,8


Сводный индекс цен на товары

(к предыдущему году)

X


2,6


26,1


9,4


Индекс объема промышленной продукции (1989 г. – 100 %)

99,9


91,9


75,4


64,8



Следует отметить, что в течение длительного периода государственный бюд­жет СССР практически (по официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 80-х гг., он стал стремительно нарастать. Несколько упрощенно, для краткости – без соответствующих статистических выкладок, можем назвать следующие причины финансового кризиса СССР, выразившегося прежде всего в неуправляемой инфляции 1991 г.:

• резкое возрастание оборонных расходов в связи с войной (и ее последстви­ями) в Афганистане;

• бездумная антиалкогольная компания середины 1980-х гг. обусловила со­кращение налоговых доходов более чем на 30 %;

• Чернобыльская катастрофа и ликвидация ее последствий;

• перевод ряда республик (прибалтийских) на взнос одноканального налога в союзный бюджет;

• падение собираемости налогов.

Все это в значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России встала сложнейшая задача – в кратчайший срок сформировать самостоятельную налоговую систему страны


2. Сущность налоговой реформы 1992 г.; классификация налогов, ее составляющих:


2.1. Налог на добавленную стоимость

2.1.1. Экономическая роль НДС

Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к кото­рым относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможен­ные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета. Во многих случаях объекты налогообложения для косвенных налогов совпадают, что (с уче­том большого числа таких налогов) способствует постоянному росту цен на потре­бительские товары и услуги. Наиболее существенным из применяемых в РФ кос­венных налогов является налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из самых молодых из фор­мирующих основную часть доходов бюджетов налогов (предложен французским экономистом М. Лоре в 1954 г., применяется во Франции с 1958 г.). Лежащий же в основе определения НДС показатель добавленной стоимости начал использовать­ся в статистических целях значительно раньше. Например, в США он применяет­ся с 1870-х гг. для характеристики объемов промышленной продукции, а в России он использовался в аналитических целях в период НЭПа[4].

Необходимость применения показателя добавленной стоимости как объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 г. о создании Европейского Экономи­ческого Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку и применение мер, на­правленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступления в ЕЭС. Основы современной европейской системы НДС определяются Шестой директивой Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г., принятой с целью унификации базы НДС во всех странах-членах Сообщества (что очень важно, так как определенный процент отчислений направляется на формирование общего бюджета ЕЭС). Однако в большинстве стран мира применяются свои собственные системы исчисле­ния и взимания НДС (по состоянию на июнь 1992 г., по данным ОЭСР, НДС при­менялся в 82 странах)[5].

Решение задачи развития рыночных отношений в России потребовало реорга­низации исчисления и взимания действовавшего до 1992 г. налога с оборота, кото­рый более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксиро­ванными государством розничными и оптовыми ценами. В новых же условиях свободного ценообразования на основе спроса и предложения возможность фор­мирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР, исключалась. В то же время государство должно было иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в РФ с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, что позволило обеспечить рав­ный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятий.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который влия­ет и на процессы ценообразования, и на структуру потребления. В моделях запад­ных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании спроса. Особый акцент на косвенное налогообложение в нашей стране обусловлен необ­ходимостью решения следующих задач:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.