Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
Архангельский государственный технический университет
Кафедра финансов и кредита
Сумарокова Елена Владимировна
Факультет ИЭФиБ курс 2 группа 114
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Налоги и налогообложение»
На тему «Налоговая система РФ до вступления в силу части 1 НК РФ.
Единый социальный налог для адвокатов»
Отметка о зачёте _____________
________________
(дата)
Руководитель _______________
____________ С.Ю. Угловская
(должность)
(подпись)
(и.о. фамилия)
_______________
Архангельск 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Часть I
1. Налоговая система РФ до вступления в силу части 1 НК РФ
2. Единый социальный налог для адвокатов.
5
14
Часть II
1. Классификация налогов (в форме таблицы)
19
Часть III
1. Налогообложение юридического лица,
(на примере ООО «Стройреконструкция»)
20
Заключение
25
Список использованных источников
27
ВВЕДЕНИЕ
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, а также имуществом.
Введённая в действие с 1 января 1992 г. налоговая система РФ была сформирована буквально в течении нескольких месяцев фактически путём копирования западных налоговых систем. Созданная таким образом налоговая система России была направлена в первую очередь на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при её формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за счёт высоких ставок налога, введения большого числа налогов, установление штрафных санкций и т. д.
При этом созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень поступления налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных государственных расходов.
Налоговые отношения в результате недостаточной правовой проработки законов регулировалась не столько ими, сколько подзаконными актами. Налоговая система стала громоздкой, сложной и запутанной.
Всё это потребовало кардинального изменения действовавшей налоговой системы России.
В июле 1998г. была принята и с 1 января 1999г. вступила в действие первая часть налогового кодекса РФ. Принятие первой части Кодекса явилось историческим моментом в развитии экономических реформ в России.
Однако принятие первой части НК РФ не обеспечило решения принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй частью Налогового кодекса РФ, которая была принята в 2000г., и вступили в действие с 1 января 2001г. ещё четыре важнейшие главы кодекса. Процесс реформирования налоговой системы Росси продолжился и в 2002г., приняты ещё три новые главы, а начиная с 2004г. приняты четыре новые главы Налогового кодекса РФ.
Начатая в 1998г. принятием части первой Налогового кодекса налоговая реформа к настоящему времени практически завершена. В 2004г. приняты законы отменяющие действие Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и установившие налоговую систему РФ. К настоящему времени абсолютное большинство налогов, входящих в российскую налоговую систему, регулируется соответствующими главами части второй Налогового кодекса.
ЧАСТЬ I. 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ ДО ВСУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ.
В Советском союзе налоги в целом в идеологическом смысле рассматривались, как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, «поскольку чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству».
Из 268,2 млрд. руб. прибыли, созданной в 1989 г., 98,7 % было создано на государственных предприятиях, из которых 36 % внесено в бюджет и 64 % оставлено в народном хозяйстве[1]. Изъятие прибыли происходило в различных формах (плата «за фонды», «трудовые ресурсы» и «отчисления от прибыли»), в дальнейшем замененных индивидуальными нормативами платежей для каждого предприятия.
Появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала «совместных» и др.), разрушение идеологических установок и постепенное изменение экономического строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации трудящихся», и уже с 1 января 1991г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы.
Таким образом, основой налогообложения предприятий уже с 1991г. стал налог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45 %, из которых 22 % направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, могли вноситься как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением платежей за природные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции) не должна была превышать 23 % облагаемой прибыли. Ставки платежей за трудовые и природные ресурсы с учетом данного ограничения устанавливали республиканские и местные органы государственной власти. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.
Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных специализированных и коммерческих банков – 55 %; совместных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде более 30 % ставка налога на прибыль составляла 30 %. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30 %. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей и использования прибыли на цели расширения производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.
Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами.
Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между накоплением и потреблением на предприятиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчисляется путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода[2].
Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15 %.
Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила уже определенный, довольно противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой системы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.
Введение Закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с процессом распада СССР. Парламент России во главе с Президентом Б. Ельциным, пытаясь ослабить СССР, начал бездумную «войну» против М. Горбачева, который в какой-то степени повторил судьбу Луи Бонапарта. Известно, чтобы свергнуть короля, французская буржуазия отказалась платить налоги. История повторилась. Чтобы перевести крупнейшие союзные предприятия в подчинение Правительству Российской Федерации, было устроено «президентское перетягивание канатов» (предприятиям, переходившим под «российские знамена», ставка налога на прибыль уменьшалась с 22 до 19 %). М. Горбачев ответил на вызов, и предприятиям, изъявлявшим желание остаться в подчинении союзных министерств, налоговые ставки также снижались. Естественно, какие-либо экономические основы для этого отсутствовали, налоговая база резко сокращалась, возрастало количество убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяйственные связи. Отказ от перечислений налогов республиками, входившими в состав СССР, прежде всего прибалтийскими, практически полностью обескровил союзный бюджет, который по сути дела развалился, все выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались за счет «печатного станка», что привело к безудержной инфляции и пустым полкам в магазинах.
По расчетам специалистов общая масса денег по состоянию на декабрь 1991г. была настолько велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб. = $ 0,7), для удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР не хватило бы запасов товаров всего мира.
Приведем некоторые статистические данные, характеризующие динамику экономики Российской Федерации (табл. 1.1). Очевидно, что они, как говорится, не нуждаются в комментариях.
Следует отметить, что в течение длительного периода государственный бюджет СССР практически (по официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 80-х гг., он стал стремительно нарастать. Несколько упрощенно, для краткости – без соответствующих статистических выкладок, можем назвать следующие причины финансового кризиса СССР, выразившегося прежде всего в неуправляемой инфляции 1991г.:
• резкое возрастание оборонных расходов в связи с войной (и ее последствиями) в Афганистане;
• бездумная антиалкогольная компания середины 1980-х гг. обусловила сокращение налоговых доходов более чем на 30 %;
• Чернобыльская катастрофа и ликвидация ее последствий;
• перевод ряда республик (прибалтийских) на взнос одноканального налога в союзный бюджет;
• падение собираемости налогов.
Все это в значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России встала сложнейшая задача – в кратчайший срок сформировать самостоятельную налоговую систему страны.
В последние предреформенные годы состояние системы государственных финансов России и Советского Союза характеризовалось стабилизацией поступлений по основным бюджетным источникам: платежам из прибыли предприятий и налогу с оборота. В то же время продолжал увеличиваться объем бюджетных расходов. Финансовое положение государства резко ухудшилось в 1990г., что было связано с эскалацией социальных выплат, а также с ростом правительственных субсидий после централизованного повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (осень 1990г.) и оптовых цен на промышленную продукцию (январь 1991г.) при неизменных розничных ценах. Поэтому в конце 1990г. - начале 1991г. союзное и республиканские правительства в процессе бюджетного планирования старались увеличить долю государственных доходов в ВВП. Попытка сбалансировать доходы и расходы бюджета была осуществлена за счет введения дополнительных налогов: налога с продаж; налога на фонд заработной платы, поступающего в фонд стабилизации экономики; за счет повышения ставки отчислений на социальное страхование до 26%; изъятия части (20%) амортизационных отчислений предприятий; обязательной продажи части валютной выручки предприятий-экспортеров по завышенной обменной ставке рубля. Эти меры должны были повысить норму обязательных налоговых изъятий, которая в Советском Союзе в предшествующие годы колебалась от 42 до 48% ВВП до примерно 55% ВВП.
В новых условиях согласно бюджетным расчетам должен был резко снизиться удельный вес налогов на доходы предприятий и граждан, а обложение фонда заработной платы и имущества предприятий (отчислений от амортизации) предусматривалось увеличить. Причем сокращение доли традиционно наиболее значимых для советского бюджета статей предполагалось компенсировать за счет роста доходов внебюджетных фондов: пенсионного фонда и фонда стабилизации экономики.
Как и можно было ожидать, эти проекты не были реализованы. Политическая ситуация к началу 1991г. характеризовалась «войной законов» между Союзом ССР и составлявшими его республиками. В ходе этих дезорганизующих экономическую жизнь процессов законодательные органы и правительства всех уровней принимали решения, идущие вразрез с первоначальными бюджетными проектировками. Были снижены ставки налогообложения физических лиц, ставки налога на прибыль, налог на продажи превратился из кумулятивного адвалорного налога (что предполагалось в проектах) в аналог налога на добавленную стоимость, для многих товаров была установлена нулевая ставка налога на продажи.
Поступления налога на прибыль за 1992г. составили 29,5% общего объема доходов консолидированного бюджета. На величину реального изъятия прибыли предприятий в настоящее время воздействуют, с одной стороны, налоговые льготы, составившие за девять месяцев около 110 млрд. руб., с другой – темпы роста заработной платы по сравнению с изменениями законодательно регулируемой величины оплаты труда, включаемой в себестоимость. Взаимодействие указанных факторов привело к тому, что норма изъятия балансовой прибыли увеличилась с 17% в I квартале того же года до почти 33% за первое полугодие 1992г. В III квартале фактическая ставка налога на прибыль составила 35,3%, за девять месяцев – 37,6%. Следует отметить, что величина налоговых льгот, используемых предприятиями, равняется примерно 1\3 намечавшихся бюджетом[3].
На налог на добавленную стоимость в январе-декабре приходилось 37,6% общего объема поступлений в бюджет, на акцизы – около 4%. Эластичность поступлений налога на добавленную стоимость и акцизов по ВВП в I квартале 1992 г. была достаточно высокой. Это объясняется низкими объемами их поступлений в начале года и быстрым ростом в феврале и марте, что связано с устранением организационных трудностей при установлении новых для хозяйства налогов. Во II квартале резкое снижение темпов роста поступлений акцизов и НДС было вызвано развитием кризиса неплатежеспособности предприятий и до некоторой степени – накоплением запасов готовой продукции.
На 1 января 1992г. просроченная взаимная задолженность предприятий и организаций достигала 34 млрд. руб., на 1 апреля – 780 млрд. руб., на 1 июля –3004 млрд. руб. За январь - май реализованная продукция составила около 55% общего объема выпуска, а 38% отгруженной продукции осталось неоплаченной. Следует иметь в виду, что на подавляющем большинстве предприятий организация бухгалтерского учета предполагает учет реализации (соответственно и определение прибыли) не по отгрузке продукции, а по ее оплате. В результате отгруженная, но неоплаченная продукция не учитывается при исчислении облагаемого оборота при уплате НДС так же, как и при определении налогооблагаемой прибыли.
Ускорение темпов роста поступлений НДС в июне по сравнению с динамикой ВВП объясняется изменениями, внесенными в порядок его взимания. Плательщики, чьи платежи превышали 300 тыс. руб., должны были начиная с мая уплачивать подекадно не авансовые платежи, которые ранее занижались, а платежи, установленные на основе фактических оборотов. Кроме того, в конце мая было запрещено вычитать из обязательств предприятия по НДС суммы налога по поступившим материальным ценностям (кредит по НДС) в случае неоплаты соответствующих счетов. Значительный (в 2,6 раза) рост поступлений НДС в июле по сравнению с июнем объясняется установлением авансовых платежей по НДС для крупных плательщиков. Сумма авансовых платежей определялась исходя из фактических платежей в I квартале, увеличенных в 2,5 раза.
Резкий рост поступлений НДС и налога па прибыль в октябре объясняется как значительным увеличением номинального объема ВВП в связи с инфляционными процессами, так и особенностями техники налогообложения. В частности, в октябре поступили средства, начисленные по НДС в связи с разрешением включать в кредит по НДС лишь налог по списанным на издержки производства материальным ресурсам, а также в связи с учетом в налогооблагаемом обороте всех средств, полученных от поставщиков (до соответствующего изменения порядка исчисления налога распространенным методом уклонения от него было занижение цен и перечисление поставщику средств в целевые фонды). По оценке Государственной налоговой службы, первая мера дала бюджету около 100 млрд. руб. Учет в налогооблагаемой базе средств, полученных от поставщиков формально в виде финансовой помощи, а не как оплата продукции, увеличил поступления налога на прибыль на 40-50 млрд. руб. Доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по фактическим результатам по сравнению с авансовыми платежами составили, по данным Госналогслужбы, около 200 млрд. руб.
Серьезное воздействие на рост налоговых поступлений в октябре оказало окончание процесса зачета задолженности предприятий, при котором средства с 725-го счета направлялись на погашение задолженности предприятий перед бюджетом. Погашение задолженности по НДС, согласно данным ЦБ России, составило около 220 млрд. руб.
С октября был ужесточен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость. Плательщики с оборотом более 100 тыс. руб. в месяц должны уплачивать НДС ежедекадно по фактическим объемам реализации. При этом окончательные размеры налога с учетом кредита по НДС, уплаченного за использованные материальные ресурсы, определяются по результатам месяца в целом.
Подоходный налог с физических лиц составил в 1992г. около 8% поступлений в бюджетную систему России, и его сбор отличается высокой стабильностью. Эластичность поступлений этого налога по ВВП близка к единице, что объясняется одинаковыми темпами роста заработной платы и ВВП при линейной шкале налога. По сравнению с 1991г. в связи с увеличением необлагаемого налогом минимума денежных доходов налоговое изъятие по отношению к фонду оплаты труда уменьшилось с 12 до 8%.
В ноябре 1992г. поступление налогов в бюджеты России сократилось по сравнению с октябрем примерно на ¼. Это объясняется отсутствием таких факторов, действовавших в октябре, как перерасчет НДС и налога на прибыль по фактическим результатам и завершение зачета задолженности предприятий. В декабре 1992г. продолжалось увеличение объема налоговых поступлений, составившего по итогам года около 33,6% ВВП.
Страницы: 1, 2