Рефераты. Налоговый менеджмент в системе управления фирмой






Известны также и технико-юридические причины, т.е. при­чины, вызванные несовершенством налогового законодатель­ства, что в свою очередь связано со сложностью налоговой системы. Следует обратить внимание, что само налоговое за­конодательство зачастую дает налогоплательщику возможно­сти оптимизации налоговых обязательств. Это обусловлено наличием в законодательстве налоговых льгот, различных ста­вок налогообложения, различных источников отнесения рас­ходов и затрат, двусмысленности толкования положений в налоговых законах в связи с неучетом законодателем всех воз­можных обстоятельств, возникающих при исчислении или уплате налогов, нечеткостью и расплывчатостью формулиро­вок налоговых законов.

В налоговой практике существуют различные пути (типы) минимизации налоговых платежей, связанные как с наруше­нием налогоплательщиками налогового законодательства, так и с законными методами уменьшения налоговых обязательств (снижения налогового бремени).

Первый путь - это нелегальное, незаконное уменьшение налогоплательщиком своих обязательств по налоговым плате­жам в нарушение налогового законодательства. Данный спо­соб минимизации налогов называется уклонением от их упла­ты. Он основан на сознательном использовании методов со­крытия доходов и имущества от налоговых органов, уводе бизнеса в «теневую» экономику, искажении бухгалтерской и налоговый отчетности, использовании фиктивных документов и других методов уклонения, что влечет за собой налоговую, административную и уголовную ответственность налогопла­тельщика и его руководителей.

Таким образом, уклонение от уплаты налогов представля­ет собой способы уменьшения налоговых платежей, при кото­рых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совер­шенное лицом, которое осознавало противоправный характер деяний, желало либо сознательно допускало наступление вред­ных последствий таких деяний. Критериями умышленности могут быть неоднократность совершения противоправных действий (налогового правонарушения) в течение одного налого­вого периода, наличие сговора и т.д.

Уклонение от уплаты налогов обычно связано со следу­ющими умышленно незаконными действиями (бездействиями) налогоплательщиков: уклонением от постановки на учет, осу­ществлением незаконной предпринимательской деятельности, неуплатой или неполной уплатой налогов, сокрытием доходов и имущества, незаконным использованием налоговых льгот, непредставлением в налоговый орган документов, необходи­мых для исчисления и уплаты налогов, нарушениями правил учета, различного рода подменами, подлогами и жульничествами с документами, использованием цепочки третьих лиц или «подставных» организаций и др.

Подобные нарушения приводят к существованию «теневых», т.е. не подпадающих под контроль и учет государства, секторов и субъектов экономики. Среди некоторых последствий уклоне­ния от уплаты налогов можно назвать следующие: снижение объема налоговых поступлений в бюджет; невыполнение раз­личных социально-экономических программ из-за недостаточ­ного бюджетного финансирования; подрыв основ рыночной конкуренции, поскольку «уклонист» оказывается в более выгод­ном положении по сравнению с добросовестным налогоплатель­щиком; неуплата или недоплата налогов одним лицом пред­полагает переложение общего налогового бремени на других налогоплательщиков, приводит к уменьшению возможностей государства для снижения налогового бремени, заставляет его искать дополнительные способы увеличения налоговых поступ­лений; усиление общей криминогенной обстановки в стране с соответствующим ростом расходов на аппарат власти и управ­ления.

Уклонение от уплаты налогов может иметь отношение к налоговому менеджменту только в тех ситуациях, когда нало­гоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вы­нужден нарушать закон, хотя сознает последствия этих нару­шений и готов нести ответственность за содеянное.

Понятийный аппарат налогового менеджмента тесно свя­зан с таким способом минимизации налоговых платежей, как обход налогов, который в свою очередь можно разделить на незаконный и законный.

Незаконный обход налогов близок к уклонению от налогов, но отличается от последнего неумышленным характером. Он пред­полагает противоправные деяния налогоплательщика, повлек­шие уменьшение налоговых платежей или их неуплату вовсе, совершенные налогоплательщиком по неосторожности. При этом налоговое правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо (налогоплательщик) не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий от таких деяний, хотя должно было знать и могло это осознавать. Критериями неосторожно­сти могут быть разовость налогового правонарушения в течение одного налогового периода, отсутствие сговора и др.

Уклонение от уплаты налогов вместе с их незаконным об­ходом составляет основную часть налоговых правонарушений, за допущение которых на налогоплательщиков (потенциаль­ных или фактических) накладываются наиболее существенные штрафные санкции.

Существует другой, законный, путь (тип) минимизации на­логовых платежей, основанный на использовании возможно­стей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственно-финансовой деятельности, методов ведения бухгалтерского и налогового учета, использо­вания пробелов в законодательстве и т.д. Такие способы мини­мизации называются законным, легальным обходом налогов, который представляет собой действия (бездействия) налогопла­тельщиков по уменьшению налоговых обязательств, при которых они выводят себя из категории плательщиков налога (на­логов) в целом или по отдельным объектам налогообложения по следующим причинам: деятельность лица по закону не подле­жит налогообложению, налоговое законодательство разрешает такие действия или не запрещает данный способ занижения налоговой базы и др. Законный обход налогов связан с использованием установленных налоговых льгот и льготных налоговых режимов, с неточным, двусмысленным и неконкретным изло­жением отдельных положений законов о налогах, их несогла­сованностью между собой, с другими неналоговыми законами и нормативными актами ФНС России. Обход налогов позволяет налогоплательщикам, при необходимости, довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной предприятием налоговой политике.

Традиционно считается, что корпоративный налоговый менеджмент основан лишь на законных, легальных способах минимизации налогов, т.е. на законном обходе налогов (на использовании всех установленных налоговых льгот, примене­нии специальных приемов уменьшения налоговых обяза­тельств плательщиками законными способами без оснований для наложения штрафных санкций). Однако такое оторванное от реальной действительности понимание налогового менедж­мента неоправданно сужает границы и возможности управления организациями налоговыми потоками на основе альтерна­тивного выбора решений.

Различия в законной и незаконной минимизации налогов (налогового бремени) состоят в том, что в первом случае дей­ствия налогоплательщика не повлекут налоговой ответствен­ности, а во втором случае к налогоплательщику могут быть применены те или иные меры ответственности: штрафные сан­кции (штрафы) за налоговые правонарушения, пени, админи­стративные санкции (штрафы), уголовная ответственность. Поэтому при незаконных намерениях и деяниях налогопла­тельщик (реальный или потенциальный) сравнивает возмож­ные к получению дополнительные налоговые доходы (эконо­мию) от минимизации налогов с возможными штрафными санкциями, которые могут быть наложены на него. Если ре­зультат будет положительным (доходы больше штрафов), а риск быть пойманным незначителен, то и решение налогопла­тельщика об уклонении от уплаты или обходе налогов в нару­шение налогового законодательства будет, скорее всего, в пользу таких способов их минимизации. В данном случае речь также идет о налоговом менеджменте в его специфических формах проявления.

Классификация и виды уклонений и обхода налогов (крими­нальные и некриминальные деяния). С учетом особенностей за­конных и незаконных способов уменьшения налоговых выплат в налоговом праве различают налоговые правонарушения и на­логовые преступления. Налоговые правонарушения — это про­тивоправные деяния, виды, ответственность и производство по которым регламентируются нормами НК РФ. Налоговое пре­ступление — это возникающее в определенных условиях в фи­нансовой среде противоправное общественно опасное деяние, носящее характер преступления, объектом которого являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взима­ния налоговых платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

Для целей налогового менеджмента, исходя из тяжести со­деянного, можно выделить некриминальные и криминальные обход и уклонение от уплаты налогов. Первые способы мини­мизации налоговых платежей могут быть включены в систему корпоративного налогового менеджмента, а вторые должны быть исключены из нее.

Некриминальные уклонение от уплаты и обход налогов это уголовно ненаказуемые деяния (действия, бездействия) субъекта налоговых отношений, направленные на избежание или снижение налоговых выплат в бюджетную систему посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влеку­щих применение к нарушителю мер налоговой ответственно­сти (штрафных налоговых санкций), предусмотренных гл. 16 НК РФ, а также административных штрафных санкций, пре­дусмотренных КоАП РФ (см. п. 2.8). Данные деяния налого­плательщика не образуют состава налогового преступления, но влекут за собой наступление налоговой ответственности в со­ответствии с положениями налогового и административного законодательства.

Исходя из отраслевой принадлежности норм законодатель­ства, которые нарушаются при уклонении от уплаты и обходе налогов некриминальными способами, можно выделить нало­говые и таможенные правонарушения (при уплате налогов на таможне). Некриминальными способами уклонения могут быть следующие умышленные или неумышленные деяния, не имеющие состава преступления (по критериям размера неуп­лаченных налогов, периодичности и др.): неправильное отра­жение операций в бухгалтерском и налоговом учете; заниже­ние доходов и объектов налогообложения; нарушение сроков уплаты налогов; заключение фиктивных договоров, переоформ­ление договоров и изменение их содержания после их испол­нения; выплата санкций за несуществующие договорные на­рушения; занижение стоимости ввозимых через таможенную границу товаров и соответственно занижение сумм НДС, под­лежащих уплате на таможне, и т.д.

Криминальное уклонение от уплаты налогов предполагает совершение налогоплательщиком противозаконных социаль­но и экономически опасных деяний (действий, бездействий), направленных на избежание уплаты налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уго­ловного законодательства (см. п. 2.8). Криминальным спосо­бом уклонения от налогов является неуплата (недоплата) на­логов в крупных и особо крупных размерах, совершенная умышленно, неоднократно и в сговоре группы лиц, в том числе путем подделки документов, фальсификации данных бухгал­терского учета, неоприходования денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работы «за налич­ку»), фиктивного приема на работу и других действий (бездей­ствий).

Учитывая, что для предприятия важен конечный результат, а именно экономия на налогах (какими бы способами она ни осуществлялась), в сферу корпоративного налогового менедж­мента при определенных обстоятельствах (прежде всего с уче­том степени риска уплаты налоговых санкций) можно вклю­чить некриминальные уклонение от уплаты и обход налогов. Безусловно, ни в коем случае нельзя поощрять такой способ минимизации налоговых платежей, но и нельзя закрывать на это глаза и делать вид, что такого явления не существует, тем более что порой отдельные виды некриминальной минимиза­ции налогов более результативны, чем законные. Все вышеска­занное схематично представлено на рисунке 1.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система налогового менеджмента является необходимым элементом управления фирмой, позволяющим оптимизировать налоговую нагрузку предприятия.


1.2. Экономическое содержание налогового менеджмента как

рыночной системы управления налоговыми отношениями


Налоговые платежи составляют весомую долю в финансо­вых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профес­сионального решения, принятого с учетом налоговых по­следствий, зависят судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизне­са, нестабильность налогового законодательства и т.п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмен­та не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономи­ческого и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложе­ния, учета и управления налогами по значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредст­венно в ходе производственной или любой другой предприни­мательской деятельности. Эта значимость выражается в кон­кретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определя­ющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес - решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономиче­ских решений предприятия, они не должны существенно ме­нять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьез­ные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внут­ренние и внешние специалисты, основными функциями ко­торых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплатель­щиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» основана на праве всех субъ­ектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязатель­ства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент как вид управлен­ческой деятельности на предприятии все больше входит в прак­тику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер ор­ганизации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпо­ративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент — это система управ­ления налоговыми потоками коммерческой организации пу­тем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области нало­говых доходов и расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же, что и последний, функциональные элементы, но со своими особенностями:

·                    организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

·                    корпоративное налоговое планирование;

·                    корпоративное налоговое регулирование;

·                    корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле — это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком — это подготовка и созда­ние условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менедж­мента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве рос­сийских предприятий занимается либо специалист финансо­вого отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой служ­бе (а в крупных холдинговых структурах — в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимают­ся специалисты — налоговые менеджеры. В их обязанности входит:

·                    участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений;

·                    разработка и обо­снование применения эффективного налогового режима;

·                    со­здание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству;

·                    участие в обосновании системы договоров и контрактов;

·                    разработка корпоративной налоговой полити­ки и налогового бюджета; осуществление корпоративного на­логового планирования, прогнозирования и бюджетирования;

·                    разработка корпоративного налогового регулирования;

·                    осуще­ствление внутреннего налогового контроля, анализ налогооб­ложения компании;

·                    обеспечение выполнения внешнего нало­гового контроля (своевременное и полное представление до­кументации налоговым органам);

·                    осуществление налогового производства (своевременная постановка на учет в соответ­ствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми орга­нами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам);

·                    выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации;

·                    другие вопросы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.