Льготный режим по данному налогу установлен в специальных зонах предпринимательской деятельности. Так, предприятие с численностью работающих не менее 10 человек, зарегистрированное в такой зоне, освобождается от уплаты корпорационного налога в течение первых 10 лет своего функционирования. Эта мера не распространяется лишь на банки и страховые учреждения.
Налог на прибыль в Японии
Одной из отличительных черт налогообложения в Японии является преобладание прямых налогов, в число которых входит и налог на прибыль корпораций. Этот налог взимается с чистой прибыли. Если корпорация прекращает свою деятельность в результате слияния или роспуска, то подоходному налогообложению подлежит доход от ликвидации. Налогоплательщики самостоятельно заполняют налоговые декларации и одновременно с их подачей представляют в налоговые органы заявления о доходах и убытках. Ставки корпоративного подоходного налога остаются неизменными с 1991 года. К некоторым категориям юридических лиц применяются льготные ставки налога на прибыль.
¾ 28% - для предприятий мелкого и среднего бизнеса, прибыль которых не превышает 8 млн. иен;
¾ 27% - для кооперативов, общественных организаций, медицинских организаций.
Для остальных налогоплательщиков применяется ставка в размере 42%.
Японские исследователи налоговой проблематики обычно выделяют три группы субъектов, несущих бремя налога на прибыль корпораций: сами корпорации; те, кто предоставляет корпорациям капитал и «организаторские способности»; потребители товаров и услуг, соответственно производимых и оказываемых корпорациями.
Налог на прибыль в международных холдинговых компаниях
Международные холдинговые компании имеет на Мальте оншорной местной компании. Она является налоговым резидентом, и на нее распространяется действие соглашений об избегании двойного налогообложения, подписанных Мальтой с 37 странами, включая РФ.
Международная холдинговая компания получает прибыль от инвестиций в виде дивидендов, процентов, лицензированных платежей и других. Прибыль зачисляется на специальный “счет иностранной прибыли”, и для нее предусмотрена налоговая скидка в размере 25%. Для получения скидки необходимо представить аудиторский сертификат, который подтверждает, что прибыль изъята из иностранного источника.
Акционеры-нерезиденты Международной холдинговой компании имеют право на возврат налоговой суммы в размере 2/3 от общего налога. “Участвующий пакет акций” возможен в случае:
¾ Международные холдинговые компании владеют 10% и более обыкновенных акций компании, не являющиеся резидентом
¾ Международные холдинговые компании владеет менее чем 10% акций компании- нерезидента Мальты
¾ Международные холдинговые компании инвестирует в компанию не менее 500 тыс. мальтийских лир
Основная особенность и преимущество “участвующего” холдинга состоит в том, что акционеры-нерезиденты, имеют право на полный возврат налога, уплаченного холдинговой компанией.
В соответствии с мальтийским законодательством существует следующая схема начисления налога на прибыль Международных холдинговых компаний.
Налоговая база определяется как прибыль, поступающая от иностранного источника, плюс 25% от этой прибыли.
Налог на прибыль МХК - 35% от вышеуказанной суммы.
Налоговая скидка – 25% от прибыли.
Возврат налога для акционеров-нерезидентов:
¾ для “участвующего” холдинга - полный возврат суммы уплаченного налога на прибыль;
¾ для обычного холдинга-2/3 от уплаченной суммы налога.
Таким образом, налог на прибыль МХК можно снизить с 35% до 0% для “участвующего” холдинга и до 6,25% для обычной холдинговой компании.
Приведем пример расчета налога на прибыль
(в мальтийских лирах-мл) для обычного холдинга.
1. размер прибыли от иностранного источника 1000мл
2. 25% прибыли 250мл
3. Налоговая база 1250мл
4. начисленный налог на прибыль (35% от 1250) 437,50мл
5. налоговая скидка (25% от 1000) 250мл
6. уплаченный налог 187,50мл
7. возврат налога акционерам (2/3 от 187,50) 125мл
8. фактический налог, уплаченный на Мальте 62,50мл
9. размер фактического налога в % от прибыли 6,25мл
Заключение.
На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы.
В складывающейся обстановке отдельные страны и территории вынуждены формировать национальную налоговую политику не только с учетом внутренних особенностей, но и с учетом возрастающей конкуренции на мировом рынке.
Доходы, полученные от сбора налогов, обеспечивают основное пополнение правительственных бюджетов и играют существенную роль в экономике развитых стран.
Низкая ставка корпоративного налога еще не означает низкую налоговую нагрузку и наоборот. Размер корпоративного налога в Японии самый высокий среди стран ОЭСР, а показатель налогового бремени – самый низкий, и, наоборот, в Швеции ставка налога на прибыль корпораций одна из самых низких, а налоговая нагрузка – самая высокая среди тех же стран.
Средняя ставка корпоративного налога на прибыль новых десяти стран-членов находится на уровне 21%, в то же время как средний показатель для ЕС составляет 31,7%.
В определенных условиях некоторые европейские страны вынуждены пойти на сокращение налогов на прибыль. В частности, Австрия объявила о планируемом снижении с 1 января 2005г. корпоративного налога с 34% до 25%. Кроме снижения налога на прибыль корпораций, многие страны с целью привлечения иностранных инвестиций идут на уменьшение или отмену других налогов на капитал. Норвегия, Швеция, Дания, Австрия и некоторые другие европейские страны установили низкие фиксированные ставки налога на прибыль, полученную по процентам и дивидендам.
Налоговыми льготами особо поощряются капиталовложения в культуру, включая кинопромышленность, образование, профессиональную подготовку кадров.
Акционерные компании, уплатившей налог на корпорации, не могут получить налоговый кредит, его компенсирующий. Более того, они облагаются авансовым налогом на выплату дивидендов в размере 15%, удерживаемым у источника. Этот взнос может быть зачтен при уплате личного налога с физических лиц.
Налоги выплачиваются ежеквартально отдельными частями в зависимости от величины предполагаемой прибыли по оценке налогового инспектора. Если платеж не поступает вовремя, взимается штраф 1% от его суммы ежемесячно. Исковая давность составляет 5 лет. Срок может быть увеличен и до 10 лет, если плательщик неправильно или неполно оформил налоговую декларацию. Налогоплательщик может в письменном виде опротестовать размер налога, определенный инспектором. Глава налогового ведомства на основании этого может пересмотреть расчет. Апелляция против решения главы налогового ведомства может быть подана в Государственный Совет.
Используемая литература.
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 (ред. от 05.08.2000) "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
2. Князев В.Г. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004.-191с.
3. Международное налогообложение: пер. с англ. – М.: ЮНИТИ,
2005. – 375с.
4. Петров А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: – М.: Юрайт-Издат,2005.-720с.
5. Русаковой И.Г., Кашина В.А.. Налоги и налогообложение: - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.-495с.
6. Черника Д.Г. Налоги: Учебное пособие / Под ред. – М.: Финансы и статистика, 2004.-205с.
7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2005.-576с.
8. Максудова З.Г. Методические рекомендации по разработки написанию рефератов. – 2005.- 10с.
9. ²Банковское дело², 2004, №4
10. "Главбух" Д.Ю. Новиков, Д.Л. Куликов, Налог на прибыль в 2004 году, Москва, 2004 г.
11. KPMG, Corporate Tax Rate Survey, 2003.
12. OECD, ²Tax Rates Are Falling², March-April 2004.
13. ²OECD in Figures², OECD Observer, 2003.
Приложение
Таблица №1
Динамика величины корпоративного налога на прибыль в странах ОЭСР[3]
Страна
Ставка корпоративного налога, %[4]
1986г.
2003г.
изменение
1986-2003гг.
Австралия
49
34
-15
Австрия
30
4
Бельгия
45
39
-6
Канада
36
28
-8
Дания
50
32
-18
Финляндия
33
29
-4
Франция
-12
Германия
56
40
-16
Вьетнам
40/46
25/32[5]
-15 / -14
Греция
-9
Исландия
51
-21
Ирландия
24
-26
Италия
37
1
Япония
43
27
Южная Корея
-2
Мексика
35
Новая Зеландия
Норвегия
0
Испания
Швеция
52
-24
Швейцария
10
8
Турция
46
-13
Великобритания
-5
США
-11
ОЭСР
41
Таблица №2.
Доходы, полученные от сбора налогов[6]
Общий налоговый доход, % ВВП
Структура налогов, % от общего налогового дохода
налог на прибыль физ. лиц
налог на прибыль юр. лиц
налог на товары и услуги
другие доходы[7]
45,6
31,0
8,1
25,4
35,5
35,8
36,8
11,1
24,4
27,7
48,8
52,6
4,9
32,5
10,0
45,9
30,8
11,8
29,1
28,3
45,3
18,0
7,0
25,8
49,2
37,9
25,3
4,8
28,1
41,8
42,0
25,7
7,5
28,4
38,4
27,1
20,6
13,5
18,9
47,0
54,2
35,6
20,7
36,2
35,7
30,6
7,9
19,7
37,4
29,2
9,8
32,3
16,1
29,6
42,4
8,5
15,7
33,4
ЕС
41,6
25,6
9,2
30,0
35,2
26,0
9,7
31,6
32,7
Таблица №3.
Ставки налога на прибыль, действующие в регионах
Провинция, территория
Основная ставка, %
Основная федерально-провинциальная ставка, %
Ньюфаундленд
14[8]
43,12
Новая Шотландия
16
45,12
о.Принца Эдуарда
15
44,12
Манитоба
17
46,12
Саскачеван
Альберта
15,5
44,62
Брит. Колумбия
16,5
45,62
Северо-западные территории
14
[1] OECD, Statistics on the Memder Countries, 2003.
[2] UNCTAD/PRESS/PR/2003/90, September 2003.
[3] OECD, ²Tax Rates Are Falling², March-April 2004
[4] ставка корпоративного налога включает только федеральный налог на прибыль.
[5] 25%-ный налог установлен для резидентных компаний со 100%-ным иностранным капиталом; 32%-ный для местных компаний и филиалов иностранных компаний, банков и юридических фирм.
[6] ²OECD in Figures², OECD Observer, 2003.
[7] Включая отчисления на социальное страхование.
[8] Ньюфаундленд снижает ставку для компаний, создающих более 10 рабочих мест с полной занятостью и инвестициями не менее $500000.
Страницы: 1, 2