Рефераты. Наркомания как медико-социальная проблема






— по некоторым данным, в нашей стране сейчас примерно 2 млн. людей, регулярно употребляющих наркотики, примерно 4 млн. человек уже пробовали их, а 3/4 из них — молодежь от 14 до 30 лет;

— вряд ли кто-нибудь из впервые вступивших на опасную “дорогу в никуда” осознает, что только 10% подростков-нарко­манов доживает до 30 лет;

— уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, подростки в 6,3 раза чаще злоупотребляют наркотиками. В 1997 году в Рос­сии погибли от наркомании 1600 чел, среди них половина — подростки;

— за последние десять лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей — в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти является передозировка наркотиков. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно состав­ляют в России 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей.

Известно, что один наркоман за год втягивает в порочный круг от 10 до 15 человек. Делает это наркоман в основном для того чтобы самому стабильно иметь деньги на ежедневные порции “зелья”. При таких темпах через пять лет в стране более чем 1/4 населения попробует наркотики. Рост наркома­нии резко обостряет проблему СПИДа. Из зарегистрированных в 1997 году 4725 ВИЧ-инфицированных человек 91% — нар­команы. Установлена прямая связь роста наркомании и бы­строго расползания по стране гепатита Б: зарегистрировано бо­лее 40 случаев на 100 тыс. человек.

Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти три процесса идут параллельно — в состоянии опьянения подростками со­вершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.).

За шесть месяцев 1998 года было совершено 108 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, при этом количе­ство тяжких преступлений увеличилось на 40%. Из каждых десяти имущественных преступлений шесть совершаются нар­команами.

На фоне общего сокращения количества преступлений, со­вершенных несовершеннолетними или при их соучастии, число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотичес­ких средств или психотропных веществ, продолжает расти. Так, в 1998 году зарегистрировано 11,1 тыс. таких преступлений (для сравнения: в 1995 г.— 4,5 тыс.), за 3 года прирост составил 146,6%, вследствие чего к уголовной ответственности привле­чено 8,3 тыс. несовершеннолетних (прирост за последние три года - 117,8%).

В 1998 году за употребление наркотических средств в ор­ганы внутренних дел было доставлено более 21 тыс. несовер­шеннолетних. Количество употребляющих наркотики детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, по состоянию на 1 января 1999 года составляло 16,6 тыс. человек (на 13,7% больше, чем в 1997 году).

Основной возраст первого знакомства с наркотиками 11—14 лет (41%) и 15—17 лет (51%). Однако, как показывают исследования, проводимые в крупных городах, к 13—15 годам каждый второй школьник хотя бы раз использовал наркотик. Наркотическая “карьера” сегодня нередко начинается уже в 7-8 лет.

Среди   тех,   кто  использует  одурманивающие   вещества  до 13 лет, почти исключительно мальчики. Это объяснимо. Мальчи­кам в большей степени, чем девочкам, свойственно рискованное поведение, стремление испытать себя, произвести впечатление на окружающих. Все, что обладает повышенной опасностью, притя­гательно для мальчиков. Однако в группе несовершеннолетних, познакомившихся с наркотиками и токсическими веществами в 14—15 лет, приблизительно 35% составляют девочки. Таким об­разом, проблема постепенно приобретает универсальный харак­тер, переставая быть исключительно юношеской, мужской.

Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические   средства   распространяются   преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бро­дяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах,  а в старших классах она достигает 27% (в  обычной  школе  —  2-15%,  в  сельской  школе  —  2-3%). Среди детей и подростков этой группы значительно быстрее распространяется молодежная наркотическая субкультура, когда употребление стимуляторов воспринимается как особая жизнен­ная   ценность,   принимает   “знаковый”   характер   приобщения к иному, полному необычных впечатлений образу жизни.

К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек про­бовали наркотики, а регулярно “сидят на игле” 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами.

По официальным данным, 3% призывников употребляют наркотики.

 Кроме того, по данным Министерства обороны, к настоящему моменту в Российских Вооруженных Силах выявлено 18,0 военнослужащих, больных СПИД ом, 98 из них — наркоманы.

67% родителей наркоманов не догадываются о беде, а из тех, кто знает, 19% бездействуют, 72% пытаются решить про­блему самостоятельно. Большинство родителей не знают, как уберечь детей от первого укола. Им нужны конкретные советы. Амбарный замок и насилие не привяжут “колючего” подростка к семье, а страшные истории не отвратят от запретного плода.

Другая существенная причина стремительного роста нарко­тической эпидемии — это доступность наркотиков. С каждым годом наркобизнес в самом прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. Показательны темпы героинового вторжения в Рорсию: если в 1996 году изъятия, героина были зафиксированы в 14 регионах, то в 1997 году героин “засветился” уже на территории 43 субъектов Федера­ции; в 1998 году наркотик изымался в 68 республиках, краях и областях, а в 1999 году, пожалуй, только оленеводы на Край­нем Севере все еще отдавали предпочтение “огненной воде”, а не шприцу с “герычем”.

Наркомания приобщает к наркотикам не только учащихся школ, ПТУ, вузов, но и целые города, даже страны. Город, регион наркотизируется по тем же самым “законам”, что и человек (новичка “угощают” бесплатно.

На российском рынке уровень цен на героин,  кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобиз­неса.   Вряд  ли   является   случайным   тот   факт,   что   именно за последние десять лет число наркоманов в США уменьши­лось вдвое,  а в России многократно возросло.  Наша страна оказалась  совершенно  не  готовой  к наркотической  агрессии внешнего мира.

Наркодельцам поставки наркотика в Россию приносят аст­рономические барыши. Килограмм героина в Афганистане стоит 8—10 тыс. долларов США, тот же килограмм в Таджики­стане оценивается уже в 20—25 тыс. долларов, в Москве его цена возрастает до 150 тыс. долларов. Прибыль от продажи наркотиков на российской земле составляет баснословные про­центы, то есть, вложив в “дело” доллар, наркоделец в конечном счете получает за него до двух тысяч “зеленых”.

Более половины всех изымаемых в России наркотических средств имеют зарубежное происхождение. Без всякого пре­увеличения можно говорить о своего рода наркоагрессии по отношению к России.

1.3 Формирование пристрастия к наркотикам


Чтобы помочь человеку вырваться из пропасти затягивающей его наркозависимости, надо его по­нять. Бороться с потребностью в наркотике можно только в том случае, если обнаружена первопричина, толкающая подростка к неминуемой гибели. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать пси­хологические особенности подросткового возраста, которые ле­жат в основе кризиса взросления. Этот кризис может прояв­ляться в переживаниях о своих, чаще воображаемых, физичес­ких недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлением особого отношения к еде и приему пищи, склон­ности к асоциальному поведению и даже в мыслях о само­убийстве.

Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного по­ведения, или пристрастия к наркотикам.

 Успокаивающая модель — один из наиболее распространен­ных вариантов применения психоактивных веществ и наркоти­ков с целью достижения душевного спокойствия у нерешитель­ных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоить­ся, забыться, уйти от неприглядной или опасной действитель­ности, от неразрешимых жизненных проблем.

Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро­желательности. К этому средству чаще всего прибегают   замкнутые,   тревожно-мнительные,    эмоционально ранимые подростки.

Активизирующая модель характеризует тех подростков, ко­торые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.

Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употреб­ление психоактивных веществ используется для получения удо­вольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.

Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп­пой с помощью употребления психоактивных веществ.

Манипулятивная модель связана с возможностью использо­вания психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуациив собственную пользу, для достижения тех или иных преиму­ществ.

Компенсаторная модель определяется необходимостью ком­пенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера.

Пристрастию к наркотикам также способствует увлечение ритмической и обязательно громкой музыкой, азартными игра­ми, беспорядочными половыми контактами.

Формирование пристрастия к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению того или иного психоактивного вещества только тогда, когда собирается “своя компания”. Не меньшее значение имеют сниженные адаптив­ные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентрич-ностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного “Я”, бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.

Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К фак­торам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.

Биологические факторы риска. Известно, что у наркотизи­рующихся матерей дети могут иметь биологическую предраспо­ложенность к наркомании. Известно также, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы “от­мены наркотиков”. Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.

биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные на­грузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.

Социальные факторы риска наркомании отражают неблаго­получную экономическую, культурную, политическую, крими­нальную ситуации в обществе. Социальные причины в сово­купности образуют своего рода “дрожжевой раствор”, в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:

© разрушение института семьи;

© отсутствие у подростков жизненных перспектив;

© плохая организация досуга;

© целенаправленное “подсаживание на иглу” подростков взрослыми наркоманами.

Психологические факторы наркомании определяют индиви­дуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.

Среди психологических причин можно назвать следующие:

-неправильное воспитание в семье;

-вовлеченность в группу сверстников,  употребляющих

наркотики;

-асоциальное поведение;

-дезадаптированность к учебному процессу;

личностные характеристики.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.4 Классификация наркотических веществ

Только в конце XIX столетия общество стало смотреть на наркоманию как на международную ме­дицинскую проблему, требующую самого присталь­ного внимания. А в начале XX века, с развитием технического прогресса, когда началось лаборатор­ное производство алкалоидов опиума и кокаина, наркомания обрела новое качество — массовость и эпидемические масштабы распространения. Те­перь медики всего мира уверенно говорят именно об эпидемии наркомании. Косвенными причинами рас­пространения стали развитие транспорта и между­народной торговли, которые сократили расстояния и расширили границы между различными государ­ствами.

На сегодняшний день наркомания является ми­ровой проблемой, которая присутствует на всех континентах. К тому же она проявляет тенденцию неуклонного роста, а ее неблагоприятные послед­ствия весьма многосторонни как для самих нарко­манов, так и для общества, в котором они сущест­вуют.

Наркоманию следует рассматривать как явление медико-социальное, развивающееся практически во всех странах. Эта проблема застала врасплох бывшие социалистические страны, где многие годы гос­подствовала иллюзия того, что наркомания — специфический продукт западного мира, а при социализме для нее нет предпосылок.

Но проблема наркомании весьма многосторонне и охватывает как здоровье человека, так и социаль­ную, экономическую, правовую, этическую и куль­турную сферы. Все замыкается в границах треу­гольника: человек — общество — наркотик. Эти три составляющие находятся во взаимной связи, а зна­чение каждой из них меняется в зависимости от со­отношения внешних и внутренних факторов.

В случаях, когда социальные ус­ловия со всеми их негативными сторонами стано­вятся проблемой для отдельной личности или для определенной категории людей, формы болезненно­го поведения следует рассматривать как явление социопатологическое. В такой ситуации наркома­ния не является индивидуальным несчастным слу­чаем, а становится показателем общей социальной тенденции. Она принимает характер эпидемии.

Еще в 1957 г. экспертная группа ВОЗ определила наркоманию как “Состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяю­щимся введением наркотика”. Комитет экспертов ВОЗ различает в наркомании, как болезни, две раз­новидности состояний — зависимость и привыкание.

Зависимость характеризуют:

-сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема нарко­тика, а также попытки получить его любой ценой;

-тенденция увеличения дозы по мере развития зависимости;

-психическая (психологическая или эмоциональ­ная) зависимость от эффекта наркотиков;

-губительные последствия для личности и обще­ства.

Привыкание (пристрастие) характеризуют:

- желание  (но  не  непреодолимое)  дальнейшего пРиема наркотика с целью улучшения настроения;

-незначительная тенденция (или отсутствие тако­вой) к увеличению дозировки;

-некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической за­висимости, что означает отсутствие абстинентного синдрома;

-отрицательные последствия если и наступают, то касаются только личности самого наркомана.

Все наркотики с точки зрения их происхождения делятся на две группы — натуральные и синтетиче­ские. Одни растения оказывают успока­ивающее, другие — возбуждающее действие. От­дельную группу составляют растения, изменяющие состояние сознания и вызывающие галлюцинации и видения.

Термин “синтетические наркотики” относите к многочисленным веществам, появившимся после 1939 г., вызывающим различные виды зависимости.

Главные препараты этой группы — петидин, мета-дон и др., а также продукты переработки нефти и смол.

Наркотиком считается любое вещество расти­тельного или синтетического происхождения, кото­рое при введении в организм способно изменить од­ну или несколько его функций, и вследствие много­кратного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.

Из этого следует, что “наркомания” — это общий термин, применимый ко всем видам зависимости от различных наркотиков. Однако в профессиональной медицинской терминологии различают следующие виды зависимости.

1. Алкогольный тип: все алкогольные напитки.

2. Амфетаминовый тип: амфетамин, дексамфетамин, метамфетамин, метил-фе-нидан и фенметразин.

3. Барбитуратный тип: барбитураты преимущественно кратковременного дей­ствия и некоторые успокаивающие (седативные) средства, например хлоралгидрат, диазепам, мепробамат, метаквалон и др.

4. Каннабиноловый тип: препараты ко­нопли (индийской и американской) — ма­рихуана (бханг, дагга, киф, маконга и т. д.) и гашиш (ганджа, чарас и т. д.)

5. Кокаиновый тип: кокаин и листья коки.

6. Галлюциногенный тип: ЛСД, ДМТ, МДМА (экстэзи), мескалин, псилоцибин, СТП, а также фенциклидин.

7. Тип Кату: препараты названного растения.

8. Опиатный тип: опиум, морфин, геро-ин, кодеин; синтетические наркотики со свойствами, близкими морфину, — мета-дон (гептадон), петидин.

9. Тип летучих жидкостей: ацетон, бен­зин, четыреххлористый углерод, а также некоторые средства для наркоза — эфир, хлороформ, закись азота (веселящий газ) и др.

Опасность наркотиков многим очевидна и не может вос­приниматься вне контекста глобальности проблемы, тем не менее избавление человечества от чумы наркомании требует избавления конкретного человека от власти не менее конкрет­ного наркотика.

Многообразие наркотиков и других психоактивных веществ потребовало их систематизации. Юристы для своих правоохра­нительных целей выделили из психоактивных веществ нарко­тики и включили их в специальный список. Врачи класси­фицируют психоактивные вещества в соответствии с их дей­ствием — галлюциногенным, стимулирующим, поднимающим настроение, успокаивающим, снотворным и т.д. Такое подраз­деление, однако, очень условно, так как в зависимости от дозы и способа введения вещества (внутривенного, через рот в виде таблеток или посредством вдыхания) они действуют различно. Официальной, наиболее распространенной и исполь­зуемой в настоящее время следует считать созданную Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ) Международную классификацию МКБ-10 (1994).

В ней говорится, что вещества и препараты, способные сформировать зависимость при их потреблении, можно разде­лить на три группы:

1. Вещества и средства, угнетающие нервную систему (пси­ходепрессанты):

а) препараты и вещества опийной группы: морфин, омнопон, кодеин, героин, опий-сырец, промедол, фентанил и др.;

б) препараты и вещества с седативным (успокаивающим) и снотворным действием: производные барбитуровой кислоты — этаминал натрия, фенобарбитал, ноксирон, реладорм, реланиум, фенозипам, оксибутират натрия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.