Рефераты. Наркомания - социальная проблема






Наркомания - социальная проблема

Министерство общего среднего и профессионального образования

Свердловская область МО «Нижнетуринский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Образовательная область: обществознание



Наркомания –

социальная проблема

Реферат

Исполнитель: ученица 11 «Б» класса Вершкова Екатерина

Руководитель: Андреева Юлия Александровна

2005 г.

ПЛАН

1.   Введение

2. Что такое наркомания.

2. 1. Наркотическая зависимость.

2. 2. Классификация наркотика.

2. 3. Наркомания как болезнь.

3. Как это начинается или почему молодые люди начинают

принимать наркотики (подсознание и сознание, внимание и память, самооценка, место в обществе).

4. Заключение.

5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


            Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. И всё таки некоторых ошибок лучше не совершать, слишком много горя способны они причинить...

         К сожалению, тема наркомании давно стала привычной и понятной большинству граждан нашей страны.

         Мы не только узнаём наркоманов толпе, но, как ни трудно об этом говорить, многие из нас столкнулись с фактом употребления наркотиков в кругу друзей. Уже давно известно, что не менее половины молодых россиян хотя бы однократно принимали с токсиманической целью тот или иной наркотик. С экрана телевизора, из газет и журналов мы получаем исчерпывающую информацию о пагубности наркотики, как для каждого потенциального потребителя, так и для нации в целом. Однако распространение наркомании не только не снижается, но и продолжает расти.

         Уже несколько тысячелетий медицина изучает тело человека. И ещё дольше человеческую душу сопровождает религия, сложно и малоизученным остаётся социум, пространство, где пребывает вместе душа и тело. Где они враждуют и блаженствуют. Очевидное и обыденное далеко не всегда бывает понятным. Наркомания остаётся малоизученным феноменом. Этот патологический процесс реализован на биологическом и социальном уровнях функционирования человека.

         Нет. Мы пока ещё не «впереди планеты всей» по количеству наркоманов. Но не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что эта беда коснулась нас много позже, чем так называемые развитые страны.

         Причин распространения наркомании множество. Именно их я и попытаюсь выяснить в ходе своего реферата.

         Наркомания – это не просто болезнь в медико – биологическом смысле, это ещё и образ жизни, точнее – существования; это дорога, ведущая в никуда; это разрушение интеллекта, души, тела…

 

 

 

 

 

2. Что такое наркомания

Наркомания (это слово образовалось от греч. narkē оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) - хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими средствами. Характеризуются возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема.

Атмосфера самоуспокоенности в 60 – 70-е годы оказалась одной из главных причин того, что в обществе не замечали нарастающую острую социальную проблему – наркоманию. Как показывает анализ реально сложившегося положения, она не замыкается в рамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали в социально-нравственном отношении. Это зло охватило практически все общественные группы и поразило представителей наиболее дееспособной части населения.

По данным А.А. Габиани, наркомания распространена главным образом среди мужчин в возрасте до 35 лет, проживающих в городах. Особенно тревожит то, что треть из них – молодежь до 25 лет. Хотя наркомания представляет собой прежде всего городскую проблему, география потребления наркотических средств расширилась, пагубное пристрастие проникло даже в отдаленные сельские районы.

С точки зрения уровня образования наркоманы мало чем отличаются от своих сверстников: подавляющее большинство (83,3%) имеет среднее, незаконченное высшее или высшее образование, 61,7% работают, 5,8% учатся, не работают и не учатся 24,8%.

Велик среди них и удельный вес ранее судимых (46%): почти каждый второй был наказан за преступления, связанные с наркоманией, а каждый четвертый – за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку наркотических веществ без цели сбыта.

Примерно каждый второй живет в семье, где кто-то злоупотребляет спиртными или наркотиками, имеет судимость или тяжело болен, часто психическими или нервными заболеваниями.

Весьма широко распространена полинаркомания. Гашиш принимают 83,9%, морфий – 46,7, опий – 43,8, кокаин – 11,7, героин – 2%. Большинство – примерно ¾ - начали с гашиша, который вопреки бытующему мнению о якобы незначительной вредности приводит к тяжким последствиям. Вызывает озабоченность и то обстоятельство, что многие относятся к категории хронических наркоманов, т. е. лиц, давно и систематически принимающих наркотики.

Потребители наркотиков платят за них немалые деньги. Разумеется, соответствующие суммы большинство потребителей наркотиков могут достать только преступным путем, так как многие из них не работают, а если и трудятся, то таких денег не зарабатывают. Все это позволяет сделать вывод, что наркомания стала такой общественной язвой, не замечать которую уже нельзя: требуется глубокая проработка мер борьбы с этим явлением, в том числе и посредством выявления глубинных социальных причин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 1. Наркотическая зависимость.

Наркотическая зависимость – появление необходимости систематически принимать вещества, меняющие психическую регуляцию организма. Само выражение «Зависимость от наркотиков» кажется весьма странным: разве может организм зависеть от веществ, являющихся в прямом смысле слова ядовитыми? Оказывается, может. А как зависимость возникает?

За счёт особенностей своего химического строения наркотика удаётся воздействовать на обменные процессы, протекающие в клетках мозга и вызывать эйфорию. Однако в результате такого воздействия связь между клетками нарушается, и клетки не могут нормально взаимодействовать друг с другом в отсутствии наркотика. А это, в свою очередь, означает, что нарушается процесс регуляции функций организма. Человек начинает испытывать чувства дискомфорта, раздражительности, возникает ощущение нездоровья, в общем, состояние так себе. После приёма наркотика, который на время восстанавливает нарушенный им же химические связи между клетками мозга, симптомы нездоровье пропадают, улучшается настроение и так далее. Но … всё это лишь передышка – и как только действие наркотика заканчивается, волна плохого самочувствия и настроения вновь накатывает.

Получается, что наркотик, вызывающий устойчивое изменение в сложных биохимических процессах, протекающих в мозге, одновременно способен формировать иллюзии о своих исцеляющих способностях. Человек оказывается в замкнутом круге - он  использует наркотик для того, чтобы избавится от неприятных  переживаний и ощущений ,использование же одурманивающего вещества  всё более и более усиливает эти неприятные ощущения. Работа организма действительно теперь зависит от наркотика, у человека формируется наркотическая зависимость, считающаяся болезнью.

Симптомы начала формирования зависимости зачастую оказываются незаметными для употребляющего наркотик. Человек самонадеянно считает, что он контролирует процесс: «когда захочу- брошу», не подозревая, что он уже «оказался на крючке». Первыми звоночками, предупреждающими об опасности, являются  периодически возникающее желание попробовать наркотик,  приятные чувства при воспоминании о пробе наркотика. Это свидетельство сформированной психической зависимости. Постепенно в отсутствии наркотика у человека начинает ухудшаться самочувствие и настроение, сокращается временной промежуток между пробами, наркотик используется уже не столько для того, чтобы испытать неприятные ощущения, сколько для того, чтобы избавиться от неприятных. И это свидетельство формирования физической зависимости.

Не существует наркотиков, которые бы не вызывали зависимости, и не существует людей ,  для которых наркотики были бы не опасны (ни у кого из нас нет биологической защиты, позволяющей избежать привыкания). Использование наркотиков крайне опасный эксперимент, который очень часто заканчивается возникновением болезни (порой достаточно одной- двух проб). Лечение же психической и физической зависимости - процесс крайне сложный и длительный.

Почему так сложно справиться с тягой к наркотику? Дело в том, что наркотик даёт ощущение эйфории.

Врачи- наркологи это состояние определяют как комплекс положительных ощущений и переживаний, вызванный использованием наркотика. Но, согласитесь, «комплекс положительных ощущений и переживаний» может возникать под воздействием самых разных причин, и у каждого из нас есть богатый опыт, подтверждающий это. Любовь (особенно, когда она взаимна!), успех («сделал» главного соперника на спортивной трассе, прошёл все туры отборочного конкурса  и так далее), красота, которую ты видишь и от которой у тебя захватывает дух (рассвет в горах, радуга, отражающаяся в каплях водопада), - список этот каждый может продолжать до бесконечности.

А в чём же того особенность наркотической зависимости эйфории? Дело в том, что у человека, её испытывающего, искажается восприятие действительности - мир ему кажется не таким, какой он есть на самом деле,- меняются очертания, границы предметов, их цвета, звуки приглушаются или, наоборот , становятся очень громкими, могут возникать галлюцинации. С чем это связано?

Попадая в организм, наркотики изменяют механизмы функционирования мозга, заставляя его в больших количествах вырабатывать особые вещества – эндорфины.

При этом сила наркотического воздействия оказывается слишком большой, клетки очень быстро истощаются, часть из них нередко гибнет. Вот почему у человека, находящегося в состоянии наркотического опьянения, искажается восприятие внешнего мира – для его мозга приём наркотика сродни мощному удару кувалдой.

Нередко поклонники дурмана уверяют, что эйфория помогает им избавится от многочисленных тревог, забыть о них. Это действительно так, ведь удар «наркотической кувалды» тормозит работу тех клеток мозга, которые, «занимались» обдумыванием, поиском путей решения проблемы. Но… увы, избавляясь на время неприятных переживаний, человек не освобождается от проблемы вообще, однако упускает время, которое можно было бы использовать для её решения. Кстати, очень скоро у человека может вообще пропасть желание решать свои проблемы – наркотик ослабляет волю, человек теряет ощущение реальности.

Использование наркотика довольно быстро приводит к тому, что человек теряет способность испытывать приятные ощущения, вызванные «нормальными » причинами, наркотики становятся для него важным источником удовольствия. А это значит, что и жить он постепенно начинает по иным правилам: на первом месте наркотики, на втором…

тоже наркотики, а уж потом родные, любимый человек, успех, деньги и так далее.

Что же получается? Наркотики не способны подарить человеку удовольствие, они лишь создают иллюзию его получения. Ведь возникает эйфория не оттого, что у человека действительно удачно идёт жизнь, происходит что-то важное и приятное, а оттого, что его мозг подвергается химической стимуляции.

Стоит же такая иллюзия весьма дорого – платить придется обязательно и в самой ценной «валюте»: здоровьем, внешностью, успехом.

Мы предлагаем выделять четыре этапа возможного развития наркогенной заражённости молодых людей. Каждый из них характеризуется своим ключевым событием, содержанием мотивации наркотизации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств, того, кто использует наркотики.

Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором  он ещё имеет самое приблизительное представление),  а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно  это связано с необходимостью взаимодействия  со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик  или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделятся», « не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.

Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз пробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация,  в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, оно не способен сориентироваться в ней.

Мы предлагаем выделять четыре этапа возмож­ного развития наркогенной зараженности у молодых людей. Каждый из них характеризуется своим клю­чевым событием, содержанием мотивации наркоти­зации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств того, кто использует наркотики.

Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурма­ниванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он еще имеет са­мое приблизительное представление), а для реали­зации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со свер­стниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, что­бы стать «своим» в компании, «не выделяться», «не быть белой вороной», снять напряжение при обще­нии с малознакомыми людьми.

Но вот что настораживает. При опросах подрост­ки нередко отмечают, что первый раз попробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, он не способен сразу со­риентироваться в ней. Поэтому, даже зная об опас­ности наркотиков, он попадает под влияние окру­жающих, подчиняется внешнему давлению. И упреки взрослых в легкомыслии здесь неправомер­ны. В непривычной обстановке оказывать сопротив­ление, отстаивать свою позицию оказывается гораз­до сложнее (в особенности это касается младших подростков, у которых только формируется внутрен­ний локус контроля). Получается, что первое зна­комство с наркотиками многих молодых людей мог­ло бы быть предотвращено благодаря своевременной подготовке - обучению навыкам поведения в опас­ной ситуации.

Чаще всего при первом использовании одурмани­вающего вещества эйфорический эффект не возни­кает. О причинах этого говорилось выше. Школьни­ки обычно утверждают, что «ничего не ощущали»,

затрудняются определить конкретный характер воз­никающих ощущений («кружилась голова», «пове­ло в сторону») или утверждают, что ощущения бы­ли неприятные: «тошнило», «болела голова»).

Первая проба, как правило, не приводит к ре­альным физиологическим изменениям обменных процессов в мозге. Поэтому она не затрагивает эмо­циональную, волевую, нравственную сферы несовер­шеннолетнего. Сохраняются его основные жизнен­ные ориентиры и ценности. В этот период взрослый, общаясь с молодым человеком, может апеллировать к традиционно значимым факторам - страху на­казания, боязни осуждения, негативному влиянию одурманивания на будущие планы и т. д.

Однако, несмотря на отсутствие реальных физио­логических изменений, первая проба имеет огром­ное психологическое значение. Дело в том, что в со­знании подростка снимается своего рода защитный психологический барьер, табу, до определенного вре­мени запрещавшее одурманивание.

На этом этапе может сформироваться представ­ление о безопасности наркотизации. Действительно, используя первый раз одурманивающее вещество, подросток втайне ожидает испытать что-то необык­новенное (ведь недаром, думает он, об этом так мно­го говорят, не зря запрещают). Однако действитель­ность, как правило, разочаровывает. Это может снять всякий интерес к одурманиванию в дальнейшем, а может и стать причиной дальнейших проб наркоти­ческих и других одурманивающих веществ. Первый этап является и своего рода школой по освоению

«технологии одурманивания»: ведь тут молодой человек уже на практике осваивает приемы исполь­зования конкретного препарата.

Главная задача взрослого на этом этапе - свое­временно выявить факт знакомства с наркотиче­ским веществом и предотвратить развитие даль­неишего наркогенного заражения.

Второй этап. Для этого этапа характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными - стремлением вновь и вновь переживать кайф. Надо сказать, что именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и зна­чительные. Подросток может долго и с наслаждени­ем описывать то, что он испытывал: «смотрел муль­тики», «летал», «парил» и т. д.). За счет чего возникает эйфория?

Дело в том, что наркотические вещества ослаб­ляют сигналы-импульсы, идущие от внутренних ор­ганов. В норме эти сигналы мы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение «зем­ного притяжения». При использовании одурманива­ющих веществ «земное притяжение» на время от­ступает, возникает ощущение «полета в облаках». Вот как рассказывает об этом одна из поклонниц дурмана: «Вот я лежу в белоснежном облаке на вер­шине высокой горы. Слева и справа пропасть, мне хорошо, ни до кого нет дела. Перед глазами проле­тают громадные яркие бабочки, где-то журчит ру­чей. Мое тело невесомо, я как будто парю вместе с облаками, я самая красивая, самая счастливая, са­мая добрая...»

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.