Рефераты. НАТО






Длина (тыс. км) железных дорог 11,4, автодорог 153. Главные порты на Дунае — Галац, Брэила, Джурджу. Главный морской порт — Констанца. Экспорт: машины и оборудование, транспортные средства, химические продукты.

Денежная единица — лей.

Характеристика Болгарии:

Республика Болгария (Республика България), государство на юге Европы, на Балканском полуострове. Омывается водами Черного моря, граничит с Румынией, Сербией, Македонией, Грецией, Турцией. Площадь 110,9 тыс км2. Население 7,54 млн чел. (2003). Столица София.

Государственный строй

По Конституции 1991 парламентская республика. Глава государства — президент, избирается прямым голосованием. Высший законодательный орган — однопалатное Народное собрание. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром — лидером партии, собравшей большинство голосов на выборах в парламент.

Административно–территориальное деление

Восемь областей.

Население

Большинство населения составляют болгары (89%), живут также турки, цыгане, греки, армяне, русские и др. Официальный язык страны — болгарский. Большинство верующих — православные. Городское население — 71%. Плотность населения 68,0 чел./км2.

Природа

Горами занято около 1/3 страны. В центре страны расположена горная система Стара-Планина (Балканские горы), делящая территорию Болгарии на две части: северную равнинную (Дунайская равнина) и южную, более гористую. На юго-западе страны расположен Рила-Родопский горный массив: горы Рила (гора Мусала — 2925 м — высшая точка Балканского п-ова), Пирин и Родопы. Климат умеренно-континентальный, на юге — переходный к средиземноморскому.

Ок. 30% площади Болгарии покрыто лесами, гл. обр. широколиственными (бук, дуб), в горах растут сосна, пихта и ель. Природные условия Болгарии создают благоприятные предпосылки для развития туризма и курортного хозяйства.

Экономика

Болгария — индустриально-аграрная страна. ВНП на душу нас. 1734 долларов. Развита добыча угля, нефти, природного газа. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение. Традиционные экспортные товары — плодоовощные консервы, табак, вино, эфирные масла (1 место в мире по производству розового масла). Важная роль традиционно принадлежит иностранному туризму (св. 8 млн. чел. в год). Крупные горнолыжные курорты — Боровец, Пампорово, приморские — Золотые Пески, Албена, Солнечный берег и др.

Денежная единица лев.

Исторический очерк

Первые люди появились здесь более 500 тыс. лет назад. В 4 тыс. до н. э. возникли поселения древних арийцев. Одно из их племен, фракийцы, в 5 в. до н. э. создали здесь собственное государство — Фракию. Фракия, находившаяся на стыке современных Болгарии, Турции и Греции, входила в качестве провинции в состав древнегреческих государств, а в 1-4 вв. — Римской империи. Фракийцем был легендарный гладиатор Спартак. В 7 в. пришедшие из-за Дуная славяне ассимилировали местное население и вступили в союз с небольшой группой протоболгар, образовав в 680 Первое Болгарское царство. На рубеже 9-10 вв. оно владело почти всем Балканским п-овом. В 865 было введено христианство. Но уже в середине 10 в. болгаро–славянское государство было покорено Византией. В результате восстания, поднятого братьями Петром и Асенем, страна вернула себе независимость. Второе Болгарское царство распалось в кон. 14 в., завоеванное турками. Мусульманское иго длилось без малого 500 лет и было уничтожено после поражения Турции в войне с Россией (1877-78). В 1908 возникло независимое Третье Болгарское царство. В Первой Мировой войне Болгария стала союзником Германии и Австро-Венгрии. Во время Второй мировой войны Болгария выступила на стороне Германии (с марта 1941 официально присоединилась к странам оси). После поражения во Второй мировой войне Болгария попала в сферу влияния СССР, власть перешла к коммунистам. С нач. 1990-х гг. началось строительство демократического общества. Болгария стала первой посткоммунистической страной, где к власти вернулась бывшая правящая династия (правда, демократическим путем). В 2001 году на парламентских выборах победу одержал Симеон Саксен-Кобург-Готский, лидер Монархической партии. Но сильны и позиции Социалистической партии (бывшие коммунисты). Болгария является членом НАТО и ЕС.

Национальный праздник — 3 марта (День освобождения от турецкого ига).

Характеристика Турции:

Турецкая Республика (Turkiye Cumhuriyeti), государство на западе Азии и частично на юге Европы. Омывается Средиземным, Эгейским, Мраморным и Черным морями. 780,6 тыс. км2. Население 66,6 млн. человек (2000). 82% населения — турки; курды (10,6%) и др. Городское население 61% (1990). Официальный язык — турецкий. Большинство верующих — мусульмане-сунниты. Административно-территориальное деление: 73 вилайета, объединенных в 8 географических областей. Столица — Анкара. Глава государства — президент. Законодательный орган — Великое национальное собрание.

Большая часть Турции занята Анатолийским плоскогорьем и Армянским нагорьем (высота до 5165 м, г. Б. Арарат), на севере — Понтийские горы (высота до 3937 м), на юге — хребты Тавра (высота до 3726 м). Климат субтропический средиземноморский, на внутренних нагорьях — континентальный, осадков до 500 мм в год, на склонах прибрежных районов от 1000 до 3000 мм в год. Средние температуры января от 5 до -15 °С. Преобладают степи. Внешние склоны прибрежных хребтов покрыты лесами (ок. 25%) и кустарниками. Основные реки — Евфрат, Тигр, Кызыл-Ирмак, Сакарья. Крупные озера — Ван и Туз (соленые). Национальные парки Олимпос-Бейдаглари, Мунзур-вадиси, Кепрюлю-Каньон и др.

Турецкое государство возникло в М. Азии в кон. 13 — нач. 14 вв. В результате завоевательных войн 14-16 вв. сложилась обширная Османская империя. Национально-освободительная борьба порабощенных османами народов, а также русско-турецкие войны 19 в. привели к освобождению многих балканских народов и созданию независимых государств. Младотурецкая революция 1908 привела к свержению деспотического режима султана Абдул-Хамида II  и установлению конституционной монархии. После поражения Турции в 1-й мировой войне Османская империя распалась, в Турции развернулась т. н. кемалистская революция под руководством М. Кемаля (Ататюрка), завершившаяся провозглашением (1923) турецкой республики. Во 2-й мировой войне Турция объявила нейтралитет, но оказывала помощь Германии. С 1952 Турция — член НАТО. В 1960 произошел государственный переворот, приведший к принятию новой конституции. В 1980-83 у власти находилась военная администрация, которая запретила деятельность всех политических партий, а затем распустила их. В 1982 на национальном референдуме одобрена новая конституция. В 1983 состоялись парламентские выборы, осуществлен переход к гражданскому правлению. В 2002 году на фоне всеобщего социального недовольства и экономического кризиса победу на выборах одержали умеренно исламистские силы, что поставило под вопрос дальнейшее принятие страны в Совет Европы.

Турция — индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП (%): сельское хозяйство 16, промышленность 31. Основная отрасль сельского хозяйства — поливное и богарное земледелие. Возделывают зерновые, хлопчатник, табак (одно из ведущих мест в мире), сахарную свеклу, масличные, чайный куст. Виноградарство, плодоводство. Посадки оливкового дерева, инжира, орехов фундук и грецких. Животноводство (главным образом овцы). Турция — крупный мировой поставщик ангорской шерсти. Разведение тутового шелкопряда. Рыболовство. Добыча бурого и каменного угля, нефти, хромовой, железной, марганцевой, медной и других руд цветных металлов. Производство электроэнергии 81,7 млрд. кВт·ч . Пищевкусовая, текстильная, химическая промышленность; производство стройматериалов. Черная и цветная металлургия, нефтепереработка. Машиностроение. Длина (тыс. км) железных дорог 8,5, автодорог 381,3. Главные морские порты: Стамбул, Мерсин, Измит, Измир, Трабзон, Искендерун, Самсун. Экспорт: сельскохозяйственная продукция ( 2/3 стоимости), а также ткани, напитки, химические товары, руды черных и цветных металлов. Основные внешнеторговые партнеры: Германия, Иран, Ирак, США, Италия, Франция, Россия и др.

Денежная единица — турецкая лира.

 

Итак, все страны НАТО – это страны с исключительно высокими показателями и очень высоким уровнем жизни. Во всех этих странах ВНП на душу населения, а также и ВРП (в общем) огромны, по сравнению с другими странами мирового сообщества. Доля промышленности в общем объеме составляет более 70 % от мирового объема. Из этого можно сделать вывод, что НАТО является не только самой мощной организацией в военном плане, но и самой мощной организацией в экономическом плане, от которой зависят судьбы всего мирового сообщества. Страны НАТО располагаются в двух, экономически самых развитых районах (из трех, существующих в мире). Они имеют самый высокий уровень развития. И это обстоятельство говорит нам о том, что НАТО – это мощнейшая организация в мире из ныне существующих и когда-либо существовавших.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Начало 90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми структурными изменениями в мире. Можно говорить о том, что главным из них стало окончание «холодной»  войны. После Парижской встречи СБСЕ в ноябре 1990 года, где было принято заявление о том, что «страны Западной и Восточной Европы и их союзники больше не считают друг друга противниками»[119], «холодная» война перестала существовать в качестве определяющего фактора мировой политики.

Реакция НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго ждать: подписанием Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав государств и правительств НАТО был дан старт преобразованию альянса из военной организации в политическую. Вскоре руководство блока приняло принципиальное решение о принятии в состав НАТО новых членов, началось взаимодействие в рамках двух программ: «Партнерство ради мира» и «Средиземноморский диалог», о которых подробно рассказывается в первой главе настоящего исследования.

Исходя из самого факта появления средиземноморской инициативы, нацеленной на сотрудничество со странами Северной Африки и Ближнего Востока, в первой главе данной работы мы делаем следующий вывод: в новой международной обстановке НАТО перестает быть исключительно региональной организацией, и сфера интересов Североатлантического альянса постепенно выходит за рамки региона Северной Атлантики. Этот процесс, как нам кажется, можно назвать глобализацией НАТО, поскольку при условии принятия в состав организации ряда стран Северной Африки, Ближнего Востока и СНГ деятельность альянса будет оказывать влияние на всю международную систему, а не только на регион, указанный в статье 6 учредительного Вашингтонского договора.

Уже сейчас НАТО проводит военные акции в бывшей Югославии, что было немыслимо в условиях биполярной системы. В случае территориального межрегионального расширения и сохранения структурной гомогенности НАТО, влияние альянса на международные отношения в целом имеет шанс превзойти вес таких организаций, как ООН и ОБСЕ. Последние, скорее всего, будут сохранены в качестве дискуссионных клубов, основной функцией которых будет обмен мнениями по ключевым вопросам, а все принципиальные решения будут приниматься в рамках обновленной и расширенной НАТО. Вряд ли можно надеяться, что повысится эффективность ООН и ОБСЕ, поскольку эти организации гетерогенны по своей структуре и имеют в своем составе государства, чья позиция по ряду вопросов в корне отличается от позиций ведущих стран Запада.

Вторая тенденция, появившаяся в последние время в деятельности НАТО, связана с постепенной универсализацией альянса. Иными словами, Североатлантический союз из военной организации постепенно превращается в универсальную и занимается вопросами, связанными не столько с обороной, сколько с общей экономической, экологической, информационной и научной политикой. Этот тезис доказывается во второй главе данной работы на основе анализа приведенных в ней фактов.

Надо сказать, что невоенное сотрудничество НАТО получило свое развитие еще в 50-е годы, но никогда прежде оно не приобретало столь внушительных масштабов. В настоящий момент оно ориентируется в большей степени на государства-партнеры, что также свидетельствует о стремлении НАТО к расширению как числа участников, так и к качественному функциональному расширению. Последнее превращает НАТО в универсальную структуру, подобную Организации Объединенных Наций. Чтобы сделать аналогию еще более очевидной, можно предположить, что невоенные комитеты НАТО будут исполнять роль специализированных учреждений ООН.

В работе также делается попытка оценить основные тенденции в развитии НАТО с точки зрения внешнеполитических интересов России. Вне всяких сомнений, превращение НАТО в единственного глобального актора с универсальными полномочиями не будет соответствовать интересам Российской Федерации, если разногласия по ключевым вопросам между Западом и российской элитой будут сохраняться. Кроме того, активное привлечение восточноевропейских партнеров к невоенным программам НАТО также неблагоприятно  для России, поскольку в результате этого устанавливается режим комплексной взаимозависимости, что дает Западу реальный рычаг контроля и влияния на политику бывших союзников СССР по ОВД, который был утрачен Россией в ходе демократических преобразований.

Что касается лидеров нашей страны, то для них универсализация НАТО может быть благотворной, поскольку поможет им «сохранить лицо» и объявить о снижении роли военной составляющей в НАТО, что можно представить как очередную победу российской дипломатии. Однако не следует забывать, что это снижение достигается за счет роста влияния других функциональных подразделений, а не за счет разоружения и сокращения численности личного состава в подразделениях НАТО.

В связи с этим закономерен вопрос: каков оптимальный алгоритм действий России в данной ситуации? В условиях, когда еще рано говорить о полном преодолении политического и экономического кризиса в нашей стране, о возобновлении соперничества с НАТО не может быть и речи.

Другой вариант взаимодействия с Североатлантическим союзом, который рассматривается в качестве оптимального некоторыми российскими исследователями—развивать сотрудничество с НАТО прежде всего в тех областях, где наблюдается наибольшее совпадение интересов России и Запада (экономика, природоохранная деятельность, научные исследования и т.д.), что подготовит почву для перехода к полномасштабному сотрудничеству с альянсом и в сфере военной безопасности [120]. На наш взгляд, это может принести политические дивиденды лишь в долгосрочной перспективе, а в ближайшем будущем влияние России на решения НАТО останется крайне незначительным, несмотря на формирование Совета Россия—НАТО и механизма так называемой «двадцадки».

В целом ситуация может развиваться по целому ряду сценариев, основными среди которых являются «новая форма «ассоциированного» членства, продолжение сотрудничества без оформления членства, простое признание факта развитого партнерства или какой-то другой вариант»[121]. При этом вопрос о вступлении России в НАТО на повестке дня не стоит. Основной целью российского руководства на данном этапе должно стать стремление в той или иной степени участвовать в работе других институтов НАТО, в том числе и невоенных. В любом случае, вопрос о стратегическом и тактическом выборе России следует оставить открытым, поскольку это является предметом самостоятельного исследования.

Также следует отметить, что НАТО является крупнейшей и мощнейшей организацией в мире. Объем ее ВВП составляет почти 70 процентов, а это значит что она является крупнейшей в мире экономической организацией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература по пункту «Введение»:

1.                Зайцева О. Г. Международные межправительственные организации.

2.                Моравецкий. В. Функции международных организаций. 1979г.

3.                Морозов. Г. И. Международные организации. 1969г.

4.                Международные неправительственные организации. Справочник. Москва, 1967г.

Большая советская энциклопедия. т.15. Москва,  издательство Советская энциклопедия. 1974г.

Литература по пункту «Стремление  Украины в НАТО»:

1.                Нартов Н.А.  Геополитика  - М: ЮНИТИ, 2000.

2.                Гаджиев К.С.  Геополитика – Москва, 1997.

3.                Дугин А.  Основы геополитики – Москва, 1999.

4.                Тихонравов Ю.В. Геополитика – Москва, 1999.

5.                Ивашов Л.  Россия-НАТО // Международная жизнь №9. 1998.

6.                Давыдов Ю.П.  Россия и НАТО: «После бала» // США: экономика, политика, идеология №1, 1998.

7.                Дергачев А.  Украина в современных геополитических преобразованиях// Полис №3, 1998.

8.                Иванов П., Халоша Б. НАТО и интересы национальной безопасности России // МэиМО №9, 1997.

9.                Згурець С. Союз недовгих надій, або самотній ГУУАМ бажає

     познайомитися // День. 2000. 7 березня.

10.           Стрекаль О.В., Гончаренко О.М.  Региональные направления и

особенности геополитической стратегии и внешней политики Украины, 1999.

11.           Виктор ЗАМЯТИН, №104 14.06.2001 “День”.

12.           Политическая жизнь Украины: www.politic.donetck.ua

13.           Россия – Украина: www.ln.mid.ru

14.           Геополитика Украины: www.mrezha.ru/ua

15.           Украина и Европейский Союз: #"#">www.ukraine.ru

www.geopolitica.ru

Литература по “Основным принципам работы НАТО” и по “Историческому обзору”:

1.                «Magazine of Wall Street»

2.                 «Historical Statistics of the US»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.