Рефераты. Неналоговые доходы бюджета и их роль в формировании бюджета







2.1. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ: ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

     Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

    К неналоговым доходам согласно бюджетной классификации относят доходы:

ü     за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;

ü     по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;

ü     дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;

ü     части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

ü     арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;

ü     от реализации материальных и нематериальных активов;

ü     от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества (за исключением зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска);

ü     штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;

ü     прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Одними из таких являются доходы от использования и реализации принадлежащего государству имущества. Ежегодно, с целью выполнения Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь утверждает задания по поступлению  установленных   в республиканском  бюджете  доходов  от использования и реализации принадлежащего государству имущества. Республиканским  органам  государственного управления и иным государственным  организациям,  подчиненным Правительству Республики Беларусь,  требуется обеспечить в установленном законодательством порядке  поступление  в  республиканский  бюджет  находящимися  в их ведении  (входящими  в  состав) юридическими лицами суммы доходов от использования  и  реализации принадлежащего государству имущества, в том числе от:

·        части прибыли республиканских унитарных предприятий;

·        долей (акций), находящихся в республиканской собственности;

·        арендной    платы  от  сдачи  находящегося  в   республиканской

·        собственности имущества;

·        реализации принадлежащего государству имущества.

           Министерство финансов совместно  с  Министерством  экономики осуществляет контроль за поступлением  в  республиканский  бюджет  доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества. С  учетом  предложений Министерства экономики, Министерство финансов вносит уточнения

при  корректировке  отдельных показателей республиканского бюджета в части   увеличения (уменьшения) доходов, в пределах общей суммы доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества. (Образец задания по поступлению установленных в республиканском бюджете на 2005 год доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества приведён в приложении 1).

            Существует порядок исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных

обществ и образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития. Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 года № 637 устанавливается, что часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в республиканский, областные, Минский городской бюджеты, исчисляется в зависимости от уровня рентабельности:

·        республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения – ежемесячно по нормативам согласно приложению к Указу как разница между суммой отчислений нарастающим итогом и суммой отчислений за предыдущий отчетный период с начала года;

·        хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, – по нормативам согласно приложению к Указу от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально доли государства и административно-территориальных единиц в их уставных фондах.

Унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, основными видами деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет, исчисляется в размере 5 процентов независимо от уровня их рентабельности.

Уровень рентабельности определяется в организациях, осуществляющих производство товаров (продукции, работ, услуг), как отношение прибыли, полученной от реализации товаров (продукции, работ, услуг), к сумме затрат на их производство и реализацию с начала отчетного года, а в организациях торговли и общественного питания – к сумме реализованных товаров по покупной стоимости и издержек обращения, приходящихся на реализованные товары с начала отчетного года. Часть прибыли (дохода), подлежащая перечислению в бюджет унитарными

предприятиями и хозяйственными обществами, рассчитывается как разница между прибылью, полученной от реализации товаров (продукции, работ, услуг), внереализационными и операционными доходами, за вычетом внереализационных и операционных расходов и суммой прибыли:

·        направленной на уплату налогов, сборов (пошлин), производимых из прибыли в соответствии с законодательными актами;

·        направленной на создание и приобретение основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию, другие виды работ капитального характера по поддержанию в рабочем состоянии производственных мощностей, в том числе осуществляемых по договору простого товарищества) и нематериальных активов, а также на погашение займов (кредитов), полученных на эти цели, процентов (за исключением процентов по просроченным займам (кредитам) и иных расходов, установленных Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

·        полученной страховыми организациями от размещения страховых резервов, сформированных по страхованию жизни и дополнительной пенсии и направляемых на выплаты гражданам в соответствии с принятыми обязательствами, а также уплаченной страховыми организациями в республиканский бюджет от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Исчисление части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет в порядке, установленном в пункте 1 Указа, осуществляется начиная с 2005 года:

·        унитарными предприятиями – с IV квартала 2005 г.;

·        хозяйственными обществами – по итогам 2005 года.

            Нормативы исчисления части прибыли (дохода) некоторых унитарных предприятий и хозяйственных обществ для перечисления в бюджет приведены в приложении 2.

            Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2003 года № 185 регламентируется применение таможенными органами Республики Беларусь экономических санкций, наложение ими ареста на имущество за совершение административных правонарушений. Согласно Указа устанавливается что:

     1.неуплата или  неполная уплата в установленный срок плательщиком  налогов, сборов (пошлин), иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати  процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо – в размере двадцати процентов от  неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин.

            Экономические санкции не применяются в случае своевременного направления  плательщиком,  иным  обязанным  лицом  без последующего отзыва  поручения  банку на перечисление причитающейся суммы налога, сбора  (пошлины),  не  исполненного  банком по причине отсутствия на счете  плательщика,  иного  обязанного лица средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме;

    2. неуплата  или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом  суммы  налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы, - влечет наложение  штрафа  на индивидуального предпринимателя в размере  сорока  процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо – в размере сорока процентов от  неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин;

     3. нарушение банком, небанковской кредитно-финансовой организацией иной  уполномоченной организацией порядка и сроков исполнения поручений плательщика, иного обязанного лица  на перечисление налога, сбора (пошлины), пени, а также решений таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика, иного обязанного лица на счете в банке либо неисполнение указанных документов - влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере двадцати процентов от  непоступившей суммы налога, сбора (пошлины), пени, но не менее десяти базовых величин;

     4. исполнение банком при наличии у него решения таможенного органа о  приостановлении операций по счетам плательщика, иного обязанного лица их поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением  обязанности по уплате налога, сбора (пошлины), пени, - влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере двадцати процентов от суммы, перечисленной в  соответствии с поручением плательщика, иного обязанного лица, но не более суммы неисполненного обязательства  по  уплате  налога,  сбора (пошлины), пени и не менее десяти базовых величин;

            Суммы  экономических санкций,  не  уплаченные  в  установленные  сроки,  взыскиваются   с юридического    лица    или    индивидуального   предпринимателя   в установленном законодательством порядке.

            Таможенные органы в целях создания условий для взыскания налога,  сбора (пошлины), пени имеют право налагать на имущество плательщика (иного   обязанного лица) - нарушителя налогового законодательства арест, который  заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение  плательщику (его  представителю)  или  иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

            Арест имущества может производиться в случаях:

·  неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;

·  необходимости обеспечения исполнения решений о наложении экономических санкций, предусмотренных в Указе.

            Наложение ареста производится таможенными органами в порядке, установленном  в  пунктах  5-12  статьи  54  Общей  части Налогового кодекса  Республики  Беларусь. Арест налагается только на то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты  пеней, исполнения решений о наложении экономических санкций,  за  исключением имущества, на которое  в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

2.2. Динамика неналоговых доходов в республиканских бюджетах 2002-2006 гг.

Управляя бюджетным процессом, государство определяет бюджетные отношения, направляет финансовые потоки таким образом, чтобы максимально обеспечить выполнение важнейших параметров социально-экономического развития страны, реализацию общенациональных программ, выравнивание уровней развития регионов и др. Поэтому интерес, проявляемый обществом к принимаемому на очередной финансовый (бюджетный) год основному финансовому плану страны, вполне обоснован.

Рассматривая доходные части республиканских бюджетов 2002-2006 гг. можно отметить существенные изменения неналоговых доходов как в целом по доходным частям бюджетов, так и внутри по каждым статьям неналоговых доходов.

В целом, неналоговые доходы занимают небольшую часть в структуре доходов консолидированного бюджета, что видно из Приложения 3. Однако нужно отменить, что с 2001г. по 2005г. наблюдается рост неналоговых доходов в процентном соотношении, особенно ярко этот рост заметен с 2003 года, когда неналоговые доходы увеличились по сравнению с 2002 годом на 0,7 %.

В составе неналоговых доходов бюджета на протяжении последних пяти лет основной удельный вес занимают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, что составляет по годам:

·        2002г. – 27 %,

·        2003г. – 20 %,

·        2004г. – 23 %,

·        2005г. – 27 %,

·        2006г. – 53 %

Второе место занимают административные сборы и платежи (в среднем 21-33 %), хотя в бюджете на 2006 год этот показатель стал намного ниже – 6,6 %, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %. Наименьший процент


среди всех неналоговых доходов занимают: в 2002 - 2004 гг. – «Дивиденды»,   2005году – «Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета», в 2006 году – «Доходы от оказания платных услуг».

Большой скачок можно отметить в республиканском бюджете РБ на 2006г. Также в бюджете на 2006 год заметно снижение прочих неналоговых доходов. Это связано с более подробной детализацией некоторых статей неналоговых доходов, которые в прошлые года были включены в графу «Прочие неналоговые доходы».

Среди них выделяются такие как:

·        Доходы от оказания платных услуг;

·        Компенсации затрат государства;

·        Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

·        Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества;

·        Административные штрафы и экономические санкции, удержания;

·        Доходы от сдачи в аренду иного имущества;

·        Доходы от сдачи в аренду земельных участков.

     Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2006г. (в разрезе групп бюджетной классификации) по отношению к 2005г. предусматриваются именно за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности - 130,4 %. Об этом также говорит большой рост неналоговых доходов в республиканском бюджете 2006 года, что видно из Приложения 4, хотя основное увеличение неналоговых доходов произошло в 2005 году: они выросли на 207 %, где почти в пять раз увеличились платежи от государственных организаций и почти в три раза доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности.

Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов.

Ниже приведены неналоговые доходы республиканских бюджетов 2002–2006г. по статьям:    

                                                                                                            (тыс.руб.)

2002 год



2003 год


Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

215 239 655,00


Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

283 844 652,00

1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

78 631 900,00


1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

72 039 255,00

2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь

15 500 000,00


2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь

10 000 000,00

3.Проценты

11 896 390,00


3.Проценты

18 218 080,00


4.Дивиденды

3 800 000,00


4.Дивиденды

3 500 000,00


5.Платежи от государственных организаций

47 435 510,00


5.Платежи от государственных организаций

40 321 175,00

6.Административные сборы и платежи

60 380 640,00


6. Административные сборы и платежи

116 709 203,00

7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

76 227 115,00


7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

95 096 194,00


2004 год

2005 год

Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

443 017 091,00

Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

917 521 158,00

1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

129 654 300,00


1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

338 933 649,00

2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь

20 000 000,00


2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь

15 000 000,00

3.Проценты

27 802 970,00


3.Проценты

51 599 039,00


4.Дивиденды

8 028 380,00


4.Дивиденды

11 640 000,00


5.Платежи от государственных организаций

59 322 950,00


5.Платежи от государственных организаций

253 649 610,00

6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета

14 500 000,00


6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета

7 045 000,00

7.Административные сборы и платежи

162 469 557,00


7.Административные сборы и платежи

263 187 329,00

8.Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

150 893 234,00


8. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

315 400 180,00


2006 год

Неналоговые доходы

1 044 080 434,0

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

556 862 490,0

2.Проценты за пользование денежными средствами бюджетов

89 813 850,0

3.Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале

467 048 640,0

4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности

245 864 636,0

5.Доходы от сдачи в аренду земельных участков

699 000,0

6.Доходы от сдачи в аренду иного имущества

37 510 036,0

7.Административные сборы и платежи

69 528 705,0

8.Доходы от оказания платных услуг

95 630,0

9.Компенсации затрат государства

22 620 960,0

10.Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности

32 512 400,0

11.Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества

82 897 905,0

12. Административные штрафы и экономические санкции, удержания

102 984 438,0

13. Прочие неналоговые доходы

138 368 870,0


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работе было попытаться проанализировать неналоговые доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики. Какой же можно сделать вывод? Как изменилось формирование неналоговых доходов на современном этапе?

Структура неналоговых доходов государственного бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками неналоговых доходов являются доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи. Их удельный вес в структуре неналоговых доходов государственного бюджета занимает в среднем 30% и 27% соответственно. Однако, в республиканском  бюджете на 2006 год статья «Административные сборы и платежи» стала намного ниже – 6,6%, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %.

На протяжении исследуемых пяти лет в доходных статьях республиканского бюджета предусмотрены доходы от прибыли Национального банка. Правда, этот показатель весьма трудно поддается расчетам и прогнозированию. В 2002году доходы от прибыли Нацбанка планировались в размере 15трлн. руб., в 2003 году - 10трлн. руб., в 2004 году - 20трлн. руб., в 2005 году - 15трлн. руб., а в республиканском бюджете на 2006 год такая статья неналоговых доходов отсутствует вовсе.

     Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов. Особенно наглядно это усматривается в республиканском бюджете 2006 года.

     В целом растёт роль неналоговых доходов в доходной части бюджета. Это просматривается по динамике структуры доходов государственного бюджета. В процентном отношении неналоговые доходы за 2001 – 2005 года увеличились с 5,3% до 6,7%

      Республика Беларусь вступает в XXI век в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.

На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.

В частности, в области формирования неналоговых доходов можно предложить следующее:

1.     Применение     более     прогрессивных     методов     планирования     и
прогнозирования,   обеспечивающих   многовариантность   расчетов   на   основе
экономико-математических   методов   и   моделирования,   выбор   оптимального
варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

2.   Повышение   обоснованности   макроэкономических   показателей   как
основы планирования неналоговых доходов бюджета.

3.  Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых
изменениях в законодательстве для исчисления неналоговых доходов.

4.   Реструктуризация  доходов  республиканского бюджета.   Имеется   в   виду   оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных  налогов,  налогов  и  неналоговых  платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании    доходов    бюджета    (поступлений    средств    от    приватизации государственной  собственности,  продажи  принадлежащих  государству акций, налогов на собственность и др.).

5.           Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов
бюджета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» и комментарии к
нему//- 29 декабря 2001 г. № 72-З.

2.            Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» и комментарии к
нему//- 28 декабря 2002 г. № 170-З.

3.     Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» и комментарии к
нему// - 29 декабря 2003 г. № 259-З.

4.            Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» и комментарии к
нему//- 18 ноября 2004 г. № 339-З.

5.     Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» и комментарии к
нему//- 31 декабря 2005 г. № 81-3.

6.            Исчисление налоговых и неналоговых платежей // журнал Главный бухгалтер –  2000 г. №7-с.83.

7.     Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь» от  04.06.93г., №2348-XII // Ведомости  НС РБ. – 1999. -  №1.

8.     Государственный бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук. – Мн.: Высш. школа, 1995 г.

9.     Общая теория финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, Минск, 1995 г.

10. Заяц Н.Е. Теория финансов: Учеб. / Н.Е. Заяц. – Мн.: БГЭУ, 1997 г.

11. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года // Белорусский Экономический Журнал. – 2000. - №2.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.