Рефераты. Обзор базовых материалов по проблеме наркомании






Успешность профилактики нельзя оценить в процентном отношении. Оценку ей в конечном итоге даст будущее» (17)

Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков.

В России, к сожалению, подобная система находится в зачаточном состоянии. Такое положение на фоне роста числа наркоманов, количества преступлений, совершаемых под воздействием наркотиков, требует от общества принятия радикальных незамедлительных шагов.

Они должны быть сделаны как со стороны правительственных структур, так и со стороны средств массовой информации, учреждений культуры, национально ответственного бизнеса и международных организаций

Представляется, что реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с  группами риска

«Вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем современной наркологии и педагогики. В настоящее время, данная деятельность представлена преимущественно стихийно организованными тематическими лекциями врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел. Подобный подход не отвечает основным требованиям к профилактической деятельности ввиду отсутствия последовательности, непрерывности, учета конкретной ситуации.» (19)

«В условиях надвигающейся смертельной угрозы для детей и молодежи необходимы организация и сплочение всех, кто думает о будущем страны, начиная от Российской Академии наук и Российской Академии образования и кончая комитетами действия при школах. Государственным органам, если они всерьез озабочены эпидемией наркомании, необходимо остановить тех, кто способствует распространению наркотиков через воздействие на духовную сферу».(5)

В связи с этим, заслуживает внимание опыт Департамента Юстиции США   для тех  кто хочет разработать и осуществить собственный антинаркотический профилактический проект. (21)

«На основании вышеизложенного становится ясно, что без решения ряда актуальных проблем социального характера, изменения содержания профилактических антинаркотических программ с учетом реальных местных условий, проведения адекватной молодежной политики, межведомственного взаимодействия, добиться снижения распространенности наркологических заболеваний среди несовершеннолетних будет чрезвычайно затруднительно» (22)

В России, благие начинания по борьбе с наркоманией трансформировались до неузнаваемости. На сегодняшний день можно сказать, что ведется неофициальная война с людьми, употребляющими наркотики, то есть с огромной частью молодежи.

Результаты определяются классической формулой: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

                        Межведомственный аспект

Создание межведомственной комиссии из 24 министерств и ведомств позволило Администрации Б. Клинтона (США) вдвое снизить показатели роста количества наркотически зависимых.

Межведомственное взаимодействие в профилактике и искоренении наркомании, сотрудничество со всеми здоровыми силами общества в этом едва ли не важнейшем сегодня деле  актуальная задача службы, которую называют одним из детищ Президента РФ.

Российский аналог межведомственной комиссии - Коллегия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Президент России  определил  цели и задачи Коллегии следующим образом:

«Ваше ведомство было создано как специальная служба по противодействию наркоугрозе. И создано с целью повышения эффективности этой работы и координации усилий центральных и региональных структур на этом направлении. Хотел бы с учетом этих целей на сегодняшнем совещании коротко подвести первые итоги работы службы, обсудить планы на будущее.

Наркобизнес и связанная с ним преступность являются одной из серьезных угроз безопасности Российской Федерации. Именно оценив эту угрозу, столкнувшись с ней в полный рост, мы пошли на создание специальной службы, причем такой мощной. Наркотики убивают тысячи наших сограждан, убивают не только непосредственно, но и через распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний. Доходы от их нелегального оборота стали финансовой основой для разного рода криминала, в том числе для организованных преступных сообществ и международных террористов.

Надо признать, что в последние годы уровень наркотизации населения растет, а структура наркоторговли расширяется. И на сегодняшний день две трети преступлений, связанных с наркотиками, относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

Очевидно, что необходимо и дальше анализировать и укреплять правовую базу борьбы с наркобизнесом, а также совершенствовать государственную систему противодействия незаконному обороту наркотиков, поскольку работа в этом направлении пока еще не дает, к сожалению, ожидаемых обществом результатов. И нужно прямо сказать: в России возникла устойчивая, хорошо структурированная и разветвленная сеть наркодельцов, включающая производство, транспортировку, распространение наркотиков. Российская наркопреступность становится частью международной наркомафии и уже наладила весь комплекс работы во всех звеньях, и легализацию наркодоходов за рубежом в том числе. Только при таком понимании – ясном понимании – источника угрозы, масштаба угрозы можно бороться с ней, бороться эффективно, добиваясь видимых результатов.

В этой связи определяющими в работе должны быть следующие приоритеты: прежде всего надо минимизировать, а в перспективе – ликвидировать финансовую базу наркомафии. Надо подорвать ее экономические основы. А для этого, в первую очередь, бороться с легализацией доходов от преступного бизнеса, пресекать каналы перемещения денег. Хочу подчеркнуть: в решении этих задач ваша служба призвана сыграть ключевую роль. Именно на вас лежит задача по выявлению каналов движения подобных денежных средств. Надеюсь, что вы это будете делать эффективно вместе с недавно созданной финансовой разведкой.

Эффективно бороться с незаконным оборотом наркотиков можно только комплексно, используя для этого весь арсенал профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер. Нужно ясно понимать: наркомания – это опасная болезнь. Болезнь и социальная, болезнь конкретного человека. И надо серьезно задуматься о создании доступной системы лечения и реабилитации лиц, подверженных наркомании.

Нужно ограничить возможность доступа населения, особенно молодежи, к наркотикам. При этом следует принять как факт, что сами по себе ни жесткая репрессивная политика, ни легализация наркотиков, уже испробованные в разных странах мира, этой проблемы до конца не снимают. И, наконец, надо ориентировать профилактическую деятельность на целенаправленную работу с молодежью и с теми социальными группами, которые наиболее подвержены угрозе наркотизации.

В этой связи следует тщательно проанализировать ход реализации действующей Федеральной целевой программы по противодействию наркоугрозе, программы, срок которой истекает уже в этом году. И сделать необходимые выводы, разработав пусть не всеохватывающий, но абсолютно конкретный и реалистичный план действия на ближайшую перспективу. Такой план должен быть выполнимым, а результат работы по нему – видимым, как я уже говорил.

Третье. Остается актуальной задача ликвидации разветвленных сетей наркоторговли и действующих в этой сфере преступных сообществ. Эта задача в большей степени – оперативная. И вашей службе, во взаимодействии с другими федеральными ведомствами и регионами, следует продумать, как объединить усилия на этом направлении.

Еще раз подчеркну: правовая база и возможности для ваших самых решительных действий есть. Кстати, когда я сказал о взаимодействии, исходил из того, что будет разделена компетенция между различными органами и ведомствами, которые работают на этом направлении. Ваша служба является базовой и должна нести основную нагрузку по работе на данном направлении.

Далее. Для войны с наркобизнесом необходима широкая общественная поддержка. Вам не обойтись без содействия тех организаций гражданского общества, которые ставят своей целью борьбу с наркоманией и наркоторговлей. И здесь крайне важна совместная информационная работа, профилактическая, антинаркотическая пропаганда. И открытой, и скрытой пропаганде наркотиков мы должны противопоставить слова и дела авторитетных общественных лидеров, духовенства, людей культуры.

И еще один принципиальный момент. Наркобизнес интернационален. И потому постоянный обмен опытом и информацией, согласованные действия с коллегами из других стран способны в разы повысить эффективность борьбы с наркоугрозой. Прежде всего, конечно, речь идет о наших партнерах из стран СНГ. И мы обязаны как минимум наладить действенную работу в рамках антинаркотической программы Содружества на 2002–2004 годы и центральноазиатского Меморандума по сотрудничеству в области контроля за незаконным производством и оборотом наркотических средств.

Полагаю, что эффективные возможности в борьбе с наркоугрозой есть в формате и Организации Договора о коллективной безопасности, и Шанхайской организации сотрудничества. Здесь, конечно, надо наладить четкое взаимодействие с пограничниками, как с нашими, так и с пограничниками стран Содружества.

И, наконец, с опорой на международные обязательства Российской Федерации следовало бы продумать более эффективные пути противодействия контрабанде наркотических и психотропных средств из-за рубежа. Важнейшая общая задача – прекратить транзит наркотиков через территорию нашей страны. Для этого потребуется совместная работа, как я уже говорил, с Погранслужбой ФСБ, с коллегами из сопредельных государств. Надо жестко пресекать попытки контрабанды наркотиков, не допускать экспансии в Россию транснациональных преступных сообществ.

Кстати, Совету Безопасности и Министерству иностранных дел нужно выработать единые и ясные подходы с нашими партнерами в странах Содружества по взаимодействию на этом направлении. Я имею в виду, прежде всего, взаимодействие в пограничной сфере. Это, должен обратить внимание, беспокоит не только Россию, но и наших партнеров и в Западной Европе, и в Северной Америке. Это крупная международная проблема, и нужно, конечно, ее решать сообща. По линии МИДа должны быть предприняты необходимые шаги по этому направлению. Мы должны ясно понимать, на что мы можем рассчитывать в работе с нашими партнерами, особенно в Средней Азии.

В заключение хочу подчеркнуть: в борьбе с наркоугрозой нужна не только наступательная тактика, но и точный расчет, системные действенные решения. Уверен, вы хорошо осознаете всю степень ответственности, которая лежит сегодня на системе органов по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, на каждом звене ведомства, на каждом сотруднике. Задача крайне важная. И я действительно искренне, от всего сердца желаю вам успехов. Страна ждет от Вас результатов».  (28)


                         Региональный  межведомственный аспект


Современная ситуация в Калининградской области, как и в России в целом, характеризуется ростом незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономики страны, правопорядку и безопасности государства. Постоянно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. За последние пять лет в Калининградской области их количество возросло примерно в 3,5 раза, за пять лет число смертей от их употребления увеличилось в 4 раза.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания. Среди наркоманов более 60% приходится на людей в возрасте 13-18 лет, 20% - школьники.

За последние пять лет в 1,7 раза увеличилась численность женщин, состоящих на медицинском учете с диагнозом "наркомания".

«В настоящее время в регионе более 50% наркоманов являются носителями ВИЧ-инфекции.

Территория Калининградской области оказалась значительно уязвимой в отношении распространения наркомании, чему способствовало:

- повышенная социальная мобильность жителей (население связано тысячами коммерческих, деловых и иных связей с другими территориями Российской Федерации, стран СНГ, Европы);

- расположение на перекрестье торговых путей, в т.ч. на транзитном пути транспортировки наркотиков;

- недостаточное финансирование программ по противодействию наркомании на муниципальном и региональном уровнях.

Уровень наркопреступности в области в первом полугодии 2002 года составил 83,8 на 100 тысяч населения против 59,3 по Российской Федерации.

Сегодня незаконный оборот наркотических средств, приносящий значительные доходы, организовывается и управляется сформировавшимися преступными группировками, главными направлениями деятельности которых является контрабанда наркотиков на территорию региона и их дальнейший сбыт.

На оперативном учете органов внутренних дел состоит более 10,5 тысяч лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков.

Не снижается уровень поступления наркотиков из законного оборота в незаконный. Имеют место нарушения правил производства, приобретения и хранения наркотиков.

Калининградская область относится к числу регионов России, где наблюдается заметный рост распространения наркотиков.

Потребителями наркотиков в области используются наркотические средства, поступающие извне (из Москвы, Санкт-Петербурга, Литвы, Польши, Белоруссии, Украины, республик Средней Азии и Закавказья).»

20 марта 2003 г.,  Калининградской областной Думой третьего созыва принят Закон  Калининградской области от 5 апреля 2003 г. N 246"Об утверждении региональной целевой Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2007 годы"

            Закон утвердил региональную целевую Программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2007 годы"

Основанием для разработки Программы стали  - Федеральный закон от  8  января  1998  года  N  3-ФЗ  "О наркотических средствах и психотропных веществах" и постановление Правительства Российской Федерации  от  23   января 2002 года N 44 "О федеральной  целевой  программе  "Комплексные   меры   противодействия    злоупотреблению     наркотиками  и  их  незаконному  обороту  на   2002-2004   годы"

Цели Программы - обеспечение   условий    для    приостановления  роста   злоупотреблений наркотиками и  их  незаконного  оборота, поэтапное  сокращение   распространения   наркомании   и  связанных   с   ней   преступности   и   правонарушений, совершенствование   системы   профилактики   потребления     наркотиков  различными  категориями  населения,   прежде    всего, молодежью и несовершеннолетними

          Задачи  Программы:

 - определение  масштабов  распространения   наркомании   в области;

- создание, поддержка и развитие системы государственной и   негосударственной деятельности  в  области  профилактики     наркозависимости и антинаркотической пропаганды;

- создание      областной      информационно-аналитической    справочной базы данных по проблемам наркозависимости;

- целенаправленный   поиск   и   привлечение    источников    внебюджетного финансирования, в  том  числе  со  стороны     стран Европейского сообщества;

 - совершенствование   системы   профилактики   потребления     наркотиков  различными  категориями  населения,   прежде    всего, молодежью и несовершеннолетними;

 - совершенствование системы лечения  и  реабилитации  лиц, допускающих не медицинское потребление наркотиков;

- проведение   учебно-образовательной   деятельности    по   проблемам   наркозависимости   среди   специалистов    и    населения области;

- развитие     системы     правоохранительных     органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков;

 - активизация  работы   по   противодействию   незаконному   обороту  наркотиков  и  предупреждению  преступлений   и    правонарушений, связанных с наркотиками

Исполнители основных мероприятий Программы   - Управление   здравоохранения   администрации    области, Управление внутренних дел Калининградской области (УВД),

управление труда и  социального  развития  администрации области, управление образования  администрации  области, комитет по информации, печати и связям с общественностью, администрации области, комитет по физической культуре  и    спорту администрации области, комитет по делам  молодежи   администрации области, управление культуры администрации

области, комиссия по делам несовершеннолетних  и  защите   их прав при администрации области (КДН),  управление  по  взаимодействию с территориальными  органами  федеральных

органов государственной  власти  администрации  области, органы местного самоуправления Калининградской  области, Западное Управление внутренних  дел  на  транспорте  МВД Российской  Федерации  (ЗУВД),  Управление   Федеральной   Службы Безопасности России  по  Калининградской  области  (УФСБ);    Калининградское    региональное    управление

            Федеральной  пограничной  службы   России   (КРУ   ФПС), Управление  исполнения  наказаний  Министерства  юстиции     Российской Федерации (УИН); Калининградский  юридический   институт   МВД   Российской   Федерации    (КЮИ    МВД), Территориально   обособленная   часть   Северо-Западного   таможенного управления (ТОЧ СЗТУ),  профильные  комитеты   Калининградской областной Думы.

Система организации контроля за исполнением Программы: Контроль за исполнением Программы осуществляют: в части мероприятий по обеспечению контроля за оборотом наркотических средств и пресечению незаконного оборота наркотиков - областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и УВД Калининградской области, которые запрашивают ответственных исполнителей о ходе реализации Программы; в части лечебных и профилактических мероприятий - областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и управление здравоохранения администрации области. Исполнители Программы ежегодно представляют обобщенные отчеты о ходе работы по Программе в областную межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Ожидаемые результаты реализации Программы: Реализация Программы позволит: определить фактические масштабы распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества; снизить рост наркозависимости населения области, особенно в среде подростков и молодежи, развить областную сеть центров профилактики и антинаркотического просвещения, оснастить областной наркологический диспансер современным оборудованием; внедрить научно-обоснованные программы профилактики и лечения наркомании, реабилитации больных наркоманией; создать единые информационно-справочные и учебно-методические службы профилактики наркозависимости, активизировать наркологическую помощь населению Калининградской области, повысить качество информирования населения Калининградской области и специалистов о наркозависимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.