Рефераты. Определение темперамента с помощью методик тестирования. Методика тестирования на выявление темперам...






92. Я чувствую в себе избыток физических сил.

93. Движения моих рук быстры и стремительны.

94. Я свободно чувствую себя в большой компании.

95. Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.

96. Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.

97. Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.

98. Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.

99. В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.

100. Я считаю себя мастером на все руки.

101. Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.

102. Я довольно быстро выполняю физическую работу.

103. Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.

104. Я быстро читаю вслух.

105. Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овла­дения интересующим меня ремеслом.

106. Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возмож­ных ошибок.

107. Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.

108. Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).

109. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.

110. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.

111. Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.

112. В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.

113. Я предпочитаю подумать, взвесить и лишь потом высказаться.

114. На вечеринках и в компаниях я держусь обособленно.

115. Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.

116. В компании я обычно начинаю разговор первым.

117. Я легко воспринимаю быструю речь.

118. У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.

119. Я быстро решаю головоломки.

120. Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.

121. Я иногда сплетничаю.

122. Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.

123. Мне нравится быстро говорить.

124. Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю не­которое волнение.

125. Я люблю бывать в больших компаниях.

126. Я не стараюсь избегать конфликтов.

127. Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.

128. Мне приятны быстрые движения.

129. Я люблю уединение.

130. Мне легко настроиться на выполнение нового задания.

131. Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими руками.

132. Я считаю себя физически сильным человеком.

133. Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллектуальных сил.

134. Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.

135. Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.

136. Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.

137. Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.

138. Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, об­ходятся со мной хуже, чем следовало бы.

139. Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.

140. Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.

141. В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.

142. Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.

143. Я люблю много читать.

144. Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.

145. Многие считают, что я — довольно сообразительный человек.

146. В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.

147. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.

148. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.

149. Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.

150. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.


Указания по обработке. Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используют ключи. Вначале необходимо перекодировать неко­торые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. При обследовании больших массивов испытуе­мых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Получен­ная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кро­ме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 и больше баллов, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.


Ключи к шкалам.


ШКАЛА

ПУНКТЫ

Эргичность психомоторная (ЭРТ)

1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132

Эргичность интеллектуальная (ЭРИ)

3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*. 139, 143

Эргичность коммуникативная (ЭРК)

7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*

Пластичность психомоторная (ПМ)

11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131*

Пластичность интеллектуальная

2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149

Пластичность коммуникативная (ПК)

15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113* 116, 134, 135

Скорость психомоторная (СМ)

16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*

Скорость интеллектуальная (СИ)

5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145

Скорость коммуникативная (СК)

20-. 50-. 57. 71. 81-. 85. 88* 9Г. 104. 117. 123. 137*

Эмоциональность психомоторная (Эмi)

22, 24, 52, 55,73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144

Эмоциональность интеллектуальная (314)

6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147

Эмоциональность коммуникативная (314)

26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148

Контрольная шкала (КШ)

29, 34, 42*, 86*. 121*, 150*


* пункты, требующие перекодирования (1 - 4) (2 - 3) (3-2) (4-1).

 

Низкие значения

(26-34 балла)

Средние значения

(35-48 баллов)

Высокие значения

(12-25 баллов)

ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА

Эргичность (ЭРМ)

Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность

Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, cредневыраженное стремление к физическому напряже­нию, средняя мышечная работоспособность

Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомо­торной активности, жажда пси­хомоторной деятельности, постоянное стремление к физиче­скому труду, избыток физиче­ских сил, высокая мышечная работоспособность

Пластичность (ПМ)

Повышеная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений

Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различ­ным видам ручного труда

Высокая гибкость при переключении с одних форм двигатель­ной активности на другие, высо­кое стремление к разнообразным способам физической деятель­ности, плавность движений

Скорость (СМ)

Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигатель­ных операций при выполнении ручного труда

Средняя скорость моторно-двигательных операций

Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности

Эмоциональность (ЭМ)

Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению меж­ду задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спо­койствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или пло­хого выполнения физической работы

Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпаде­нию задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе

Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхожде­ния между ожидаемым и реаль­ным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполно­ценности продукта физической работы

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

Эргичность (ЭРИ)

Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной дея­тельностью, узкий круг интел­лектуальных интересов

Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к дея­тельности, связанной с умствен­ным напряжением

Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обуче­нию, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения

Пластичность (ПИ)

Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстракт­ных задач

Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной дея­тельности

Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем

Скорость (СИ)

Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуще­ствлении интеллектуальной де­ятельности

Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности

Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности

Эмоциональность (ЭМ)

Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между ожидаемым и реальным резуль­татом действия при выполне­нии умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интел­лектуальной деятельностью, спо­койствие, уверенность в себе

Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей ум­ственного напряжения

Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхожде­ния между ожидаемым и реаль­ным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением

КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА

Эргичность (ЭРК)

Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от со­циальных мероприятий, замкну­тость

Нормальнаяя потребность в общении, «средний» круг контак­тов, средневыраженное стрем­ление к установлению новых знакомств, средняя степень об­щительности

Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству

Пластичность (ПК)

Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумы­вание своих поступков в процес­се социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникатив­ных программ

Нормальнаяя готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам

Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникатив­ных программ

Скорость (СК)

Низкая речевая активность, мед­ленная вербализация, речевая заторможенность

Обычная скорость речевой активности и вербализации

Легкая плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности

Эмоциональность (ЭК)

Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми

Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к от­тенкам межличностных отноше­ний; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия

Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в об­щении, ощущение постоянного беспокойства в процессе соци­ального взаимодействия; неуве­ренность, раздражительность в ситуации общения

Контрольная шкала (КШ). Контрольная шкала варьирует от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испыту­емые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испыту­емые с высокими значениями по данной шкале (18-24 баллов) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стре­мятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.


Индексы и типы. Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не толь­ко значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динами­ческих свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных свя­зей между шкалами ОФДСИ, В.М. Русалов предлагает выделять 6 наиболее важных индек­сов формально-динамических свойств человека.


1. Индекс психомоторной активности (ИП) равен сумме баллов активностных шкал в пси­хомоторной сфере.

ИПА - ЭРМ + ИТ + СМ.

ИПА варьирует 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.

2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.

ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ.

ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.

3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.

ИКА = ЭРК + ПК + СК.

ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.

4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.

ИОА = ИПА + ИИА + ИКА.

ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 ± 36, т. е. от 234 до 306.

5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сфе­рах.

ИОА - ЭТ + ЭИ + ЭК.

Среднее значение (норма) равно 90 + 12, т. е. от 78 до 102.

6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей ак­тивности и индексом общей эмоциональности.

ИОАД - ИОА - ИОЭ.

Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 ± 48 т. е. от 132 до 228.


На основании вышеприведенных индексов, в принципе можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента. Классификация этих типов — дело будущих иссле­дований, считает автор методики. Однако уже сейчас можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.


Дифференциальные типы. Для вычисления дифференциального типа темперамента в определенной сфере поведения нужно на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.


Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т. е. активность выше 102, а эмоциональ­ность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствую­щей сфере.

Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т. е. активность меньше 70, а эмоцио­нальность — меньше 26, то данный испытуемый — «флегматик».

Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т. е. выше 102), а эмоциональ­ность — ниже нормы (т. е. ниже 26), то этот испытуемый — «сангвиник».

Тип 4. Если активность меньше нормы (т. е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы (т. е. больше 34), то испытуемый — «меланхолик» в соответствующей сфере.

Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмо­циональности его значения ниже нормы (т. е. меньше 26), данный испытуемый принад­лежит к «смешанному низкоэмоциональному типу».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.