Рефераты. Организационная структура государственного управления Республики Беларусь






Правительство Республики Беларусь:

·                    руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

·                    разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

·                    разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

·                    обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

·                    принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

·                    выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

·                    обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

·                    отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

·                    осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [12,с.47].

Совет Министров обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами, Совет Министров организует разработку проектов законов Республики Беларусь.

С согласия Президента Правительство вправе требовать от Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания принятия решения путем голосования в целом за весь внесенный Правительством проект или часть его с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. Совет Министров по поручению Президента может требовать принятия Палатой представителей Национального собрания окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной в соответствии с Конституцией, вследствие отклонения Советом Республики Национального собрания законопроекта не принят согласованный текст законопроекта.

Совет Министров в порядке, определенном законодательством, представляет в палаты Национального собрания и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства. Премьер-министр и другие члены Совета Министров имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики и их органов, выступать на этих заседаниях вне очереди, а также обязаны отвечать на специальных заседаниях палат Национального собрания на вопросы депутатов, а также в установленном порядке – на их запросы.

Совет Министров взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь и по другим вопросам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

Совет Министров в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством определяет вместе с местными Советами депутатов степень и порядок их участия в выполнении общегосударственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения этих Советов [13,с.75].

В области отношений с местными исполнительными и распорядительными органами Совет Министров руководит их деятельностью по вопросам, входящим в его компетенцию; организует контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, получает и заслушивает по этим вопросам их отчеты и информацию, принимает соответствующие решения; реализует в соответствии с законодательством ряд других полномочий.


2.2. Структура государственного управления Республики Беларусь


Наиболее четко рассмотреть особенности структуры государственного управления РБ можно при помощи схемы.


Рассмотрим основные особенности оптимизации органов государственного управления, принятые в нормативных документах (указах президента) Республики Беларусь.

В целях оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Конституции Республики Беларусь:

1. Установить, что:

1.1. в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:

·                    министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления;

·                    объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее – государственные организации);

1.2. председатели государственных комитетов по статусу являются министрами;

1.3. министерства, государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, – Советом Министров Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь;

1.4. в центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Положения о департаментах утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

1.5. министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь;

1.6. положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном таможенном комитете, Государственном военно-промышленном комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь, положения об иных министерствах, государственных комитетах – Советом Министров Республики Беларусь;

1.7. министры, председатели государственных комитетов, заместители Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного комитета пограничных войск, Председателя Государственного таможенного комитета, Председателя Государственного военно-промышленного комитета назначаются Президентом Республики Беларусь, заместители иных министров, председателей государственных комитетов, руководители департаментов – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

1.8. в состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

1.9. постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.

2. Учредить должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, который подчиняется Правительству Республики Беларусь.

Для обеспечения его деятельности создается аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

3. Присоединить:

Государственный комитет по авиации к Министерству транспорта и коммуникаций;

Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству финансов;

Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству юстиции;

Комитет по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь и Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству по чрезвычайным ситуациям.

4. Создать:

4.1. Государственный комитет по имуществу путем присоединения фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь;

4.2. Государственный комитет по стандартизации путем слияния Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь и департамента государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства;

4.3. департаменты:

·                    в Министерстве иностранных дел – внешнеэкономической деятельности;

·                    в Министерстве по чрезвычайным ситуациям – по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также по материальным резервам;

·                    в Министерстве спорта и туризма – по туризму;

·                    в Министерстве транспорта и коммуникаций – по авиации;

·                    в Министерстве финансов – по ценным бумагам;

·                    в Министерстве юстиции – по архивам и делопроизводству;

·                    в Государственном комитете по имуществу – фонд государственного имущества;

·                    в Государственном комитете по стандартизации – по энергоэффективности, а также контроля и надзора за строительством.

5. Подчинить:

Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения – Совету Министров Республики Беларусь;

Белорусскую железную дорогу – Министерству транспорта и коммуникаций.

6. Ликвидировать Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления (концерн «Белместпром»).

7. Возложить функции:

·                    на Государственный комитет по имуществу – проведения единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведения соответствующих кадастров и реестров, сохранив за Министерством экономики функции по выработке государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации;

·                    на Государственный комитет по стандартизации – проведения единой государственной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации, по техническому нормированию, стандартизации, надзору в строительстве и контролю соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также функции государственного управления в области энергоэффективности, осуществления надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;

·                    на Министерство экономики – утверждения индекса цен в строительстве и контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании в строительстве;

·                    на Министерство торговли – координации создания товаропроводящей сети за рубежом, внешнеторговой деятельности, нетарифного регулирования.

8. Определить, что:

·                    территориальные органы реорганизованных республиканских органов государственного управления и фонда государственного имущества входят в систему соответствующего республиканского органа государственного управления, к которому переходят функции таких реорганизованных органов управления;

·                    структура министерств, государственных комитетов и перечень подчиненных им государственных организаций определяются Советом Министров Республики Беларусь.

9. Возложить на Аппарат Совета Министров Республики Беларусь функции организации и контроля исполнения принимаемых Правительством Республики Беларусь решений.

10. Утвердить прилагаемые:

·                    перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

·                    перечень департаментов с правами юридического лица в центральных аппаратах государственных органов.

11. До приведения законодательства в соответствие с настоящим Указом правовые акты Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и иных государственных органов действуют в части, не противоречащей настоящему Указу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Организационная структура государственного управления – это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируются многие социальные и организационные качества государства.

Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.

Построение организационной структуры государственного управления: Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.

Организационная структура государственного управления – это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируются многие социальные и организационные качества государства.

Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: органы исполнительной власти и органы власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.

Построение организационной структуры государственного управления: Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.       Агудов В. В. Место и функции «структуры» в системе категорий материалистической диалектики. - М., 1979.

2.       Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М., 1980,

3.       Антонова Н.Б., Захарова Л.М, Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

4.       Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд.2-е, дополн. – М.: Омега-Л, 2004.

5.       Бахрах Д. Н. Организационные структуры государственного управления /Д. Н. Бахрах. //Правоведение. - 1981. – № 6. – С. 27 – 36

6.       Вишняков В. Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. - М., 1972.

7.       Забелов СМ., Забелов П.С. Правовое регулирование государственного управления: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

8.       Закон Республики Беларусь "О Совете Министров Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями). - Мн.: 2006.

9.       Манохин В. М. Порядок формирования органов государственного управления. - М., 1963.

10.   Манохин В. М. С учетом отраслевого и территориального принципов. // Советское государство и право, 1979. № 10. С. 21–30.

11.   Марков М. Теория социального управления. - М., 1978.

12.   Научные основы государственного управления в СССР. - М., 1968.

13.   Основы европейской хартии местного самуправления: методическое пособие для высших учебных заведений. – 2 изд., перераб. и доп. /Под ред. В.А. Черникова. – М., 2000.

14.   Петров Г. И. Советское административное право. Общая часть. СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.

15.   Политико-административные отношения: кто стоит у власти? /Под ред. Тони Верхейна. Пер. с англ. – М.: "Права человека", 2001.

16.   Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: "Юрист", 2003.

17.   Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.: "Юрист", 2001.

18.   Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М.: Издательский дом "Артикул", 1997.

19.   Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1999.

20.   Яковлев Г. С. Аппарат управления: принципы организации. - М., 1974.

21.   Ямпольская Ц. А. Органы советского государственного управления современный период. - М., 1954.

22.   Указ Президента Республики Беларусь от 11 октября 2001 г. № 578 «О внесении дополнения и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 97, 1/3117).

23.   Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 92, 1/3078).

24.   Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2001 г. № 707 «О Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 112, 1/3270).

25.   Указ Президента Республики Беларусь от 3 июня 2002 г. № 282 «О некоторых вопросах совершенствования системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 65, 1/3731).

26.   Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.